Проект "Самобытность и неповторимое своеобразие сказок А.С. Пушкина как средство приобщения учащихся с ОВЗ к русской культуре"
проект

Манцерева Елена Борисовна

Повышать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Приобщать детей к национальной культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств и духовности. Формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 1411»

Проект на тему:

«Самобытность и неповторимое своеобразие сказок  А.С. Пушкина
как средство приобщения учащихся с ОВЗ к  русской культуре
»

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Комплексность и характер контактов: межпредметный.

Участники проекта: учащиеся 1р, 2р классов, классные руководители Манцерева Е.Б., Шовкалюк О.В., родители.

Руководитель проекта: Манцерева Е.Б.

Сроки реализации: 2018-2019 учебный год.

Возраст детей:  учащиеся с ОВЗ 7 – 10 лет.

Актуальность: В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема культуры. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. Приобщение детей к культуре, литературе, традициям является важнейшим аспектом воспитания духовности, формирования системы нравственно – эстетических и общечеловеческих ценностей.

Цель:

Повышать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Приобщать детей к национальной культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств и духовности. Формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Задачи:

  1. Ознакомление детей с творчеством русского поэта А.С. Пушкина.
  2. Показать самобытность и неповторимое своеобразие сказок великого поэта. Подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.
  3. Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина. Вызвать эмоциональный отклик, путем использования художественных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).
  4. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры,  развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способностей, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение.
  5. Воспитывать интерес к русской литературе, желание поддерживать традиции, любовь к русской культуре, музыке, играм.  
  6. Побуждать детей участвовать в коллективном обсуждении и поиске решения творческой задачи: высказывать свои идеи, варианты и предложения;  дополнять, развивать и поддерживать идеи своих сверстников; способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения.
  7. Ориентировать родителей учащихся на приобщение детей к русской культуре в семье.

Предполагаемый результат:

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Продуктивное творчество педагогов, родителей и детей с ОВЗ.

Изготовление детьми поделок и  иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина.

Оформление выставок продуктивной деятельности детей.

Участие в окружных, городских конкурсах по теме проекта.

I этап (мотивационный) включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с целями и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.

2 этап — подготовительный этап:(информационно-накопительный)включает в себя разработку замысла проекта, определение темы проекта;формулировка цели и задач; создание творческой группы;составление перспективного плана реализации основного плана проекта; разработка сценариев мероприятия; подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций; подготовка к изготовлению поделок.

3 этап (продуктивный) включает в себя основные мероприятия по реализации проекта.

4 этап  - итоговый – включает обобщение и презентацию опыта работы,  анализ достигнутых результатов, выставку продуктивной деятельности детей, оформление паспорта проекта, фотоотчёт, защиту проекта «Сказки А.С. Пушкина»

Проводятся следующие мероприятия:

-знакомство с творчеством А.С. Пушкина на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, музыки;

- творческая мастерская (изготовление и выставки рисунков, поделок);

- музыкальная шкатулка (знакомство с музыкальными произведениями, танцами, играми, песнями по произведениям А.С. Пушкина);

- библиотечные часы (проведение викторин, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов);

- тематические классные часы;

- участие учащихся с ОВЗ в окружных, городских конкурсах по теме проекта.

Литература:

  1.  Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев]. - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. Л.: Наука, 1987. - 616 с.
  2.  Андреев Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 - 60 с.
  3.  Бойко С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование "Пушкин и сказка" / С.П. Бойко. - М.: Ставрополь: Илекса, Сервисшкола, 2001 - 272 с.
  4. Кунин  В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин. - М.: Дрофа, 2007. - 561 с.
  5.  Лупанова И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. - Русская литература, 2010. - 55 с.
  6. Пелисов Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. - Советская этнография, 1950. - 65 с.
  7.  Пушкин А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.
  8. Пушкин А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с.
  9.  Тихомирова И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И. Тихомирова. - Дошкольное воспитание, 2003. - 68 с.
  10. http://imteacher.ru   Сеть учителей работников образования
  11. http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – дефектолог: Манцерева Елена Борисовна Конкурс «Образование для всех и каждого» Номинация: Лучшая методическая разработка педагога инклюзивного класса начальной школы. Тема: Как организовать проектную работу в инклюзивном классе / группе.

Слайд 2

Проект « Самобытность и неповторимое своеобразие сказок А.С. Пушкина как средство приобщения учащихся с ОВЗ к русской культуре» Руководитель проекта: Манцерева Е.Б. ГБОУ «Школа № 1411»

Слайд 3

Паспорт проекта Тип проекта: познавательный, творческий. Вид проекта: долгосрочный. Комплексность и характер контактов : межпредметный. Участники проекта: учащиеся 1р, 2р классов, классные руководители Манцерева Е.Б., Шовкалюк О.В., родители. Руководитель проекта: Манцерева Е.Б. Сроки реализации: 2018-2019 учебный год. Возраст детей: учащиеся с ОВЗ 7 – 9 лет.

Слайд 4

Актуальность: В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема культуры подрастающего поколения. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. Приобщение детей к культуре, литературе, традициям является важнейшим аспектом воспитания духовности, формирования системы нравственно – эстетических и общечеловеческих ценностей.

Слайд 5

Цель: Повышать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Приобщать детей к национальной культуре, способствовать воспитанию патриотических чувств и духовности. Формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Слайд 6

Задачи: Ознакомление детей с творчеством русского поэта А.С. Пушкина. Показать самобытность и неповторимое своеобразие сказок великого поэта. Подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса. Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина. Вызвать эмоциональный отклик, путем использования художественных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).

Слайд 7

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры, развивать эмоционально-волевую сферу, творческие и умственные способностей, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение. Воспитывать интерес к русской литературе, желание поддерживать традиции, любовь к русской культуре, музыке, играм.

Слайд 8

Побуждать детей участвовать в коллективном обсуждении и поиске решения творческой задачи: высказывать свои идеи, варианты и предложения; дополнять, развивать и поддерживать идеи своих сверстников; способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения. Ориентировать родителей учащихся на приобщение детей к русской культуре в семье.

Слайд 9

Предполагаемый результат: Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Продуктивное творчество педагогов, родителей и детей с ОВЗ. Изготовление детьми поделок и иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина. Оформление выставок продуктивной деятельности детей. Участие в окружных, городских конкурсах по теме проекта.

Слайд 10

I этап (мотивационный) включает в себя подготовку учащихся к предстоящей работе, знакомство с целями и задачами, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.

Слайд 11

2 этап — подготовительный:(информационно-накопительный)включает в себя разработку замысла проекта, определение темы проекта; формулировка цели и задач; создание творческой группы; составление перспективного плана реализации основного плана проекта; разработка сценариев мероприятия; подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций; подготовка к изготовлению поделок.

Слайд 12

3 этап (продуктивный) включает в себя основные мероприятия по реализации проекта. 4 этап - итоговый – включает обобщение и презентацию опыта работы, анализ достигнутых результатов, выставку продуктивной деятельности детей, оформление паспорта проекта, фотоотчёт , защиту проекта «Сказки А.С. Пушкина»

Слайд 13

Проводятся следующие мероприятия: - знакомство с творчеством А.С. Пушкина на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, музыки; - творческая мастерская (изготовление и выставки рисунков, поделок); - музыкальная шкатулка (знакомство с музыкальными произведениями, танцами, играми, песнями по произведениям А.С. Пушкина); - библиотечные часы (проведение викторин, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов); - тематические классные часы; - участие учащихся с ОВЗ в окружных, городских конкурсах по теме проекта.

Слайд 14

Реализация проекта

Слайд 15

Защита проекта

Слайд 16

Выставка работ

Слайд 17

Выставка работ

Слайд 18

Участие в районных и городских фестивалях Межрайонный фестиваль творческих работ обучающихся «Открытие». Фестиваль «Семицветик» для детей с ОВЗ в рамках Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Ступени Олимпа».

Слайд 19

Участие в районных и городских фестивалях Межрайонный фестиваль творческих работ «Открытие» для обучающихся с ОВЗ Конкурс чтецов «Сказка о царе Салтане» Учитель: Шовкалюк О.В. Конкурс рисунков «Сказка о царе Салтане» Учитель: Манцерева Е.Б.

Слайд 20

Межрайонный фестиваль творческих работ «Открытие» для обучающихся с ОВЗ

Слайд 21

Участие в районных и городских фестивалях Фестиваль «Семицветик» для детей с ОВЗ в рамках Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Ступени Олимпа».

Слайд 22

Участие в районных и городских фестивалях Фестиваль «Семицветик» для детей с ОВЗ в рамках Городского фестиваля детского и юношеского творчества «Ступени Олимпа».

Слайд 23

Награждение участников фестиваля «Семицветик»

Слайд 24

Литература: Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература / [отв. ред. Г.П. Макогоненко , С.А. Фомичев]. - АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис . Л.: Наука, 1987. - 616 с. Андреев Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина // Новый мир / Н.П. Андреев, № 2, 2010 - 60 с. Бойко С.П. В волшебной пушкинской стране: Художественное исследование "Пушкин и сказка" / С.П. Бойко. - М.: Ставрополь: Илекса , Сервисшкола , 2001 - 272 с. Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / В.В. Кунин . - М.: Дрофа, 2007. - 561 с. Лупанова И.П. Своеобразие сказок А.С. Пушкина /И.П. Лупанова. - Русская литература, 2010. - 55 с. Пелисов Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов . - Советская этнография, 1950. - 65 с. Пушкин А.С. Избранные произведения / А.С. Пушкин. - М.: Эксмо , 2006. - 656 с. Пушкин А.С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. / А.С. Пушкин. - М.: Художественная литература, 1994. - 735 с. Тихомирова И.И. Воспитание сказками Пушкина / И.И. Тихомирова. - Дошкольное воспитание, 2003. - 68 с. http://imteacher.ru Сеть учителей работников образования http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собирание и использование в содержинии образования фольклора как средства приобщения к культуре России

В  данной работе говориться о воспитальной значимости русского фольклора.Указываются программы по курсу  " Народоведения". Дается практического применение данных программ.В приложениях даетс...

Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"

Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...

Обобщение опыта работы по теме «Активизация образовательного процесса путем приобщения учащихся к ценностям русской культуры»

«Сегодня ничего не нужно изобретать, нужно только по-хозяйски подойти к подлинному изучению родной культуры, откуда и вырисовывается  образ нашей школы. Сегодня каждая школа, независимо...

Образовательный проект "Урок литературы как средство приобщения детей-билингвов к русской культуре"

Создание системы работы учителя для организации успешного приобщения детей-мигрантов к особенностям русской культуры...