Авторская дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебный наперсток», «Социальная направленность проектных работ"
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Габделганиева Марсиля Фазылзяновна

Актуальность разработки определяется рядом факторов практического характера, ориентированное на творческую созидательную, социально значимую реализацию развивающейся личности во внеурочное время на основе системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

    Курс дополнительного образования тесно связан с разделами основного образования предметной области «Технология», такими как, «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_kruzhka_gmf.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебный наперсток», руководитель: Габделганиева Марсиля Фазылзяновна, учитель технологии высшей квалификационной категории

Направление деятельности: «Социальная направленность проектных работ во внеурочной деятельности»

                                         Пояснительная записка

Авторская программа кружка разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  типовых программ для учреждений дополнительного образования с учётом ФГОС  и учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы  образовательной области «Технология».

Направление деятельности кружка «Социальная направленность проектных работ во внеурочной деятельности», главной целью которой является формирование творческой, успешной, конкурентоспособной, социально активной личности, стремление творить не только для личного блага, а на пользу обществу, становления и профессионального самоопределения.

    Социальное проектирование – это очередной шаг в совершенствовании проектного метода, который раскрывает творческие способности ученика, вырабатывает устойчивые интересы, потребность в творческом поиске, повышает продуктивность обучения, его практическую направленность.

    Важным воспитательным моментом таких проектов является личностный рост учащихся, понимание высоких общественных целей и задач. Различные виды деятельности в процессе организации и выполнении проектов, взаимодействие с социальными партнерами способствуют профессиональному самоопределению, развивают лидерские качества учеников, являются положительным примером для детей и взрослых. Бескорыстная благотворительная работа, эмоционально окрашенная, привлекательная своей конкретностью и необходимостью, помогает школьникам понять смысл и ценность социальной деятельности.

    Актуальность разработки определяется рядом факторов практического характера, ориентированное на творческую созидательную, социально значимую реализацию развивающейся личности во внеурочное время на основе системно - деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

    Курс дополнительного образования тесно связан с разделами основного образования предметной области «Технология», такими как, «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла».

         

      Требования к уровню подготовки учащихся. В результате освоения курса кружка «Волшебный наперсток» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.

     Личностные результаты:

- социально активная, нравственно-эстетическая ориентация;

- бескорыстная благотворительность;

 - смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

- проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- мотивация учебной деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

- реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

- развитие готовности к самостоятельным действиям;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);

- проявление технико-технологического и экономического мышления;

- экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).

Метапредметные результаты изучения курса кружка:

познавательные УУД:

- алгоритмизированное планирование процесса трудовой деятельности;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию художественных  изделий;

- моделирование  объектов и технологических процессов;

 - выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

- исследовательские и проектные действия;

- осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

 коммуникативные УУД:

- умения работать в команде учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;

регулятивные:

- целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;

- самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия);

- саморегуляция;

- самоконтроль, взаимоконтроль.

   В соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, целью прохождения настоящего курса является:

- формирование понятия смысла и ценности социальной деятельности;

-освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих. коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

   Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного социально значимого труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой, проектно-исследовательской).

    Формы проведения занятий – теоретические, практические, индивидуальные, групповые и коллективные. 

    Методы проведения занятий - наглядные, словесные, эвристические, программированные, алгоритмические.

      Каждое занятие  включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление творческих изделий, отчет о проделанной работе.     

      Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 

     Программа рассчитана  на учащихся 5 – 8 классов. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.          Занятия проводятся в группе  количеством 15 человек  по 4 часа в неделю, что составляет 144 часа в год.  Срок реализации данной программы - 1 год.  Успешная реализация  программы  в течении 7 лет.

     Предметными результатами работы в кружке  являются приобретенные знания и умения в технологиях и технологической стороне созидательного труда, в предметно-преобразовательной деятельности,  в опыте творческой и проектной деятельности социальной направленности. При выполнении таких  работ происходит    духовно-нравственное становление личности, развиваются такие  качества, которые не позволят остаться равнодушными к проблемам социума и обязательно во взрослой жизни приведут к реализации новых проектов, к участию в благотворительности.

                Формы проведения занятий кружка «Волшебный наперсток»

1. Разработка и изготовление сценических костюмов для выступлений;

2. Оформление сцены для спектаклей и школьных мероприятий;

2. Разработка художественно-содержательной интерьерной среды;

2. Разработка и изготовление поделок-сувениров в качестве подарков к знаменательным датам;

3. Участие в благотворительных мероприятиях и акциях;

4. Участие в конкурсах, в предметных олимпиадах, выставках детского прикладного творчества, научно-практических конференциях.

5. Проведение мастер-классов кружковцами для детей и взрослых.

Содержание  программы

    Содержание  данной программы направлено  на выполнение творческих работ,  основой которых является индивидуальное  и коллективное творчество. Вся практическая деятельность основано на изготовлении изделий, имеющих социальную значимость. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять  полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание  на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам,  оборудованию в процессе изготовления швейных изделий и изделий декоративно-прикладного творчества.

Учебно-тематическое планирование кружка  «Волшебный наперсток»

Разделы

Теория (час.)

Практика (час.)

1.

Водное занятие

2

2

2.

Разработка и изготовление сценических костюмов

17

39

3

Вышивка сценических костюмов

2

6

4

Разработка и изготовление головных уборов к костюмам

4

8

5

Разработка и изготовление аксессуаров к костюмам

2

10

6

Изготовление поделок-сувениров из ткани в качестве подарков для благотворительных акций

2

10

7

Изготовление поделок-сувениров из пряжи и ниток  в качестве подарков для благотворительных акций

2

10

8

Изготовление поделок-сувениров из шнуров и бус  в качестве подарков для благотворительных акций

2

10

9

Оформление портфолио работ

4

10

Всего:

35

99

                                Итого

144

             

Развернутый тематический план кружка 4 часа, 2 раза в неделю

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

теория

практика

План

Факт

Вводное занятие -4 час.

1

Вводный инструктаж. Вводное занятие.

2

02.09.

2

Организация работы кружка.

2

04.09

Разработка и изготовление сценических костюмов – 56 час.

3

Историческое развитие сценического костюма.

2

09.09

4

Цвет, орнамент, узоры. Композиция костюма. Эскизы

1

1

11.09

5

Ткани для костюмов. Расчет расхода ткани.

2

16.09

6

Разработка технологии изготовления изделий

1

1

18.09

7

Конструирование сценических костюмов

2

23.09

8

Конструирование сценических костюмов

2

25.09

9

Моделирование сценических костюмов

1

1

30.09

10

Моделирование сценических костюмов

2

02.10

11

Подбор инструментов, материалов, отделок, украшений к сценическим костюмам

2

07.10

12

Подготовка выкройки к раскрою

1

1

09.10

13

Подготовка ткани к раскрою

1

1

14.10

14

Раскрой сценических костюмов

1

1

16.10

15

Раскрой сценических костюмов

2

21.10

16

Подготовка к первой примерке

1

1

23.10

17

Первая примерка, устранение дефектов

1

1

28.10

18

Стачивание основных деталей сценических костюмов

2

30.10

19

Влажно-тепловая обработка швов

0,5

1,5

11.11

20

Обметывание срезов

2

13.11

21

Подготовка мелких деталей (подкрой, дублирование)

0,5

1,5

18.11

22

Узловая обработка застежки

1

1

20.11

23

Узловая обработка воротника

0,5

1,5

25.11

24

Соединение воротника с основой

0,5

1,5

27.11

25

Узловая обработка манжет

0,5

1,5

02.12

26

Соединение манжет с рукавом

0,5

1,5

04.12

27

Обработка нижнего среза швейного изделия

0,5

1,5

09.12

28

Узловая обработка пояса

0,5

1,5

11.12

29

Окончательная отделка сценического костюма

2

16.12

30

ВТО готового изделия

2

18.12

Вышивка сценических костюмов – 8 час

31

Подбор вышивки к сценическим костюмам

1

1

23.12

32

Вышивка гладью

0,5

1,5

25.12

33

Вышивка бисером и пайетками

0,5

1,5

13.01

34

Окончательная отделка вышивкой сценических костюмов

2

15.01

Разработка и изготовление головных уборов к костюмам – 12 час

35

Разработка эскизных вариантов головных уборов

1

1

20.01

36

Подготовка выкроек, лекал , материалов, инструментов

2

22.01

37

Раскрой деталей

0,5

1,5

27.01

38

Сборка основных деталей

0,5

1,5

29.01

39

Изготовление головных уборов

2

03.02

40

Окончательная отделка

2

05.02

Разработка и изготовление аксессуаров к сценическим костюмам – 12 час

41

Разработка технологии изготовления

2

10.02

42

Изготовление элементов аксессуара

2

12.02

43

Изготовление элементов аксессуара

2

17.02

44

Изготовление элементов аксессуара

2

19.02

45

Отделка элементов украшения

2

24.02

46

Сборка украшения

2

26.02

Изготовление поделок-сувениров из ткани в качестве подарков для благотворительных акций – 12 час.

47

Выбор поделки, разработка выкройки (цветы, мягкие игрушки, игольницы)

2

02.03

48

Подготовка материалов и инструментов

2

04.03

49

Раскрой деталей сувенира

2

09.03

50

Изготовление поделки-сувенира

2

11.03

51

Изготовление поделки-сувенира

2

16.03

52

Отделка, оформление поделки-сувенира

2

18.03

Изготовление поделок-сувениров из пряжи и ниток  в качестве подарков для благотворительных акций – 12 час.

53

Выбор поделки, разработка выкройки (помпоны, обереги)

2

23.03

54

Подготовка материалов и инструментов

2

01.04

55

Подготовка деталей

2

06.04

56

Изготовление поделки-сувенира

2

08.04

57

Изготовление поделки-сувенира

2

13.04

58

Отделка, оформление поделки-сувенира

2

15.04

Изготовление поделок-сувениров из шнуров, бус  и резинок в качестве подарков для благотворительных акций – 12 час.

59

Выбор поделки, разработка выкройки (браслеты, кулоны )

2

20.04

60

Подготовка материалов и инструментов

2

22.04

61

Подготовка деталей сувенира

2

27.04

62

Изготовление поделки-сувенира

2

29.04

63

Изготовление поделки-сувенира

2

04.05

64

Отделка, оформление поделки-сувенира

2

06.05

Изготовление украшений из ткани для благотворительных акций – 12 час.

65

Выбор поделки, разработка выкройки (украшений для одежды, заколок для волос)

2

11.05

66

Подготовка материалов и инструментов

2

13.05

67

Подготовка деталей сувенира

2

18.05

68

Изготовление поделки-сувенира

2

20.05

69

Изготовление поделки-сувенира

2

25.05

70

Отделка, оформление поделки-сувенира

2

27.05

71

Оформление портфолио

2

29.05

72

Оформление портфолио

2

31.05

Итого:

144 час.

Итоги реализации дополнительной общеобразовательной программы

(см. Приложение - фото)

№ п.п.

Реализованные проекты и мероприятия

Год

Результат (уровень)

1.

Проект «Сценические татарские костюмы»

2007

ученики школы

2.

Проект «Трансформация татарского сценического костюма»

2007

Шамсетдинова Ильдана, 10кл., победитель Республиканской олимпиады по технологии, номинант Российской.

3.

Проект «Наряды для стильного платья»

2008

Загидуллина А., 9кл., победитель Республиканской олимпиады по технологии, номинант Российской.

4.

Разработка и пошив фирменных галстуков для школьной формы

2008

ученики школы

5.

Школьный стенд «Выглядеть стильно всегда и везде»

2009

ученики школы

6.

Проект «Гербы России, Татарстана, Казани, школы, семьи»

2009

Маркова Д., 8кл., победитель научно-практической конференции в г. Москве

7.

Проект «Оформление интерьерной среды кухни кабинета технологии»

2010

ученики школы

8.

Проект для детей-инвалидов Реабилитационного центра «Развиваемся, играя»

2010

Маркова Д., 9кл., победитель Республиканской олимпиады по технологии, номинант Российской.

9.

Проект «Льняные мережки»

2011

Родионова Д., 7кл., победитель олимпиады по технологии в ЦДТ

10.

Проект «Разноцветие бабочек»

2011

Котина Д., 7кл., призер олимпиады по технологии в ЦДТ

11.

Проект «Озорные штучки из помпушки»

2011

Абросимова М., 7кл., призер олимпиады по технологии в ЦДТ

12.

Разработка и пошив пилоток и перевязей для знаменной группы

2011

ученики школы

13.

Творческий проект «Осень в стиле Bebi Doll»

2011

Маркова Д., 10кл., победитель Республиканской олимпиады по технологии, призер Российской.

14.

Проект «Во сне и наяву»

2012

Маркова Д., 10кл., победитель Республиканской олимпиады по технологии, номинант Российской.

15.

Проект «Русские мотивы в сценических костюмах»

2013

Родионова Д., 9кл., призер Республиканского конкурса «Я- мастер»

16.

Исследовательская работа «Школа, стиль, мода»

2013

Краюшкина Кристина, Сабирзянова Ляйсан,10 кл., участие в поволжской научно-практической конференции учащихся имени Лобачевского

17.

Исследовательская работа «Школа, стиль, мода»

2013

Краюшкина Кристина, Сабирзянова Ляйсан,10 кл., участие в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ "Нобелевские надежды КНИТУ - 2013"

18.

Творческая работа «Зимняя сказка своими руками»

2014

Федорченко Д., 6 кл., победитель Всероссийского конкурса творческих работ «Зимняя сказка своими руками»

19.

Творческая работа «Наряды для прогулки»

2015

Ананьева Д., 8кл.,призер районного конкурса «Мир творчества»

20.

Творческая работа «Зимняя сказка»

2015

ФедорченкоД., 7кл., призер районного конкурса «Мир творчества»

21.

Проект «Современные татарские сценические костюмы»

2015

Гайнуллина А., 8кл., призер Республиканского конкурса «Нобелевские надежды КНИТУ - 2014»

22.

Разработка и изготовление поделок-сувениров на День пожилых людей, 8 Марта, Дня защитников Отечества, Дня защиты детей, Дня учителя, Дня матери.

в течении года

ученики школы

23.

Проведение детьми мастер-классов по изготовлению изделий декоративно-прикладного творчества на родительских собраниях и в дни выборов.

в течении года

ученики школы

24

Проект «Костюмы для ВДВ» для смотра строя и песни

проект 2015-16 гг.

ученики школы

Список использованной литературы:

  1. Бобровская А.Н., Доколина Г.Ф., Использование проектной деятельности на уроках технологии. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
  2. Кожина О.А., Кудакова Е.Н  Технология. Обслуживающий труд. 8кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений. Кожина О.А.,. – М.: Дрофа, 2013. – 222.
  3. Павлова М.Б., Дж. Питт, Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2008. – 296с.: ил.
  4. Синица Н.В., Симоненко В.Д., Технология. Технология ведения дома: 5,6,7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.; Вентана-Граф, 2012. – 192с.
  5. Школа и производство, научно-методический  журнал - М.: изд. «Школьная Пресса», №4-2006, №3- 2011.
  6. Содержание и структура образовательных программ образовательных учреждений, рабочих программ педагогов. Методическое пособие А.Ю. Закиева – ГАОУ ДПО ИРО РТ. – Казань, 2013. – 40с.

Интернет ресурсы.

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"

Авторская дополнительная общеобразовательная программа "Мир музыки и духовой оркестр"...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного вязания "Искусница"

Дополнительная общеобразовательная программа  кружка художественного вязания «Искусница» представляет собой трёхгодичный курс обучения основам художественного вязания и направлена на гармоничное ...

Дополнительная общеобразовательная программа «Драматическое искусство. Актерская грамота» (направленность: художественная)

Каждый человек по природе – творец, в нем изначально заложены творческие способности. И моя задача разглядеть эти способности....

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической (военно-патриотической) направленности «Витязь»

 Важную роль в подготовке молодежи к жизни играют готовность к нравственному поведению, идеалы и ценности, в соответствии с которыми они выбирают себе профессию, стиль жизни, строят свое б...

Авторская дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные гиды» (английский язык)

Программа внеурочной деятельности краеведческой направленности на английском языке....