Лесной переполох
методическая разработка по экологии на тему

Черенева Надежда Владимировна

Игра по экологии ( биологии), которую можно провести на свежем воздухе в пришкольном ( или загородном) оздоровительном лагере, в выходной день, во время тематическх недель или просто можно использовать для проведения досуга детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лесной переполох - играka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Кировская область

Слободской район

конкурс  

«ПОДРОСТ»

номинация

«Программно-методические материалы»

разработка игры

  ЛЕСНОЙ ПЕРЕПОЛОХ
 

Составила и провела

учитель биологии

МОУ СОШ д. Денисовы

Слободского района

Черенева

НадеждаВладимировна

2009/2010 год

    Цель мероприятия:

углубить и обобщить знания о лесном сообществе, научить детей видеть мир вокруг себя, применять знания полученные на уроках, помочь детям и взрослым больше узнать о проблемах леса, о возможных последствиях загрязнения окружающей среды

Задачи: 

  1. Способствовать пониманию закономерностей и особенностей лесных сообществ;
  2.  воспитывать бережное отношение к природе, лесным богатствам;
  3.  стимулировать формирование нравственного опыта учащихся;
  4.  систематизировать и расширить знания учащихся в области экологии, активизировать познавательную деятельность и интерес .

Условия: От зрителей и участников потребуются знания в области ботаники, зоологии, экологии.

     Зрители должны знать:

  1. деревья, произрастающие в лесу, их морфологические особенности
  2. растения и животных , обитающих в лесном сообществе
  3. причины возникновения и приемы тушения лесных пожаров
  4. структуру лесных биоценозов
  5. народные приметы

 

 Игру можно провести в школе, летнем оздоровительном лагере, как мероприятие недели экологии.

Оборудование:

  1. костюмы  Берендея, Берёзки , Серого Волка, Бабы Яги, Землянички, Лесовичка ,Лешего, Лисички-сестрички, Мухомора.
  2. Гербарии растений разных отделов
  3. Тексты с заданиями
  4. пакеты с силуэтами деревьев
  5. жетоны (разноцветные)
  6. медали « Орден зеленой стрелы» « Медаль юного сурка» и т. д особо отличившимся на станциях
  7. сладкое дерево
  8. записки
  9. маршрутные листы

 В игре участвуют несколько отрядов (команд), количество участников неограниченно. Команды придумываю себе названия , связанные с лесом и готовят небольшое выступление (1-2 мин) в защиту названия.

Ход игры

   Предварительно до начала игры педагоги ( вожатые, воспитатели)  готовят для отрядов карту волшебного леса, отмечая на ней направление движения группы к месту назначения ( станции располагают по кругу, отсюда и название Лесной хоровод).  Также для каждого отряда готовят маршрутные листы, в которых определяют порядок прохождения станций. На каждой станции

 Лесные жители проставляют баллы за участие в конкурсе. Особо отличившиеся награждаются орденами и медалями.

Ведущий:  

 Собрался лесной народ в хоровод, в гости вас ждет, а вот и Лесной царь Берендей  идет , в гости, всех зовет. каждому отряду  личное приглашение прислал. ( Капитаны команд получают у ведущего маршрутные листы-приглашения), призы да подарки приготовил.

Берендей : Здравствуйте, гости дорогие!. Проходите, проходите, очень рад вас видеть в своем лесном царстве - государстве. Расскажите – ка мне скорей, что за гости в мои владения пожаловали?

Станция  «ЛЕСНАЯ БРАТВА»

 Каждой команде нужно представиться, используя при этом лесную тематику и символику.

Берендей : Ну, молодцы, рассмешили – потешили! Позвал я вас в гости не просто так! Случился в лесу у меня настоящий переполох! Всё перемешалось-перепуталось! Отправляйтесь скорее в лес, ждут вас там встречи с лесными жителями, их так много –  ну просто какой –то лесной хоровод. Навестите их всех, помогите расставить всё по местам, навести порядок в лесу и приходите обратно, лучшие из вас получат от меня призы и подарки.

Станция  «ГРИБЫ-ЯГОДЫ БЕРУ»

Мухомор: Ой, как хорошо, что вы пришли, а то у нас тут все грибы перепутались! Помогите разобраться !

На фото или картинках разные грибы – нужно разделить на съедобные и ядовитые.

Станция «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА…»

      Берёзка: На этой станции обитают разные лесные деревья, которые ждут помощи. Помочь им можно только, если из предложенного перечня убрать лишнее и объяснить почему?

  1. Пихта,  ель, лиственница, сосна
  2. Кедр, береза, можжевельник, тисс;
  3. Черника, брусника, земляника, клюква;
  4. Заяц, белка, собака, волк;
  5. Малина, лещина, морошка, черника;
  6. Гусь, сорока, пеночка, овсянка;
  7. Мухомор, подосиновик, волнушка, рыжик;
  8. Сыроежка, белый, подосиновик, подберезовик;
  9. Скрипка, спички, бумага, скипидар;
  10. Щитовник, кочедыжник, орляк, сфагнум.

Станция  «ТРУХЛЯВЫЙ ПЕНЬ!»

 Старичок – лесовичок: Эхе-хе! Когда-то этот пень был красивым стройным деревом. А вы сможете сказать, что это было за дерево? Затрудняетесь? Подпишите-ка скорей названия деревьев, очертания которых встретятся  в вашем мешочке.

Раздают каждой команде мешочки( папки), в которых помещены  рисунки  деревьев без листьев, либо макеты, вырезанные из черной бумаги, на каждом листочке номер. За 1 мин нужно заполнить таблицу как можно полнее.

Порода дерева

1

2

Станция  «ИЗБУШКА ЛЕШЕГО»

.  А в этом домике живет безобидный на вид маленький тщедушный старичок. Но он очень любит пошалить. Заведет в такие дебри, в такую глушь, а еще лучше в непроходимое болото, что никак не выберешься! Но он очень любит, когда люди знают как ориентироваться в лесу и какая завтра будет погода!

Вопросы от Лешего:

  1. Как можно узнать стороны света по пню? (расстояние между годичными  кольцами с южной стороны шире , чем с северной.)
  2.  Как можно ориентироваться по симбиотическому организму водоросли и гриба? ( Это лишайники, их больше на северной стороне дерева.)
  3. Какие насекомые леса не только укажут дорогу, но и расскажут о погоде. (Муравьи)
  4. Какая будет завтра погода, если птицы летают высоко? (Ясная, солнечная)
  5.  Какие растения закрывают венчики цветков перед дождем? ( Одуванчик лекарственный, кислица обыкновенная)

Станция «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ»

    А вот и сказочная избушка на курьих ножках!  А кто в ней живет, знаете? Правильно Баба-Яга! Только вы не бойтесь, в светлое время суток она всегда спит, но только сядет солнце, как баба- Яга тут же появится!  Она очень любит поболтать и задает множество вопросов. Сумеешь ответить на них, – пропустит тебя беспрепятственно, ну а если не сумеешь, берегись!!!

Вопросы от Бабы Яги:

  1. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (Ель).
  2. Какая лесная птица выводит птенцов зимой? (Клест).
  3. Какой гриб – паразит поражает лесные деревья? (Трутовик).
  4. Какие грибы первыми появляются в лесу? (Сморчки).
  5. Как называется симбиоз гриба с корнями деревьев?( Микориза).
  6. Какого лесного жителя зовут хозяином тайги? (Медведь).
  7. Какие грибы в лесу растут на пнях? (Опята).
  8. Какой орган вороны дал название лесному ядовитому растению? (Вороний глаз).
  9. Какое лесное растение расцветает по легенде в ночь на Ивана Купалу? (Папоротник).
  10. Как называют липкую жидкость, выступающую на коре хвойных деревьев? ( Смола).
  11. Сок какого дерева собирают ранней весной в нашем лесу?( Берёза.)
  12. Какой лесной кустарничек остается зеленым даже зимой? (Брусника).
  13. Из какого лесного дерева изготавливают скрипки? ( Ель).
  14. Какого лесного зверька раньше называли «векша»?(Белка).
  1. В каком месяце рождаются детеныши бурого медведя? (Февраль).

16.Как называется жилище волка ?(Логово). 

17. Какое лесное животное каждую зиму сбрасывает рога? (Лось).

18.Что давным –давно славяне-бортники собирали в лесу ? (Мед).

19.Как называют лесной орех? (Лещина).

  1. Какой симбиотический организм образуют водоросли и грибы? (Лишайник).
  1. Какое дерево дало название последнему перед Пасхой воскресенью?(Верба).

22.В отваре коры какого дерева вымачивают кожу для выделки? (Дуб).

23.Из какого дерева сделаны спички?(Осины).

24.Из какого дерева делали мачты кораблей?( Из сосны).

25.Какие лесные грибы  используют лоси для своего лечения? (Мухоморы)

26.. У каких растений листья осенью красные? (рябина, осина, клен)

  1.  Какие дрова самые жаркие? (березовые, дубовые)
  2. Какое растение носит имя людей? (иван-чай, роза)
  3. Из какого дерева делают лыжи? (береза, ель)
  4. Из какого дерева делают пианино? (ель)
  5. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою осенью? (лиственница)

Станция  «СЕРЫЙ ВОЛК И СЕМЕРО…..»

  А вот и жилище серого Волка. Ребята, а кто помнит, сколько козлят хотел съесть Волк ? Правильно! Семь! А вот вам и задания, которые придумал Волк, их тоже семь!

  1. Назвать 7 лесных птиц
  2. Назвать 7 лекарственных трав
  3. Назвать 7 лесных деревьев
  4. Назвать 7 лесных грибов
  5. Назвать 7 лесных ягод
  6. Назвать 7 лесных зверей
  7. Назвать 7 лесных насекомых

Станция  «КИКИМОРСКИЙ САД»

Кикимора: А я живу в заколдованной части волшебного леса, где растут необычные  растения. За садом никто не ухаживает, а одной мне тут не справиться! Помогите мне распределить растения по отделам и я пропущу вас дальше, ведь заветная цель уже рядом.

Раздают каждой команде гербарии лесных растений, на каждом листочке номер. За 1 мин нужно заполнить таблицу как можно полнее.

Название отдела

Номера гербариев

1

Водоросли

2

Мхи

3

Папоротники

4

Голосеменные

5

Цветковые

Станция «УЛОВКИ-УВЁРТКИ ЛИСЫ ПАТРИКЕЕВНЫ»

Лиса читает рассказ - зоошутку, а дети ищут ошибки, связанные с природой.
Поезд медленно подъезжал к перрону. Был январь. Меня послали в служебную командировку для наблюдений над животным миром Урала.
Утром следующего дня мы выехали на машине в охотничий стан. Шофер тихо вел машину по сугробам. Было так холодно, что сучья трещали, когда мы к ним прикасались. Въехали в еловый лес. Вдруг из-под сучьев выскочила маленькая птичка, я ее сразу узнал -это был крапивник. Вероятно у него там гнездо. Я посмотрел на макушку высокой ели и увидел порхающего пингвина.
"Не надо лениться, если хочешь увидеть много интересного", - подумал я и полез на дерево. На самом верху я увидел пингвинье гнездо. Там лежали 5 яиц, по всему было видно - пингвин хочет снести шестое.
На соседней ели я увидел беличье гнездо. Я слез с дерева, сел в машину и мы поехали дальше. Шум мотора разбудил зверька, он, потягиваясь, выскочил наружу, удивленно посмотрел на нас и скрылся в листве. Машина не смогла ехать дальше, и мы пошли пешком. То и дело в трещинах коры нам попадались желуди. Молодец белка! Хорошо позаботилась о зиме. В еловых ветвях засуетились корольки, пищухи, зяблики, дятлы и иволги. Они кормились семенами шишек и лакомились почками,
Уже второй час мы шли по сосновому лесу. Перед нами расстилалась поляна. На пригорке распустились первые подснежники. Я бросился их собирать. Над нами порхала первая бабочка. На дубу, растущем на краю полянки, увидели гнездо грифа, в котором пищали птенцы. Гриф-папа улетел на промысел.
Вскоре нам встретились охотники. Они обнаружили выводок медведей и теперь шли к себе переночевать. Переночевав, мы вместе с охотниками пошли в лес. Подойдя к логову, мы никого там не обнаружили. Медведи, испуганные человеком, ушли в чащу. Охотники пустились им вдогонку верхом на лошадях, а мы, свернув в сторону, продолжали свое путешествие.
Как хорошо гулять в лесу в начале зимы!

Ошибки:
- Зимой крапивников нет, и они не селятся в ветвях ели;
- белка не ест желуди;
- зябликов и иволг зимой нет, почками они не питаются;
- пингвин не летает, не водится у нас, не вьет гнезда, несет одно яйцо.
- подснежников зимой нет, бабочек тоже.
- гнездо грифа не может быть на дереве, тем более зимой.
- медвежат зимой еще нет, медведи зимой спят.
- на лошадях зимой скакать нельзя.

Станция  «СЛАДКА ЯГОДКА»

. 

Земляничка :  Ну что, гости дорогие вижу я, что хорошо вы  лесное царство знаете, подарю я вам за это клад лесной, что зарыт под сладким деревом ( сладкие призы).

  По окончании игры в маршрутных листах подводятся итоги, и объявляется победитель игры.

Литература

  1. Александров Б. Рассказы о зеленых друзьях, - М., 1983.
  2. Бианки В. Лесная газета. – М.: Правда,1986.
  3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. –М.,1996.
  4. Дитрих А. Почемучка. – М.: Педагогика-пресс,1997.

5.  Дудин М.  Берегите Землю – М.: Просвещение,1992.

6   Мереминский А. Фенологические и экологические рассказы-загадки – М.: Просвещение, 1992.

7.    Сладков Н. В лес по загадки – Л.: Детская литература, 1983.

  1.    Строков В. Звери и птицы наших лесов. – М Лесная промышленность, 1975.
  2.  Шабаршов И. Книга юного натуралиста. – М., 1989.
  3. Яковлев.А. Мир растений, - М., Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Овощной переполох"

Утренник для учеников начальной школы. Готовят представление шестиклассники после изучения темы "Культурные растения".  Загадки, рассказы о культурных растениях, рисунки и костюмы  своих пер...

Коллективно-творческое дело "Сказка "Сказочный переполох"

Сценарий сказки "Сказочный переполох", осуществить который можно, привлекая разновозрастные классы или отряды в лагере. У каждого класса (отряда) свой маленький номер, который "вписывается" в общ...

Конкурсная программа Девичий переполох

Программа для проведения праздника 8 марта,в которой можно задействовать все возрастные категории....

Новогодний праздник в начальной школе "Новогодний переполох"

Новогодний праздник у елками с песнями , играми, хороводами и , конечно же, сказочными герояим....

Классный час "Весёлый переполох в стране Хорошего тона"

Являясь классным руководителем постоянно провожу работу по привитию культуры поведения, речи, внешенго вида, общения между людьми, воспитанию умения работать в коллективе, созданию дружелюбной обстано...

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава.

Открытый урок на тему Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава....

Конспект интегрированного занятия «Лесной переполох»

Конспект интегрированного занятия«Лесной переполох»...