Экологическое воспитание в школе
статья по экологии на тему

Анастасия Александровна Кондина

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация  «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся  в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки  в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novichkova_a.a._ekologicheskoe_vospitanie_v_shkole.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в школе

Автор - Новичкова А.А.

учитель биологии и экологии МБОУ СШ №6 г.о.г. Выксы Нижегородской области.

Тел. 8317738964, 89103987582, ana_novichkova@mail.ru

Сейчас, когда так остро стоят проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, необходимо вести речь о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей.

 Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов – как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Причем, социальные факторы в настоящее время, становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей.   Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несет в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой.  Человек познает мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого понимания – учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки.  Нужно осознать, что современное состояние природы – это отражение тех явлений и процессов, которые происходят внутри нас. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящимся к природным объектам. Школьная экологическая организация  «ЭКОлогика», привлекает к своей работе значительную часть обучающихся  в МБОУ СШ №6 г. Выкса и позволяет активно заниматься улучшением экологической обстановки  в г. Выкса, развивает у детей навыки исследовательской и проектной деятельности, играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Программа рассчитана на учащихся 10-16 лет. Ведущей деятельностью этого возрастного периода является общение, которое очень важно направить в позитивное русло с помощью поставленных задач.

Цель:  Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей экологическую культуру, как часть общей культуры личности ребёнка, представляющей собой совокупность экологически развитых сфер: интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной.

Задачи:

  1. Сформировать экологическую культуру: усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  2. Воспитать у ребенка интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
  3. Вовлечь детей в участие в практических природоохранных мероприятиях, в интересную, познавательную и результативную исследовательскую работу;
  4. Привить школьникам навыки исследовательской и проектной деятельности;
  5. Организовать участие школьников в конференциях, олимпиадах, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах  проектов и исследовательских работ;
  6. Сформировать у школьников навыки участия в экологически ориентированной деятельности, развитие способностей к самостоятельному выбору объектов приложения сил; участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  7. Сформировать у подростков социально-экологические компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в природе.

Основные направления реализации программы

Направления и мероприятия

1. Эколого-просветительская деятельность

1.1

Туристические маршруты, экскурсии

1.2

Распространение опыта и знаний

1.3

Участие и организация научно-практических конференций

1.4

Сотрудничество с лесным хозяйством города

1.5

Пришкольный лагерь (отряд экологической направленности)

2. Организация исследовательской деятельности

2.1

Экологическая тропа “Красная книга Нижегородской области”

2.2

Работа в питомнике Выксунского лесхоза

2.3

Экологический мониторинг “Здоровье моей школы”

2.4

Здоровьесберегающая роль комнатных растений

2.4

Проектная работа  по декоративному оформлению пришкольного участка

3. Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность

3.1

Дизайн цветочных клумб школьного двора

3.2

Конкурсы, выставки, благотворительные мероприятия по теме “Экология”

3.3

Экологический театр

4. Природоохранная деятельность

4.1

Экологические акции

4.2

Марш Парков

4.3

Изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц

4.4

Формирование лесного массива

Ожидаемый результат

Привлечь максимальное количество детей к плодотворной природоохранной деятельности, привить любовь к  природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами. Повысить активность детей, участвующих в экологических акциях,  воспитать из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу Родины.

Процесс работы школьной экологической организации строится в первую очередь на добровольном участии в экологических мероприятиях и проектах. Такая работа приводит к формированию  гуманной творческой личности ученика, способной решать практические экологические вопросы, планировать и нести ответственность за принимаемые решения и результаты. Дети, входящие в экологическую организацию, как правило, являются примером и в остальном учебном процессе, а после окончания школы это активные члены общества, которые любят и берегут окружающую природу.        

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
  2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: ЦГЛ. 2003.
  3. Новоселов А.А., Комнатное растениеводство методом водных культур. Пособие для учителей средней школы. Москва. 1959.
  4. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н., Зоологические экскурсии. Руководство для изучения зоологии в природе. Для учащих, учащихся и любителей природы. Часть 1.  Ленинград. 1925.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому воспитанию в школе "Бросим природе спасательный круг"

Данная экологическая программа реализуется в основном через практическую деятельность учащихся - акции, посадка и побелка деревьев, озеленение посёлка и школьного двора, очистка родника природоо...

Что такое экологическое воспитание в школе?

Разработка педагогического совета на тему "Что такое экологическое воспитание в школе?"...

Экологическое воспитание в школе

Экологическое образование  является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Оно направлено на формирование у обучающихся:- целостной картины мира;- критического отношени...

Экологическое воспитание в школе-интернате I и II вида

В презентации показаны мероприятия и методы  экологического воспитания детей с нарушением слуха....

Экологическое воспитание в школе

Экологическое воспитание в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная работа охватывает как учителей, так и учеников и родителей....

Экологическое воспитание в школе

Методическая разработка круглого стола "Охрана окружающей среды - дело всех и каждого"...