Программа детского экологического объединения "Юный эколог"
методическая разработка по экологии по теме

Болтовская Елена Сергеевна

 

экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obedinenie.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование необходимости создания детского экологического объединения.

Уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противостоять ему посредством образования.

Необходимо создать такую модель обучения, которая вооружила бы ученика необходимыми междисциплинарными знаниями, системным и прогностическим мышлением  с целью предотвращения неудачного взаимодействия человека и природы. Иначе говоря, выработать у подрастающего поколения экологическую грамотность. С этой целью нужно развивать новое образовательное пространство, обеспечивающее процессы самоопределения и развития ребёнка. Экологическая мастерская представляет собой самостоятельное образовательное пространство, характеризуемое собственными целями и механизмами работы.

Детское  экологическое  объединения

 «Юный эколог»

Название: Школьное экологическое объединение «Юный эколог».

Количество членов: 15 человек.

Система приёма в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление, испытательный срок, посвящение.

Цель – экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.

Задачи:

Удовлетворение познавательных потребностей учащихся, развитие интереса к изучению основных компонентов природных экосистем, укрепление навыков нравственного поведения в природе и здоровому образу жизни.

Освоение  учащимися разнообразных видов творческой деятельности, основанных на овладении интеллектуальными информационными технологиями.

Повышение уровня научного образования через комплексное научное восприятие природных явлений в глобальном масштабе.

Установление  партнерских отношений учащихся школы со школьниками других образовательных учреждений..

Формирование коммуникативных навыков через установление компьютерных телекоммуникационных связей Интернет (электронная почта, компьютерные конференции и др.), контактов со сверстниками, учителями, учёными университетов.

Формирование экологической культуры школьников осуществляется по следующим направлениям:

Организация школьного экологического объединения.

Эколого-просветительская деятельность.

Исследовательская работа.

Организация работы по формированию здорового образа жизни.

Направления работы:

заседание объединения;

лекторская работа;

исследовательская работа;

участие в районных, городских и областных конференциях;

участие в школьных и районных олимпиадах;

организация школьных экологических праздников, театрализованных представлений;

сюжетно-ролевые игры

пропаганда чистоты и здорового образа жизни;

экологические акции

создание сайта, интернет-связь;

участие в школьных и районных олимпиадах;

работа с научной и научно-популярной литературой;

творческая работа;

ведение рубрики «человек и природа» в газете «Школьный экспресс»;

отчётная работа;

Формы и методы, используемые в работе объединения:

В структуру программы     входят:  исследовательская работа на водоёмах и в лесу, экскурсии, встречи, практические работы в лаборатории, выступление лекторских групп, экологические праздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции.

9. Девиз:

        Мы Юные экологи

        И знаем наперёд

        Земля у нас у всех одна.

        А мы – хозяева Земли.

        Мы охранять её должны.

Гимн (песня на мотив «Ничего на свете лучше нету..» из м/ф «Бременские         музыканты»).

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзья, свою планету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем.

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Чтоб природу сохранить навеки.

Символика:  Эмблема                      

Традиции и ритуалы: Посвящение в юные экологи; экологические месячники, экологические праздники:  «Всемирный день защиты животных», «Всемирный день воды», «День Земли», «День здоровья», «День птиц», «День эколога», Международный день борьбы с курением; выездные заседания объединения на природе; день рождения объединения.

 Устав экологического объединения «Юный эколог».

Юным экологом может стать любой учащийся средней и старшей школы, любящий природу, желающий внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

Юные экологи обязаны:

принимать участие в охране окружающей природной среды;

соблюдать требования природоохранного законодательства;

знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;

изучать и приумножать природные богатства родного края;

постоянно повышать уровень своих знаний о природе экологических знаний среди населения.

Юные экологи объединения имеют право:

принимать участие в Международных, Всероссийских, областных, городских и районных акциях и мероприятиях;

вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края

принимать участие в уборке территории школы и микрорайона «Черёмушки».

излагать своё мнение на заседаниях объединения и в прессе;

защищать права и интересы населения развивать экологическую культуру;

имеет право сотрудничать с другими экологическими организациями школ района, края.

оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;

тр6ебовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах её охраны.

Юный эколог всегда должен помнить:

Природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;

От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Основным направлением деятельности объединения является экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного, ответственного личностного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности.

Преобладающая форма деятельности:

 1. исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:

климат и человек;

химия и окружающая среда;

полевая экология;

лесной мониторинг;

окружающая среда и человек;

2. Творческая работа – рисование «Дом моей мечты», «Моя квартира», «Моя планета»; написание рассказов о своих соседях, о домашних животных; перевоплощения в животного, насекомого. «Что мне листочек рассказал»  - об уходе за комнатными растениями.

3. Практическая деятельность – уборка и благоустройство территории.

4. Использование ИКТ – создание сайта. Выход  в Интернет по адресу:  www.lfaw.org и получить сертификат об опекунстве животного, его фото и электронную открытку.

Методические приёмы

стимулирование учащихся к постоянному пополнению  знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины,  КВН, праздники, ведение дневников наблюдений).

развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа);

развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход  в процессе обучения – воспитания);

вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, защиты природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).

Ожидаемые результаты:

Формирование понимания, что человек – это часть природы, его назначение.

умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;

понимание сущности происходящих экологических катаклизм;

понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;

 понимание необходимости принятия личного участия в решении экологических проблем.

Вывод:

Таким образом, «Экологическая мастерская» является эффективной и целесообразной формой работы с подрастающим поколением, так как обеспечивает формирование личностного смысла обучаемых, существует не в отрыве от реальной действительности и обеспечивает широкий спектр видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"

Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Рабочая программа и тематическое планирование экологического кружка "Эколог-исследователь"

Данная программа содержит пояснительную записку,пути экологизации школьного образования,цели и задачи программа и саму программу экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Экол...

Программа экологического кружка "Экология. Природа и мы"

Программа и 2 варианта планирования....

Программа «Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология»

laquo;Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» (МДОУ Детский сад «Мечта» п.Пангоды и МОУ «Средняя общеобразо...

Программа "Детский экологический театр"

Дополнительная общеобразовательная программа детского экологического театра соответствует естественно научному направлению. Данная программа направлена на организацию деятельности обучающихся по изуче...