Программа элективного курса по экологии
элективный курс по экологии (8 класс) на тему

Плаксина Марина Ивановна

Материал для занятий элективного курса по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_ekologii.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1

             Программа элективных курсов по экологии

8-9 классы

Учитель Плаксина Марина Ивановна

г. Сургут 2015-2016

учебный год

Все реальные знания приобретены человечеством путем сравнений, наблюдений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей могут быть с пользой переданы эти знания детям.

(А. Я. Герд.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование признано международной общественностью приоритетным направлением совершенствования образовательных систем в условиях экологической опасности. Перед современной школой ставится задача формирования экологической культуры как основы нового образа жизни, характеризующейся гармонией отношений человека с окружающей средой. Решать эту задачу призван этот элективных курс.

В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений и животных природных сообществ, многообразии, их взаимосвязи в природе, значении, влиянии деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. Курс нацеливает на овладение умениями по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о природных сообществах для обоснования природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Программа курса построена на основании экологического раздела программы по 'биологии 5-9 классов. Большое внимание при разработке программы уделено привитию практических навыков поведения в природе.

Содержание курса обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: наблюдения, эксперимента, практических работ. Особое значение и внимание уделяется экскурсиям в природу, а так же обсуждению презентаций учащихся, проведению конференций, оформлению стендов. Содержание программы кружка включает изучение истории заповедников ХМАО-Югры.

Курс дополнительного образования рассчитан на 1 час в неделю, всего 35 часов.

Данная программа предусматривает проведение занятий в форме комбинированных лекций, практических работ, экскурсий.

С целью контроля уровня обученности учащиеся выполняют работу по выбору: разработка проекта, выполнение творческого задания.

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

После изучения данного курса учащиеся должны Знать:

  • Правила безопасности работы в природе
  • Технику практических работ с природными объектами
  • охраняемых животных и растения Тюменской области

   основные методики изучения живых объектов.

Уметь:

  • Осуществлять с соблюдением техники безопасности изучение живого объекта
  • Работать в группе
  • Организовать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной литературой, пользоваться интернет ресурсами
  • Наблюдать и объяснять наблюдаемые явления, происходящие в природе, лаборатории и в повседневной жизни
  • Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления
  • тактично доказывать свою точку зрения при защите презентации, проекта.

Тематический план курса 1 час в неделю, всего - 35 часов

№ п/п

Раздел

Всего часов

теория

практика

примечание

1

Введение

3

2

1

2

Условия жизни организмов

9

4

5

Природоо хранные акции «Птичья столовая», «Живи, елка»

3

Природные сообщества

8

3

5

4

Связи в природном сообществе

4

2

2

Защита презентацийпроектов, творческих заданий

5

Человек и природа

10

5

5

защита проектов, творческих заданий

6

Итоговое занятие, экскурсия в музей «Старый Сургут»

итого

1

35

16

1

19

 

4. Календарно-тематический план

Наименование раздела и темы

Часы

Сроки

приме

п/п

занятия

учебного

прохождения

чание

времени

план

факт

1

2

3

4

5

6

Введение (3 часа)

1

Введение. Что такое экология. Зачем ее изучать

1

2

Экологические проблемы в современном мире, пути их решения. Экологические проблемы нашей местности

1

3

Экскурсия «Оценка состояния парковых зон города».

1

Тема 1. Условия жизни

организмов (9 часов).

4

Факторы и условия среды. Их значение для жизни организмов

1

5 6

Практическая работа 1, 2

Знакомство с условиями жизни растений и животных в окрестностях города. Уход за растениями в кабинете биологии, школе.

2

7

Влияние деятельности человека на условия жизни растений и животных.

1

8

Экскурсия «Условия жизни животных и растений осенью. Оценка воздействия антропогенной нагрузки. Лихеноиндикация».

1

9

Понятие о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга.

1

10 11

Экскурсия «Многообразие природных сообществ (лес, луг, водоем). Основы гербаризации растений. Приемы обращения с ботаническим прессом. Оценка влияния деятельности человека на

2

природное сообщество водоема методом биоиндикации». Уборка мусора по пути следования.

12

Понятие о сукцессии. Роль человека в смене природных сообществ. Оформление стенда «Мир вокруг нас» по итогам экскурсий

1

Тема 2. Природные сообщества (8 часов).

13

Типы природных сообществ. Растительное сообщество, его характеристика

1

14 15

Экскурсия   в парк на Сайме «Описание природного сообщества. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе. Составление карты сообщества».

2

16

Экскурсия «Жизнь леса зимой»

1

17

Сукцессия. Направленность сукцессии. Роль антропогенного влияния на^смену сообществ

1

18 19

Экскурсия в парк на Сайме. Приспособленность растений к меняющейся среде обитания.

2

20

Влияние деятельности человека на природные сообщества. Виды антропогенных ландшафтов

1

Тема 3. Связи в природном сообществе (4 часа)

21

Взаимосвязи в природном сообществе, их типы (паразитизм, симбиоз, хищничество, конкуренция, протокооперация)

1

22

Экскурсия «Наблюдение взаимоотношений в природном сообществе. Следы животных в лесу».

1

23

Модели экологических систем (аквариум, космический корабль)

1

24

Практическая работа «Создание моделей экологических систем из пластиковых бутылок - водоем, луг, пустыня»

2

Тема 4. Человек и природа (10 часов).

25

Хозяйственная деятельность человека в природе. Зависимость состояния почвы от способа воздействия на нее.

1

26

Охрана природы. Красная Книга, ее роль в охране природы. Природоохранные территории, их виды, задачи

1

27

История заповедников ХМАО -Югры . Виды охраняемых растений и животных. Роль заповедников в охране природы.

1

28 29

Редкие и исчезающие виды животных и растений, их охрана. Редкие животные и растения ХМАО-Югры.

2

30

Живая и неживая природа -единое целое. Жизнь на Земле и ее многообразие - общечеловеческое достояние.

1

31 32 33

Индивидуальная работа по изучению заказников: «Васпухольский», «Сорумский», «Сургутский», «Унторский», «В ерхне-Кондийский», «Елизаровский», «Кулуманский», «Верхне-Вахский», «Березовский»

3

34

Практическая работа по

озеленению территории школы

1

35

Итоговое занятие, экскурсия в музей «Старый Сургут»

2


Содержание курса Введение (3 ч).

Что такое экология, зачем ее изучать. Основоположники экологии как науки. Особенности экологии ХМАО-Югры.

Экологические проблемы в современном мире, пути их решения.

Экологические проблемы нашей местности.

Экскурсия

«Оценка состояния вод и почвы в окрестностях города» Практическая работа:

уборка мусора по пути следования.

Темы для индивидуальных работ учащихся: «Роль заповедника в сохранении видового разнообразия» Тема 1. Условия жизни организмов (9 часов).

Понятие среды обитания, виды сред.

Факторы и условия среды, их значение для жизни организмов.

Антропогенный фактор как решающий фактор среды. Влияние деятельности

человека на условия жизни растений и животных.

Методы оценки состояния среды: физические, химические, биоиндикация. Лихеноиндикация как один из видов биоиндикации.

Понятие о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга. Жизнь организмов в сообществе. Методы изучения природных сообществ.

Сукцессии, их причины. Роль человека в смене природных сообществ. Практические работы:

практическая работа 1,2- знакомство с условиями жизни растений и животных в окрестностях города.

Уход за растениями в цветниках. Уборка мусора на территории школы. Создание искусственных сообществ. Оформление стенда «Мир вокруг нас» Экскурсии:

«Условия жизни животных и растений осенью. Оценка воздействия антропогенной нагрузки. Лихеноиндикация».

«Многообразие природных сообществ (лес, луг, водоем). Основы гербаризации растений. Приемы обращения с ботаническим прессом. Оценка влияния деятельности человека на природное сообщество водоема методом биоиндикации».

Темы для индивидуальных работ учащихся:

«Природное сообщество растительного леса на примере участка парка на Сайме

«Оценка состояния воздуха методом лихеноиндикации»

«Влияние антропогенной нагрузки на состояние хвойной лесополосы»

«Оценка состояния притоков р. Обь методом биоиндикации»

«Оценка экологического состояния малых рек»

Тема 2. Природные сообщества (8 часов)

Типы природных сообществ. Растительное сообщество, его характеристика. Сезонные изменения в природе. Фенологические наблюдения, их роль в изучении природных сообществ.

Сукцессия. Направленность сукцессии. Роль антропогенного влияния на смену сообществ.

Приспособленность растений к меняющейся среде обитания.

Влияние животных на природные сообщества. Бобры. Их влияние на жизнь поймы.

Влияние деятельности человека на природные сообщества. Виды антропогенных ландшафтов.

Практические работы:

описание природных сообществ леса, луга, болота. Составление карты сообщества. Экскурсии:

«Описание природного сообщества луга и хвойного леса. Приспособленность растений к совместному обитанию в сообществе» «Жизнь леса зимой. Изучение следов животных» темы для индивидуальных работ учащихся: «Особенности экологии города Сургута»

«Создание искусственных природные сообществ в лабораторных условиях: сообщество в бутылке».

Тема 3. Связи в природном сообществе (4 часа).

Взаимосвязи в природном сообществе, их типы (паразитизм, симбиоз, хищничество, конкуренция, протокооперация).

Взаимополезные связи: симбиоз. Примеры симбиоза организмов: микориза на деревьях. Лишайник как пример симбиоза организмов. Связи между растениями и животными в природном сообществе. Модели экологических систем: аквариум, космический корабль. Практическая работа:

создание моделей экологических систем водоема, луга, пустыни в пластиковых

бутылках.

Экскурсия:

Наблюдение взаимоотношений в природном сообществе. Следы животных в лесу.

Тема 4. Человек и природа (10 часов).

Хозяйственная деятельность человека в природе.

Влияние человека на почву. Зависимость состояния почвы от способа воздействия на нее.

Влияние деятельности человека на видовой состав животного и растительного мира. Причины изменения видового разнообразия в сообществах. Охрана природы. Природоохранные территории, их виды, задачи. Красная Книга, ее роль в охране природы.

История заповедников ХМАО-Югры и их роль в охране природы в ХМАО-Югре.

Видовой состав животных и растений в заповедниках ХМАО-Югры.

Редкие и исчезающие виды растений и животных, их охрана. Редкие и

исчезающие растения и животные родного края, их охрана. Роль человека в

сохранении видового разнообразия.

Живая и неживая природа — единое целое. Жизнь на земле и ее многообразие — общечеловеческое достояние.

Практические   работы:   наблюдение   за   жизнедеятельностью      белок   в окрестностях города, лихеноиндикация на разных участках территории. Выращивание редких растений в кабинете биологии.

Практическая работа по озеленению школы, расширение видового состава

школьного минидендрария.

Экскурсия:

в музей «Старый Сургут».

Темы для индивидуальных работ учащихся:

«Изучение видового состава первоцветов и их охрана»

«Особенности экологии животных-краснокнижников в заповедниках ХМАО-Югры»

«Возможности использования интродуцированных растений в озеленении» «Изучение экологического состояния почвы в лесных массивах» «Компоненты природы, находящейся под охраной заказников»

6. Формы контроля.

В ходе освоения курса учащиеся выполняют творческие и практические работы, которые свидетельствуют об усвоении материала. В конце изучения курса проводится конференции где учащиеся представляют свои работы и семинар по выбранной учащимися из предложенных теме, на котором обсуждаются проблемы экологии леса.

7. Используемая литература:

  • Суровегина И.Т. Экология для учителя.
  • Пасечник В.В, Экология: школьный практикум. М., 1999.
  • Сборник программ для средней общеобразовательной школы. М., 2009.
  • Алексеев СВ. Практикум по экологии. М., АОМДС, 1996.
  • Альманах «Лес и человек»
  • журналы «Свирель».
  • Л.П. Молодова «Экологические праздники» учебно-методическое пособие. «ЦГЛ» Москва, 2003 г.
  • Е.А. Якушкина и др. « Биология. Внеклассные мероприятия» - Волгоград «Учитель» 2009 г.

.   Бакулин В.В. «География ХМАО-Югры 8-9»,М.,Экопрос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...