Урок по экологии "Симбиоз в экосистемах" (10 - 11 классы)
план-конспект урока по экологии (10, 11 класс) на тему

Гордеев Андрей Сергеевич

Урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников благодаря использованию элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – экология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_simbioz_v_ekosistemah_10_klass.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №20»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

СИМБИОЗ

В
ЭКОСИСТЕМАХ

Методическая разработка урока                                                      Экология – 10 класс 

Разработал учитель химии и экологии                                                                                                                Гордеев А.С.

г. Донской                                                                                                                                                                           2012 год

Данный урок является средством активизации познавательной (рефлексивной) деятельности старшеклассников благодаря использованию элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо и способствует актуализации межпредметных связей в системе наук «биология – экология».

На уроке используется мультимедийная презентация «Симбиоз в экосистемах» (см. приложение 1).

Оборудование: 1) персональный компьютер,

                            2) мультимедийный проектор,

                            3) демонстрационный экран,

                            4) раздаточный материал:

  • карточки с заданиями для контроля знаний,
  • учебные тексты №1 и №2,
  • вопросы к учебным текстам.

Цели урока:

  • Обучающиеся знают понятия «симбиоз», «мутуализм», «комменсализм», «паразитизм»; знают особенности основных разновидностей симбиотических взаимоотношений и их отличия друг от друга; знают классификации организмов-паразитов по основным признакам.
  • Обучающиеся умеют устанавливать соответствие между примерами симбиотических взаимоотношений и их основными разновидностями, а также классифицировать организмов-паразитов.
  • Обучающиеся характеризуют опасность паразитов для живых существ, в том числе для человека.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя о месте данного урока в изучаемой теме.

(На экране – слайд №1 с названием темы «Экосистемы биосферы»).

  1. Контроль знаний по теме «Пищевые взаимодействия между популяциями».

Обучающиеся в течение 5 минут выполняют задания по карточкам (1-й и 2-й варианты), после чего обмениваются работами и проверяют правильность выполнения заданий друг у друга, сверяя ответы с данными слайда №2.

Вариант 1

  1. Составить пищевую цепь из следующих организмов: курица, растительный опад, человек, дождевой червь. Указать, к какому трофическому уровню относится каждый организм.

  1. Исправить пищевую цепь: хищная личинка стрекозы → цапля → головастик → водоросли. Указать трофический уровень каждого организма.

Вариант 2

  1. Составить пищевую цепь из следующих организмов: пёстрый дятел, сосна, лесная куница, сосновый пилильщик (вредное насекомое). Указать, к какому трофическому уровню относится каждый организм.
  2. Исправить пищевую цепь: мучной червь → человек → карась → пшеница. Указать трофический уровень каждого организма.

(Ответы:

1-й вариант

  1. Растительный опад (П) → дождевой червь (К1) → курица (К2) → человек (К3).
  2. Водоросли (П) → головастик (К1) → хищная личинка стрекозы (К2) → цапля (К3).

2-й вариант

  1. Сосна (П) → сосновый пилильщик (К1) → пёстрый дятел (К2) → лесная куница (К3).
  2. Пшеница (П) → мучной червь (К1) → карась (К2) → человек (К3).)
  1. Учитель объявляет тему урока и ставит перед обучающимися цели.

(На экране – слайд №3 с темой урока и эпиграфом: «Всё связано со всем» (один из четырёх основополагающих законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером)).

  1. Самостоятельная работа обучающихся в парах с учебным текстом №1 по предложенным вопросам.

Ответы на вопросы обучающиеся записывают в тетрадь.

Учебный текст №1

Симбиоз (от греч. symbiosis «совместная жизнь») — это близкое сообщество живых организмов, принадлежащих к разных видам. Такое сообщество может принимать различные формы в зависимости от природы отношений между двумя видами и от того, полезны эти отношения или вредны.

Известны три формы симбиоза — мутуализм, комменсализм и паразитизм.

Мутуализм – это отношения, полезные для обоих совместно существующих видов. Природе известны многочисленные примеры симбиотических отношений, от которых выигрывают оба партнера. Например, для круговорота азота в природе чрезвычайно важен симбиоз между бобовыми растениями и почвенными бактериями. Эти бактерии — их еще называют азотфиксирующими — поселяются на корнях растений и обладают способностью «фиксировать» азот, то есть расщеплять прочные связи между атомами атмосферного свободного азота, обеспечивая возможность включения азота в доступные для растения соединения, например аммиак. В данном случае взаимная выгода очевидна: корни являются местообитанием бактерий, а бактерии снабжают растение необходимыми питательными веществами.

Ещё один пример – связь между цветковыми растениями и насекомыми-опылителями. Вырабатываемый для привлечения насекомых нектар – энергетически очень ценный продукт, который, фактически, теряется. Однако траты эти оправданны, ведь перекрёстное опыление повышает «генетическое качество» и жизнеспособность потомства. Ради этого растения ведут себя будто девицы на выданье – лишь бы понравиться «жениху»: в ход идут и очень приятные (для насекомых) ароматы, и яркая окраска лепестков, и причудливая форма цветка. Так, например, орхидеи рода офрис прибегают даже к подлогу, копируя формой цветка внешность самки пчелы или мухи, – лишь бы привлечь самца этого насекомого.

Лишайник – это симбиоз двух организмов, гриба и водоросли, слившихся в ходе эволюции в единое целое. Водоросли способны к фотосинтезу, а грибы успешно поглощают как минеральные, так и органические вещества (в том числе создаваемые водорослями). Поэтому лишайники могут жить буквально на голых камнях, где не выживают другие организмы.

 Комменсализм – это отношения, полезные для одного вида и безразличные для второго. Имеются также многочисленные примеры симбиоза, выгодного для одного вида и не приносящего другому виду ни пользы, ни вреда. Например, кишечник человека населяет множество видов бактерий, присутствие которых безвредно для человека. Аналогично, растения, называемые бромелиадами (к которым относится, например, ананас), обитают на ветвях деревьев, но получают питательные вещества из воздуха. Эти растения используют дерево для опоры, не лишая его питательных веществ.

Вопросы к учебному тексту №1

  1. Дать определение симбиоза.
  2. Перечислить формы симбиоза.
  3. Дать определение мутуализма.
  4. Привести примеры мутуализма.
  5. Дать определение комменсализма.
  6. Привести примеры комменсализма.

  1. Обсуждение информации, полученной обучающимися из учебного текста №1, по вышеперечисленным вопросам.

(В ходе обсуждения учитель по очереди демонстрирует слайды №№ 4 – 11).

  1. Самостоятельная работа обучающихся в парах с учебным текстом №2 по предложенным вопросам.

Ответы на вопросы обучающиеся записывают в тетрадь.

Учебный текст №2

Паразитизм – это симбиотические отношения двух видов, полезные для одного вида и вредные для другого, при которых организм, принадлежащий к одному виду (паразит), живет внутри или на теле представителя другого вида (хозяина), используя его в качестве источника пищи. Явлению паразитизма присущи следующие общие черты: 1) та или иная степень опасности для хозяина; 2) более или менее постоянная связь между хозяином и паразитом; 3) полная зависимость паразита от пищи, получаемой от хозяина в виде либо переваренных продуктов, либо тканей его организма.

Растения омелы питаются за счет деревьев, к которым прикрепляются: омела высасывает питательные вещества из дерева-хозяина, ничем не компенсируя наносимый ему ущерб. Широко известны паразиты – кишечнополостные черви (гельминты). Множество паразитов существует среди насекомых (например, блохи, вши, клещи, пухоеды), а также среди бактерий и вирусов.

Паразиты могут вызывать нарушения функций организма хозяина, связанные с поражением тканей, а также отравление организма хозяина. От отношений «хищник – жертва» паразитизм отличается тем, что паразиты чаще всего мельче своего хозяина и связаны с ним только в определённый период жизни, иногда они меняют хозяев на ранних стадиях своего развития. Кроме того, паразит обычно не губит хозяина окончательно – гораздо выгоднее жить за его счёт как можно дольше.

Паразитизм невозможен без тесной связи между паразитом и хозяином, но продолжительность этой связи варьирует. Временная связь устанавливается с паразитами, живущими на поверхности тела хозяина (наружные или эктопаразиты), тогда как постоянная – с паразитами, живущими во внутренних тканях или органах хозяина (внутренние или эндопаразиты). Эктопаразиты обладают большей свободой передвижения и могут существовать в течение неопределенно долгого времени отдельно от хозяина. К временным эктопаразитам относятся кровососущие виды комаров, клопов, вшей, клещей и пиявок, нападающих на хозяина, когда возникает потребность в пище. Другие эктопаразиты проводят часть своей жизни на теле хозяина. Некоторые эктопаразиты проводят на теле хозяина всю свою жизнь. Разделение таких форм на экто- и эндопаразитов определяется глубиной их проникновения в кожу и подкожные ткани хозяина.

Вопросы к учебному тексту №2

  1. Дать определение паразитизма.
  2. Перечислить общие черты, характерные для паразитизма.
  3. Привести примеры паразитизма.
  4. В чём отличие паразитизма от отношений «хищник – жертва»?
  5. Как классифицируют паразитов по месту их обитания?
  6. Как классифицируют паразитов по месту их обитания?

  1. Обсуждение информации, полученной обучающимися из учебного текста №2, по вышеперечисленным вопросам.

(В ходе обсуждения учитель по очереди демонстрирует слайды №№ 12 – 20).

  1. Закрепление – выполнение задания (на экран проецируется слайд №21):

Укажите (обосновав свой выбор) типы симбиотических взаимоотношений, характерных для следующих пар живых организмов:

  1. Лошадь и болезнетворный микроорганизм жгутиковая трипаносома.
  2. Муравьи и жуки, просто живущие в муравейнике.

  1. Мадагаскарская орхидея и бабочка бражник, питающаяся нектаром орхидеи.

Ответы:

  1. Паразитизм.
  2. Комменсализм.
  3. Мутуализм.

(На экран проецируется слайд №22 с ответами).

  1. Просмотр фрагмента из DVD-фильма «Невидимая жизнь растений», иллюстрирующего проявление симбиоза в мире растений.
  2. Домашнее задание:

Учебник Н.М. Мамедова «Основы общей экологии» - § 6.2, вопрос 1 (стр. 122).

  1. Итог урока.

Источники информации

  1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2005. – С. 118 – 122.
  2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – С. 54 – 57.
  3. Материалы сайта www.elementy.ru.
  4. Материалы сайта http://bio.freehostia.com.
  5. Документальный фильм «Невидимая жизнь растений с Дэвидом Атенборо» (производство BBC).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Методическая разработка урока "Цепи питания - жизнь экосистемы"

урок с использованием технологии проблемного обучения...