Экологическое воспитание в школе
методическая разработка по экологии на тему

Экологическое воспитание в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная работа охватывает как учителей, так и учеников и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_na_sayt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                               Утверждено:

                                                                                      Директор школы:

                                                                                     /Остальцева А. И./

 

План

экологической и природоохранной работы Муниципального

казенного общеобразовательного учреждения Максимовской средней общеобразовательной школы п.Чернушка Кильмезского района Кировской области на 2014 -2015 учебный год

1. Методическая работа

- Совещание учителей: «Вопросы экологии и охраны природы в учебном процессе школы».

- Семинар классных руководителей: «Работа классного коллектива по экологическому воспитанию»

- Семинар воспитателей дошкольной группы: «Экологическое воспитание дошкольников»

- ШМО учителей естественнонаучного  цикла: «Экологическое образование на уроках географии, биологии, химии».

2. Работа с родителями

Общешкольное родительское собрание: «Экологическое воспитание в семье»

3. Работа с органами местного самоуправления:

 - защита водоёмов и чистота посёлков

 - несанкционированные свалки и борьба с ними

 - акции «Чистая улица», «Красивый дом», «Красивый цветник».

 4. Внеурочная работа по экологии:

 - факультатив в 9 классе «Основы экологии».

 5.Участие в районных, областных, Всероссийских мероприятиях эколого-биологического направления:

 - Российские дни защиты от экологической опасности под девизом «Экология – безопасность – жизнь». В рамках этих дней: 22 апреля – «День Земли», 26 апреля – день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, 1 июня – День защиты детей, 5 июня – День охраны окружающей среды.

 - районная природоохранная операция: «Наш дом – Земля»:

  а) Экологический десант «Очистим планету»(15-30 апреля).

  б) Экологический десант «Зелёный наряд селу» (10-20 мая).

 - областной и районный конкурс практических природоохранных предприятий.

6. Практическая природоохранная работа:

- экологическое патрулирование;

- участие в озеленении и благоустройстве школьной территории и посёлка;

- операции: «Кормушка», «Сбережём ёлочку», «Встречаем птиц»;

- месячник « Чистое село»;

- информационная работа (агитационные листовки, плакаты, газеты);

- проведение походов и экспедиций;

- неделя экологии;

- очистка берегов водоёмов, малых рек и ручьёв;

- выставка новогодних композиций;

- выставка «Зеркало природы» ( из природного материала).

7. Экологическая работа на УОУ:

- учебные экскурсии.

   

Месячник по экологии

Потребность общения с природой остается  одной из острейших  у человека современной эпохи. Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства добра сострадания, любви и заботы о природе, с осознанием вечной и неиссякаемой красоты.

Доброй традицией в нашей школе становится проведение экологического месячника, как формы успешного сочетания урочной и внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры, здорового образа жизни.

Для  эффективной организации и проведения месячника мы используем методику коллективного планирования.  За три недели до проведения месячника проводим расширенное заседание МО учителей естественнонаучного цикла. Приглашаем на него  председателей школьных МО, классных руководителей, воспитателей дошкольной группы, учителей музыки, изобразительного искусства, представителей совета старшеклассников, работников библиотек и других внешкольных учреждений. Со всеми участниками согласовываем цели, задачи месячника, формы и сроки проведения общешкольных дел, практические и творческие задания для учащихся. Затем  в учительской  вывешиваем план – график по проведению месячника,  куда  учителя, классные руководители, библиотекарь и др.,  вписывают класс, тему, форму и дату проведения воспитательного дела.  План – график корректируется  с учетом всех пожеланий ,  оформляется и вывешивается в коридор на стенд.

Старт для проведения месячника даем на общешкольной линейке, знакомим с общешкольными конкурсами, в которых может принять участие любой желающий.

Итоги конкурсов проводим также на линейке, а информацию о проведенных мероприятиях вывешиваем на доске объявлений.

Таким образом, практически весь коллектив  школы вовлечен в единое ключевое дело, где совершенствуются не только знания, но и практические навыки; развиваются чувства.

Конкурс экологической сказки

Конкурс экологической сказки – это форма экологической пропаганды, которая прижилась в нашей школе и всегда вызывает интерес школьников. Данный конкурс проводим раз в два года. Ребята при поддержке учителей с удовольствием готовят данное мероприятие.

Сказки берем из интернета, сочиняем сами, переделываем. Обязательным являются костюмы участников.

Данная работа дает положительный результат от показа сказки, а так же от ее подготовки.

Сценарии сказок

Природа и мы

Урок-концерт в 1-м классе (1-4)

Цель: объяснить детям важность и необходимость бережного отношения ко всему живому на Земле, довести до их сознания, что каждая букашка имеет право на существование, пробудить сострадание к братьям нашим меньшим, стремление охранять природу и приумножать ее богатства.

Оборудование: ширма, куклы и костюмы для кукольного театра; костюмы участвующих в спектакле детей; изображение животных, растений, солнца; корзина с яблоками; проигрыватель и кассеты.  

Ход урока

I. инсценировка на тему

«Красная Шапочка и Серый Волк» 

Под музыку в класс вбегает Красная Шапочка, танцует.

Красная Шапочка: Здравствуйте, дети. Здравствуйте, собаки, кошки, рыбки, птицы! Здравствуйте, деревья, травы, цветы! Здравствуй, солнышко!   

Волк: Здравствуй, Красная Шапочка. Это тебе. (Протягивает цветы.)

К.Ш.: Ну зачем ты даришь мне столько цветов?

Волк: Чтобы тебя порадовать!

К.Ш.: Мне жаль эти цветы! Они скоро завянут и никому не будут нужны. Если хочешь знать, я люблю лишь живые цветы, которые растут на полях и лугах. Они улыбаются мне и даже говорят со мной.

Волк: Ерунда! Цветы не могут говорить!

(Прячет букет за спину.)

К.Ш.: Ничего не понимаешь, Волк! У тебя нет сердца!

(Убегает.) 

Волк: Этой Красной Шапочке никак не угодишь. Что бы еще придумать, чтобы подружиться с ней?

(Уходит , возвращается и ведет с собой ежика, который упирается и фыркает.)

Красная Шапочка! Ау! У меня для тебя сюрприз!

К.Ш.: (Вбегает): Что за сюрприз?

Волк: Я для тебя ежика в лесу поймал.

К.Ш .: Отпусти его, пожалуйста!

Волк: Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежиков ловят и домой приносят, молоко им дают, конфетами.

К.Ш.: Так поступают только жестокие люди. Ежи в неволе погибают. Беги, ежик, домой, в свой родной лес.

Ежик: Спасибо тебе, добрая девочка!

Сценка кукольного театра

«В лесу»

Участвуют куклы: девочка Катя, заяц, медведь, лиса, воробей.

Заяц: Холоднее с каждым днем,

Очень зябко под дождем. Ап-чхи!..

  Я весь дрожу, я весь промок,

Как осиновый листок.

Мне бы в норку – да посуше –

Там согрел бы лапки, уши. Ап-чхи!..

Ведущий: Тут раскрылся очень кстати

Зонт в руках у куклы Кати. (Появляется кукла Катя с раскрытым зонтиком)

Катя: Полезай за зонтик, малыш!

Согреешь лапки – убежишь!

Лиса: Зонтик ваш такой чудесный,

Нам втроем не будет тесно! 

Катя: К нам, лисичка, поспеши!

Хвост пушистый посуши.

Медведь: Добрый день вам!

 Все: Здравствуй, Мишка! 

Медведь: Угощаю всех вас шишкой!

Все: Спасибо!

Медведь: Можно мне под зонтик влезть,

Нос и уши обогреть?

Лиса: Ой-ой-ой! Очень уж велик твой рост,

Ты помнешь мне пышный хвост!

Катя: Хватит места под зонтом,

Нам не тесно вчетвером! (Зовет Мишку.)

Ведущая: Тут воробушек летит и чуть слышно говорит

Воробей: Я под дождиком летал,

всюду зернышки искал,

 крылышки отяжелели,

 я летаю еле-еле.

Катя: К нам, воробышек, лети!

Хватит места нам пяти.

Все: Здесь, под Катиным зонтом,

дружно песню мы споем.(Поют припев из песни «Вместе весело шагать по просторам…»)

Катя: Вот и дождик перестал!(Закрывает зонт)

Заяц: Ну, тогда поскакал!

Лиса: До свидания, мне пора!

Там, в лесу, моя нора.

Медведь: Ну и мне пора в дорогу,

Спать пойду в свою берлогу!

Воробей: Полетел тогда и я,

До свидания, друзья!

Катя: До свидания

Сценка

«Пойманная птичка»

(Два ученика-птицелова накрывают птичку сеткой.)

Первый птицелов:

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети,

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка: Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Второй птицелов:

Нет, не пустим, птичка, нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

 Птичка: 

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю и чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зерна собираю.

Первый птицелов:

Там замерзнешь ты зимой,

Где-нибудь на ветке.

А у нас ведь в золотой

Жить ты будешь клетке!

Птичка: 

О! Не бойтесь, в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе – светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов:

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили грустить,

Все б тебя ласкали.

Птичка: 

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы тот час

Я на веки глазки!

Птицеловы:

Правда, правда, птичка!

Не нести тебе неволи!

Так лети же поскорей

И живи на воле!

( Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.)

Учитель: Все живое нуждается в защите. Давайте, ребята, приглядимся, прислушаемся!

 Литературный монтаж

«Муравьи»

1-й ученик: Муравьишьки-торопыжки,

Не лентяи, не глупышки,

2-й ученик: Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

3-й ученик: Вот ячменное зерно…

Ох, тяжелое оно.

4-й ученик: Если летом потрудиться –

Все зимою пригодится.

5-й ученик: Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

6-й ученик: И жука, и гусеницу

Тащит в свой подземный дом.

7-й ученик: Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой, -

8-й ученик: Ты его не обижай,

Пожалей, не трогай.

 Песня

«Про меня и муравья»

(Поют солист и хор)

Солист:

Нес однажды муравей

Две дощечки для дверей,

Вдруг на встречу рыжий кот

Вышел грозно из ворот.

Припев: (хором)

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто:

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста.

Закричал коту я: «Брысь!

Гав-гав-гав! Поберегись».

И разбойничьи усы

Сразу спрятались в кусты.

Припев:

В муравьиный дом теперь

Мне всегда открыта дверь.

Только жаль, что для меня

Дверь мала у муравья.

Припев:

Учитель: Давайте, дети, беречь и любить все живое! Запомните, что вы – частица природы. Уничтожая ее, вы уничтожаете себя.

 Литературный монтаж

1-й ученик: Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в садах припас.

2-й ученик: Но мы их рвать не будем –

Пускай растут на радость людям.

3-й ученик:

Дерево, трава, цветок и птица –

Не всегда умеют защититься.

4-й ученик: Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель: За хорошие слова и доброе отношение, ребята, природа дарит вам подарок.

(Всем раздаются яблоки из корзины.)

 

 

  «Белая цапля» по сказке Н.Телешева

Король:     Запомни Изольда, дочь моя, что настоящее счастье только есть в милосердии, а, если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье. (Изольда подходит к окну и часто вздыхает)

Изольда:   Как были прекрасны летом цветы, которые я вплетала в свои волосы. Где свежая зелень, ясные теплые ночи? Все унесла зима.

Король:    О чем ты грустишь, моя милая дочь? Что ты глядишь все на море?

Изольда:   Я думаю о весне, о принце Сагире, когда он снова к нам вернется, о нашей свадьбе.

Король:   Теперь уже недолго. Тебе Изольда следует подумать о своем свадебном наряде.

Изольда (весело говорит): В день мой свадьбы я надену наряд такой же, как моя родина: белое платье – как снег, серый плащ – как море, а на голову надену убор из тонких стрелок – как узоры мороза, и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!

Король:   Я прикажу придворным сделать твой свадебный наряд

(Король уходит. Изольд делает букет из сухих трав и цветов).

Король:   Я отдал приказ: швея взялась сшить платье, мастер – плащ, но никто не знает как сделать убор для головы, который подходил бы на стрелки мороза. Я разослал гонцов по всему королевству, обещая награду тому, кто исполнит этот убор

Изольда:   Благодарю отец. (Изольда продолжает делать букет. Король подходит и смотрит на ее поделку, потом уходит. Входит старик.)

Старик (кланяясь): Я могу сделать убор, только на это не обходимо много времени. Далеко на юге, на берегу одной большой реки живут белые цапли. Их очень много в том краю, потому что их никто не убивает, так как мясо их не годится в пищу и они живут свободно. Каждую весну у них на голове вырастает белый хохолок, высокий и пышный, с нежными, чудесными волокнами, тонкими, как паутина.

Изольда (восклицает, глядя на старика, разгоревшимися от восторга глазами
): так приезжай!

Старик:   И если достать хохолок и на нем укрепить мелкие алмазы, то получится именно то, о чем мечтает принцесса.

Изольда (радостно): Но как же достать хохолок?

Старик (таинственно, наклоняясь к принцессе): Для этого нужно одну только цапля (пауза) убить.

Изольда (опускает руки и грустно качает головой): Убить? (Тихо) Нет, не надо мне такого наряда. (старик поклонился и вышел). (Ходит по сцене, говоря сама себе): Белые цапли… мясо их не годится в пищу… их не убивает никто… их много… только одну… только одну убить. Ведь все равно птица умрет – немного раньше или немного позднее. Зато как хорош будет мой свадебный убор. (Хлопает в ладоши. Входит слуга. Кланяется принцессе). Позовите старика. (Слуга уходит). (Входит старик, склонился в поклоне перед Изольдой). Поезжайте и привезите мне хохолок цапли.

Старик:   Как прикажете принцесса. (Уходят старик и принцесса).

Автор:   Прошло полгода. Наступила весна. (На сцене принцесса смотрит в окно)

Изольда:    Скоро должен вернуться старик, моя свадьба. Ах! (Прижимает руки к груди от счастья). (Появляется старик. Поклонившись к принцессе, молча подает ей золоченый ящик. Изольда открывает его и вскрикивает от изумления и восторга) О, как прекрасно! Как чудесно! Как красиво! (Замолкает и на минуту закрывает глаза). Ты ее убил? (Тревожно).

Старик (спокойно):   Да, принцесса. Убил, чтобы срезать с нее хохолок. Я срезал и отвез его в большой город, где умеют делать такие замечательные работы из золота и драгоценных камней. Все удивились красоте этих перьев, и много молодых женщин, много торговцев, много всяких людей приходили ко мне любоваться и просили продать им, но я ни за что не соглашался. Я отдал этот хохолок знаменитому мастеру, лучшему в мире, и рассказал ему о твоем желании. И вот, видишь, что он сделал! (Старик с гордостью указывает на блестящий убор).

Изольда (Закрывает ящик, руки ее дрожат):   Благодарю тебя. (Уходят принцесса и старик).

Автор:    Изольда и принц Сагир поженились и уехали далеко на юг. С тех пор прошло много лет. Изольда соскучилась по Родине, ей хотелось проведать отца, который становится уже стар. Приехав на Родину, Изольда поместилась в своей прежней девичьей комнате и всякий раз, когда ложилась спать, припоминала всю свою жизнь, начиная с детства. Припомнилась ей последняя весна и жестокий старик, соблазнивший ее убить несчастную цаплю. Через некоторое время, когда Изольда уже спала в своей комнате, ей вдруг показалось…

(Изольда спит. У пастели стоят две большие цапли, обратив свои длинные клювы к ее изголовью и смотрят на Изольду большими печальными глазами. Одна из них трогает ее за плечо. У одной из птиц на голове пушистый убор из тонких белых стрелок; другая держит два красных цветка. Изольда просыпается и садится на постели, испуганными глазами глядит на птиц).

Первая цапля:     Возьми эти цветы, принцесса (Роняет их на колени). Возьми их: они выросли из крови наших братьев. Мы принесли их тебе, принцесса! (Изольда в недоумении и страхе смотрит на птиц).

Вторая цапля:   Мы жили свободно и счастливо. Мы жили бы так и теперь, если бы ты не приказала убить одну из нас, чтобы завладеть хохолком для своего свадебного наряда. Этот хохолок вырастает у нас только весною, когда мы вьем наши гнезда. Он и для нас тоже свадебный наряд. Знала ли ты об этом, принцесса? (Изольда опускает голову).

Первая цапля:     Ты первая приказала достать хохолок для наряда. И с той поры начали приходить к нам охотники из больших городов, начали убивать нас сотнями, тысячами… Мы всюду искали спасения, но охотников каждую весну становилось все больше и больше, а нас оставалось все меньше. Знаешь ли ты об этом, принцесса? (Изольда дрожит).

Вторая цапля:   Нас убивали без жалости, без разбора. Нас убивали в то время, когда мы вили гнезда, когда кормили мы наших детей. Мы падали мертвыми и ранеными, истекая кровью. из головы у нас вырывали убор. а наши птенцы умирали от голода. Ты не думала об этом, принцесса? (Обе цапли пристально смотрят в глаза Изольде).

Первая цапля:    Сегодня убиты все остальные… Наш род истреблен. Мы – последняя пара из всех живых, и мы прилетели к тебе. чтобы рассказать, что ты сделала.

Изольда:    Боже! Как страшно! (Ужасаясь).

Вторая цапля:    Вот цена твоего наряда. Нас убивали, а наши дети умирали голодной смертью.

Изольда:    Ужас! Ужас! Позор! (Изольда снова спит. Цапли уходят. Входит король).

Король:     Доборе утро, дочь моя.

Изольда:   Доброе утро, отец. (Хмурится, потом испуганно смотрит на короля). Отец мой, мне приснился страшный, страшный сон. Как из-за моего свадебного украшения истребили белых цапель.

Король:     Да. я слышал о том, что их давно истребляют.

Изольда (Ужасаясь): Правда?

Король:     Грустная правда. И птицы гибнут, и человек унижается.

Изольда:   Отец, что мне делать, как исправить мой поступок?

Король:     Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но прошедшее – непоправимо.

Изольда:    Клянусь тебе, что никогда и никому не сделаю более зла во всю мою жизнь! (Восклицая).

Король:       Этого мало. Мало – не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и спокойна. (Кладет руку ей на голову). В мире и так слишком много страданий, а причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ту увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое.

Изольда:    Я должна ехать домой отец. мне почему-то страшно за своих детей.

Король:     Поезжай, милая дочь! Милосердие и добро, с которыми ты едешь теперь дадут тебе прочное счастье.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"

Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...

Что такое экологическое воспитание в школе?

Разработка педагогического совета на тему "Что такое экологическое воспитание в школе?"...

Экологическое воспитание в школе

Экологическое образование  является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Оно направлено на формирование у обучающихся:- целостной картины мира;- критического отношени...

Экологическое воспитание в школе-интернате I и II вида

В презентации показаны мероприятия и методы  экологического воспитания детей с нарушением слуха....

Экологическое воспитание в школе

Методическая разработка круглого стола "Охрана окружающей среды - дело всех и каждого"...

Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных эко...