Социальная направленность проектной деятельности воспитанников при обращении к проблемам экологии
статья по экологии на тему

                             Ширяева Маргарита Юрьевна

Одной из глобальных проблем современности является проблема сохранения экологической системы человека, и она может быть решена только при условии реализации активного, социально ориентированного, системного экологического воспитания детей и молодежи. В сегодняшней экологической ситуации, имеющей серьезные проблемы, особое значение приобретает целенаправленное распространение социально-экологических знаний через систему образования, интеграция экологических знаний в систему общеобразовательных предметов. Это также  преподавание курсов и факультативов экологической направленности, которые  широко используются в ГБОУ школа №1413

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная направленность проектной деятельности воспитанников при обращении к проблемам экологии.

Одной из глобальных проблем современности является проблема сохранения экологической системы человека, и она может быть решена только при условии реализации активного, социально ориентированного, системного экологического воспитания детей и молодежи. В сегодняшней экологической ситуации, имеющей серьезные проблемы, особое значение приобретает целенаправленное распространение социально-экологических знаний через систему образования, интеграция экологических знаний в систему общеобразовательных предметов. Это также  преподавание курсов и факультативов экологической направленности, которые  широко используются в ГБОУ школа №1413

Социальные установки на экологическую безопасность создаются во внеурочное время. В 2013-2015 году только в факультативах эколого-биологической направленности в нашем Центре образования занималось свыше 120 школьников. В сфере экологического дополнительного образования одной из самых эффективных форм работы является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Ее высокая результативность выражается, прежде всего, в приобщении школьников к практическому решению экологических проблем. В этом году воспитанники научного общества, который в течение нескольких лет работает в  Центре Образования, провели исследования по темам: «Энергетические напитки: за и против», «Целебные свойства серебряной воды: правда или вымысел?», «Да здравствует мыло душистое!», «Кто мы? Жаворонки или совы», «Мифы о шоколаде», «Выращивание экологически чистых грибов в домашних условиях», «Улитки, как объект научного исследования» и др.

Развитию социально ориентированной проектно-исследовательской деятельности способствуют конкурсы, многие из которых проводятся систематически. Так в прошлом  году на окружной конкурс экологических проектов «Ты человек! И ты за все в ответе» нашей школой было представлено 7 работ учащихся.

Рассмотрим проект «Целебные свойства серебряной воды: правда или вымысел?».  Авторы - Туревская Ольга, Павлова Ольга, Колесникова Надежда -11 кл. Целью проекта было изучить и обобщить вековой опыт человечества по применению серебряной воды. В ходе исследовательской деятельности требовалось провести анализ различных источников информации по применению серебряной воды, изучить данные социологического опроса по исследуемой  проблеме. Поставить опыты по получению серебряной воды при помощи промышленного ионизатора, и прибора, сделанного в домашних условиях, а также провести опыты с растениями и животными, используя серебряную воду.

 В результате комплекса исследовательских действий учащиеся пришли к выводам, что серебряная вода полезна, но в умеренных количествах, она обладает дезинфицирующими свойствами, поэтому находит широкое применение в быту, медицине, и технике. Для бытового получения серебряной воды можно изготовить дешевый и легкий в применении ионизатор из подручных средств.

Проведенное ученическое исследование очень актуально и полезно, потому что в наше  время многие люди подвержены множеству заболеваний. С развитием науки усовершенствовались медицинские технологии, лечебные препараты, однако большинство из них сегодня недоступно даже для средних слоев населения.

В одном из источников учащимися был найден интересный факт, что во времена наших предков одним из основных лекарственных средств была серебряная вода, однако, сейчас ее целебные свойства практически забылись. Это побудило детей провести социологический опрос среди учеников и родителей нашей школы, который показал, что их знания о серебряной воде крайне малы. Поэтому при реализации данного проекта школьники выявили и объяснили многообразие полезных свойств серебряной воды, способов ее получения, а так же обратили внимание слушателей  и читателей на множество интересных фактов, в том числе, и на проблемы, связанные с серебряной водой. Учащиеся сконструировали прибор для изготовления серебряной воды своими руками. В дальнейшем ходе работы дети ставят задачу провести ряд экспериментов: изучить влияние серебряной воды на жизнедеятельность мелких грызунов, на растения; использовать серебряную воду в аквариуме с пресноводными рыбами. Перспективная идея проекта - заставить людей задуматься о важности некоторых вещей, издавна окружающих нас, а так же проявить интерес к открытиям в области медицины, химии, физики и естествознания в целом.

 По итогам Городского конкурса исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России «Мы и биосфера», который традиционно проводится в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества, 26  учащихся  нашей школы стали победителями и призёрами. Были представлены такие работы, как «Мед и продукты пчеловодства», «Растительные масла», «Соляные комнаты».

В Северо-Восточном округе Москвы прошли конкурсы проектно-исследовательских работ среди учащихся 5-7 классов «Открытие». Юные исследователи достойно представили нашу школу на окружном и городском этапах этого конкурса.

Вовлечение в проектную деятельность учащихся  начинается с начальной школы и продолжается в средней и старшей школе. Один  из таких проектов был осуществлен ученицами 5 класса.  Его тема: «Что такое «Е»?» Авторы - Перова Анна, Петренко Ирина, Бадюк Елизавета. Целью и задачами  проекта  было  выяснить, что такое пищевые добавки? Необходимо  было произвести классификацию пищевых добавок, узнать в каких продуктах можно их найти? Чрезвычайно важным было показать отрицательное влияние пищевых добавок на здоровье школьников,  изучить последствия употребления пищевых добавок для здоровья взрослого человека. В ходе работы учащимися были проанализированы различные источники информации, изучен ассортимент продуктов питания, содержащих пищевые добавки. Учащиеся провели социологический опрос по данной проблеме и выяснили, что далеко не все ученики и их родители знают о вредном влиянии добавок.

В 2013 году пятеро воспитанников  научного общества стали дипломантами городского этапа конкурса.  Виталинская Евгения и Гайно Анна учащиеся 5 класса получили высокую оценку за работу «Проблемы бездомных собак в городе Москве». Бабченков Владислав и Долотова Анна стали обладателями почетной грамоты.

На формирование активной жизненной позиции и гражданской ответственности школьников направлена и природоохранная деятельность. Более 20 детей  пятого класса приняли участие в природоохранной акции «Мусору нет!». Акция организована Окружным методическим центром города Москвы. Школьники выполняли практические задания по изучению изготовлению полезных вещей из вторичного сырья, проводили анкетирование школьников и родителей, рисовали плакаты, писали сочинения от «Лица мусорной кучи» и делали фотосъёмку загрязненных мест района. По итогам испытаний конкурсная комиссия признала наш Центр образования лучшим в округе.

Педагоги  школы преследуют цель — развить у подрастающего поколения бережное отношение к окружающей среде и приобщить их к общественной природоохранной деятельности. Эти же цели преследует все конкурсы экологических проектов, в которых ежегодно участвуют наши дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы социальных проектов "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка представляет собой описание опыта реализации системы социально значимых проектов по изучению русской культуры и культур стран ближнего зарубежья....

Программа "Новое поколение" (социальное направление внеурочной деятельности)

Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие  направления: Гражданско-патриотическое воспитание Нравственное и духовное воспитание Воспитание положительног...

Авторская дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебный наперсток», «Социальная направленность проектных работ"

Актуальность разработки определяется рядом факторов практического характера, ориентированное на творческую созидательную, социально значимую реализацию развивающейся личности во внеурочное время на ос...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Статья "Использование этнопедагогики в проектной деятельности воспитанников, как средства воспитания"

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: необходимо научить мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать р...