Экология
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) по теме

Выдренок Любовь Васильевна

В силу того, что в настоящее время экологическое образование приобретает ведущую роль в решении проблемы выживания человечества на пороге третьего тысячелетия, факультативный курс «Экология» - актуален.

Данный курс способствует воспитанию экологической ответственности, как черте личности, так и  мере свободы в условиях экологической необходимости, как единства научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.

Экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физики, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого - природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kologiya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Принято

на заседании

методического объединения

учителей ________________

Протокол № 3

от «02» сентября 2013 г.

Руководитель методического объединения

                       _____________

Согласовано

Зам. директора по УВР

                       

                 Л.И. Сова

«02» сентября 2013 г.

Утверждаю

Директор МКОУ ВСОШ № 4

                              Л.В. Выдренок

«03» сентября 2013 г.

Рабочая программа

факультативного курса

по экологии

Составитель: учитель экологии

                         МКОУ ВСОШ № 4

Выдренок Любовь Васильевна

                                           (ф.и.о.)

Артемовский городской округ

2013 – 2014 уч. год

Пояснительная записка

В силу того, что в настоящее время экологическое образование приобретает ведущую роль в решении проблемы выживания человечества на пороге третьего тысячелетия, факультативный курс «Экология» - актуален.

Данный курс способствует воспитанию экологической ответственности, как черте личности, так и  мере свободы в условиях экологической необходимости, как единства научного, нравственного, эстетического отношений к среде обитания, к своему телесному и духовному здоровью.

Экология изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физики, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого - природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Факультативный курс «Экология» рассчитан на 36 часов для учащихся 9 – 12 классов.

Учебно - тематический  план

Названия разделов

Количество часов

всего

теории

практики

Введение.

1

1

Общая экология.

5

5

Сообщества и популяции.

5

4

1

Экосистемы.

6

6

Организм и среда обитания.

6

5

1

Экология популяций.

4

4

Экологическое взаимодействие организмов.

6

4

2

ВСЕГО:

36

32

4


Учебно (календарно) – тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

К-во час

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Вид контроля

Дата

10 –«в»

12 –«в»

Введение

Введение.

1

Повторение

Общая экология

(5 часов)

Потенциальные возможности размножения организмов.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

Знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов), о типах взаимодействия организма, законы конкурентных отношений в природе, о месте человека в экосистеме Земли.

Уметь:

решать экологические задачи, объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

опрос

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

опрос

Основные пути приспособления
организмов к среде.

1

опрос

Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания.

1

опрос

Приспособление, формы организмов.

1

опрос

Сообщества и популяции

(5 часов)

Типы взаимодействия организмов.

1

опрос

Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений.

1

опрос

Популяция. Демографическая структура популяций.

1

Комбинированный урок

сам-ая работа

Рост, численность, плодовитость
популяций. Регуляция  популяций.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

опрос

Биоценоз и его устойчивость.

1

опрос

Экосистемы

(6 часов)

Закон организации экосистем.

1

опрос

Законы биологической продуктивности.

1

опрос

Агроценозы и агросистемы.

1

опрос

Саморазвитие экосистем – сукцессии.

1

опрос

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции.

1

опрос

Биосфера. Экология как научная основа природопользования.

1

опрос

Наименование раздела программы

Тема урока

К-во час

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Вид контроля

Дата

10 –«в»

10 –«в»

Организм и среда обитания

(6 часов)

Роль живых организмов в эволюции Земли. Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия на среду обитания.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

Уметь:

строить графики простейших экологических зависимостей; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, определять уровень загрязнения воздуха и воды, охранять пресноводных рыб в период нереста.

опрос

Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы определяющие условия существования организмов.

1

опрос

Экологические ресурсы. Их виды. Солнечное излучение как энергетический ресурс фотосинтеза.

1

опрос

Жнецы и охотники. Тепловой баланс организмов. Экто - и эндотермные организмы.

1

опрос

Связь энергетического бюджета и теплового баланса. Преимущество и недостатки различного способа
поддержания теплового баланса
организма.

1

опрос

Экологическая ниша, мерность ниши. Различия между понятиями место обитания и экологической ниши.

1

Комбинированный урок

сам-ая работа

Экология популяций

(7 часов)

Популяции как биологическая и
экологическая категория.
Существование биологических
видов в форме популяций.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

опрос

Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. Плотность. Методы измерения обилия.

1

опрос

Рождаемость, её показатели, смертность. Факторы смертности. Кривые выживания и их типы.

1

опрос

Наименование раздела программы

Тема урока

К-во час

Тип урока

Требования к уровню подготовки (знать, уметь)

Вид контроля

Дата

10 –«в»

10 –«в»

Экология популяций

Возрастная структура популяций. Свойства популяций с различной возрастной структурой.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

Уметь:

строить графики простейших экологических зависимостей; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности, определять уровень загрязнения воздуха и воды, охранять пресноводных рыб в период нереста.

опрос

Динамика популяций. Типы кривых роста численности популяций. Явление, лежащее в основе различных типах кривых роста.

1

опрос

Колебание численности популяций и их типы. Природа циклических изменений численности организмов.

1

опрос

Механизмы регуляций динамики популяций.

1

опрос

Экологическое взаимодействие организмов

(6 часов)

Типы экологических взаимоотношений.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

опрос

Конкуренция, как один из нежнейших видов биотических взаимоотношений.

1

опрос

Факторы, оказывающие влияние на исход конкурентной борьбы.

1

Комбинированный урок

сам-ая работа

Хищничество. Взаимозависимость популяций хищника и его жертвы.

1

Уроки ознакомления с новым материалом материал

опрос

Динамика популяции хищника и ого жертвы.

1

опрос

Паразитизм. Значение паразитов в природе и жизни человека.

1

Комбинированный урок

сам-ая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Факультатив по экологии "Экология - наука выживания"

Тематическое планирование с кратким содержанием по экологии. Понятия о науке экологии, экологической безопасности и экологическом мониторинге. Рассматриваются оболочки Земли и их рациональное использо...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...