Урок по экологии "Пищевые взаимодействия между популяциями" (10 - 11 классы)
план-конспект урока по экологии (10, 11 класс) на тему

Гордеев Андрей Сергеевич

Данный урок предусматривает использование кейс-технологий как средства реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №20»

ПИЩЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПОПУЛЯЦИЯМИ

Методическая разработка урока

с использованием кейс-технологии                                                       Экология – 10 – 11 классы (1 час) 

Разработал учитель химии и экологии                                                                                                                Гордеев А.С.

г. Донской                                                                                                                                                                           2012 год

Кейс-технология – это образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения, в печатном или электронном виде.

Основные этапы реализации кейс-технологии:

  1. Подготовка учителем методического ресурсного обеспечения по изучаемой теме и предоставление его каждому обучающемуся.
  2. Планомерная и последовательная отработка содержания темы, предполагающая и самостоятельное изучение учениками отдельных вопросов, и работу в классе, и индивидуальные консультации.
  3. Обязательное обобщение изучаемой темы, выявление пробелов в знаниях обучающихся и их устранение.
  4. Диагностика по окончании изучения темы или раздела.

Использование кейс-технологии позволяет обеспечить:

  • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счёт предоставления обучающимся возможности изучать материал в соответствии со своими способностями;
  • контроль и диагностику результатов учебной деятельности;
  • создание условий для самоконтроля и самокоррекции знаний обучающихся;
  • организацию выполнения тренировочных упражнений в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки;
  • визуализацию учебной информации с помощью наглядного представления на экране явлений и процессов, в том числе тех, которые невозможно наблюдать в реальном мире;
  • формирование культуры учебной деятельности обучающихся.

Состав кейса для ввода в учебную тему:

  1. Содержание темы.
  2. Методические указания к самостоятельному изучению материала.
  3. Требования к знаниям и умениям по теме.
  4. Перечень видов самостоятельной деятельности на уроке.
  5. Список научно-популярной литературы.

Состав кейса для формирования практических умений:

  1. Тематика практических занятий.
  2. Технологические карты (инструкции) для выполнения заданий.
  3. Критерии оценки выполнения практических заданий и экспериментальных умений.
  4. Рекомендации по защите практических заданий, работе над проектом, составлению аннотации.

Состав кейса для анализа учебных результатов:

  1. Содержание темы.
  2. Описание уровней усвоения изучаемой темы и сформированности умения применять полученные знания.
  3. Перечень видов затруднений.
  4. Расписание консультаций, обеспечивающих ликвидацию затруднений.

Виды уроков, проводимых с использованием кейс-технологии:

  1. Уроки формирования знаний (лекции, комбинированные и интегрированные уроки).
  2. Уроки формирования умения применять знания (практикумы, семинары-практикумы, уроки промежуточного контроля).
  3. Уроки обобщения и систематизации знаний и умений (конференции, исследования, беседы, защиты, проектов, ролевые игры).
  4. Уроки контроля знаний и умений (тестирование, тематические контрольные работы и зачёты).

Формы практической деятельности обучающихся на уроках с использованием кейс-технологии:

  1. Самостоятельное изучение информационной базы (учебной литературы, справочников,  электронных учебников, глоссария, поисковых систем).
  2. Самостоятельное решение задач.
  3. Выполнение упражнений и практических заданий по технологическим картам.

На уроке используется мультимедийная презентация «Пищевые взаимодействия между популяциями» (см. приложение 1).

Оборудование: 1) персональный компьютер (рабочее место учителя),

                            2) мультимедийный проектор,

                            3) демонстрационный экран,

                            4) ноутбуки (рабочие места обучающихся).

Цели урока:

  • Обучающиеся знают понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «детрит», «детритофаги», «хищничество»,  «трофическая цепь», «экологическая пирамида», «всеядность»; знают виды трофических цепей; формулируют правило «десяти процентов» и закон однонаправленности потока энергии в биосфере.
  • Обучающиеся соотносят живые организмы с определёнными трофическими уровнями; приводят самостоятельные примеры живых организмов, являющихся продуцентами, консументами различных порядков, редуцентами, детритофагами, хищниками, всеядными существами.
  • Обучающиеся составляют трофические цепи из предложенного набора живых организмов, определяют виды трофических цепей.
  • Обучающиеся решают экологические задачи на применение правила «десяти процентов» и закона однонаправленности потока энергии в биосфере.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя о порядке работы обучающихся на уроке. Обучающиеся работают в группах постоянного состава (парах).

  1.  Самостоятельная работа обучающихся с глоссарием.

ГЛОССАРИЙ (текстовый документ в ноутбуке)

Продуценты – это живые организмы, самостоятельно производящие органические питательные вещества из неорганических. К ним относятся растения, автотрофные микроорганизмы.

Консументы – это живые организмы, потребляющие органические питательные вещества, созданные продуцентами. К ним относятся животные.

      Различают:

  • консументов 1-го порядка, питающихся продуцентами (травоядных),
  • консументов 2-го порядка, питающихся консументами 1-го порядка (хищников),
  • консументов 3-го порядка, питающихся консументами 2-го порядка (крупных хищников).

Редуценты – это живые организмы, разлагающие органические питательные вещества, накопленные консументами, до неорганических (CO2 и H2O). К ним относятся грибы и часть микроорганизмов.

Детрит – это мёртвое органическое вещество (умершие живые организмы, продукты жизнедеятельности организмов).

Детритофаги – это живые организмы, питающиеся детритом (падальщики).

Трофическая цепь – это последовательность живых организмов, объединённых процессом питания.

       Различают:

  • цепи выедания:

продуцент → консумент 1-го порядка → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: лист берёзы → гусеница → чёрный дрозд → лесная куница);

  • цепи разложения:

детрит → детритофаг → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: навоз → жук-навозник → славка → ястреб);

  • паразитические цепи:

живой организм-хозяин → паразит → паразит-паразит (пример: корова → печёночный сосальщик → бактерии).

Правило «десяти процентов»:

При переходе с каждого предыдущего трофического уровня на последующий усваивается не более 10 % энергии.

Хищничество – это способ питания, при котором живой организм выслеживает добычу, охотится на неё, убивает и съедает (амурский тигр, куница, ястреб-стервятник и др.).

Всеядность – это способ питания, при котором живой организм способен питаться разнообразной пищей (серая крыса (пасюк), бурый медведь и др.).

Закон однонаправленности потока энергии в биосфере:

Энергия в экосистеме необратимо переходит от продуцентов к консументам 1-го, 2-го и 3-го порядков, а затем – к редуцентам, при этом большая часть энергии рассеивается в биосфере или расходуется на дыхание.

При изучении глоссария обучающиеся пользуются мультимедийной презентацией в ноутбуке.

  1. Выполнение обучающимися заданий на составление трофических цепей и определение их вида:

Составить пищевые цепи из следующих организмов и определить их виды:

  • Человек, пшеница, карась, мучной червь.
  • Дождевой червь, растительный опад, лисица, землеройка.
  • Колорадский жук, человек, цесарка, картофель.
  • Волк, кора осины, заяц.
  • Аскарида, бактерии, человек.

Ответы:

  • Пшеница → мучной червь  → карась → человек (цепь выедания).
  • Растительный опад → дождевой червь → землеройка → лисица (цепь разложения).
  • Картофель → колорадский жук → цесарка → человек (цепь выедания).
  • Кора осины → заяц → волк (цепь выедания).
  • Человек → аскарида → бактерии (паразитическая цепь).

 

  1. Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.
  1. Карл Линней писал: “Рассмотрев уставы естества, во-первых, постигаем, что растения суть первые, самые многочисленные и главнейшие на Земле жители, но что насекомые и другие животные начальствуют над ними, над коими также предпоставлены и другие хищные твари, и что они опять также подлежат своим начальникам, коих ещё и тех менее находится”. Какие идеи современной экологии предвосхитил в своём высказывании Линней?
  2. Какая масса листового опада должна быть переработана дождевыми червями, чтобы их общая масса возросла на 100 г?
  3. Из зёрен пшеницы была произведена мука общей массой 2 000 т. 0,1 % всей муки было съедено мучными червями на складах. Каков общий прирост массы тел людей, питавшихся в течение года мясом кур, съевших мучных червей, выросших на складах муки?
  4. Известный российский журналист Василий Песков в одном из своих очерков о природе охарактеризовал медведя следующим образом: «Он может щипать, как корова, траву (и весной, главным образом, это и делает), но может завалить лося, лошадь, корову, хотя чаще охотится на мышей, прихлопывая их лапой. Любимое его лакомство – муравьи… Не пройдёт медведь и мимо глухариной или тетеревиной кладки яиц, лакомством для него являются овёс, практически все фрукты – ягоды. И мёд, конечно! Груши, яблоки, абрикосы медведь отряхивает с деревьев ударом лапы либо забирается прямо на дерево и там пирует. Не гнушается медведь и падалью». Как называется тип питания, характерный для медведя? Как и почему этот тип питания влияет на ареал распространения вида медведей в природе?

  1.  Тест для самопроверки:

А 1.  В трофической цепи «листовой опад-----дождевой червь-----курица-----человек» курице соответствует трофический уровень…

1) консументов 3-го порядка                                   3) консументов 2-го порядка

2) консументов 1-го порядка                                  4) продуцентов

А 2.  Организмы, производящие органические вещества из неорганических, - это…

           1) редуценты                                               3) симбионты                                    

           2) консументы                                             4) продуценты

А 3.  В трофической цепи «пшеница-----мучной червь-----карась-----человек» человеку соответствует трофический уровень…

                  1) продуцентов                                       3) консументов 2-го порядка

                  2) консументов 1-го порядка                 4) консументов 3-го порядка

А 4.  Организмы, потребляющие готовые органические вещества, - это…

                  1) консументы                                         3) симбионты

                  2) продуценты                                         4) редуценты

А 5.  В трофической цепи «водоросли-----головастик-----хищная личинка стрекозы-----цапля» водорослям соответствует трофический уровень…

                  1) продуцентов                                       3) консументов 2-го порядка

                  2) консументов 1-го порядка                4) консументов 3-го порядка

А 6.  Организмы, разлагающие органические вещества до неорганических, - это…

                  1) консументы                                                     3) симбионты

                  2) редуценты                                                        4) продуценты

В 1.   Установите соответствие между примерами живых организмов и их видами, различающимися по способу питания.

          Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

           Примеры живых организмов                   Виды по способу питания

  1. Леопард                                                                    А) Детритофаги

        2) Крокодил                                                                 Б) Хищники

  1. Дождевой червь
  2. Ястреб
  3. Гриф

В 2.   Составьте трофическую цепь из следующих живых организмов:    

                    А) рачок – дафния

                     Б) щука

                     В) водоросли

                     Г) плотва

          Ответ запишите в виде последовательности соответствующих названиям организмов букв.

Ответы:

А1

3

А2

4

А3

4

А4

1

А5

1

А6

2

В1

ББАБА

В2

ВАГБ

  1. Домашнее задание:

      учебник «Основы общей экологии» - параграф 5.2,

      задания №1, 2, 3 (страница 118).

Литература:

  1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2003. – С. 112 – 118.
  2. Беляева М.В. Применение кейс-технологии на уроках географии // География в школе. – 2011. - № 4. – С. 34 – 41.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Конституция - механизм взаимодействия между человеком, обществом и государством"

Презентация к уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ, является наглядным пособием и помогает заинтересовать учеников и активизировать их познавательную активность....

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

Презентация "Пищевые взаимодействия между популяциями"

Презентация содержит материалы для проведения учебного занятия по экологии (раздел "Популяционная экология")....

Методическая разработка урока экологии для учащихся 10-11 классов "Пищевые взаимодействия между популяциями"

Цели урока: ·        Обучающиеся знают понятия «продуценты», «консументы», «редуценты», «детрит», «детри...

взаимодействие между классами неорганических соединений

взаимодействие между классами неорганических соединений...

Презентация "Взаимодействие между природой и обществом",10 класс.

Этапы в развитии взаимоотношений природы и общества.Природопользование.Рациональное природопользование.Экологические проблемы и пути их решения....