«Особенности организации и проведения конкурсных программ на базе районного центра дополнительного образования»
материал

Саражакова Юлия Эдуардовна

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления эффективных особенностей организации и проведения конкурсных мероприятий, которые могут значительно повысить их привлекательность и результативность. Конкурсы не только способствуют развитию профессиональных навыков, но и формируют у участников уверенность в своих силах, что в свою очередь влияет на их дальнейшую образовательную и карьерную траекторию. В условиях растущей конкуренции на рынке труда, умение выделяться и демонстрировать свои достижения становится важным аспектом успешной самореализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности организации и проведения конкурсных программ на базе районного центра дополнительного образования»

Актуальность темы исследования: Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления эффективных особенностей организации и проведения конкурсных мероприятий, которые могут значительно повысить их привлекательность и результативность. Конкурсы не только способствуют развитию профессиональных навыков, но и формируют у участников уверенность в своих силах, что в свою очередь влияет на их дальнейшую образовательную и карьерную траекторию. В условиях растущей конкуренции на рынке труда, умение выделяться и демонстрировать свои достижения становится важным аспектом успешной самореализации.

Степень разработанность проблемы: Конкурсные программы в системе дополнительного образования играют важную роль в формировании творческих способностей и социальной активности обучающихся. Районные центры дополнительного образования, как ключевые элементы образовательной инфраструктуры, предоставляют уникальные возможности для реализации конкурсных мероприятий, которые способствуют не только развитию индивидуальных навыков, но и формированию коллективного духа, сотрудничества и взаимопомощи среди участников. В условиях современного общества, где акцент на творческое развитие и личностный рост становится все более актуальным, исследование особенностей организации и проведения конкурсных программ приобретает особую значимость.

К первой группе относятся теоретические основы организации конкурсов в системе дополнительного образования. Вторую группу составляет практический опыт организации конкурсов в районном центре дополнительного образования.

В рамках первой группы выделены следующие направления работ исследования, связанные с изучением характеристики, видов и направления деятельности дополнительного образования, а также конкурсы как направление деятельности дополнительного образования.

В качестве базовых исследований, раскрывающие проблемы конкурсов как направление деятельности, автором рассмотрены труды таких, как С.И. Ожегов, А.А. Бельчусов, С.В. Андреева, А.Д. Жарков, И.Н. Иванченко, Д.Н. Ушаков теории развития системы дополнительного образования детей и различные её подходы, представленные в работах М. С. Кагана, Э. Г. Юдина, Н. Н. Ярошенко; современные образовательные технологии дополнительного образования, описанные в трудах О. Н. Борисовой, Л. А. Карасева, В. А. Кунтыша; различные аспекты профессиональной компетентности педагога и личности в рамках психолого-педагогического подхода, представленные в работах С. В. Баныкина, Т. Е. Егорова, Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева, Л. М. Митина, Б. Й. Хасана и других.

В современном российском обществе дополнительное образование является неотъемлемой частью образовательной системы. Социологи изучают образование в целом и дополнительное - в частности, так как оно выполняет важные общественные и социокультурные функции.

Система дополнительного образования в России представляет собой важный компонент образовательного процесса, который направлен на всестороннее развитие детей и подростков. В рамках этой системы конкурсы занимают особое место, выступая не только как форма организации досуга, но и как мощный инструмент для мотивации детей к самореализации и развитию их творческих способностей. Конкурсы, проводимые в различных областях  от искусства до науки и технологий способствуют формированию у детей представлений о собственных интересах и целях.

Конкурс  всегда состязание, столкновение, борьба; оживление и проявление инициативы, выдумки и изобретательности; проявление массовости и мастерства, демонстрация лучших качеств участников, их знаний, умений и навыков. Конкурс - исключительно вариативная форма, используемая в самых неожиданных ситуациях, возникающих в процессе культурно-досуговой деятельности. Конкурс имеет свои правила и условия, зафиксированные в «Положении о конкурсе».

Таким образом, дополнительное образование сегодня – это важная часть в жизни многих детей, в которой они реализуют свои интересы, развивают способности и умения, готовятся к переходу между различными образовательными ступенями. Все это делает дополнительное образование детей неотъемлемой частью образовательной системы и определяет его важное место в развитии всего российского общества, повышения уровня трудового и личностного потенциала общества.

В рамках второй группы составляют литературные источники А.В.Москвина, Л.А.Кочемасова, Е.В.Каменская, И.А. Толокнова, Л.Е. Осипенко, О.А. Айгунова, Л.В.Гудзь, Л.В. Дмитриева и др.

Объектом исследования является теоретические основы организации конкурсов в системе дополнительного образования.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности организации и проведения конкурсных программ на базе районного центра дополнительного образования.

Достижение поставленной цели обеспеченно решением следующих задач исследования

  1. Рассмотреть характеристику, виды и направления деятельности дополнительного образования;
  2. Изучить конкурсы как направления деятельности в системе дополнительного образования;
  3. Проанализировать практический опыт организации и проведения конкурсов РЦДО Республики Хакасия;
  4. Разработать рекомендации по организации эффективных конкурсов.

Методология исследования. Теоретическое изучение литературы и документов, использование Интернет-ресурсов, анализ, сравнение, обобщение; эмпирические (наблюдение, тестирование, практическая работа).

Практическая значимость заключается в том, что материалы будут применены при организации и проведении конкурсных программ на базе районного центра дополнительного образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, показана степень ее разработанности, определен научный аппарат и представлены задачи исследования, методологическая основа и  база источников, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе – «Теоретические основы организации конкурсов в системе дополнительного образования» рассмотрено дополнительное образование характеристика, виды и направления деятельности.

Рассмотрены конкурсы как направления деятельности в системе дополнительного образования.

Во второй главе  «Практический опыт организации конкурсов в районом центре дополнительного образования» рассмотрен опыт организации и проведения конкурсов РЦДО Республики Хакасия, и представлены разработки муниципальных конкурсов исследовательских работ.

В заключении сформулированы выводы, отражающие главные результаты исследования.

Выполнила: Саражакова Юлия Эдуардовна.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению соревнований по юношескому автомногоборью (для педагогов дополнительного образования детей (тренеров-преподавателей)

Методические рекомендации по  организации и проведению соревнований   могут быть полезны администраторам образовательных учреждений для ознакомления с порядком эффективной работы при пр...

Электронная газета выпуск №7 Дополнительное образование в районе(кружки в Центре дополнительного образования для детей Ельниковского района)

В современном обществе все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ МБОУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. КЕМЕРОВО

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших...

Опыт организации профориентационной работы на базе Ресурсного центра технологического образования, МБОУ СОШ № 7

В данной публикации представлен опыт организации профориентационной работы на базе Ресурсного центра технологического образования, МБОУ СОШ № 7...

Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Доклад «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Лучик» в МБУДО «Центр дополнительного образования ...