Креативное мышление
рабочая программа (10 класс)

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Креативность – это значит копать глубже,

смотреть   лучше,     исправлять  ошибки,

беседовать   с   кошкой,   нырять   в   глубину,

проходить  сквозь  стены,  зажигать  солнце,

строить   замок   на  песке,  приветствовать будущее.

Е. Торренс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-razvitie_kreativnosti_v_podrostkovom_vozraste.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\учитель\Desktop\WhatsApp Image 2024-02-13 at 13.37.43.jpeg

Программа развития креативности у подростков

Составитель: 

ученица 11 «В» класса

Ашуркова Екатерина

2024г.

Креативность – это значит копать глубже,

смотреть         лучше,     исправлять  ошибки,

беседовать   с   кошкой,   нырять   в   глубину,

проходить  сквозь  стены,  зажигать  солнце,

строить   замок   на  песке,  приветствовать будущее.

Е. Торренс

Пояснительная записка.

Актуальность. Развивать творческие мысли и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В подростковом возрасте развитие творческого мышления напрямую зависит от когнитивной активности и стремления к саморазвитию школьника, поэтому важно, что бы он имел возможность реализовать свой творческий потенциал и самореализовался как личность. 

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития, многие авторы называют его критическим (Л. Выготский, Д. Эльконин, Л. Божович, И. Кон и др.). Также это тот возрастной период, когда интенсивно развиваются познавательные процессы (становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переход к абстрактному, теоретическому мышлению, развитие гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможность строить умозаключения).  Однако, для того, чтобы развитие не было односторонним, наряду с логическим мышлением, необходимо развивать и креативность. 

Именно в подростковом возрасте происходит качественная перестройка всех структур личности, возникают и формируются новые психологические образования. В этот возрастной  период формируется «специализированное» творческое мышление: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее дополнение и альтернатива. Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению образа - Я, подростковый возраст можно считать наиболее оптимальным для развития творческого мышления и креативности.

Методологическая основа. 

В основе программы лежит концепция одаренности Дж. Гилфорда и концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. 

Дж. Гилфорд находит несколько общих фундаментальных оснований для многочисленных реальных проявлений интеллекта и на этой основе классифицирует их, выделяя три фундаментальных способа объединения интеллектуальных факторов. В основе классификации интеллектуальных факторов первого блока («операции») - выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Этот подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей (факторов):

1. Познание - восприятие и понимание предъявляемого материала;

2. Память - запоминание и воспроизведение информации;

3. Конвергентное мышление - логическое, последовательное однонаправленное мышление, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ;

4.Дивергентное мышление - альтернативное, отступающее от логики, проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов;

5. Оценка - суждение о правильности заданной ситуации.

Дж. Гилфорд ввел такие понятия как «дивергентное мышление» и «креативность». Он утверждает, что «творческий потенциал может быть рассмотрен как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению». В основе его концепции заложено принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. 

Дж. Гилфорд полагал, что операция дивергенции основа креативности, которую разъяснял как тип мышления, шагающего в различных направлениях. Главные признаки дивергентного мышления таковы: способность знать проблему; генерализованная чувствительность, чуткость к восприятию дефектов, нехватающих элементов, к дисгармонии (обостренная реакция на них); дивергентность мышления (многообразие вариантов); гибкость мышления (переключаемость на самые различные задачи); быстрота, число идей в единицу времени; богатство фантазии; сформированное творческое воображение.

Развитие креативности является главной задачей метода развивающего дискомфорта. Наблюдения и многочисленные исследования психологов показывают, что в обычной школе одаренный ребенок существует в двух состояниях: в условиях разрушающего дискомфорта (в школе), с одной стороны, и в условиях высокого познавательного комфорта - все понятно и интересно - (дома, в кружках и студиях), с другой. Именно это причины приводят к тому, что у многих учащихся при высоком интеллекте творческие способности отсутствуют.

Цель программы: повышение уровня творческого (креативного) мышления у обучающихся профильных классов.

Задачи программы: 

  • Развитие качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления и воображения;
  • Повышение уверенности детей в себе и в своих способностях.

Необходимые ресурсы:

  • Литература, интернет.
  • Бумага А4, маркеры, магниты, ватманы 10 шт., цветные карандаши -14 пачек.

         Партнеры: Педагог-психолог, социальный педагог, советник по воспитательной работе.

Методы:

  • Диагностика критерия эффективности
  • Тренинговые упражнения, тестирование
  • Методы математической обработки данных

Целевая аудитория: программа рассчитана на детей 16-17 лет.  

Количество участников: 8-10 человек. 

  Продолжительность занятий: 40 минут, 1 раз в неделю.

  Срок реализации программы: 6 недель, 2 четверть (ноябрь-декабрь)

Форма организации занятий: в процессе реализации программы

 будет использована групповая работа, работа в парах,

индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты 

  • Развитие уровня креативности у обучающихся профильных классов;
  • Повышение уверенности подростков  в себе и в своих способностях;
  • Повышение результатов учащихся по предметным областям, требующим навыка решения творческих задач;
  • Коррекция результатов в сторону увеличения по сравнению с входной диагностикой.

Формат программы: Занятия состоят из организационного момента, основной части и заключения. Необходимо учитывать личностные особенности детей.

Структура программы. Программа включает в себя:

  • -пояснительную записку;
  • -тематическое планирование;
  • -конспекты занятий;
  • -SWOT анализ.

                       Тематический план:

Тема занятия

Структура занятия

Занятие 1.

«Будем знакомы!»

Взаимосвязь участников,  педагога психолога  и помощника.

  1. Правила нашей группы
  2. Упражнение - Что я умею?
  3. Рефлексия

Занятие 2.

Знакомство с миром креативности и творческих возможностей.

  1. Мини-лекция

«Что такое креативность»

  1. Опросник креативности Дж. Рензулл (в адаптации Е.Е. Туник)
  2. Обратная связь.

Занятие 3.

Творчество как стиль жизни.

  1. Тренинг «Глаза в глаза»
  2. Ролевая игра «Кто Я!»
  3. Рефлексия

Занятие 4.

Творим своими руками.

  1. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.
  2.  «Подарок» своими руками
  3. Рефлексия

Занятие 5.

Воображение и выразительность.

  1. Мозговой штурм
  2. Упражнение «Мое отражение в творчестве» - тест «Круги» Э. Вартега
  3. Рефлексия

Занятие 6.

Целостная картина своей личности.

Тренинг: закрепление пройденного и повтор упражнений, вызвавших затруднения

Всего 6 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

Формирование креативного мышления на уроках географии.

Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии....

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО

Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...