Экологическое воспитание в школе
статья по экологии на тему

Экологическое образование  является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Оно направлено на формирование у обучающихся:
- целостной картины мира;
- критического отношения к жизненному опыту;
- ценностной основы суждений и оценок.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харитонова Оксана Александровна

МБОУ казачья СОШ №22

им. А.Морозова г.Гуково

Опыт работы по экологическому образованию.

Вопрос об экологическом воспитании в нашей школе на сегодняшний день остается актуальным. Экологическое образование  является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Оно направлено на формирование у обучающихся:

- целостной картины мира;

- критического отношения к жизненному опыту;

- ценностной основы суждений и оценок.

Экологизация образовательного процесса включает в себя:

- проведение интегрированных уроков по разным предметам;

- проведение внеклассных мероприятий;

- организацию исследовательских проектов;

- анкетирование школьников;

- проведение экологических акций;

- изготовление стендов и стенгазет;

- выставки поделок из природных материалов;

- выставки  рисунков;

- фотовыставки;

- дидактические игры и игровые моменты на занятиях;

- конкурсы и игры;

- учебно-исследовательские конференции;

- соревнования, КВН;

- демонстрацию презентаций, экологических представлений.

Все эти формы обучения направлены на формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Наша школа с 2014 года получила статус казачьей, поэтому я особый акцент делаю на изучение особенностей родного края (биоразнообразие флоры и фауны Ростовской области, заповедные места и памятники природы, природные особенности родного края, состояние окружающей среды, санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических, природных и техногенных факторов на здоровье населения и так далее). В этом году  5 и 6 классах вводится предмет «Экология Дона». А также функционирует кружок «Эко-класс». Данный кружок посещают 15 обучающихся во внеурочное время. Ребята узнают о проблемах нашей области и проводят разнообразные исследования. Наибольший интерес вызывает осуществление проектов. Например, «Капля жизни», «Секреты зубной пасты» и так далее. Со своими проектами дети регулярно участвуют в научно-практических конференциях, всероссийских дистанционных конкурсах, экологических фестивалях, делают выступления перед одноклассниками. Также ребята проводят акции по озеленению и благоустройству не только пришкольного участка, но и территории около своего дома. Это первые   практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Удается декоративно оформлять территорию пришкольного  участка, заниматься посадкой саженцев. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры  земледелия, учит их работать в коллективе.

Более эффективно формировать экологическую культуру и мировоззрение позволяет использование современных технологий и практических занятий.  Весной этого года школа получила цифровую лабораторию «Архимед». Пока еще обучающиеся не успели освоить технологию ее использования. Но, думаю, в этом учебном году мы сможем в полной мере применять ее возможности в практических занятиях для реализации экологических проектов.

Основой методической реализации экологического воспитания предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме.

Основные методы обучения – рассказ, диалог, беседа, практические исследования. Основные формы обучения – лекции, семинары, проблемные и игровые уроки, деловые игры, исследовательские и социально-значимые проекты, решение экологических задач и экологических ситуаций, экскурсии.

Также актуально сегодня развивать самостоятельность и творчество обучающихся. В связи с этим максимально реализую поисковые, проектные и исследовательские  методы. Наиболее эффективными являются практические знания, которые строятся так, чтобы для ребенка это был постоянный процесс поиска решений и преодоления проблем. Такой подход развивает мыслительные способности (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), а нестандартность вызывает интерес к экологии, что в свою очередь повышает качество усвоения материала. У обучающихся появляется интерес к исследованиям.

Показателями результативности могут служить:

· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

· участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"

Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...

Что такое экологическое воспитание в школе?

Разработка педагогического совета на тему "Что такое экологическое воспитание в школе?"...

Экологическое воспитание в школе-интернате I и II вида

В презентации показаны мероприятия и методы  экологического воспитания детей с нарушением слуха....

Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная работа охватывает как учителей, так и учеников и родителей....

Экологическое воспитание в школе

Методическая разработка круглого стола "Охрана окружающей среды - дело всех и каждого"...

Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных эко...