Программа экологического воспитания
рабочая программа (экология) по теме

Минина Светлана Николаевна

Программа экологического воспитания, реализуемая в МБОУ СОШ №1 города Азова.ВВ программе отражены целевые ориентиры, актуальность, задачи, направления деятельности, план проводимых мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekologicheskogo_vospitaniya_mbou_sosh_no1.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

   Программа  экологического    воспитания учащихся

 МБОУ СОШ №1 города Азова Ростовской области.

Составитель: Минина С.Н.. учитель биологии и химии

«Только в общении с природой человек может

достигнуть нравственного совершенства».

В.И. Вернадский

I.Актуальность

 Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое просвещение и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, работает на будущее.

 Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

 Цель –воспитание  экологической  культуры, включающей комплекс нравственно-этических норм и деятельностных принципов поведения во взамоотношениях человека, природы и общества, понимание сути глобальных проблем экологии, создание условий  для социального становления и развития, самостоятельного  выбора своей мировоззренческой позиции.

 

 Задачи:

 - формировать  целостное  представление о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека,

- определять  ценностные ориентиры

                           - понимание жизни как высшей ценности;

                           -признание  человека как ценности всего смысла познания.

                           - познание природы как  универсальной ценности,

                           -  принятие ответственности  человека за судьбу биосферы,  природы, Земли.

 - обучать  методам познания окружающего мира;

  - развивать позитивное отношение к окружающей среде, вырабатывая    умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присваивая нравственные запреты и предписания в отношениях с природой;

 - обеспечивать физическое развитие учащихся, мотивируя  у них потребность  в здоровом образе жизни;

 - формировать  ответственность за собственное благополучие -экологию своего тела,  экологическое благополучие окружающей среды;

 -реализовать  начальный опыт  защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

 Данная программа  предполагает реализацию ключевых компетентностей: 

 • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

 • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);

 • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

 • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

 Экологическое образование, реализуемое через различные формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, и  систему дополнительного образования, способствует формированию у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделировании экологических ситуаций, развитию прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетическому восприятия природы.  Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

 Сроки реализации – 5 лет:

  II. Система реализации программы.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в программе экологического воспитания школьников МБОУ СОШ № 1 занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:

–  к природе(природоохранное направление)     «экология природы»,

 – к себе как составной части природы (здоровьесберегающее направление) «экология здоровья»,

 – к окружающему миру, к живым существам(познавательное, эстетически –нравственное направление)  «экология  души»

Целевые группы программы: младший школьник  (1–4 классы),        

подросток    (5–9 классы),        старшеклассник  (10–11) класс.

Реализация экологического образования и воспитания в нашей школе осуществляется педагогами школы, которые активно включают в свои  программы биолого-экологическую составляющую.

 Существенную поддержку оказывают СЮН, Совет молодёжи, семья.

                                 

 

Создание единого образовательно- воспитательного пространства способствует  реализации экологического образования  и воспитания через

  - экологическое содержание уроков (биологии, химии, физики, математики, литературы ;информатики),  что позволяет  практически реализовать принцип  междисциплинарной интеграции;

- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

        - классные и библиотечные часы;

        - экологическая работа в системе ОДО;

        - проектная деятельность;

        - экологические праздники и мероприятия;

         - лекторская работа;

         - участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;

         - практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники;

         - туристско-краеведческие походы и экскурсии;

          - встречи, круглые столы    

Целостность системы обеспечивается преемственностью содержания экологического образования, единством требований и  методических подходов, среди которых объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы.

Основное содержание экологического образования строится с учетом возрастных особенностей учащихся и опирается на принципы: - сотрудничества (построение взаимоотношений участников процесса экологического образования на основе компетентности)

- целостности   (сбалансированность   процессов   формирования   умений    и   навыков, стратегий взаимодействия с природой)

- систематичности    и    непрерывности    (непрерывное    экологическое    образование школьников на всех ступенях обучения)

Начальная школа (I-IV классы)

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

 Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми эколого-биологических профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

 Основная школа (V- IX классы)

  Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого-социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

 Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция «Чистые берега», походы и рейды).

 Средняя (полная) школа (Х-XI классы)

 На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую и практическую  деятельность учащихся.  

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Основные векторы реализация программы

1.Отражение экологической работы в заседаниях педсовета.

2. Заседания Совета школы по реализации Программы в текущем учебном году и организации различных мероприятий.  

3. Введение в учебный план уроков экологии в среднем звене, курса «Растительный мир» в  6 классе, курса «География Ростовской области» в   6 классе.

 4. Разработка учебных программ, уроков, модулей с экологической направленностью.

5. Внедрение  системы приемов, методов и мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели, месячники, декады.

6. Закрепление в практике  работы классных руководителей мероприятий по развитию  культуры  взаимоотношений с окружающей средой.

 7. Углубление и развитие экологической составляющей в работе школьных методических объединений, кружковая работа, организация детских научных сообществ.

 8. Исследовательская  и проектная деятельность учащихся, направляемая педагогами школы.

  9. Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:

  - День птиц

 - Марш парков

 - празднование экологических дат

-экологические игры, КВН, викторины

 - встречи и беседы с интересными людьми

 10. Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах разных уровней: муниципальном, региональном, всероссийском.

11. Практическая реализация экологической работы: экологические рейды, субботники, природоохранные акции.

  12. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания.

13. «Экология вокруг нас» - комплекс мероприятий по благоустройству.

 14. Организация и проведение на базе школы летнего оздоровительного лагеря.

 15. Установление и укрепление связей с экологическими организациями, привлечение специалистов дополнительного образования к экологизации школьников.

16. Проведение школьной экологической конференции, участие в городских и областных.

17.Участие в работе сетевых сообществ и их организация по экологическому просвещению

18.Выпуск листовок, буклетов, газет по различным направлениям экологической работы.

19. Освещение в средствах массовой информации, на сайте школы  результативности  экологической работы.

 Планируемый результат реализации программы – свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

Модель выпускника МБОУ СОШ №1 г. Азова

План мероприятий  экологической направленности  МБОУ СОШ №1 г. Азова

 на 2012 – 2013 уч. год.

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Возрастной охват

Ответственный

1.

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

сентябрь-октябрь

15-17 лет.

2.

Участие в фестивале «Дни науки ЮФУ».

сентябрь 2012

16-17 лет

3.

Работа экологического отряда «Родничок».

в течение года.

14-15 лет

4.

Участие в мероприятиях муниципального уровня, проводимых Советом молодежи г. Азова и станцией юных натуралистов.

в течение года.

11-14 лет

.

5.

Участие в муниципальных мероприятиях, проводимых ГМО естественно-научного цикла.

в течение года.

16-17 лет

6.

Участие в Международных днях наблюдениях за птицами.

1.10-2.10.2012

7-17 лет

7.

Посещение Азовского музея-заповедника (зал «Природа нижнего Дона»), приуроченное ко Всемирному дню защиты животных.

октябрь 2012

7-17 лет

8.

Экскурсии по родному краю.

в течение года.

7-17 лет

.

9.

Операция «Школьный двор».

 Организация и проведение экологических субботников.

в течение года.

7-17 лет

.

10.

Участие в муниципальном этапе  Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

ноябрь

15-17 лет

11.

Экологизация школьного образования через урочную деятельность.

в течение года.

7-17 лет

12.

Участие во всероссийском конкурсе «Зеленая планета глазами детей».

в течение года.

7-17 лет

.

13.

Экскурсия для юных фенологов «Времена года».

в течение года.

7-12 лет

Городская конференция « Состояние водных ресурсов Ростовской области»

5.02.12

14.

Конкурс проектов озеленения пришкольного участка.

14.03

16-17 лет

15.

Конкурс «Цветы в интерьере класса».

15.03

7-17 лет

16.

Конференция «Состояние водных ресурсов».

21.03.13

16-17 лет

Праздник « День птиц»

март 2013

7-11 лет

17.

Конкурс рисунков «В мире птиц».

2.04.13

12-13 лет

18.

Беседы о здоровом образе жизни. Демонстрация фильма «Береги себя!»

6.04.13

7-17 лет

.

19.

Конкурс электронных презентаций экологического и здоровьесберегающего направления.

9.04.13

15-17 лет

20.

Конкурс экологической фотографии:  «Природа глазами детей».        

16.03

14-17 лет

.

Погода, климат и вода в информационную эру

12.03.13

13-15

Городская интеллектуально- познавательная игра «Познавательная география»

17.03.13

13-14

21.

Демонстрация фильма о Ростовском заповеднике.

18.04.13

13-14 лет

22.

Конкурс рисунков на асфальте «День солнца».

3.05.13

7-10 лет

23.

Экологическая викторина «В царстве Флоры».

11.05.13

12-13 лет

24.

Праздник «Здоровый образ жизни».

14.05.13

14-15 лет

25.

Лекция «Биосфера и проблемы охраны окружающей среды».

15.05.13

15-16 лет

26.

Уроки «По страницам Красной книги».

24.05.13

11-14 лет

.

27.

Беседы с наркологом по предупреждению употребления ПАВ (31 мая – Всемирный день борьбы с курением).

24-28.05.13

12-17 лет

.

28.

Праздник детства (к Всемирному дню защиты детей).

20-30 мая 2013

7-11 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания

Экологическое просвещение - это первый этап работы по сохранению окружающей среды. Реализация программ по экологическому просвещению школьников осуществляется при помощи разных форм и методов, существ...

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Программа экологического воспитания

Программа экологического воспитания во внеклассной работе...

Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"

Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...

Программа внеклассной работы:«Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся».

Основной целью представленной программы является формирование экологической культуры школьников.                 Програм...