Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Золотая иголочка" (вышивка крестом).
    рабочая программа на тему

    Тарасова Елена Фёдоровна

    Программа кружка для школьников среднего звена.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_kruzhka_zolotaya_igolochka.docx186.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации

    городского округа Семеновский, Нижегородской области

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Сухобезводненская средняя школа»

    Принята

    на педагогическом совете

    Протокол №1

    От  «31» августа 2015г.

    Утверждаю

    Директор школы

    р.п. Сухобезводное

    ______Н.В.Лебедева

    «31» августа 2015г.

    Дополнительная общеобразовательная программа

    Кружка « Вышивка крестом »

    http://ic.pics.livejournal.com/maryacha/27528605/186600/186600_600.jpg

    Срок реализации 1 год, возраст обучающихся 12-15 лет

    Учитель русского языка и литературы:

    Тарасова Е.Ф

    Р.п.Сухобезводное, 2015г.

    Пояснительная записка

            Вышивка крестом - увлекательный и очень красивый вид рукоделия, с помощью которого  можно быстро и красиво украсить свой быт. Учиться вышивке легко и приятно.

    Новизна и Актуальность: Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.                                                                        

     В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков художественного направления, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.  В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир.

    Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся  к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.     

    Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

    Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Обучающиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Происходит ориентация  на ценность труда.

    В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся  с историей рукоделия.  

    В рамках кружка «Вышивка крестом» реализуется художественное направление внеурочной деятельности с учащимися 5-8 класса.

    Цель программы: Привлечение детей к творческому процессу, организация досуга детей, что является профилактикой асоциального поведения; раскрыть перед обучающимися асоциальную роль изобразительного, декоративно-прикладного народного искусства.

    Задачи программы:

    Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и вспомогательными  инструментами (ножницами, иголкой);  знакомить обучающихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать  практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

    Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

    Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности;  воспитание  эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.    

    В данной программе принимают участие обучающиеся  12 - 15 лет.  

    Количество занимающихся 15 человек.

    Программа рассчитана на один год работы.

                                         

    Формы, методы и режим занятий:

    Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.

    День занятия  руководитель выбирает  в зависимости от интенсивности учебной нагрузки  детей в соответствии с расписанием основных занятий.

    Продолжительность занятий 2 часа.

    Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

    Формы проведения занятий различны.

    Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия.

    Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера.

    В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции  удовлетворения, радости.

    Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.

    На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.

    Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

    Требования  к знаниям и умениям обучающихся, критерии оценок:

    По окончанию года обучения обучающийся должен:

    • Усвоить приемы вышивания крестом
    • Знать основные виды вышивки
    • Уметь самостоятельно оформлять свои работы

    Особое внимание уделяется технике безопасности.

    Ожидаемые результаты.

    Предполагается  осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

    Дети научатся:

    - соблюдать  правила безопасного пользования ножницами и иголкой,  правила  гигиены и санитарии;                                                      

     - планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

    -владеть техникой вышивания;

    - закреплять ткань в пяльцах;

    -завязывать узелок;

    - принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);                                                                        

    - овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

    - научатся экономно расходовать  материал; поддержать порядок на рабочем месте;

    - эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол, салфетки, одежды, скатерти и др.);                                            

    - использовать ручные умения в повседневной жизни  (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;    

     Формы подведения итогов реализации программы:

    - подготовка и проведение выставок работ (2 раза в год);

    -  дни презентаций работ родителям, учащимся школы;

    - отбор лучших работ для портфолио;

    - творческий отчет  руководителя кружка на педсовете;

    Содержание дополнительной образовательной программы.  Краткое описание тем.

    Каждое занятие = 2 часа

    1 занятие.

    Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.

    2 занятие.

    Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.

    3-4 занятие.

     Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).

    5 занятие.

    Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

    6-7 занятие.

    Освоение приемов выполнения простого креста,  полукреста  на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.

    8-9 занятие.

    Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани.  Знакомство с правилами работы с пяльцами.  Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

    10-11 занятие.

    Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами  (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.

    12 занятие.

     Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

    13-15 занятие.

    Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.

    16 -17занятие.

    Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

    18 занятие.

    День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .

    19-20занятие.

     Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.

    21  занятие.

    Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.  

    22-23 занятие.

    Овладение технологией и способами  выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.

    24-25 занятие.

    Самостоятельная практическая работа.  Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.

    26 занятие.

    Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

    27-28 занятие.

    Практическое освоение  выполнения креста двойного.

    29-30 занятие.

    Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

    31-32 занятие.

    Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

    33-36 занятие.

    Выставка работ. Награждение учащихся. Подведение итогов.

    Техническое оснащение и дидактический материал занятий:

    1.Ткань белая «вафелька».

    2. Набор цветных ниток мулине .                

    3. Иглы  №2, №3.

    4. Ножницы с тупыми концами.

    5. Пяльца пластмассовые.

    6. Карандаши простые.

    7. Калька, копировальная бумага.

    8. Тетрадь в клеточку.

    9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).

    10. Образцы рисунков для вышивания.

    11. Иллюстрации вышивок в различной технике.

    Тематическое планирование.

    № занятия

    ко-лич. часов

    Тема  занятия

    дата проведения

    1

    2

     Инструктаж по ТБ. Вводное занятие

    15.09

    2

    2

    Понятие об орнаменте, цвете, композиции.  Краткие сведения о нитках и тканях.

    22.09

    3-4

    4

    Зарисовка простейших узоров на клетчатой  бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.)

    29.09

    06.10

    5

    2

     Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.

    13.10

    6-7

    4

    Освоение приемов выполнения простого креста,  полукреста  на бумажной основе.

    20.10

    8-9

    4

    Пяльцы. Знакомство  с правилами работы с пяльцами.  Освоение приемов выполнения простого креста.  Вышивание простым крестом (дорожка).

    27.10

    03.11

    10-11

    4

    Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами  ( по выбору детей).

    10, 17.11

    12

    2

    Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.

    24.11

    13-15

    4

    Практическая работа  Вышивание изделия с использованием шва простым крестом.

    01, 08.12

    16-17

    4

    Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.

    15.12

    18

    2

    День презентации детских работ.

    22.12

    19-20

    4

    Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме.

    12, 19.01

    21

    2

    Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.  

    26.01

    22-23

    4

    Технология и способы выполнения креста косого одностороннего.

    02, 09.02

    24-25

    4

    Практическая работа.  Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест.

    16.02

    01.03

    26

    2

    Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.

    15.03

    27-28

    4

    Технология и способы выполнения креста двойного.

    22, 29.03

    29-30

    4

    Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .

    5, 12.04

    31-32

    4

     Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.

    19, 26.04

    33-36

    6

    Выставка работ. Награждение учащихся. Подведение итогов

    03, 17, 24.05

    Методическое обеспечение

    1

    № темы

    2

    Форма занятий

    3

    Приемы  и методы

    4

    Дидактический

    материал

    5

    Техническое оснащение

    6

    Форма подведения итогов

    1) Вводное занятие

    групповая

    Словесные,

    наглядные

    Выставочные

    изделия,

    Книги, схемы

    Блокнот,

    ручка

    опрос

    2) Основные понятия и сведения

    групповая

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Книги,

    Схемы,

    фотографии

    Блокнот, ручка

    беседа

    3) Зарисовка

    простейших

    узоров

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Книги,

    Схемы,

    образцы

    Блокнот, ручка

    Обсуждение

    результатов

    4)Правила обращения с иголкой

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Книги,

    Схемы,

    образцы

    Иголки,

    Нитки,

    ножницы

    Обсуждение

    результатов

    5)Освоение приемов вышивания

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Презентация

    Канва, пяльца,

    Иголки,

    Нитки,

    ножницы

    Обсуждение результатов

    6)Пяльцы.

    Знакомство.

    Работа.

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные

    Книги,

    Схемы,

    образцы

    См.тему 5

    Обсуждение результатов

    7)Приемы

    выполнения

    простого креста

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Книги,

    Схемы,

    образцы

    См.тему 5

    Обсуждение результатов

    8)Вышивка изделия

    индивид-я

    практические

    Схемы,

    образцы

    См.тему 5

    Обсуждение результатов

    9)Выставка

    в школе

    Групповая

    наглядные

    Стенды изделий кружковцев

    Беседа

    10)Презентации детей

    Групповая

    наглядные

    Презентации

    Компьютер

    Беседа

    11)Чтение схем. Косой крест

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Книги,

    Схемы,

    образцы

    См.тему 5

    Обсуждение результатов

    12) Вышивка изделия

    индивид-я

    практические

    Схемы,

    образцы

    См.тему 5

    Обсуждение результатов

    13)Двойной крест. Теория и практика

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    Наглядные,

    практические

    Книги,

    Схемы,

    образцы

    Блокнот, ручка,

    См.тему 5

    Обсуждение результатов

    14)

    Выставка.

    Награждение

    Групповая,

    индивид-я

    Словесные,

    наглядные

    Презентация

    Стенды изделий кружковцев

    Беседа.

    Подведение итогов

    Список  литературы.

    1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва.

    Большая Российская энциклопедия ,1994.

    2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

    3. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения  Высшая  школа –1989.

    4. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 .

    5. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.

    6. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.

    7. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

    Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

    Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

    Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

    Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

    Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

    Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «БАСКЕТБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

    Баскетбол  - спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с се...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «ВОЛЕЙБОЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА»

    Одним из основных приоритетов государственной политики является идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении в...