Креативное мышление
рабочая программа (10 класс)
Креативность – это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее.
Е. Торренс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития креативности у подростков
Составитель:
ученица 11 «В» класса
Ашуркова Екатерина
2024г.
Креативность – это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее.
Е. Торренс
Пояснительная записка.
Актуальность. Развивать творческие мысли и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В подростковом возрасте развитие творческого мышления напрямую зависит от когнитивной активности и стремления к саморазвитию школьника, поэтому важно, что бы он имел возможность реализовать свой творческий потенциал и самореализовался как личность.
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, многие авторы называют его критическим (Л. Выготский, Д. Эльконин, Л. Божович, И. Кон и др.). Также это тот возрастной период, когда интенсивно развиваются познавательные процессы (становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переход к абстрактному, теоретическому мышлению, развитие гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможность строить умозаключения). Однако, для того, чтобы развитие не было односторонним, наряду с логическим мышлением, необходимо развивать и креативность.
Именно в подростковом возрасте происходит качественная перестройка всех структур личности, возникают и формируются новые психологические образования. В этот возрастной период формируется «специализированное» творческое мышление: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению образа - Я, подростковый возраст можно считать наиболее оптимальным для развития творческого мышления и креативности.
Методологическая основа.
В основе программы лежит концепция одаренности Дж. Гилфорда и концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса.
Дж. Гилфорд находит несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделяя три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов. В основе классификации интеллектуальных факторов первого блока («операции») - выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей (факторов):
1. Познание - восприятие и понимание предъявляемого материала;
2. Память - запоминание и воспроизведение информации;
3. Конвергентное мышление - логическое, последовательное однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ;
4.Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов;
5. Оценка - суждение о правильности заданной ситуации.
Дж. Гилфорд ввел такие понятия как «дивергентное мышление» и «креативность». Он утверждает, что «творческий потенциал может быть рассмотрен как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению». В основе его концепции заложено принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.
Дж. Гилфорд полагал, что операция дивергенции основа креативности, которую разъяснял как тип мышления, шагающего в различных направлениях. Главные признаки дивергентного мышления таковы: способность знать проблему; генерализованная чувствительность, чуткость к восприятию дефектов, нехватающих элементов, к дисгармонии (обостренная реакция на них); дивергентность мышления (многообразие вариантов); гибкость мышления (переключаемость на самые различные задачи); быстрота, число идей в единицу времени; богатство фантазии; сформированное творческое воображение.
Развитие креативности является главной задачей метода развивающего дискомфорта. Наблюдения и многочисленные исследования психологов показывают, что в обычной школе одаренный ребенок существует в двух состояниях: в условиях разрушающего дискомфорта (в школе), с одной стороны, и в условиях высокого познавательного комфорта - все понятно и интересно - (дома, в кружках и студиях), с другой. Именно это причины приводят к тому, что у многих учащихся при высоком интеллекте творческие способности отсутствуют.
Цель программы: повышение уровня творческого (креативного) мышления у обучающихся профильных классов.
Задачи программы:
- Развитие качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления и воображения;
- Повышение уверенности детей в себе и в своих способностях.
Необходимые ресурсы:
- Литература, интернет.
- Бумага А4, маркеры, магниты, ватманы 10 шт., цветные карандаши -14 пачек.
Партнеры: Педагог-психолог, социальный педагог, советник по воспитательной работе.
Методы:
- Диагностика критерия эффективности
- Тренинговые упражнения, тестирование
- Методы математической обработки данных
Целевая аудитория: программа рассчитана на детей 16-17 лет.
Количество участников: 8-10 человек.
Продолжительность занятий: 40 минут, 1 раз в неделю.
Срок реализации программы: 6 недель, 2 четверть (ноябрь-декабрь)
Форма организации занятий: в процессе реализации программы
будет использована групповая работа, работа в парах,
индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
- Развитие уровня креативности у обучающихся профильных классов;
- Повышение уверенности подростков в себе и в своих способностях;
- Повышение результатов учащихся по предметным областям, требующим навыка решения творческих задач;
- Коррекция результатов в сторону увеличения по сравнению с входной диагностикой.
Формат программы: Занятия состоят из организационного момента, основной части и заключения. Необходимо учитывать личностные особенности детей.
Структура программы. Программа включает в себя:
- -пояснительную записку;
- -тематическое планирование;
- -конспекты занятий;
- -SWOT анализ.
Тематический план:
Тема занятия | Структура занятия |
Занятие 1. «Будем знакомы!» Взаимосвязь участников, педагога психолога и помощника. |
|
Занятие 2. Знакомство с миром креативности и творческих возможностей. |
«Что такое креативность»
|
Занятие 3. Творчество как стиль жизни. |
|
Занятие 4. Творим своими руками. |
|
Занятие 5. Воображение и выразительность. |
|
Занятие 6. Целостная картина своей личности. | Тренинг: закрепление пройденного и повтор упражнений, вызвавших затруднения |
Всего 6 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...
Формирование креативного мышления на уроках географии.
Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии....

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»
Мастер-классМетодический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...
Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день
Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО
Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...
Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся
Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

