Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей "Экология и экологическая культура"
    рабочая программа по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

    Лундуп Альмира Михайловна

    Программа «Экология и экологическая культура», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prog_ekologiya.docx80 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    Центр образования г.Ак-Довурака

    « УТВЕРЖДЕНО»

    Педагогическим (методическим) советом)

    МАОУ ЦО г.АкДовурак                       
    Протокол № ___ от ___________ 20___г.

    « УТВЕРЖДАЮ»

    МАОУ ЦО г.АкДовурак                      

                                       

    Директор  /_______________________/

                                (подпись, печать)

    Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного

    образования детей

    «ЭКОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

     

    Возраст обучающихся, на которых рассчитана

     программа –11-17лет

    Срок  реализации программы –2года

    Количество обучающихся в группе –

    1год обучения:21(3 группы);

    Количество часов

    1год обучения:204ч.

    2год обучения:204ч.

    Автор – Лундуп Альмира Михайловна,

    педагог дополнительного образования

                                                 

    Программа реализуется в    МАОУ МУК г.Ак-Довурак      с  2012 г.

                                            

    Программа переработана и дополнена в 2016г.

    г.Ак-Довурак – 2016г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Экология и экологическая культура», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

    Новизна: В настоящее время в связи с обострением глобального экологического кризиса встает проблема экологического образования как процесса, направленного не только на приобретение системы экологиче             ских знаний, но и на формирование экологического мышления, развитие экологической культуры.

    Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

    В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников.

    Педагогическая целесообразность программы

    Цель: формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

    Программа ставит перед собой следующие задачи:

    1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

    2. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

    3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. Рабочая программа  ориентирована на использование учебника: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.  Экология. 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2011.

    Возраст детей

    Дополнительная общеразвивающая программа «Экология и экологическая культура» предназначена для учащихся 5-11 классов от 11 до 17 лет, проявляющих склонность к занятиям естественно - научного цикла. Состав учебной группы постоянный в течение года. Особенности набора детей – свободный.

            Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы «Экология и экологическая культура» 2 года.

    Режим занятий:

    Первый год обучения:

    204 часа в год (в неделю 6 часов / 2 раза по 3 часа);

    Второй год обучения:

    204часа (в неделю 6 часов / 2 раза по 3 часа ).

    1 год обучения предполагает освоение экологических закономерностей, взаимоотношения организмов и среды их обитания, а также современных экологических проблем окружающей среды.

    2 год обучения – закрепление практических знаний через исследовательскую деятельность и творческие работы.

    Ожидаемый (прогнозируемый) результат

    Объекты контроля:

    — знания, умения, навыки.

    Формы подведения итогов: контрольное занятие (тест), презентация, конкурс.

    Учебно-тематический план (1-й год обучения)

    Темы

    Всего часов

    Теор.

    Практ.

    Экск.

    Раздел I. Введение

    3

    2

    1

    1.1.

    Что изучает наука экология.

    1

    1

    1.2.

    История развития экологии как науки.

    2

    1

    1

    Раздел II. Организмы и среды их обитания.

    39

    9

    24

    6

    2.1.

    Среды жизни.

    6

    1

    2

    3

    2.2.

    Средообразующая деятельность живых организмов.

    3

    1

    2

    2.3.

    Экологические факторы.

    3

    1

    2

    2.4.

    Условия среды.

    6

    1

    5

    2.5.

    Влияние экологических факторов среды на организмы.

    6

    1

    2

    3

    2.6.

    Экологические ресурсы.

    3

    1

    2

    2.7.

    Соответствие между организмами и средой их обитания.

    6

    1

    5

    2.8.

    Энергетический бюджет и тепловой баланс организма.

    3

    1

    2

    2.9.

    Экологическая ниша.

    3

    1

    2

    Раздел III. Экология популяций.

    21

    5

    16

    3.1.

    Понятие популяции в экологии.

    3

    1

    2

    3.2.

    Популяционное обилие и его показатели.

    6

    1

    5

    3.3.

    Рождаемость и смертность.

    3

    1

    2

    3.4.

    Структура популяции.

    3

    1

    2

    3.5.

    Динамика популяции.

    6

    1

    5

    Раздел IV. Экологическое взаимодействие организмов.

    24

    6

    18

    4.1.

    Типы экологических взаимодействий.

    6

    2

    4

    4.2.

    Конкурентные отношения.

    6

    1

    5

    4.3.

    Хищничество.

    6

    2

    4

    4.4.

    Паразитизм и болезни.

    6

    1

    5

    Раздел V. Экология сообществ.

    69

    29

    37

    3

    5.1.

    Экосистема, сообщество, биогеоценоз.

    3

    1

    2

    5.2.

    Естественные экосистемы России.

    9

    6

    3

    5.3.

    Антропогенные экосистемы.

    12

    9

    3

    5.4.

    Структура сообществ.

    6

    2

    4

    5.5.

    Потоки энергии и вещества в экосистеме.

    6

    1

    5

    5.6.

    Пастбищные и детритные цепи.

    3

    1

    2

    5.7.

    Продуктивность сообществ.

    6

    1

    5

    5.8.

    Энергетические связи и трофические сети.

    3

    1

    2

    5.9.

    Типы пищевых сетей..

    3

    1

    2

    5.10.

    Круговорот веществ в экосистеме

    6

    1

    2

    3

    5.11.

    Экологические пирамиды. Правила экологической пирамиды

    3

    1

    2

    5.12

    Динамика сообществ. Флуктуации.

    3

    2

    1

    5.13

    Экологическая сукцессия.

    3

    1

    2

    5.14

    История формирования сообществ.

    3

    1

    2

    Раздел VI. Биосфера.

    21

    7

    14

    6.1.

    Биосфера глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

    3

    1

    2

    6.2.

    Границы биосферы.

    3

    1

    2

    6.3.

    Биомасса биосферы.

    3

    1

    2

    6.4.

    Функции живого вещества в биосфере.

    3

    1

    2

    6.5.

    Биосфера и человек.

    3

    1

    2

    6.6

    Ноосфера .

    3

    1

    2

    6.7.

    Воздействие человека на природу.

    3

    1

    2

    Раздел VII. Экологические проблемы и их решения.

    26

    9

    14

    3

    7.1.

    Современное состояние природной среды.

    3

    1

    2

    7.2.

    Рациональное использование природных ресурсов.

    3

    1

    2

    7.3.

    Загрязнение атмосферы.

    3

    1

    2

    7.4.

    Почва – биокосная система.

    6

    1

    2

    3

    7.5.

    Радиоактивные загрязнения.

    1

    1

    7.6.

    Загрязнения мирового океана.

    2

    1

    1

    7.7.

    Вода – основа жизненных процессов в биосфере.

    3

    1

    2

    7.8.

    Необходимость охраны животных и растений.

    1

    1

    7.9.

    Значение диких видов животных и растений для человека.

    1

    1

    7.10

    Красная книга.

    1

    1

    Заключение: Пути решения проблем в экологии.

    2

    1

    1

    Всего:

    204

    67

    125

    12

    Учебно-тематический план (2-й год обучения)

    Темы

    Всего часов

    Теор.

    Практ.

    Экск.

    Раздел I. Введение.

    2

    2

    1.1

    Что изучает наука экология.

    1

    1

    1.2

    История развития экологии как науки.

    1

    1

    Раздел II. Изучение природы.

    4

    2

    2

    2.1

    Методы изучения природы.

    3

    1

    2

    2.2

    Великие естествоиспытатели.

    1

    1

    Раздел III. Земля во вселенной.

    11

    6

    5

    3.1

    Как древние люди представляли себе вселенную.

    2

    1

    1

    3.2

    От Коперника до наших дней.

    2

    1

    1

    3.3

    Соседи солнца.

    2

    1

    1

    3.4

    Планеты-гиганты.

    2

    1

    1

    3.5

    Астероиды и кометы.

    2

    1

    1

    3.6

    Мир звезд.

    1

    1

    Раздел IV. Земля.

    13

    7

    6

    4.1

    Как возникла Земля.

    1

    1

    4.2

    Что у Земли внутри .

    2

    1

    1

    4.3

    Вещества и явления в окружающем мире.

    2

    1

    1

    4.4

    Землетрясения и вулканы.

    2

    1

    1

    4.5

    Суша.

    2

    1

    1

    4.6

    Воздушная одежда Земли.

    2

    1

    1

    4.7

    Вода на Земле.

    2

    1

    1

    Раздел V. Жизнь на Земле.

    17

    6

    11

    5.1

    Развитие жизни на Земле.

    2

    1

    1

    5.2

    Живые клетки.

    1

    1

    5.3

    Разнообразие живого.

    3

    1

    2

    5.4

    Среды обитания.

    2

    1

    1

    5.5

    Жизнь на разных материках.

    4

    1

    3

    5.6

    Природные зоны Земли.

    3

    1

    2

    5.7

    Жизнь в морях и океанах.

    2

    1

    1

    Раздел VI. Человек на Земле.

    12

    4

    8

    6.1

    Появление человека на Земле.

    4

    1

    3

    6.2

    Как человек открывал Землю.

    3

    1

    2

    6.3

    Как человек изменил Землю.

    3

    1

    2

    Раздел VII. Организм как единое целое.

    16

    7

    9

    7.1

    Строение растительной и животной клеток.

    2

    1

    1

    7.2

    Деление клетки.

    2

    1

    1

    7.3

    Ткани растений и животных.

    2

    1

    1

    7.4

    Органы цветковых растений.

    2

    1

    1

    7.5

    Органы и системы органов животных.

    2

    1

    1

    7.6

    Организм как единое целое.

    2

    1

    1

    7.7

    Строение живых организмов.

    2

    1

    1

    7.8

    Чем отличается живое от неживого.

    1

    1

    7.9

    Повторение пройденных тем.

    1

    Раздел VIII. Жизнедеятельность организмов.

    23

    13

    10

    8.1

    Питание и пищеварение.

    2

    1

    1

    8.2

    Дыхание.

    2

    1

    1

    8.3

    Транспорт веществ в организме.

    2

    1

    1

    8.4

    Выделение.

    2

    1

    1

    8.5

    Обмен веществ и энергии.

    1

    1

    1

    8.6

    Скелет – опора организма.

    2

    1

    2

    8.7

    Движение.

    3

    1

    2

    8.8

    Координация и регуляция.

    2

    1

    1

    8.9

    Бесполое размножение.

    2

    1

    8.10

    Половое размножение животных.

    1

    1

    8.11

    Половое размножение растений.

    1

    1

    8.12

    Рост и развитие растений.

    1

    1

    8.13

    Рост и развитие животных.

    1

    1

    8.14

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    8.15

    Тестирование по разделу «Жизнедеятельность организмов».

    1

    1

    Раздел IX. Организм и среда.

    10

    3

    7

    9.1

    Среда обитания.

    2

    1

    1

    9.2

    Экологические факторы.

    3

    1

    2

    9.3

    Природные сообщества.

    3

    1

    2

    9.4

    Повторение.

    1

    1

    9.5

    Защита рефератов.

    1

    1

    Раздел X. Многообразие живых организмов. Царство животные.

    10

    4

    6

    10.1

    Подцарство одноклеточные.

    2

    1

    1

    10.2

    Саркожгутиконосцы.

    2

    1

    1

    10.3

    Споровики.

    2

    1

    1

    10.4

    Инфузории .

    2

    1

    1

    10.5

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    10.6

    Тестирование по теме: «Одноклеточные».

    1

    1

    Раздел XI. Подцарство многоклеточные.

    25

    9

    16

    11.1

    Многоклеточные .

    3

    1

    2

    11.2

    Губки .

    3

    1

    2

    11.3

    Кишечнополостные.

    3

    1

    2

    11.4

    Плоские черви.

    3

    1

    2

    11.5

    Круглые черви.

    2

    1

    1

    11.6

    Кольчатые черви.

    3

    1

    11.7

    Моллюски.

    3

    1

    2

    11.8

    Членистоногие.

    3

    1

    2

    11.9

    Иглокожие.

    2

    1

    1

    11.10

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    11.11

    Тестирование по теме «Многоклеточные».

    1

    1

    Раздел XII. Тип Хордовые.

    18

    7

    11

    12.1

    Позвоночные.

    2

    1

    1

    12.2

    Рыбы.

    3

    1

    2

    12.3

    Земноводные (амфибии).

    3

    1

    2

    12.4

    Пресмыкающиеся.

    2

    1

    1

    12.5

    Птицы.

    3

    1

    2

    12.6

    Млекопитающие.

    3

    2

    2

    12.7

    Защита рефератов.

    1

    1

    Раздел XIII. Царство Прокариоты.

    5

    4

    1

    13.1

    Бактерии.

    1

    1

    13.2

    Настоящие бактерии.

    1

    1

    13.3

    Архебактерии.

    1

    1

    13.4

    Оксифотобактерии.

    1

    1

    13.5

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    Раздел XIV. Царство Грибы.

    6

    3

    3

    14.1

    Грибы.

    2

    1

    1

    14.2

    Оомицеты.

    1

    1

    14.3

    Лишайники.

    1

    1

    14.4

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    14.5

    Тестирование по теме «Грибы».

    1

    1

    Раздел XV. Царство Растения.

    15

    10

    5

    15.1

    Низшие растения.

    1

    1

    15.2

    Зеленые водоросли.

    1

    1

    15.3

    Красные водоросли.

    1

    1

    15.4

    Бурые водоросли.

    1

    1

    15.5

    Повторение темы «Низшие растения».

    1

    1

    15.6

    Высшие растения.

    1

    1

    15.7

    Моховидные.

    1

    1

    15.8

    Плауны.

    1

    1

    15.9

    Хвощи.

    1

    1

    15.10

    Папоротники.

    1

    1

    15.11

    Голосеменные растения.

    2

    1

    1

    15.12

    Покрытосеменные растения.

    2

    1

    1

    15.13

    Защита рефератов.

    1

    1

    Раздел XVI. Строение человека.

    11

    6

    5

    16.1

    Анализаторы.

    2

    1

    1

    16.2

    Кости человека.

    1

    1

    16.3

    Мышцы.

    2

    1

    1

    16.4

    Внутренняя среда организма.

    1

    1

    16.5

    Покровы тела.

    2

    1

    1

    16.6

    Высшая нервная деятельность.

    2

    1

    1

    16.7

    Тестирование по теме «Строение человека».

    1

    1

    Раздел XVII. Человек и его здоровье.

    12

    6

    11

    17.1

    Здоровье человека и влияющие на него факторы.

    3

    1

    2

    17.2

    Вредные привычки.

    3

    1

    2

    17.3

    Заболевания человека.

    1

    1

    17.4

    Закаливание.

    2

    1

    1

    17.5

    Питание.

    1

    1

    17.6

    Режим дня.

    1

    1

    17.7

    Гигиена человека.

    1

    1

    17.8

    Первая помощь пострадавшему.

    2

    1

    1

    17.9

    Здоровый образ жизни.

    1

    1

    17.10

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    17.11

    Итоговая контрольная работа.

    1

    1

    Всего:

    204

    98

    101

    Содержание

    I год обучения

    Раздел I. Введение.  Беседа о нормах и правилах поведения в природе и строгом их соблюдении. Обсуждение ситуаций, которые учат детей, верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих. Диагностика интересов.

    Теория 1.1 Что изучает наука экология. (1ч.) Знакомство с планом объединения. Правила техники безопасности. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. (1ч.)

    Теория 1.2 История развития экологии как науки. (1ч.)

    Практика: Изготовление поделок из природных материалов по теме «Природа». (1ч.)

    Раздел II. Организмы и среда их обитания (31ч.)

    Теория 2.1 Среды жизни. (1ч.)

    Практика: Игра «Интересные истории». Исследование почвы. (2ч.)

    Экскурсия: Экскурсия в лес. Приспособление растений к совместному существованию. Деревья и кустарники. (3ч.)

    Теория 2.2 Средообразующая деятельность живых организмов. (1ч.)

    Практика: Работа над созданием гербария. Работа с гербариями и живыми растениями. Ролевая игра «Следствие ведут знатоки» (2ч.)

    Теория 2.3 Экологические факторы. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. (1ч.)

    Практика: Прирусловая растительность (игра). Определение лекарственных растений по карточкам. (2ч.)

    Теория 2.4 Условия среды. (1ч.)

    Практика: Животный мир суши. Экологические игры, ребусы, головоломки. Нарисуй дерево. (Презентация о красоте дерева.) Игра «Лабиринт». Среда обитания – улица. (5ч.)

    Теория 2.5 Влияние экологических факторов среды на организмы. (1ч.)

    Практика: Лабораторная работа 1.Строение растений в связи с условиями жизни. 2.Жизненные формы растений (на примере комнатных растений). 3.Жизненные формы животных (на млекопитающих). (2ч.)

    Экскурсия: Фенологические наблюдения природы. Птицы. Взаимодействие общества и природы. (3ч.)

    Теория 2.6 Экологические ресурсы. (1ч.)

    Практика: Исследование воды. Познавательная игра «Секреты здоровья». (2ч.)

    Теория 2.7 Соответствие между организмами и средой их обитания.(1ч.)

    Практика: Всё о ели. «Царица северных лесов». «Хочу всё знать» игра. Работа над созданием альбома. Определение растений по внешнему виду. Конкурс зарисовка рисунков «Улыбающийся цветок». (5ч.)

    Теория 2.8 Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. (1ч.)

    Практика: Оценка условий жизни на территории проживания, обучения. Конкурс стихов, рассказов, сказок на экологическую тему. (2ч.)

    Теория 2.9 Экологическая ниша. (1ч.)

    Практика: Составление экологической характеристики (экологической ниши) и размещение комнатных растений в зависимости от этой характеристики. Лабораторная работа 5.Описание экологических ниш двух-трех организмов. (2ч.)

    Раздел III. Экология популяций. (21ч.)

    Теория 3.1 Понятие популяции в экологии. Определение популяции. Популяция как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций.(1ч.)

    Практика: Знакомство с экологическим словарём, календарь знаменательных дат. Конкурс экологических газет и листовок. (2ч.)

    Теория 3.2 Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. Плотность. Индексы численности. Методы измерения обилия.

    Практика: Экологическая викторина «Деревья наших лесов». Акция «Спаси и сохрани». Подготовка листовок. Определение названий комнатных растений и их мест обитания. Основные агротехнические приёмы ухода за комнатными растениями. Составление паспортов комнатных растений. (5ч.)

    Теория 3.3 Рождаемость и смертность. Основные характеристики популяций – демографические показатели. (1ч.)

    Практика: Лабораторные работы 6.Подсчет индексов плотности для определенных видов растений. 7.Изучение возрастного спектра популяций. (2ч.)

    Теория 3.4 Структура популяции. (1ч.)

    Практика: Изучаем экологию своего микрорайона. Постановка цели, задачи, ознакомление с литературой, план собственных исследований. (2ч.)

    Теория 3.5 Динамика популяции.(1ч.)

    Практика: Экологический калейдоскоп (игра).    Изготовление панно из природных материалов. Рассмотрение собранной предварительной информации по выбранной теме исследовательской работы. Работа с информационными источниками. Сувениры из глины. Лепка с глиной. (5ч.)      

    Раздел IV. Экологическое взаимодействие организмов. (24ч.)

    Теория 4.1 Типы экологических взаимодействий. Аменсализм и коменсализм. (2ч.)

    Практика: Отбор источников информации для использования в своей работе. Постановка целей и определение задач исследований. Разработка рабочей гипотезы. Игра «Эти удивительные растения». Конкурс знатоков «Календарь природы». (4ч.)

    Теория 4.2 Конкурентные отношения. (1ч.)

    Практика: Изучение межвидовой конкуренции. Подбор методик для проведения исследования по выбранной теме. Разработка программы исследований. Выполнение учебных заданий согласно выбранной теме. Кого не хватает в пищевой цепи? Презентация. (5ч.)

    Теория 4.3 Хищничество. Вымирающие виды животных.(2ч.)

    Практика: Среда обитания – дом. Дома литературных героев. «Этномир» – культурный центр. Среда обитания – улица. Из истории улиц города. Среда обитания – город (село). Знай родной город. (4ч.)

    Теория 4.4 Паразитизм и болезни. (1ч.)

    Практика: Работа в тетрадях: составление пищевых цепочек леса. Гигиена класса. Уход за одеждой.  Работа с дополнительной литературой, наглядным дидактическим материалом (энциклопедии, иллюстрации). Сообщения учащихся. (5ч.)

    Раздел V. Экология сообществ.

    Теория 5.1 Экосистема, сообщество, биогеоценоз. (1ч.)

    Практика: Изучение видового разнообразия и цепей питания в искусственной экосистеме. Оформление благодарственных открыток «За любовь к природе». (2ч.)

    Теория 5.2 Естественные экосистемы России. (6ч.)

    Практика: (3ч.)

    Теория 5.3 Антропогенные экосистемы. (9ч.)

    Практика: (3ч.)

    Теория 5.4 Структура сообществ. (2ч.)

    Практика: Сбор материала, информации. Подготовка сообщений учащихся. (4ч.)

    Теория 5.5 Потоки энергии и вещества в экосистеме. (1ч.)

    Практика: (5ч.)

    Теория 5.6 Пастбищные и детритные цепи. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 5.7 Продуктивность сообществ. (1ч.)

    Практика: (5ч.)

    Теория 5.8 Энергетические связи и трофические сети. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 5.9 Типы пищевых сетей. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 5.10 Круговорот веществ в экосистеме. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Экскурсия: (3ч.)

    Теория 5.11 Экологические пирамиды. Правила экологической пирамиды. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 5.12 Динамика сообществ. Флуктуации. (2ч.)

    Практика: (1ч.)

    Теория 5.13 Экологическая сукцессия. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 5.14 История формирования сообществ. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Раздел VI. Биосфера. (21ч.)

    Теория 6.1 Биосфера глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 6.2 Границы биосферы. (1ч.)

    Практика: (1ч.)

    Теория 6.3 Биомасса биосферы. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 6.4 Функции живого вещества в биосфере. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 6.5 Биосфера и человек. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 6.6 Ноосфера. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 6.7 Воздействие человека на природу. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Раздел VII. Экологические проблемы и их решения. (26ч.)

    Теория 7.1 Современное состояние природной среды. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 7.2 Рациональное использование природных ресурсов. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 7.3 Загрязнение атмосферы. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 7.4 Почва – биокосная система. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Экскурсия: (2ч.)

    Теория 7.5 Радиоактивные загрязнения. (1ч.)

    Теория 7.6 Загрязнения мирового океана. (1ч.)

    Практика: (1ч.)

    Теория 7.7 Вода – основа жизненных процессов в биосфере. (1ч.)

    Практика: (2ч.)

    Теория 7.8 Необходимость охраны животных и растений. (1ч.)

    Теория 7.9 Значение диких видов животных и растений для человека.

    Практика: (1ч.)

    Теория 7.10 Красная книга.

    Практика: (1ч.)

    Заключение: Пути решения проблем в экологии. (1ч.)

    Практика: (1ч.)

    Содержание

    II год обучения

    Предмет и задачи экологии. Основные формы организации жизни на земле. Биотические, абиотические и антропогенные факторы. Организм и среда. Экосистема.

    Работа на маршруте экологической тропы. Самостоятельная работа по объектам и смотровым точкам.

    Тема 2. Изучение маршрута экологической тропы.

    Наблюдения и исследования на экологической тропе. Индивидуальная работа по объектам и смотровым точкам. Написание и защита реферата. Подготовка экскурсионного текста.

    III год обучения

    «Практика»

    Практико-ориентированная ступень

    Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения.

    Правила техники безопасности.

    Тема 1. Экология – комплексная наука.

    Учение об экологических системах.

    Экосистема пресноводного водоема, соснового бора, луга.

    Методы биоиндикации.

    Тема 2. Наблюдения, исследования и практическая деятельность на экологической тропе.

    Наблюдения в природе, ведение дневника наблюдений. Сбор полевого материала.

    Работа с литературой, периодическими изданиями. Сбор материала по индивидуальным темам.

    Консультации специалистов – биологов, экологов, лесоводов и т. д.

    Овладение мастерством экскурсовода. Проведение экскурсий для учащихся начальных классов и сверстников.

    IV год обучения

    «Творчество»

    Науко-ориентированная ступень

    Вводное занятие. Знакомство с планом. Правила техники безопасности.

    Тема 1. Введение в экологию ярославской области.

    Факторы изменения природной среды.

    Здоровье и окружающая среда.

    Состояние природных ресурсов Ярославской области. Охрана животного и растительного мира.

    Тема 2. работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими темами.

    Биоиндикация, биотестирование, мониторинговые наблюдения.

    Оценка антропогенного фактора.

    Консультации ученых и специалистов.

    Участие в экологических проектах.

    Исследование маршрута тропы.

    Проведение экскурсий.

    V год обучения

    «Творчество»

    Науко-ориентированная ступень

    Вводное занятие. Знакомство с планом. Правила техники безопасности.

    Работа ориентирована на индивидуальные особенности учащихся и строится в соответствии с их интересами.

    Тема 1. Естественные экосистемы. Городские и промышленные системы.

    Тема 2. Работа над групповыми и индивидуальными исследовательскими темами.

    Продолжение мониторинговых исследований. Участие в экологических проектах и акциях. Разработка проектов новых маршрутов экологических троп. Консультации ученых и специалистов. Посещение специализированных библиотек, архивов, работа в научных фондах.

    Тема 1. Биосфера – живая оболочка Земли.

    Биосфера и ее пределы. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воды, воздуха, почв. Шумовое загрязнение. Радиоактивное загрязнение. Биотические и абиотические факторы. Солнечная энергия. Биологические ритмы.

    Экскурсии: «Золотая осень»; «Человек и окружающая среда»; «Простейшая биоиндикация»; «Экологическая тропа «Яковлевский сосновый бор».

    Тема 2. Древнейшая история планеты Земля. Происхождение солнечной системы.

    Солнце-звезда. Современные представления о происхождении жизни. Земля в солнечной системе.

    Эволюционная пирамида растения и животные. Экскурсии: живой уголок ГорСЮН, отдел «Природы» краеведческого музея; Яковлевский сосновый бор.

    Тема 3. Происхождение человека.

    Представления о происхождении человека. Древние люди. Приспособляемость человека к различным условиям обитания. Расы.

    Экскурсия в исторический отдел краеведческого музея.

    Тема 4. Экологические учебные тропы – путеводитель в природу.

    Азбука поведения в природе. «Говорящие» тропы природы. Заповеди экскурсионного дела.

    Типы троп. Основные требования к выбору маршрута.

    Экскурсии по экологическим тропам Яковлевского соснового бора и пришкольного участка.

    II год обучения

    «Начало»

    Начальная ступень – информационно-познавательная

    Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения. Правила техники безопасности.

    Содержание

    II год обучения

    Темы

    Всего часов

    Теор.

    Практ.

    Экск.

    Раздел I. Введение.

    2

    2

    1.1

    Что изучает наука экология.

    1

    1

    1.2

    История развития экологии как науки.

    1

    1

    Раздел II. Изучение природы.

    4

    2

    2

    2.1

    Методы изучения природы.

    3

    1

    2

    2.2

    Великие естествоиспытатели.

    1

    1

    Раздел III. Земля во вселенной.

    11

    6

    5

    3.1

    Как древние люди представляли себе вселенную.

    2

    1

    1

    3.2

    От Коперника до наших дней.

    2

    1

    1

    3.3

    Соседи солнца.

    2

    1

    1

    3.4

    Планеты-гиганты.

    2

    1

    1

    3.5

    Астероиды и кометы.

    2

    1

    1

    3.6

    Мир звезд.

    1

    1

    Раздел IV. Земля.

    13

    7

    6

    4.1

    Как возникла Земля.

    1

    1

    4.2

    Что у Земли внутри .

    2

    1

    1

    4.3

    Вещества и явления в окружающем мире.

    2

    1

    1

    4.4

    Землетрясения и вулканы.

    2

    1

    1

    4.5

    Суша.

    2

    1

    1

    4.6

    Воздушная одежда Земли.

    2

    1

    1

    4.7

    Вода на Земле.

    2

    1

    1

    Раздел V. Жизнь на Земле.

    17

    6

    11

    5.1

    Развитие жизни на Земле.

    2

    1

    1

    5.2

    Живые клетки.

    1

    1

    5.3

    Разнообразие живого.

    3

    1

    2

    5.4

    Среды обитания.

    2

    1

    1

    5.5

    Жизнь на разных материках.

    4

    1

    3

    5.6

    Природные зоны Земли.

    3

    1

    2

    5.7

    Жизнь в морях и океанах.

    2

    1

    1

    Раздел VI. Человек на Земле.

    12

    4

    8

    6.1

    Появление человека на Земле.

    4

    1

    3

    6.2

    Как человек открывал Землю.

    3

    1

    2

    6.3

    Как человек изменил Землю.

    3

    1

    2

    Раздел VII. Организм как единое целое.

    15

    7

    8

    7.1

    Строение растительной и животной клеток.

    2

    1

    1

    7.2

    Деление клетки.

    2

    1

    1

    7.3

    Ткани растений и животных.

    2

    1

    1

    7.4

    Органы цветковых растений.

    2

    1

    1

    7.5

    Органы и системы органов животных.

    2

    1

    1

    7.6

    Организм как единое целое.

    2

    1

    1

    7.7

    Строение живых организмов.

    2

    1

    1

    7.8

    Чем отличается живое от неживого.

    1

    1

    7.9

    Повторение пройденных тем.

    Раздел VIII. Жизнедеятельность организмов.

    23

    13

    10

    8.1

    Питание и пищеварение.

    2

    1

    1

    8.2

    Дыхание.

    2

    1

    1

    8.3

    Транспорт веществ в организме.

    2

    1

    1

    8.4

    Выделение.

    2

    1

    1

    8.5

    Обмен веществ и энергии.

    1

    1

    1

    8.6

    Скелет – опора организма.

    2

    1

    2

    8.7

    Движение.

    3

    1

    2

    8.8

    Координация и регуляция.

    3

    1

    1

    8.9

    Бесполое размножение.

    2

    1

    8.10

    Половое размножение животных.

    1

    1

    8.11

    Половое размножение растений.

    1

    1

    8.12

    Рост и развитие растений.

    1

    1

    8.13

    Рост и развитие животных.

    1

    1

    8.14

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    8.15

    Тестирование по разделу «Жизнедеятельность организмов».

    1

    1

    Раздел IX. Организм и среда.

    10

    3

    7

    9.1

    Среда обитания.

    2

    1

    1

    9.2

    Экологические факторы.

    3

    1

    2

    9.3

    Природные сообщества.

    3

    1

    2

    9.4

    Повторение.

    1

    1

    9.5

    Защита рефератов.

    1

    1

    Раздел X. Многообразие живых организмов. Царство животные.

    10

    4

    6

    10.1

    Подцарство одноклеточные.

    2

    1

    1

    10.2

    Саркожгутиконосцы.

    2

    1

    1

    10.3

    Споровики.

    2

    1

    1

    10.4

    Инфузории .

    2

    1

    1

    10.5

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    10.6

    Тестирование по теме: «Одноклеточные».

    1

    1

    Раздел XI. Подцарство многоклеточные.

    25

    9

    16

    11.1

    Многоклеточные .

    3

    1

    2

    11.2

    Губки .

    3

    1

    2

    11.3

    Кишечнополостные.

    3

    1

    2

    11.4

    Плоские черви.

    3

    1

    2

    11.5

    Круглые черви.

    2

    1

    1

    11.6

    Кольчатые черви.

    3

    1

    11.7

    Моллюски.

    3

    1

    2

    11.8

    Членистоногие.

    3

    1

    2

    11.9

    Иглокожие.

    2

    1

    1

    11.10

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    11.11

    Тестирование по теме «Многоклеточные».

    1

    1

    Раздел XII. Тип Хордовые.

    18

    7

    11

    12.1

    Позвоночные.

    2

    1

    1

    12.2

    Рыбы.

    3

    1

    2

    12.3

    Земноводные (амфибии).

    3

    1

    2

    12.4

    Пресмыкающиеся.

    2

    1

    1

    12.5

    Птицы.

    3

    1

    2

    12.6

    Млекопитающие.

    3

    2

    2

    12.7

    Защита рефератов.

    1

    1

    Раздел XIII. Царство Прокариоты.

    5

    4

    1

    13.1

    Бактерии.

    1

    1

    13.2

    Настоящие бактерии.

    1

    1

    13.3

    Архебактерии.

    1

    1

    13.4

    Оксифотобактерии.

    1

    1

    13.5

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    Раздел XIV. Царство Грибы.

    6

    3

    3

    14.1

    Грибы.

    2

    1

    1

    14.2

    Оомицеты.

    1

    1

    14.3

    Лишайники.

    1

    1

    14.4

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    14.5

    Тестирование по теме «Грибы».

    1

    1

    Раздел XV. Царство Растения.

    15

    10

    5

    15.1

    Низшие растения.

    1

    1

    15.2

    Зеленые водоросли.

    1

    1

    15.3

    Красные водоросли.

    1

    1

    15.4

    Бурые водоросли.

    1

    1

    15.5

    Повторение темы «Низшие растения».

    1

    1

    15.6

    Высшие растения.

    1

    1

    15.7

    Моховидные.

    1

    1

    15.8

    Плауны.

    1

    1

    15.9

    Хвощи.

    1

    1

    15.10

    Папоротники.

    1

    1

    15.11

    Голосеменные растения.

    2

    1

    1

    15.12

    Покрытосеменные растения.

    2

    1

    1

    15.13

    Защита рефератов.

    1

    1

    Раздел XVI. Строение человека.

    11

    6

    5

    16.1

    Анализаторы.

    2

    1

    1

    16.2

    Кости человека.

    1

    1

    16.3

    Мышцы.

    2

    1

    1

    16.4

    Внутренняя среда организма.

    1

    1

    16.5

    Покровы тела.

    2

    1

    1

    16.6

    Высшая нервная деятельность.

    2

    1

    1

    16.7

    Тестирование по теме «Строение человека».

    1

    1

    Раздел XVII. Человек и его здоровье.

    12

    6

    11

    17.1

    Здоровье человека и влияющие на него факторы.

    3

    1

    2

    17.2

    Вредные привычки.

    3

    1

    2

    17.3

    Заболевания человека.

    1

    1

    17.4

    Закаливание.

    2

    1

    1

    17.5

    Питание.

    1

    1

    17.6

    Режим дня.

    1

    1

    17.7

    Гигиена человека.

    1

    1

    17.8

    Первая помощь пострадавшему.

    2

    1

    1

    17.9

    Здоровый образ жизни.

    1

    1

    17.10

    Повторение пройденных тем.

    1

    1

    17.11

    Итоговая контрольная работа.

    1

    1

    Всего:

    204

    98

    101

    Раздел I. Введение.

    Что изучает наука экология.

    История развития экологии как науки.

    Раздел II. Изучение природы.

    Методы изучения природы.

    Великие естествоиспытатели.

    Суша.

    Воздушная одежда Земли.

    Вода на Земле.

    Раздел V. Жизнь на Земле.

    Развитие жизни на Земле.

    Живые клетки.

    Разнообразие живого.

    Среды обитания.

    Природные зоны Земли.

    Жизнь в морях и океанах.

    Раздел VI. Человек на Земле.

    Появление человека на Земле.

    Как человек открывал Землю.

    Как человек изменил Землю.

    Раздел VII. Организм как единое целое.

    Строение растительной и животной клеток.

    Деление клетки.

    Ткани растений и животных.

    Органы цветковых растений.

    Органы и системы органов животных.

    Организм как единое целое.

    Строение живых организмов.

    Чем отличается живое от неживого.

    Повторение пройденных тем.

    Раздел III. Земля во вселенной.

    Как древние люди представляли себе вселенную.

    От Коперника до наших дней.

    Соседи солнца.

    Планеты-гиганты.

    Астероиды и кометы.

    Мир звезд.

    Раздел IV. Земля.

    Как возникла Земля.

    Что у Земли внутри.

    Вещества и явления в окружающем мире.

    Землетрясения и вулканы.

    Жизнь на разных материках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

    Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

    Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

    «Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

    Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

    Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

    Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

    Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

    Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

    Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...