Методический проект «Я - сказочник» (сочинение экологических сказок)
методическая разработка по экологии по теме

Панкратова Ольга Дмитриевна

Экологическое воспитание необходимо проводить с самого раннего детства. Самой доступной формой передачи информации для детей является сказка. Чаще всего такую работу проводила с учащимися 5 – 8 классов. на уроках и кружке. Особенно охотно и с удовольствием пишут сказки учащиеся 5, 6, классов. В рамках проекта осуществляется не просто экологическое воспитание, формируется активное отношение учащихся к проблемам в природе. Дети учатся искать пути решения экологических проблем, ответственно относиться к своим поступкам. Работу можно проводить на обобщающих уроках по биологии, на занятиях кружка, с особенно творческими учащимися можно работать индивидуально. Сама по себе экологическая работа со школьниками полезна еще тем, что дети могут поделиться со своей семьей информацией, полученной во время природоохранной работы с ними. Что особенно важно, сочинение сказок может быть коллективным семейным делом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_proekt.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Кошехабльский район» средняя общеобразовательная школа №7

Номинация: педагогические технологии.

Методический проект

«Я - сказочник»

 (сочинение экологических сказок)

Разработала и провела:

                Панкратова Ольга Дмитриевна

                       учитель биологии МБОУ СОШ №7,                      

                          стаж работы 33 года,

                        п. Майский Кошехабльского района,

                             ул. Филатова

                             т. 51-23

2013 г.

Пояснительная записка.

Актуальность разработки технологии.

Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей младшего и школьного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Ученики не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу. Экологические сказки рассчитаны, прежде всего, на младших школьников, но с ними можно работать и в средних классах. У сказки много возможностей:

1.Автор, смотрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предполагает метафорическое решение этой проблемы (в нашем случае – проблемы экологической).

2.Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы.

3.Собственные решения – это вещь самая ценная, но и самая трудная.

4.Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре.

5.Через сказку детям передают, ненавязчиво – способы поведения, ценности, убеждения и в конечном итоге жизненные сценарии.

6.Сказки представляют собой наши попытки понять движущие силы, повлиять на происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше. 

Социализация спроса: эту технологию можно использовать в работе кружка «Юный эколог», в индивидуальной работе, участвуя в конкурсах «Это мои горы!» и «Живи родник», на уроках биологии (Обобщение по темам на уроках).

Цели: эмоционально воздействуя на ребенка, привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности, а также  распространению научных знаний о природе.

Задачи:  

1) учить думать о последствиях своих поступков;

2)воспитывать чувство причастности к благополучию в природе,     ответственность за сохранение ее богатства и красоты;

3) расширить экологический кругозор;

4)формирование у детей элементарных экологических представлений о природе (о животных и растениях, как живых существах; о неживой природе);

5)воспитание гуманно-деятельного отношения к природе.

Возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Впервые попробовали сочинять сказки, когда приняли участие в конкурсе «Живи родник» в 2000  году.  К этой форме экологического воспитания школьников вернулась в 2007  году. Работа проводилась с учащимися 5 – 8 классов. Особенно охотно и с удовольствием пишут сказки учащиеся 5, 6, классов. В рамках проекта осуществляется не просто экологическое воспитание, формируется активное отношение учащихся к проблемам в природе. Дети учатся искать пути решения экологических проблем, ответственно относиться к своим поступкам. Работу можно проводить на обобщающих уроках по биологии, на занятиях кружка, с особенно творческими учащимися  можно работать индивидуально. Сама по себе экологическая работа со школьниками полезна еще тем, что дети могут поделиться со своей семьей информацией, полученной во время природоохранной работы с ними. Что особенно важно, сочинение сказок может быть коллективным семейным делом.

Условия реализации проекта

  1. Организатор проекта: руководитель кружка «Юный эколог», учитель биологии Панкратова Ольга Дмитриевна.
  2. Место реализации проекта: Республика Адыгея, Кошехабльский район, п. Майский, МБОУ СОШ №7.
  3. Время проведения: 01.09.2007 – 31.05.2010
  4. Участники проекта: учащиеся МОУ СОШ №7, родители учащихся.
  5. Коллектив проекта (инициативная группа): руководитель кружка «Юный эколог», учитель биологии МОУ СОШ №7 Панкратова Ольга Дмитриевна.

 Механизм реализации проекта.

Этапы

Формы работы

Сроки

1 этап

Изучение художественных литературных произведений и поиски в них экологического содержания.

Чтение чужих экологических сказок.

I четверть

2 этап

3 этап

Как написать сказку. Изучение различных технологий написания сказок

Знакомство с различными экологическими проблемами: загрязнение окружающей среды бытовым мусором, химическими веществами, радиоактивными веществами и т. д.

II четверть

III четверть

4 этап

Знакомство с особенностями биологии различных организмов.

III четверть

5 этап

Пробы пера: написание, иллюстрация и представление сказок.

Участие в конкурсе «Это мои горы».

IV четверть

Описание 1 этапа.   На первом этапе читаем следующие произведения:

-  Г. Скребицкий «Веселые ручьи»; «Маленький лесовод».

- К. Паустовский «Вода из реки Лимпопо».

- И. Тургенев «Бежин луг».

- М. Пришвин «Лягушонок».

- Ю. Нагибин «Зимний дуб».

- Д. Мамин-Сибиряк «Медведко».

- Ю. Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»; «Обыкновенные чудеса»; «Зеленое и желтое».

В этих произведениях ищем экологическое содержание, смотрим, как писатель отражает биологию различных организмов, сезонные явления в природе.

Используя Интернет, знакомимся с экологическими сказками, написанными детьми и взрослыми.

Описание 2 этапа.  Знакомимся с тем, какие бывают сказки, что нужно знать и уметь, чтобы написать сказку. Именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средство эмоционального воздействия на психологию человека. Через сказки удается привить не только любовь к пpиpоде, но и сознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности, pаспpостpанять научные знания о пpиpоде. В экологических сказках растения, животные, pеки, горы pазговаpивают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие сочувствие, гнев, досаду, нежность, радость. Экологические сказки должны быть информационно емкими, но не следует и пеpегpужать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта. Сказки должны быть доступны, изложение отличаться выразительностью, при этом могут быть использованы обычные сказочные приемы, к которым все уже привыкли, которые являются атрибутами данного жанра. Например, сказка может заканчиваться так: «Прошло много лет. Я  как-то был у них, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Также и в процессе изложения употребляются сказочные термины: старик отправился за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, долго ли, коротко, жить, не тужить и т.д. Чтение сказок можно сопровождать показом слайдов.

Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно. Последовательность функций всегда одинакова. (В.Я. Пропп "Морфология сказки").

На их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов. "Пропповские функции" можно свести к двадцати, кое-какие, опустив, а иные, заменив тем же количеством тоже сказочных тем:

1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9. Сверхъестественные свойства антагониста. 10. Борьба. 11. Победа. 12. Возвращение. 13. Прибытие домой. 14. Ложный герой. 15. Трудные испытания. 16. Беда ликвидируется. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание антагониста. 20.Торжество справедливости.

Используя этот ряд слов, ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию.

В работе над сказкой можно использовать способы предлагаемые, Джанни Родари в "Грамматике фантазии".

-- "Перевирание" старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).

-- Сказки "наизнанку" (например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его другом, учит его, есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).

-- Продолжение старой сказки: что было потом?

-- Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой ведьмы Дюймовочка).

-- Перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же "гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).

И это, конечно, далеко не все, что можно придумать.

Описание 3 этапа. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий в слепую, потребительского отношения к природным богатствам, а также превалирования технократического мышления.

 Варварски вырубаются леса, загрязняются реки, воздух, разрушаются   почвы, катастрофически быстро сокращается биологическое разнообразие видов, которое уже невозможно будет восстановить.

Запасы нефти - в период, являющийся лишь мигом с точки зрении человеческой истории, - идут к концу с захватывающей дыхание скоростью: то, что образовалось за миллионы лет, фактически истребили три - четыре поколения.

Экологический кризис, осознаваемый раньше как гипотеза, ныне возник как повседневная реальность. Возникла угроза жизни.

Вдыхая отравленный воздух и потребляя отравленную воду, пищу, получая повышенные дозы радиации, человек теряет здоровье в раннем возрасте. По данным медиков, уже теперь от 75 до 90% заболеваний вызывается зараженной средой, 10% детей от рождения дефективные из-за индуцированного мутагенеза. Такие известия о последствиях технической цивилизации никого не могут оставить равнодушными и безучастными.

Вместе с тем, экологическое сознание россиян не просто низкое, но экологические предпочтения продолжают снижаться по шкале ценностей и приоритетов (за исключением экстремальных регионов).

Экологически малограмотный и невоспитанный человек, вооруженный могучей техникой, может в короткое время причинить существенный ущерб природе, который окажется трудно восполнимым и принесет огромный вред, в конечном счете, самим же людям. И чем более мощными средствами человек воздействует на природу, тем важнее задача формирования экологического сознания.

На этом этапе, используя информацию СМИ и Интернет – информацию знакомимся с различными экологическими проблемами.

Описание 4 этапа.  Обращаю внимание детей на особенности биологии различных организмов. В самой природе многое сродни чуду. Сухие научные слова скрывают за собой целый волшебный мир: когда плененная ящерица отбрасывает хвост, как не почесть за чудо мимикрию, способность в одночасье изменить свой облик, чудесные превращения гусениц в куколку, затем в прекрасную бабочку, головастика в лягушку, семени в прекрасный цветок.

Описание 5 этапа. Ребята пишут свои сказки, выбрав определенную тему. Иллюстрируют сказки. Затем проводим презентацию сказок. Лучшие сказки направляем на  региональный конкурс «Это мои горы».

Результативность реализации проекта.

  1. На конкурсе «Живи родник» в 2000, организованном Министерством охраны природы РА работы ребят были оценены благодарственным письмом.
  2. На региональном конкурсе «Это мои горы» в 2010 году Лежепекова Елена (8 каласс) заняла 3 место, работы Котелевской Виктории (7 класс) и Тищенко Даниила (5 класс) были отмечены грамотами.
  3. В 2011 году Тищенко Даниил (6 класс) стал призером конкурса «Это мои горы», в номинации литературные произведения.
  4. В 2012 году работа Антоносян Ханум и Эркеновой Виктории отмечена грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "По дорогам сказок"

Воспитательное мероприятие для детей младшего школьного возраста, проводилось в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания....

Проект по литературе «В мире сказок».

Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество. Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни ...

Проект по литературе «В мире сказок».

Данный проект разработан в рамках учебной темы “Устное народное творчество. Сказки”. В ходе поисковой деятельности ученики расширят свои представления о жанре сказка, узнают интересные факты из жизни ...

Проект "Отрицательные герои русских народных сказок"

В проекте представлена попытка выявить происхождение отрицательных героев в русской народной сказке на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча....

Методическая разработка занятия кружка «Основы экологической культуры» Тема: «Проявления экологического кризиса в Белгородской области»

Актуальность«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В....

Проект "Самобытность и неповторимое своеобразие сказок А.С. Пушкина как средство приобщения учащихся с ОВЗ к русской культуре"

Повышать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Приобщать детей к национальной культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств и духовности. Формировать художественный вкус, активизировать творч...

Долгосрочный проект по теме: «Волшебное воздействие сказок» Подготовили воспитатели: Ковалева В.А. Макасеева С.А.

Долгосрочный проект по теме:  «Волшебное воздействие  сказок»    Подготовили воспитатели:  Ковалева В.А. Макасеева С.А.Тип проекта:Тип проекта:м•эм...