деятельностный подход в экологическом воспитании
статья по экологии по теме

Илёва Ольга Леонидовна

 Сегодня очевидно, что традиционный путь развития ведет к деградации природы и проблемам в современном обществе.  Для создания экологических ценностных ориентаций, развития критического, творческого мышления необходимо системное экологическое образование и воспитание,  наиболее подвижной формой которого являются дополнительное образование, внеклассная и внеурочная работа . В нашей школе в системе внеклассной работы младших школьников особое внимание уделяется организации экологических праздников, конкурсов, викторин, экскурсий.  Старшеклассники участвуют в геологических, краеведческих экспедициях (руководитель Илёва О.Л.), изучая геологические объекты, месторождения полезных ископаемых, собирая минералогический материал для школьного музея. Учащиеся нашей школы  более 10 лет занимаются учебно-исследовательской работой, выбирая темы биолого-экологической, геологической, природоохранной направленности, изучают биологическое разнообразие, влияние окружающей среды на здоровье.  Они успешно защищают свои работы на конференциях различного уровня – городских, областных и российских, занимая призовые места. С 2010 года школа сотрудничает с Дворцом пионеров и школьников им. Н.К.Крупской (г.Челябинск) , это позволило учащимся заниматься учебно-исследовательской работой в различных ВУЗах  г. Челябинска. На базе школы в 2010 году по договору с факультетом экологии ЧелГУ была создана секция НОУ "Экология".  Летом 2011 года из учащихся, проявивших интерес к исследовательской деятельности, был организован экологический отряд.   Для школьников была организована летняя экологическая  практика, которая повышает заинтересованность учащихся, т.к. происходит живое общение с природой, развивает экологическую компетентность, повышает уровень экологической грамотности.  Летом, участвуя в областной комплексной экспедиции, организованной Центром детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие», ребята представили на конкурс проект «Аллея Детства». По итогам конкурса школа сала победителем, а на полученные для реализации проекта  деньги и благотворительную помощь профкома ОАО "Птицефабрика Челябинская"закупили 20 саженцев лип, управление благоустройства города Копейска предоставило дополнительно еще 12 саженцев. «Аллея Детства - году Добрососедства!» - под таким лозунгом 1 октября 2011 года в поселке Октябрьском, несмотря на моросящий дождь, состоялось посадка лип «Аллеи Детства», в которой участвовали учащиеся школы, их родители, шефы птицефабрики, администрация поселка и руководящие лица г. Копейска. Каждый класс посадил свою липу, за которой будет ухаживать, каждый год первоклассники теперь будут высаживать липы, внося свой посильный вклад для улучшения экологического состояния поселка.Опыт участия школьников в организации и осуществлении таких социальных проектов повышает их гражданскую активность. Экологическое воспитание формирует ценностное отношение к природе, тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, с осознанием того, что от их посильных действий зависит окружающий мир и их здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы»

(ФГ БОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»)

Секция «Экологическая безопасность национальной системы образования»

Пленарное заседание г.Копейск 24.11.2011.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ИЛЁВА О. Л. МОУ СОШ № 2 г. Копейск

Сегодня очевидно, что традиционный путь развития ведет к деградации природы и проблемам в современном обществе. ХХI век ставит новые задачи, связанные с осмыслением проблем окружающего мира на основе интеграции экономических, социальных, экологических проблем в направлении повышения безопасности и культуры человека. Для создания экологических ценностных ориентаций, развития критического, творческого мышления необходимо системное экологическое образование и воспитание.

Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются на практике экологические нормы и требования. Важнейшее значение имеет формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества окружающей среды. Процесс экологического образования неразрывно связан с воспитанием экологически грамотного и культурного человека, важно принятие учащимися общечеловеческих ценностей, осознание влияния собственного образа жизни на судьбу будущих поколений, обретение навыков сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

Основное отличие экологического учебно-воспитательного процесса - формирование системного и критического мышления через реализацию деятельностного подхода, который включает методы школьного экологического мониторинга, игровые, исследовательские и проектные технологии. Дополнительное образование, внеклассная и внеурочная работа являются наиболее подвижной формой экологического образования и воспитания.

Учащиеся нашей школы более 10 лет занимаются учебно-исследовательской работой, выбирая темы биолого-экологической, геологической, природоохранной направленности, изучают биологическое разнообразие, влияние окружающей среды на здоровье, проводят химический анализ питьевой воды и открытых водоемов. С каждым годом увеличивается число учащихся и их руководителей, занимающихся научно-исследовательской работой. Они успешно защищают свои работы на конференциях различного уровня – городских, областных и российских, занимая призовые места. В 2010 году школа заключила договор о сотрудничестве с Дворцом пионеров и школьников им. Н.К. Крупской и  у старшеклассников появилась возможность заниматься исследовательской деятельностью в лабораториях различных ВУЗов г. Челябинска. Первые исследовательские навыки школьники приобретают еще в начальной школе, участвуют в городском конкурсе «Я – исследователь».

Особое внимание в системе внеклассной работы младших школьников уделяется организации экологических праздников, конкурсов и викторин – «Знатоки природы», Праздник осени, «Овощное шоу», конкурс агитбригад по здоровьесбережению, конкурс экологических плакатов и буклетов. Наши ребята уже 3 года в составе городской команды являются победителями областного экологического конкурса «Тропинка». Традиционные школьные экологические акции прививают навыки натуралистической работы и природоохранной деятельности, большое значение имеет их эмоциональное воздействие при участии в практических делах: изготовлении кормушек, поделок из природного материала, природоохранных плакатов, при уборке школьной территории. Общая цель конкурсов, праздников и массовых акций: привлечь школьников к решению экологических проблем, сформировать практико-деятельностный опыт, гражданскую и экологическую компетентность.

Одной из активных форм повышения экологической культуры, желания познавать окружающий мир являются экскурсии, которые так любят школьники младшего и среднего возраста - на страусиную ферму, конеферму, зоопарк. Ежегодно старшеклассники участвуют в туристических походах, летом 2011 года школьники участвовали в 5-дневном походе на хребет Нургуш (руководитель Коваленко Т.В), 3-дневный на Аракуль (руководитель Фандунц О.Г.) и в 4-дневном сплаве по реке Ай (руководитель Илёва О.Л.). Общение с природой при изучении родного края формирует экологическое мировоззрение, способствует воспитанию культурного поведения в природе, ведь каждый выход на природу сопровождается экологическими акциями. Вот уже 10 лет ребята нашей школы участвуют в геологических, краеведческих экспедициях (руководитель Илёва О.Л.), изучая геологические объекты, месторождения полезных ископаемых, собирая минералогический материал для школьного музея. С 2005 года школа сотрудничает с областным Центром детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие», ежегодно участвует в летних комплексных экспедициях, в которых проводятся полевые геологические, краеведческие, экологические практикумы по оценке состояния окружающей среды. Ребята исследуют состояние водных объектов, выявляют причины загрязнения, проводят гидрохимические и гидрометрические наблюдения, участвуют в экологических акциях.

В 2010 г. был заключен договор с факультетом экологии ЧелГУ о создании секции НОУ «Экология» на базе МОУ СОШ № 2. В школе были проведены лекционные занятия со школьниками 9 – 11 классов, а на базе факультета – практические семинары с участием студентов, аспирантов, учащихся школы. Школьники познакомились с научной деятельностью молодых ученых, с современными методами лабораторных исследований и картографирования. Из учащихся, проявивших интерес к исследовательской деятельности, был организован экологический отряд. Координатором совместного научно–исследовательского проекта по изучению экологического состояния акватории озера Синеглазово стал доцент кафедры природопользования к.т.н. Агеев С.Г. В подготовительный осенний период был собран материал по изучению данного объекта в архивах ЧелябинскНедра, литературных и Интернет-источниках. В зимний период проводилась снеговая съемка в окрестностях озера Синеглазово совместно с преподавателями и аспирантами ЧелГУ, весной проводились анализы химического состава талой снеговой воды. Такая конкретная научно-исследовательская работа способствует экологическому воспитанию, помогает в выборе профессии в природоохранной сфере деятельности. Летом для участников экологического отряда, к которым присоединились учащиеся 6-х классов, проводились практические занятия, направленные на развитие исследовательских навыков. Ребята составляли гербарий, определяли видовой состав растений окрестностей поселка Октябрьского, проводили забор пробы воды для определения химического состава, измеряли размеры и координаты водных объектов водостока озера Синеглазово, на территории пришкольного участка было высажено 10 сосенок. Экологическая летняя практика повышает заинтересованность учащихся естественными науками, т.к. происходит живое общение с природой, развивает экологическую компетентность, повышает уровень экологической грамотности.

Большое значение имеет экологическая практика, направленная на выполнение социально-значимых проектов. Важной чертой проектирования является его ориентированность на практическую реализацию, связанную с ресурсосбережением, охраной природы, с безопасностью и улучшением окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Поэтому в 2010 году в школе был организован конкурс проектов по здоровьесбережению, к которому ребята подошли творчески. Особенность проектной деятельности – рассмотрение экологических, социальных, экономических, культурных, правовых проблем повседневной жизни.

Летом, участвуя в областной комплексной экспедиции, организованной ЦДТЮиК «Наследие», ребята представили на конкурс проект «Аллея детства». По итогам конкурса школа стала победителем, а на деньги, полученные для реализации проекта и благотворительную помощь профкома ОАО «Птицефабрика Челябинская» закупили 20 саженцев лип, управление благоустройства города предоставило дополнительно еще 12 саженцев. В школе, на птицефабрике и в поселке были развешены плакаты о создании «Аллеи Детства», был проведен экологический десант по уборке территории на улицах поселка. «Аллея Детства - году Добрососедства!» - под таким лозунгом 1 октября 2011 года в поселке Октябрьском, несмотря на моросящий дождь, состоялось посадка лип «Аллеи Детства», в которой участвовали учащиеся школы, их родители, шефы птицефабрики, администрация поселка и руководящие лица г. Копейска. Каждый класс посадил свою липу, за которой будет ухаживать. Каждый год первоклассники теперь будут высаживать липы, внося свой посильный вклад для улучшения экологического состояния поселка. Важное условие проекта – поддержка детской инициативы и активное участие детей, родителей, представителей социума (шефы, СМИ, общественные и государственные организации, малый бизнес). Опыт участия школьников в организации и осуществлении таких социальных проектов повышает их гражданскую активность. В этом учебном году в школе продолжается сотрудничество с ДПиШ и ВУЗами г. Челябинска, изучение экологического состояния озера Синеглазово, совместно с учеными ЧелГУ, разноплановая работа экологического отряда, т.к. практическая деятельность дает реальный результат и способствует экологическому воспитанию учащихся.

Экологическое воспитание формирует ценностное отношение к природе, тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, с осознанием того, что от их посильных действий зависит окружающий мир и их здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях МБОУ СОШ №10 г. Ярцево

В статье рассматривается вожможность реализации компетентностного подхода в экологическом воспитании школьников....

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.Б. Шоу          В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализаци...

Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"

О современном подходе  к экологическому воспитанию  обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...

Системный подход к экологическому воспитанию школьников

Статья посвящена основным проблемам экологического воспитания обучающихся и спасобам их преодоления....