Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по экологии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Хомушку Альмира Михайловна

Программа ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_zoolog.docx139.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА АК-ДОВУРАК

668051, г.Ак-Довурак, ул. Центральная, д. 6, тел. 2-11-31

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогическим советом

Протокол №3

От «31» августа 2021 года

СОГЛАСОВАНО

с зам.директора по УВР

___________/Саая В.М

 «31» августа 2021г

УТВЕРЖДЕНО

 И.о.директора МБО ДО ДДТ

 ___________ Саая В.М.

 « _31__» __08_______2021 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные зоологи»

Направленность: естественнонаучная

Уровень программы: базовая

Возраст учащихся: 9-14лет

Срок реализации: 2 года (360 часов)

1-й год (144ч)

2-й год (216ч)

Программа реализуется: ПФДО, на бюджетной основе ID-номер Программы в Навигаторе

Автор  программы:

Хомушку Альмира Михайловна

Педагог дополнительного образования

        Ак-Довурак 2021    

Пояснительная записка

         Направленность программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные зоологи» имеет естественнонаучную направленность. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.         

Актуальность программы. Актуальность данной программы заключается в ее направленности на расширение и формирование знаний детей о природе, о животном мире и умений по уходу за животными. 

Содержание данной программы включает экологический компонент, направленный на формирование теоретических и практических знаний о взаимосвязи и взаимоотношениях организмов со средой обитания и между собой. В современном мире, очень важно привить детям общую культуру, которую невозможно сформировать, в том числе и без экологической культуры, которая должна быть неотъемлемой частью подрастающего поколения. В век технологий и информации очень важно помнить о наших братьях меньших, без которых наш мир потеряет свой облик.

Практическая деятельность по наблюдению за дикими и домашними животными обеспечивает формирование ценностного отношения к окружающей природе не на формальном уровне, а на уровне присвоения и определения личностного смысла в освоении знаний об уходе за животными.  

Новизна программы. Новизна программы заключаются в изменении подхода к содержанию и методам обучения учащихся. Изучение животного мира предполагает накопление факторов о многообразии видов и жизни животных, об особенностях внутривидовых и межвидовых отношений. Программа  направлена на духовно – нравственное, общекультурное и социальное  развитие личности.

Особое значение при реализации программы отводится   реализации  регионального компонента: изучение местных видов животных и их охране. При изучении животных обучающиеся узнают о необходимости охраны отдельных видов и целых сообществ живых организмов. Обучающиеся знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическим значением для жизни человека.

Педагогическая целесообразность программы «Юный зоолог» в том, что она направлена на углубление и дополнение знаний учащихся, получаемые в общеобразовательной школе. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в том, что предусмотренный теоретический материал и практическая деятельность обучающихся предоставляет им возможности для самореализации и наиболее полного раскрытия своих творческих способностей. Содержание занятий обогащает знания обучающихся о животном мире, способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей.

Отличительные особенности программы

В процессе разработки программы были проанализированы следующие программы: «Юный зоолог», г. Елабуга; Скрипник М.В.; «Юный зоолог», п. Весёлый; «Юный зоолог», г. Новокузнецк.

 Отличительными особенностями данной программой является:

  • комплексное изучение животного мира и рассмотрение не только строения и основных черт животных, но также и их разнообразия в рамках мира, региона и уголка живой природы;
  • программа рассчитана не только на развитие эрудиции, но также и закладывает основы экологического воспитания;
  •  способствуют формированию навыков экологически правильного поведения детей. закладывает основные навыки практической деятельности по наблюдению за живой природой в естественной среде;
  • даёт представления о мире профессий, связанных с зоологией, такими как – зоолог, ветеринар, зоотехник, дрессировщик, агроном, зоопсихолог и другие;
  • позволяет учащимся развивать свой творческий потенциал в ходе участия в творческих конкурсах.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 9-14 лет. Программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к миру животных. Набор в объединение производится по желанию, на основе принципа добровольности.

Цель и задачи программы

Цель: формирование основ экологической культуры обучающихся посредством изучения животных, их многообразии, среды обитания, условиях жизни в природе, в уголке живой природы, а также элементы навыков исследовательской деятельности.

Задачи:

1 год обучения Обучающие:

Формировать:

  • знания о животных, их образе жизни, приспособленности к окружающей среде и местам обитания;
  • умение различать и называть диких животных и их детенышей, декоративных животных, птиц;
  • сведеньями о методах изучения животных и птиц в природе;
  • роль животных в природе и жизни человека;
  • влияния деятельности человека на окружающую среду;
  • знания о животном мире, об охране природы;
  • навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений;
  • навыками по работе с дополнительной литературой.
  • ответственность за содержание, уход и кормление животных, находящихся в объединении;  
  • понятия о взаимосвязях в природе.  

Развивающие:

Развивать:

  • память, мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость и т. д.);
  • наблюдательность, любознательность;
  • познавательный интерес к окружающему миру;
  • умения анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки животных;
  •  умения работать в микрогруппах.

Воспитательные:

Воспитывать:

  • бережное отношение к природе;
  • любовь к разнообразной деятельности в живом уголке и в природе;
  • такие чувства как доброта, любовь к ближнему, милосердие, умение сопереживать;
  • экологическую культуру, гуманное отношение к природе;
  • личность с активной жизненной позицией, духовно-нравственного, трудолюбивого человека;
  • культуру поведения на объектах природы (лес, парк, поле, луг, берег реки и т.д.);
  • способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде, сознательного отношения ко всему живому.

2 год обучения Обучающие:

Формировать:

  • знания о животном мире России, об охране природы;
  • представления о приспособлениях животных к разным средам обитания;
  • знания о животном и растительном мире родного края;
  • основы экологических знаний;
  • навыками по работе с дополнительной литературой;
  • понятия о взаимосвязях в природе.

Развивающие:

Развивать:

  • память, мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость и т. д.);
  • познавательный интерес к окружающему миру;
  • навыки выделять главное и второстепенное;
  • навыки природоохранной работы;
  • умения работать в группах.

Воспитательные:

Воспитывать:

  • бережное отношение к природе;
  • личность с активной жизненной позицией;
  • навыки самоорганизации, взаимопомощи
  • эстетическое отношение к живой природе
  • формирование потребности в ЗОЖ.

Уровень программы, соответствие объема и сроки уровня реализации программы. 

Дополнительная образовательная программа «Юные зоологи», является базовой, что способствует открытию широких возможностей для всестороннего биологического, экологического и художественного образования обучающихся.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, запланированных на первый год обучения – 144 часа, на второй год обучения – 216 часов. Продолжительность реализации программы – 2 года.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий

Форма  обучения: групповая с элементами  индивидуального и дифференцированного подхода. Для успешной  реализации программы используются следующие педагогические технологии:

- технология развивающего обучения (развитие творческих, индивидуальных, познавательных  способностей детей, формирование теоретического сознания и мышления);

- педагогика сотрудничества (каждая личность воспитанника ставится в центре образовательно-воспитательной системы, происходит развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, единство компонентов образовательно-воспитательной системы);

- проблемное обучение (в процессе происходит развитие внимания, речи, мышления, творческих способностей, усиливается мотивация к учебной деятельности; формируется адекватная самооценка личности, воспитание осуществляется сотрудничеством);

- элементы проектной деятельности;

- здоровьесберегающие технологии (сохранение и увеличение резервов здоровья ребенка, учет и использование физиологических возможностей организма ребенка в соответствии с возрастными особенностями). На занятиях  проводятся физминутки,  наблюдается постоянная смена видов деятельности, проводятся занятия на свежем воздухе.

Для реализации программы используются следующие методы:

  1. Словесный (беседа, объяснение, рассказ, сообщение учащегося);
  2. Наглядный (демонстрация натуральных объектов, различных пособий, таблиц, рисунков, схем, фотографий, видеофильмов);
  3. Практический (распознавание и определение объектов, наблюдение). Ребята наблюдают за поведением животных, за их ритмом жизни.

Занятия рассчитаны таким образом, что теоретические знания чередуются с практическими, тем самым помогая углубить и закрепить получаемые знания.  Основными видами теоретических занятий являются беседы, рассказы, реже лекции. Практические занятия проходят в виде лабораторных и практических работ, наблюдению за животными. Программой также предусмотрены экскурсии на природу.

Режим занятий. Занятия 1 года обучения  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 10 минут, также занятия 2 года обучения 2 раза в неделю по 3 часа. В группу принимаются все желающие дети. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий обучающихся, их родителей, а также возможностей учреждения.

Учебно-тематический план

  1. год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

теория

практика

Раздел 1. Введение. Предмет «Юный зоолог»

1.  

Тема 1.1 Введение в предмет «Юный зоолог». Вводное занятие.

2

1

1

Беседа  

2.  

Тема 1.2 В         мире зоологических профессий.

2

1

1

Викторина

Раздел 2. Домашние животные

1

Тема 2.1 Домашние животные нашего края.

2

1

1

Опрос

2

Тема 2.2 Кошки.

2

1

1

Опрос

3

Тема 2.3 Собаки.

2

1

1

Практическая работа

4

Тема 2.4 Домашняя ферма (коровы, овцы, козы, свиньи).

4

1

3

Практическая работа

5

Тема 2.5 Домашняя птицеферма (куры, утки, индюки, гуси).

4

1

3

Беседа

6

Тема 2.6 Хомяки.

4

1

3

Практическая работа

7

Тема 2.7 Морская свинка.

4

1

3

Практическая работа

8

Тема 2.8 Черепахи.

2

1

1

Практическая работа

9

Тема 2.9 Птицы.  

4

1

3

Практическая работа, ребусы

10

Тема 2.10 Подводный мир в аквариуме.

4

1

3

Практическая работа

11

Тема 2.11 Самые тихие соседи.

2

1

1

Практическая работа

 12

Тема 2.12 Растения в живом уголке и их роль.

2

1

1

Практическая работа, опрос

13

Тема 2.13 Декоративные и кормовые растения.

2

1

1

Опрос

14

Тема 2.14 Забота о потомстве.

2

1

1

Викторина

15

Тема 2.15 Дрессировка животных.

4

1

3

Практическая работа

16

Тема 2.16 Памятники домашним животным. Животные памятники.

2

1

1

Опрос

17

        Тема 2.17 Итоговое занятие.

2

1

1

Викторина

Раздел  3. Многообразие животного мира

1

Тема 3.1 Биологическое многообразие животного мира.

2

1

1

Викторина

2

Тема 3.2 Зачем нужны насекомые?

2

-

2

Кроссворд

3

Тема 3.3 Моллюски.

2

1

1

Беседа

4

Тема 3.4 Рыбы и другие обитатели подводного мира.

2

1

1

Викторина

5

Тема 3.5 Земноводные – на границе суши и воды.

2

1

1

Практическая работа

6

Тема 3.6 Рептилии – наследие эпохи динозавров.

2

1

1

Викторина

7

Тема 3.7 Исторический экскурс-от динозавров до современных рептилий.

2

1

1

Опрос

8

Тема 3.8 Птицы.

2

1

1

Блиц-опрос

9

Тема 3.9 Птицы в культуре.

2

1

1

Опрос

10

Тема 3.10 Млекопитающие.

2

1

1

Викторина

11

Тема 3.11 Классификация животных. Создание альбома. Зарисовка рисунков.

2

1

1

практическая работа

12

Тема 3.12 Экскурсия в окрестности города. Творческая работа «Животные         в

созвездиях».

2

1

1

Опрос

Раздел 4. Животный мир материков.

1

Тема 4.1 Фаунистическое разнообразие Африки.

2

1

1

Опрос

2

Тема 4.2 Рассмотрение основных представителей фауны Мадагаскара.

2

1

1

Опрос

3

Тема 4.3 Понятие картографирования, его история. Фауна Африки.

2

1

1

Наблюдение

4

Тема4.4 Фаунистическое разнообразие Европы.

2

1

1

Опрос

4

Тема 4.5 Животный мир больших городов.

2

1

1

Опрос

5

Тема 4.6 Фаунистическое разнообразие Азии.

2

1

1

Опрос

6

Тема 4.7 Приспособления животных к жизни в пустыне.

2

1

1

Опрос

7

Тема 4.8 Фаунистическое разнообразие Северной Америки.

 2

1

1

Опрос

8

Тема 4.9 Рассмотрение основных представителей фауны.

2

1

1

Наблюдение

9

Тема 4.10 Природные зоны Северной Америки.

2

1

1

Наблюдение

10

Тема 4.11-4.13  Фаунистическое разнообразие Южной Америки. Рассмотрение основных представителей фауны Южной Америки. Природные зоны Южной Америки.

6

3

3

Блиц-опрос

11

Тема 4.14-4.15  Фаунистическое разнообразие Антарктиды. Приспособления животных к суровым условия обитания в Антарктиде.

4

2

2

Практическая работа

12

Тема  4.16-4.17-4.18 Фаунистическое разнообразие Австралии. Рассмотрение основных представителей фауны. Австралия, как наиболее богатый регион эндемиками. Животные-поселенцы, их влияние на аборигенную фауну и флору.

6

2

4

Блиц-опрос

10

Тема 4.19  Игра «Кто откуда?».

2

 

2

Викторина 

 

11

        Тема 4.20 Экскурсия по окрестностям города. История города Ак-Довурак.

2

2

Опрос

12

Тема 4.21 Космос. Вклад животных в развитие космонавтики. Экскурсия в библиотеку города. «Животные в космосе».

2

 

2

Опрос

Раздел 5. Среды обитания животных

1

        Тема 5.1         Среда обитания животных.

2

1

1

Беседа  

2

Тема5.2 Животные наземно-воздушной среды.

2

1

1

Кроссворд

3

        Тема 5.3 Подземные обитатели.

2

1

1

Беседа

4

Тема 5.4 Обитатели пресных водоёмов.

2

1

1

Наблюдение

5

        Тема 5.5 -5.6 Морские обитатели. Планктон, нектон и бентос. Растительный мир морей и океанов.

4

2

2

Опрос

6

        Тема 5.7 Животные болот.

2

1

1

Беседа

7

        Тема 5.8 Животные архитекторы.

2

1

1

Опрос

8

        Тема 5.9         Животные-паразиты.

2

1

1

Опрос

9

Тема 5.10 Животный мир городов.

2

1

1

Беседа

10

Тема 5.11-5.12 Викторина «Кто в теремочке живёт» Экскурсии «Цветы весны».

4

1

3

Викторина опрос  

Итого:

144

59

85

  1. год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля 

всего

теория

практ.

                Раздел 1. Вводный раздел.

1

Тема 1.1 Путешествие по стране «Зоология» Вводное занятие.

2

1

1

Беседа

2

Тема         1.2 История одомашнивания животных.

2

1

1

Беседа

Раздел 2. Животный мир России

3

Тема 2.1 Животный мир России.

2

1

1

Опрос  

4

Тема2.2 Животный мир арктической пустыни. Экскурсия. Изучение сезонных явлений (осенью) природы в жизни животных.

4

2

2

Опрос

5

Тема 2.3 Животный мир Тундры.

4

2

2

Опрос

6

Тема 2.4 Животный мир Тайги.

4

2

2

Викторина  

7

Тема 2.5 Животный мир смешанных         и широколиственных лесов.

4

2

2

Ребусы  

8

Тема 2.6 Животный мир степей.

4

2

2

Опрос  

9

Тема 2.7 Животный мир пустынь.

4

2

2

Опрос

10

Тема 2.8 Животный мир субтропиков.

4

2

2

Опрос

11

Тема 2.9         Игра-путешествие

«Зоологическая Россия».

2

1

1

Викторина  

12

Тема 2.10 Квест-игра        «Братья наши меньшие».

2

-

2

Викторина  

13

Тема 2.11Экзотические животные. Практика: Конкурс рисунков «Самое не обычное животное», Изготовление листовок «Берегите меньших братьев!». Составление фотоальбома «Домашние любимцы»,

4

1

3

Конкурс

14

Тема 2.12 Экологический вестник. Синичкин день. День моржа.

Практика: Акция «Каждой синичке дом», Составление «фото - газеты», Работа с литературой.

4

1

3

Осмотр

15

Тема 2.13 Всемирный день защиты животных.

2

1

1

Осмотр

16

Тема 2.14 Составление кроссворда, Тестирование.

2

2

Осмотр

17

Тема 2 15 Значение опытнической работы. Методика проведения опыта.

Практика: Распределение тем и определение направленности, Заполнение дневников, наблюдение за ходом опыта

4

1

3

Осмотр

18

Тема 2.16 Посещение Библиотеки города.

2

2

Осмотр

19

Тема 2.17 Понятие о породе. Породы птиц, Экзотические виды пород.

Практика: Просмотр фильма, Оформление буклета по породам. Игра «Составь пару». Викторина «Породы».

2

1

1

Осмотр

20

Тема 2.18 Творческая мастерская. Макет Земного шара, Обитатели водоема, Обитатели Северного полюса.

6

2

4

Осмотр

21

Тема 2.19 Создание коллекции домашних животных, Проект аквариума.

Практика: Создание объемного макета в технике торцевание, Составление мозаики из цветной бумаги, Создание животных в технике торцевание на плоскости.

4

2

2

Осмотр

22

Тема 2.20 Изготовление животных по технике оригами.

2

1

1

23

Тема 2.21 Загадки мудрого филина.

2

-

2

Викторина  

Раздел 3. Среда обитания животных

14.

Тема 3.1 Связь животных со средой обитания.

2

1

1

Беседа

15.

Тема 3.2 Приспособления животных к жизни.  

2

1

1

Опрос

16.

Тема 3.4 Естественные экосистемы.

2

1

1

Беседа

17.

Тема 3.5 Искусственные экосистемы.

2

1

1

Беседа

18.

Тема 3.6 Животные в разные сезоны года.

2

1

1

Викторина

19.

Тема3.7 Взаимодействие животных между собой.

2

1

1

Опрос

Раздел 4. Животные Республики Тыва

20.

Тема 4.1 Обзор фауны Республики Тыва.

3

1

2

Викторина

21.

Тема 4.2 Красная книга республики Тыва.

3

1

2

Ребусы

22.

Тема 4.3 Особо охраняемые территории родного края.

3

1

2

Работа с картой, опрос

23.

Тема 4.4 Насекомые Республики Тыва.

3

1

2

Викторина

24.

Тема 4.5 Рыбы Республики Тыва.

3

1

2

Опрос

25.

Тема 4.6 Земноводные и пресмыкающиеся Республики Тыва.

3

1

2

Опрос

26.

Тема 4.7 Млекопитающие Республики Тыва.

3

1

2

Опрос

27.

Тема 4.8 Птицы Республики Тыва.

3

1

2

Наблюдение

28.

Тема 4.9 Зимующие птицы.

2

1

1

Опрос

29.

Тема 4.10 Перелетные птицы.

2

1

1

Опрос

30.1

Тема 4.9 Итоговое занятие.

2

-

2

Опрос

Раздел 5.  Мы исследователи родной природы (49ч.)

29.

Тема 5.1 Мы исследователи родной природы.

4

1

3

Наблюдение

30.

Тема 5.2 Домашний питомец, как предмет исследования.

4

1

3

Практическая работа  

31.

Тема 5.3 Экологическая сказка.

4

1

3

Наблюдение

32.

Тема 5.4 Дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк.

4

1

3

Опрос

33.

        Тема 5.5 Орнитологическая тропа «Здравствуй птицы».

4

1

3

Фотоотчёт

34.

Тема 5.6 Животные в сказках и жизни.

4

1

3

Викторина

35.

Тема 5.7 Усы, лапы и хвост, или что хочет сказать кошка?

2

1

1

Ребус

36.

Тема 5.8 Где обедал воробей?

2

1

1

Викторина

37.

Тема 5.9 Комар: казнить нельзя, помиловать.

2

1

2

Беседа

38.

Тема 5.10 Почему волка называют санитаром леса?

2

1

2

Опрос

39.

Тема 5.11 Травоядные – откуда берётся молоко.

2

1

2

Опрос

40.

        Тема         5.12         Викторина «Природа родного края».

2

1

2

Викторина

41.

Экскурсия в мир книг «Сто страниц про зверей и птиц».

2

1

2

Опрос

42.

Фантастические животные         и где их искать.

2

1

2

Викторина

43.

Птичий праздник. 

2

1

2

Викторина

Раздел 6. Зоологический калейдоскоп (31ч.)

44.

Тема 6.1. Как животные предсказывают погоду.

2

1

2

Опрос

45.

Тема 6.2 Самые опасные –  хищники.

2

1

2

Ребусы

46.

Тема 6.3 Травоядные – откуда берётся молоко.

2

1

2

Опрос

47.

Тема 6.4 Ядовитые животные.

2

1

2

Кроссворд

48.

Тема 6.5 Зоологические олимпийские игры или «Самые-самые».

2

1

2

Викторина

49.

Тема 6.6 Хвостатая викторина.

2

1

2

Викторина

50.

Тема 6.7 Сохраним для потомков.

2

1

2

Беседа

51.

Тема 6.8 Фотоохота.  

2

1

2

Опрос

52.

Тема 6.9 Коллекционирование животных.

2

1

2

Практическая работа

53.

Тема 6.10 Животные в годы войны.

4

2

2

Опрос

Раздел 7. Основы экологических знаний. (21ч.)

54.

Тема 7.1 Что         такое экология?

2

1

1

Опрос  

55.

Тема 7.2 Природа – наш общий дом. Знакомство с микрорайоном. Карта.

4

1

3

Викторина  

56.

Тема 7.3 Основные составляющие природы.

2

1

1

Кроссворд  

57.

Тема 7.4 Что такое экологическая система?

Пищевые связи.

4

1

3

Опрос

58.

Тема 7.5 Экология в нашем доме.

2

1

1

Опрос

59.

Тема 7.6 Бионика – наука о подражании живым существам.

2

1

1

Викторина  

60.

Тема 7.8 Экология нашего города. Экскурсия. Изучение сезонных явлений в жизни животных.

4

1

3

Опрос  

61.

Тема 7.9 Путешествие по стране «Экология».

2

-

2

Викторина  

 

Итого:

216

77

139

 

 

Содержание программы

1 год обучения

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Раздел 1. Введение. Предмет «Юный зоолог» (4 часа.)

(2 часа теории, 2 часа практики)

Тема 1.1. Введение в предмет «Юный зоолог».

Теория:         Вводное занятие. Техника безопасности при нахождении в уголке живой природы, при экскурсиях и т.д. Домашние и дикие животные, их роль в жизни человека. История одомашнивания животных. Понятие исследовательской работы, методы исследования, лабораторные работы с живыми объектами.

Практика: Выбор актива кружка. Работа с сухоцветами.

Тема 1.2. В мире зоологических профессий.

Теория: Знакомство с основными профессиями, связанными с животными: зоолог, ветеринар, зоотехник, дрессировщик, агроном, зоопсихолог и другие. 

Практика: Ролевая игра «В мире зоологических профессий». Знакомство и применение на практике с основными профессиональными навыками, необходимыми для профессий, связанными с животными.

Раздел 2. Домашние животные (50 часов). 

(17 часов теории, 33 часа практики)

Тема 2.1. Домашние животные.

Теория: Животные нашего края – возможные обитатели уголка живой природы. Техника безопасности. Инструктаж.  Кошки.

Практика: Работа с раскрасками домашних животных. Создание альбома домашних животных.

Тема 2.2. Кошки.

Практика: создание альбома домашних животных.

Тема 2.3. Собаки.

Теория: Биологические особенности. Сравнительная характеристика собаки с волком. Основные корма для собак. Основные пород собак.

Практика: Наблюдение за собакой. Правила обращения с ними.

Тема 2.3.0. Практика: Сравнительная характеристика собаки с волком. Содержание собак. Профилактика болезней. Уход за животными.

Тема 2.4. Домашняя ферма (коровы, овцы, козы, свиньи).

Теория: Биологические особенности коров. Содержание. Правила обращения. Профилактика болезней. Кормление.

Практика: Изготовление поделок из природных материалов.

Тема 2.4.0. Практика: Фотовыставка и выставка рисунков домашних животных.

Тема 2.5. Домашняя птицеферма (куры, утки, индюки,гуси).  

Теория: Биологические особенности кур. Содержание, правила безопасного обращения. Размножение. Кормление. Профилактика болезней.

Практика: Изготовление альбома домашних птиц.

Тема 2.5.0 Практика: Раскраска. Зачет-викторина «Домашние животные».

Тема 2.6. Хомяки.

Теория: Биологические особенности хомяка. Содержание. Правила безопасного обращения. Размножение, кормление, профилактика болезней. 

Практика: Животные в сказках.

Тема 2.6.0 Практика: Аппликации на тему «Грызуны».

Тема 2.7. Морская свинка.

Теория: Породы. Правила обращения. Особенности содержания. Кормление.

Практика: Экологическая игра-викторина «Животные». Волшебное оригами.

Тема 2.7.0 Практика: Работа с раскрасками «Животные».

Тема 2.8. Черепахи.

Теория: Породы. Правила обращения. Особенности содержания. Кормление. Разведение.

Практика: Просмотр видеофильма «Черепахи». 

Тема 2.9. Птицы.  

Теория: Домашние птицы– попугаи, канарейки, голуби, куры. Их особенности, правила обращения. Особенности содержания. Птицы наших лесов.

Практика: Доклады о домашних птицах.

Тема 2.9.0 Практика: Лепка голубей. Работа со скелетом голубя.

Тема 2.10. Подводный мир в аквариуме.

Теория: Аквариумные рыбки. Жизнь в аквариуме. Условия содержания рыб в аквариуме.

Практика: Видеофильм «Наблюдение за обитателями аквариума».

Тема 2.10.0. Практика: Раскраска «Аквариумные рыбки». Работа со строением скелета рыб.

Тема 2.11. Самые тихие соседи.

Теория: Экзотические аквариумные рыбки. Другие обитатели аквариума. 

Практика: Составление коллажа.

Тема 2.12. Растения в живом уголке и их роль.

Теория: Видовой состав растений уголка живой природы. Декоративные и кормовые растения. Условия содержания и уход.

Практика: Посадка растений и уход за ними.

Тема 2.13. Теория: Декоративные и кормовые растения. Условия содержания и уход. Практика: Исследовательская работа «Влияние освещения на рост и развитие растений».

Тема 2.14.  Забота о потомстве.

Теория: Забота о потомстве разных групп животных от беспозвоночных до млекопитающих. Вскармливание животных. Типы заботы о потомстве.  

Практика: Игра «Чей питомец».

Тема 2.15. Дрессировка животных.

Теория: Основа дрессировки. Виды и разнообразие дрессируемых животных Просмотр фильма.

Практика: Животные мира.

Тема 2.15.0.Экскурсия: Посещение городской библиотеки города. Чтение книг.

Тема 2.16. Памятники домашним животным.

Теория: Памятники домашним животным в разных районах.  

Практика: Фотоотчёт о памятниках животным республики Тыва.

Тема 2.17. Итоговое занятие.

Практика: Викторина «Самый, самый». Подведение итогов за год, награждение отличившихся.  

Раздел  3. Многообразие животного мира (24 ч).

(12 часов теории, 12 часов практики)

Тема 3.1. Биологическое многообразие животных мира.

Теория: Обзор фаунистического многообразия нашей планеты, соотношение растительного и животного мира, место человека в животном мире и его влияние на него.  Современная систематика животных, основные представители систематических групп. История развития систематики.

Практика: Викторина «Удивительный мир животных».

Тема 3.2. Зачем нужны насекомые.  

Теория: Знакомство с основными представителями данного класса – комары, клопы, бабочки, жуки, пчёлы и другие. 

Практика: Ролевая игра – урок-суд. Значение насекомых в жизни человека. Полезные и вредные насекомые в жизни человека. Методы борьбы с насекомыми-вредителями.

Тема 3.3. Моллюски.  

Теория: Анатомические особенности, жизненный цикл, питание, образ и поведение моллюсков. Основные классы моллюсков – двустворчатые, брюхоногие, головоногие.

Практика: Работа с раскрасками «Моллюски». Создание альбома.

Тема 3.4. Рыбы и другие обитатели подводного мира.

Теория: Анатомические особенности рыб в связи с водным образом жизни. Жизненный цикл, питание, образ и поведение рыб. Морские и пресноводные виды рыб. Промысловое значение и использование в хозяйстве. Рыболовство. Охрана рыб и других водных ресурсов. Классификация, рыбы в культуре

Практика: Просмотр фильма «Жизнь рыбы».

Тема 3.5. Земноводные – на границе суши и воды.

Теория: Морфологические и анатомические особенности земноводных в связи с обитанием на сушу. Основные представители земноводных – лягушки, тритоны, саламандры. Образ жизни и поведение амфибий. Использование земноводных в хозяйстве. 

Практика: Просмотр видеофильмов. Просмотр видеофильма «Жизнь амфибий».

Тема 3.6. Рептилии – наследие эпохи динозавров.  

Теория: Морфо-анатомические особенности рептилий. Особенности жизнедеятельности и поведения. Основные представители пресмыкающихся – черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи. Хозяйственное значение и применение.

Тема 3.7. Теория: Исторический экскурс – от динозавров до современных рептилий.

Практика: Карточка-игра «Животные мира».

Тема 3.8. Птицы.

 Теория: Морфологические особенности птиц в связи с приспособлениями к полёту. Образ жизни и поведение птиц. Видовое разнообразие. Применение и хозяйственное значение птиц. 

Практика: Наблюдение за птицами в открытой местности, рассмотрение коллекции перьев и гнёзд.  

Тема 3.9 Теория: Птицы в культуре.

Практика: Изучение строения скелета птиц на примере голубя.

Тема 3.10. Млекопитающие.

Теория: Внешние особенности млекопитающих, образ жизни и поведение. Разнообразие млекопитающих на земле, воде и воздухе.  

Практика: Собака, как представитель млекопитающих, основные признаки собаки, как представителя мира животных.

Тема 3.11. Классификация животных.

 Практика: Создание альбома. Зарисовка рисунков.

Тема 3.12 Экскурсия в окрестности города. «Животные города».

Раздел 4. Животный мир материков (42 часа) 

(17 часов теории, 25 часов практики)

Тема 4.1. Фаунистическое разнообразие Африки.

Теория: Климатические, флористические и географические особенности данного региона. Практика: Игры «Найди обитателей саванны», «Кто лишний?».  

Тема 4.2. Теория: Рассмотрение основных представителей фауны. Мадагаскар, как уникальный фаунистический регион. Понятие картографирования, его история, основные фаунистические подобласти африканского района.

Практика: Просмотр видеоролика «Африка».

Тема 4.3. Теория: Понятие картографирования, его история. Фауна Африки.

Практика: Работа с картой. Зарисовка рисунка карты.

Тема 4.4. Фаунистическое разнообразие Европы.

Теория: Климатические, флористические и географические особенности данного региона. Рассмотрение основных представителей фауны.

 Практика: Работа с картой. Просмотр видеоролика «Животные в городе».

Тема 4.5 Теория: Животный мир больших городов. Процесс урбанизации и его влияние на животный мир.

Практика: «Какие проблемы у животных - обитателей леса?».

Тема 4.6. Фаунистическое разнообразие Азии.

Теория: Климатические, флористические и географические особенности данного региона. Рассмотрение основных представителей фауны.

Практика: Работа с картой. Просмотр видеоролика «Пустыни Азии».

Тема 4.7 Теория: Приспособления животных к жизни в пустыне.

Практика: «Животные пустыни».

Тема 4.8. Фаунистическое разнообразие Северной Америки.

Теория: Климатические, флористические и географические особенности данного региона.

Практика: Работа с картой.  

Тема 4.9. Рассмотрение основных представителей фауны.

Практика: Просмотр видеофильма «Северная Америка»,  Обсуждение фильма.

Тема 2.10 Природные зоны Северной Америки.

Практика: Волшебное оригами.

Тема 4.11 Фаунистическое разнообразие Южной Америки.

Климатические, флористические и географические особенности данного региона.

Практика: Работа с картой.

Тема 4.12 Рассмотрение основных представителей фауны. Природные зоны Южной Америки.

Практика: Проблемное задание, «Гуано и гуанако – что это такое?».

Тема 4.13 Природные зоны Южной Америки.

Практика: Игра «Логический ряд».

Тема 4.14. Фаунистическое разнообразие Антарктиды.

Теория: Климатические, флористические и географические особенности данного региона. Рассмотрение основных представителей фауны.

Практика: Работа с картой. Просмотр фильма «Антарктида».

Тема 4.15. Теория: Приспособления животных к суровым условиям обитания в Антарктиде.

Практика:  Лепка фигур животных Антарктики.

Тема 4.16. Фаунистическое разнообразие Австралии.

Теория: Климатические, флористические и географические особенности данного региона. Практика: Работа с картой. Просмотр видеофильма «Сумчатые Австралии».

Тема 4.17 Теория: Рассмотрение основных представителей фауны. Австралия, как наиболее богатый регион эндемиками.

Практика: Кроссворд «Животные».

Тема 4.18 Животные-поселенцы, их влияние на аборигенную фауну и флору.

Практика: Игра «Растения и животные Австралийского континента».  

Тема 4.19. Игра «Кто-откуда?»

Практика: Викторина по всему разделу, проверка и закрепления знаний учащихся.

 Тема 4.20 Экскурсия в город Ак-Довурак

Теория: История города Ак-Довурак, основание города, его развитие.

Практика: Изучение истории города Ак-Довурак.

Экскурсия в библиотеку города «Животные в космосе».

Теория: Космос. Вклад животных в развитие космонавтики. Животные в космосе.  Практика: Экскурсия в библиотеку города Ак-Довурак.

Раздел 5. Среда обитания животных (24 часа)

(11 часов теории, 13 часов практики)

Тема 5.1. Среды обитания животных. 

Теория: Среды обитания животных. Экологическая ниша. Антропогенные факторы. Ареал.

Практика: Викторина «Распредели животных».

Тема 5.2. Животные наземно-воздушной среды. 

Теория: Условия обитания животных в наземно-воздушной среде. Основные адаптации животных. Приспособление организмов к передвижению в наземно-воздушной среде.

Практика: Поиск приспособлений у животных уголка живой природы к наземно-воздушной среде.

Тема 5.3. Подземные обитатели. 

Теория: Почва как среда обитания. Приспособления животных к почвенной среде обитания. Значение почв в природе. Биология почв.

Практика: Работа с рабочим листом.  

Тема 5.4. Обитатели пресных водоёмов. 

Теория: Пресный водоём, экологические условия пресного водоёма. Рассмотрение основных обитателей пресного водоёма. Значение водоёмов. Естественные водоемы: река, озеро, ручей. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал.

Практика: Практическая работа «Жизнь в капле воды».

Тема 5.5. Морские обитатели. 

Теория: Экологические особенности морских водоёмов. Планктон, нектон и бентос. Растительный мир морей и океанов.  

Практика: Просмотр видеофильма, составление коллажа.

Тема 5.6. Животные болот. 

Теория: Экологическая характеристика болотистой местности. Растительный и животный мир болот. Значение болот в жизни человека.

Практика: Ролевая игра «Зачем нужны болота».

Тема 5.7. Животные архитекторы. 

Теория: Животные-строители. Архитектурные достижения животных – строительство плотин, гнезд, жилищ, ловчих сетей. Жилище рыб. Жилища насекомых. Жилища птиц. Жилища млекопитающих.  

Практика: Просмотр видеофильма. Аппликация.  

Тема 5.8. Животные-паразиты.  

Теория: Паразитизм. Классификация паразитов.

Практика: Составление памятки-буклета «Паразиты».

Тема 5.9. Животный мир городов. 

Теория: Самые распространенные представители животного мира городов. Фауна городов разных частей света. Роль зоопарков в жизни диких животных. Польза и вред от животных в городе.  

Практика: Исследование флоры и фауны города Ак-Довурак.  

Тема 5.10. Викторина «Кто в теремочке живёт». 

Практика: Викторина «Животные и страны».

Экскурсия в город.

Практика: Экскурсия в город «Цветы весны».

2 год обучения

 

Раздел 1. Вводный раздел. (4 ч.)

(2 часа теории, 2 часа практики) 

Тема 1.1 Путешествие по стране «Зоология».

Теория: Беседа и значение животных в мире человека и в живой природе.

Обсуждения плана обучения на год. Краткий обзор разделов курса.

Практика: Викторина «Значение животных в жизни человека»

Тема 1.2 История одомашнивания животных.

Теория: История одомашнивания животных. Важные одомашненные виды. Изменения признаков в ходе одомашнивания. Эволюция одомашнивания. Хронология одомашнивания животных

Практика: Просмотр видеофильма. Викторина.   

Раздел 2. Животный мир России (68часов)

(26 часов теории, 42 часа практики)

Тема 2.1 Животный мир России.  

Теория: Разнообразие животного мира России. Зональность распределения животного мира.

Практика: Викторина «Что мы знаем о животном мире России».

Тема 2.2 Животный мир арктической пустыни.  

Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия. Основные виды обитания - белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени. Птичьи базары.

Практика: Работа с картой и рабочей тетрадью.

Экскурсия: Изучение сезонных явлений (осенью) природы в жизни животных.

Тема 2.3 Животный мир Тундры.  

Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия. Основные виды обитания - песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатка, гагара, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова и другие.

Практика: Работа с картой и рабочей  тетрадью.

 Тема 2.4 Животный мир Тайги.  

Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия. Основные виды обитания - соболь, белка, куница, горностай, бурундук; обитают лось, бурый медведь, росомаха, волк, ондатра, рысь.

Практика: Работа с картой и рабочей тетрадью.

Тема 2.5 Животный мир смешанные и широколиственные лесов.

 Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия. Основные виды обитания - косуля, волк, куница, лисица и белка. Фауна дальневосточных смешанных лесов - амурский тигр, пятнистый олень, енотовидная собака, маньчжурский заяц, дальневосточный лесной кот, фазан, утка-мандаринка и др.

Практика: Работа с картой и рабочей         тетрадью.

Тема 2.6 Животный мир Степей.  

Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия. Основные виды обитания - различные виды грызунов, степной волк, лисица и антилопы, манулы, степная гадюка, сайгак. Наиболее распространённые птицы — степной орёл, пустельга, жаворонок, серая куропатка; довольно редки некогда типичные для степи дрофы.

Практика: Работа с картой и рабочей тетрадью.

Тема 2.7 Животный мир Пустынь.  

Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия.

Основные виды обитания.

Практика: Работа с картой и рабочей тетрадью.

 Тема 2.8 Животный мир Субтропиков.  

Теория: Географическая характеристика зоны. Климатические условия. Основные виды обитания - тушканчик, корсак, пеликан, черепаха, ушастый ёж; разнообразны змеи и ящерицы.

Практика: Работа с картой и рабочей тетрадью.

Тема 2.9 Игра-путешествие «Зоологическая Россия».

Практика: Игра-путешествие «Зоологическая Россия»  

Тема 2.10 Квест «Братья наши меньшие.

Практика: Квест «Братья наши меньшие.

Тема 2.11 Экзотические животные. 

Практика: Конкурс рисунков «Самое не обычное животное», Изготовление листовок «Берегите меньших братьев!». Составление фотоальбома «Домашние любимцы».

Тема 2.12 Экологический вестник. Синичкин день. День моржа.

Практика: Акция «Каждой синичке дом», Составление «фото - газеты», Работа с литературой.

Тема 2.13 Всемирный день защиты животных.

Тема 2.14 Составление кроссворда. Тестирование.

Тема 2 15 Значение опытнической работы. Методика проведения опыта.

Практика: Распределение тем и определение направленности, Заполнение дневников, наблюдение за ходом опыта.

Тема 2.16 Посещение Библиотеки города.

Тема 2.17 Понятие о породе. Породы птиц. Экзотические виды пород.

Практика: Просмотр фильма, Оформление буклета по породам. Игра «Составь пару». Викторина «Породы».

Тема 2.18 Творческая мастерская. Макет Земного шара. Обитатели водоема. Обитатели Северного полюса.

Тема 2.19 Создание коллекции домашних животных.

Практика: Создание объемного макета в технике торцевание, Составление мозаики из цветной бумаги, Создание животных в технике торцевание на плоскости.

Тема 2.20 Изготовление животных по технике оригами. Подбор материала.

Тема 2.21 Загадки мудрого филина.  

Практика: Игра-викторина «Загадки мудрого филина».  

Раздел 3. Среда обитания животных (12 часов)

(6 часов теории, 6 часов практики)

Тема 3.1 Связь животных со средой обитания.

Теория: Понятие о физической и биологической среде обитания  животных.

Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.

Практика: Демонстрация  животных, учебно-наглядных пособий (чучел, тушек, биогрупп, коллекций), диапозитивов, таблиц, фото. Экскурсия «Связь животных со средой их обитания». 

Тема 3.2 Приспособления животных к жизни.  

Теория: Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска, приспособления одних видов к другим.  

Практика: Описание условий содержания животного в неволе, внешний вид данного животного, местность, биотоп, место встречи животного. Описание приспособлений животных к одной из природных зон.

Тема 3.3 Естественные экосистемы.

Теория:         Примеры         естественных         экосистем.         Вид         –         вершина

приспособленности организмов к среде обитания. Антропогенное влияние на естественные экосистемы. Практика: Экскурсия на природу.

Тема 3.4 Искусственные экосистемы.

Теория: Примеры искусственных экосистем. Среда обитания домашних животных – одинаковая со средой обитания, экотип, экологическая ниша.  

Среда обитания человека – природа, история, культура. 

Практика: Условия существования животных в уголке живой природы

Тема 3.5 Животные в разные сезоны года.

Теория: Сезоны года и их особенности. Животные и растения в разные сезоны года. Методика наблюдений. Ведение дневников. Значение фенологических наблюдений. 

Практика: Экскурсия в живую природу, описание особенностей приспособленности животных в данный период к текущим климатическим условиям.  

Тема 3.6 Взаимодействие животных между собой.

Теория: Типы взаимодействия животных – конкуренция, паразитизм,  хищничество, симбиоз, нейтралитет. Пищевые цепи. Просмотр видеофильма «Кто кого ест?».

Практика: Составление пищевых цепей.  

Раздел 4. Животные республики Тыва (30 часов)

(10 часов теории, 20 часов практики)

Тема 4.1 Обзор фауны республики Тыва

Теория: Знакомство с фауной Оренбургского края. Биологическое многообразие животных Оренбургской области. Истрия изучения фауны

Оренбургской области

Практика: Экскурсия в город

Тема 4.2 Красная книга республики Тыва

Теория: Знакомство с уникальными животными республики Тыва. Редкие и исчезающие виды животных республики Тыва. Животные занесенные в Красную книгу.

Практика: Проект «Красная книга руками детей». Работа с Красной книгой, определение животных.  

Тема 4.3 Особо охраняемые территории республики Тыва.

Теория: Особо охраняемые территории родного края –  заповедники Тувы. Способы охраны животных. 

Практика: Работа с контурными картами. Доклады о редких и исчезающих видах республики Тыва.

Тема 4.4 Насекомые республики Тыва.

Теория: Знакомство с видовым разнообразием насекомых республики Тыва. Доклады о практическом использование насекомых хозяйственной деятельности человека.

Практика: Сбор коллекции насекомых

Тема 4.5 Рыбы республики Тыва.

Теория: Знакомство с видовым разнообразием рыб республики Тыва.

Промысловые виды и их добыча.

Практика:         Экскурсия         на         водоём.         Доклады         учащихся         о         водоёмах

Оренбургской области

Тема 4.6 Земноводные и пресмыкающиеся республики Тыва.

Теория: Знакомство с видовым разнообразием земноводных и пресмыкающихся республик Тыва. Редкие и исчезающие виды земноводных и пресмыкающихся.

Практика:         Просмотр         видеофильма         «Обитатели         бескрайних         степей».

Доклады учащихся о пресмыкающихся родного края.

Тема 4.7 Млекопитающие республики Тыва.

Теория:  Видовое разнообразие млекопитающих родного края и места их обитания. 

Практика: Викторина «Млекопитающие нашей республики». Доклады учащихся о млекопитающих республики Тыва.

Тема 4.8 Птицы республики Тыва.

Теория: Разнообразие птиц родного края. Пролетные птицы.

Практика: Изготовление кормушек для птиц. Экскурсия в город.

 Тема 4.9 Зимующие птицы.

Практика: Викторина «Птицы»

Тема 4.10 Перелетные птицы.

Практика: Работа со скелетом голубя. Зарисовка.

Итоговое занятие.

Практика: Викторина «Таинственный мир Фауны». Подведение итогов и награждение самых активных за год.  

Раздел 5.  Мы исследователи родной природы (49 часов)

(15 часов теории, 34 часа  практики)

Тема 5.1 Мы исследователи родной природы.

Теория: Флора и фауна республики Тыва. Загадки родной природы.

Практика: Работа с картой республики Тыва.

Тема 5.2 Домашний питомец, как предмет исследования.

Теория: История одомашнивания животных. Правила ухода за различными домашними питомцами.  

Практика: Исследования домашних питомцев.  

Тема 5.3 Экологическая сказка «Как Иринка по грибы ходила».

Теория: Правила сбора  грибов. Грибы родного края. Съедобные и несъедобные грибы.

Практика: Игра «Съедобные и несъедобные грибы».

Тема 5.4 Дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк.

Теория: Взаимовыгодное сотрудничество – симбиоз. Пищевые связи в природе.  

Практика: Составление пищевых связей.  

Тема 5.5 Орнитологическая тропа «Здравствуй птицы»

Теория: Птицы нашего района. Правила исследования птиц.  

Практика: Экскурсия по городу.

Тема 5.6 Животные в сказках и жизни.

Теория: Рассмотрение различий животных в сказках и жизни. Присваивания человеческих качеств животным.

Практика: Исследования популярных сказочных животных и их сравнение с настоящими.

Тема 5.7 Усы, лапы и хвост, или что хочет сказать кошка?

Теория: История одомашнивания кошки. Породы кошек.

Практика: Исследование повадок кошек.  

Тема 5.8 Где обедал воробей?

Теория: Зоопарк – хорошо или плохо? Животные-синантропы. Отличие рациона диких и домашних питомцев.  

Практика: Сценка «Где обедал воробей».

Тема 5.9 Комар: казнить нельзя, помиловать. 

Практика: Ролевая игра «Суд над комаром».

Тема 5.10 Почему волка называют санитаром леса?

Теория: Значение животных хищников в природе. Роль волка в экосистеме леса.

Практика: Просмотр видеофильма.  

Тема 5.11 Травоядные – откуда берётся молоко.

Теория: Травоядные животные.         Сельскохозяйственные         животные родного края. Польза  и вред молока.  

Практика: Просмотр видеофильма. Исследования качеств молока.  

Тема 5.12 Викторина «Природа родного края».

Практика: Викторина «Природа родного края».

 Экскурсия в мир книг «Сто страниц про зверей и птиц»

Практика: Рассмотрение различных книг про животных. Фантастические животные и где их искать.

Теория: Необычные животные фильмов, книг и мифов. Рассмотрение сходств и отличий фантастических животных и их собратьев из дикой фауны.

Практика: Птичий праздник.

Раздел 6. Зоологический калейдоскоп (31 часов)

(11 часов теории, 20 часов практики)

 Тема 6.1 Как животные предсказывают погоду.

Теория: Животные, способные предсказывать погоду, землетрясения и другие катаклизмы. Народные приметы.

Практика: Викторина «Пословицы и поговорки о животных».

Тема 6.2 Самые опасные – хищники.

Теория: Общие сведения о         хищниках. Адаптивные типы хищных. Социальное поведение. Хищные и человек.  

Практика: Просмотр видеофильмов.

Тема 6.3. Травоядные. 

Теория: Травоядные. Фитофагия.         Пастбищные         животные.         Значение травоядных животных в экосистеме и жизни человека.  

Практика: Просмотр видеофильмов.

Тема 6.4 Ядовитые животные.

Теория: Ядовитые животные. Действие животных ядов на организм человека. Что делать, если вас укусила гадюка.  

Практика: Просмотр видеофильмов.

Тема 6.5 Зоологические олимпийские игры или «Самые-самые»

Теория: Самые маленькие, самые большие, самые тяжёлые и другие  животные рекордсмены.

Практика: Игра «Самые самые».

Тема 6.6 Хвостатая викторина

Практика: Игра-викторина в которой необходимо угадать принадлежит тот или иной хвост.  

Тема 6.7 Сохраним для потомков.

Теория: Редкие и исчезающие виды. Красная книга. Исчезнувшие виды.

Меры по сохранению видов.

Практика: Викторина «По страницам Красной книги».

Тема 6.8 Фотоохота.  

Теория: Правила фотографирования животных.  

Практика: Фотосессия с животными.

Тема 6.9 Коллекционирование животных.

Теория: Понятие коллекции. Виды коллекционирования. Самые известные музеи.  

Практика: Составление композиций из ракушек, бабочек.

 Животные в годы войны.

Теория: Боевые животные. Животные как транспорт и для перевозки грузов.

Животные как оружие. Животные-связисты.  

Практика: Просмотр видеофильма.  

Раздел 7. Основы экологических знаний. (22 часа.)

(7 часов теории, 15 часов практики)

 Тема 7.1 Что такое экология?

Теория: Понятие экологии. Основные разделы экологии. Значение экологии в жизни людей.  

Практика: Игра «Посвящение в эколята».

Тема 7.2 Природа – наш общий дом.

Теория: Взаимодействие природы и человека. Факторы воздействия на природу.  

Практика: Решение экологических задач.  

Тема 7.3 Основные составляющие природы.

Теория: Основные составляющие природы. Биокостное и костное вещество.

Живая и неживая природа.  

Практика: Рассмотрение коллекций минералов.  

Тема 7.4 Что такое экологическая система? Пищевые связи.

Теория: Экологические связи. Взаимодействие животных друг с другом.

Пищевые связи. Конкуренция.  

Практика: Составление пищевых цепочек.  

Тема 7.5 Экология в нашем доме.

Теория: Экология дома. Экологически чистые технологии на службе человека. Сортировка и переработка мусора.  

Практика: Настольная игра «Мир без мусора».

Тема 7.6 Бионика – наука о подражании живым существам.

Теория: Основные направления работ. Моделирование живых организмов. Моделирование живых организмов. Нейробионика.

Практика: Просмотр видеофильмов.  

Тема 7.8 Экология нашего города.

Теория: Экология города. Виды загрязнений города. Предприятия города и их влияние на город.  Озеленения.  

Практика: Практическая работа «Экологические характеристики моего двора».

Тема 7.9 Путешествие по стране «Экология» (итоговое занятие)

Практика: Подведение итогов за два года обучения. Церемония награждения.

 

 

 

Планируемые результаты  

Основным этапом реализации программы являются: 

  1. этап – введение обучающихся в программу, накопление знаний и навыков;
  2. этап – углубление, расширение знаний, исследование.

Прогнозирование результатов 

Основными способами определения результативности образовательной деятельности является:

  • занятия обобщения и систематизация знаний;

-занятия применения знаний, умений навыков.

1 год обучения Личностные результаты:

У обучающихся должны будут сформированы:

  • осознание ценности каждого живого организма;
  • чувство бережного отношения к живой природе;
  • трудолюбие и творческое отношение к трудовой деятельности;
  • культура общения и коммуникабельность.

Метапредметные результаты:  

Приобретут умения:

  • определять цели и задачи разделов курса;
  • работа в паре, группе;
  • рассуждать и делать выводы;
  • сравнивать и классифицировать представителей фауны;
  • предвидеть последствия людей в природе.

Предметные результаты:

Будут знать:  

  • отличительные особенности разных групп организмов;
  • правила ухода за обитателями уголка живой природы;
  • правила техники безопасности в уголке живой природы и на экскурсиях;
  • понятия зоология, среды обитания животных, экология и ее влияние на животных;
  • условия содержания и правила  кормления декоративных животных;
  • правила работы с лабораторным и вспомогательным оборудованием (увеличительные приборы, аквариумное оборудование).

Будут уметь:   

  • вести простейшие наблюдения за животными;
  • изготовлять поделки с зоологической тематикой из искусственных и природных материалов.

2 год обучения Личностные результаты:

У обучающихся должны будут сформированы:  

  • чувство ответственности за состояние окружающей среды;
  • умение оценивать свои достижения на занятиях;
  • умение доказывать уникальность каждого природного объекта;
  •  умение сотрудничать в коллективе.

Метапредметные результаты:  

Приобретут умения:

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах;
  • проектировать творческую деятельность;
  • проявлять наблюдательность во время экскурсий в живую природу;
  • выполнять самостоятельную работу;
  • работать с литературой и другими источниками информации.

Предметные результаты:

Будут знать:  

  • основных представителей флоры и фауны России;
  • природные зоны России;
  • основную фауну нашей планеты и области;
  • редкие и исчезающие виды, занесённые в красную книгу

Оренбургской области;

  • влияние деятельности человека на окружающую среду;
  • значение животных в природе и жизни человека.

Будут уметь:  

  • разбираться в многообразии животного мира своей местности;
  • определять по внешнему виду, следам жизнедеятельности наиболее распространённые виды живых организмов республики Тыва;
  • применять на практике, в повседневной жизни свои знания и умения по уходу за животными и т.д;
  • изготовлять         поделки         с         зоологической         тематикой         из искусственных и природных материалов;
  • формулировать и обосновывать свою точку зрения.

 

РАЗДЕЛ 2

«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»

Календарный учебный график

Составная часть образовательной программы

Продолжительность одного учебного года составляет 36 недель. Согласно учебному плану предусматривается итоговая аттестация (май).

Формы аттестации

Используются следующие виды и этапы аттестации:

-         начальная – по желанию педагога.

 -         итоговая.

Аттестация учащихся естественнонаучной направленности проводится 2 раза в учебном году. В 1 полугодии – промежуточная аттестация. Итоговая аттестация – по завершении реализации программы.

Формы проведения итоговой аттестации: опросов, конкурсов и наблюдений.

Для определения качества обученности учащихся по программе используется уровневая оценка.  

Критерии оценки уровня обученности: низкий уровень: воспроизведение и запоминание; средний уровень: применение знаний в знакомой ситуации, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма; высокий уровень: применение знаний в нестандартной ситуации, творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой ситуации.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе: аналитическая справка, аналитический материал, журнал посещаемости.

Форма представления и демонстрации образовательных результатов:

аналитическая справка, диагностическая карта.

Приложение 1.

Оценочные материалы

 

ДИАГНОСТИКА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ  УЧАЩИХСЯ

 

Объединение «Юные зоологи» 

Группа № ____ 

Педагог дополнительного образования ___________________ 

Год обучения ____Количество учебных часов в неделю ____ 

 

п/п

Фамилия, имя ребенка

Показатели диагностики образовательного уровня

Средний показатель

ЗУН

Мотивация к занятиям

Творческая активность

Учебнокоммуникативные умения

Достижения

1.  

 

 

 

 

 

 

 

2.  

 

 

 

 

 

 

 

3.  

 

 

 

 

 

 

 

4.  

 

 

 

 

 

 

 

5.  

 

 

 

 

 

 

 

6.  

 

 

 

 

 

 

 

7.  

 

 

 

 

 

 

 

8.  

 

 

 

 

 

 

 

9.  

 

 

 

 

 

 

 

10.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные уровни:  

  1. подготовительный;  
  2. начальный;  

3 – уровень усвоения.   

 

Дата ___________________    Педагог доп. образования ___________________  /                          ./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Критерии и показатели уровня освоения учащимися содержания  дополнительной общеразвивающей программы «Юные зоологи»

Критерии

Показатели

Индикаторы

Число баллов

Методы диагностики

Уровень знаний, умений, навыков

Соответствие практических

знаний, умений и навыков

 - не овладел знаниями, умениями, навыками;

- овладел менее чем на 1/2 предусмотренных знаний, умений и навыков;

- объем усвоенных умений и навыков соответствует более 1/2;

- овладел практически всеми знаниями, умениями, навыками.

0

 

1

 

 

2

 

3

Наблюдение, контрольный опрос и др.

Мотивация к занятиям

Заинтересованность к образовательному процессу

 - нет мотивации к занятиям, отсутствие на уроке;

- ориентированность на познание нового материала менее 1/2;

- ориентированность на познание нового материала более 1/2 высокая

- посещаемость, успехи в учебе. 

0

 

1

 

2

 

 3

Наблюдение 

Творческая активность

Наличие творческого подхода при выполнении

практических заданий

 - элементарный уровень развития творческой активности–учащиеся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

- репродуктивный уровень–в основном, выполняет задания на основе образца;

- творческий уровень видит необходимость принять творческих решений, выполняет задания с элементами творчества с помощью педагога;

- творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

3

Наблюдение, контрольные задания

Учебно-коммуникативные умения

Способность учащихся

устанавливать

взаимоотношение между людьми

 - не умеет входить в контакт с людьми;

- умеет строить отношения с малознакомыми людьми менее чем 1/2;

- умеет строить отношения с малознакомыми людьми более чем на 1/2;

- умеет входить в контакт с незнакомым человеком, понимает его личностные качества и намерения, предвидит результаты его поведения и в соответствии с этим строить свои

0

 

1

 

 

2

 

 

 

3  

 

 

Наблюдение

Достижения

Формы достижений  

 - нет традиционных форм достижения;

- есть традиционные формы достижений (публичная защита и т.д);

- есть традиционные и инновационные(показате льные выступления и т.д) формы достижений на 1/2;

0

 

1

 

 

2

Наблюдение

Методическое обеспечение программы.

1.Методические разработки занятий, экскурсий, дидактических игр эколого-биологического содержания.

2.Дидактический материал по темам программы.

3.Инструктивные карточки для проведения практических работ.

4.Таблицы по систематике животных, картины, фотографии с изображением животных, схемы, альбомы.

5.Литература (методическая, художественная, научно-популярная,  детская).

Материалы, необходимые для проведения учебных занятий, оформления творческих работ).

Канцелярские товары:

Ватман, картон, цветная бумага.

Простые и цветные карандаши, ластик, краски, кисточки.

Тушь, перья, ручки.

Клей, клейкая бумага.

Кнопки, скрепки, иголки.

Шариковые ручки, стержни.

Писчая бумага.

Тетради, альбомы.  

Линейки, циркули.

 Ножницы.

Пластилин.

        ТСО:  

Интерактивная доска

Фотоаппарат

Мультимедийное оборудование      

 Природный материал: листья, цветы, семена, солома, шишки,  ореховая скорлупа, птичьи перья, тополиный пух и т.д.

 

Список литературы

 

Список литературы для педагога

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999. – 336с. – («Занимательный мир»).  
  2. Бабенко В.Г., кузнецов А.А. птицы Красной книги СССР. М.:

Педагогика,1986.

  1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб.

пособие для пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под общ.

ред. М. В. Гамезо. –[Текст].М.: Пед. о-во России, 2004. – 512 с. – (Образование XXI века).  

  1. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  2. Глазачев, С.Н. Экологическое воспитание учащихся на уроке [Текст] / Глазачев С.Н., Петров С.Е., Сериков В.В. // Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию школьников. – Волгоград, 1980.– С.2732;
  3. Гривко Е. В. Экология: актуальные направления [Текст] : учебное

пособие для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлениям подготовки 022000.62 Экология и природопользование, 280700.62 Техносферная безопасность / Е.В. Гривко, М. Ю. Глуховская; М-во образования и науки Рос. Федерации,

Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования

"Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург : Университет, 2014. - 398 с. :

  1. Дорошко О.М. Экологическая педагогика [Текст]: пособие /

О.М.Дорошко. — Гродно: Д69 ГрГУ, 2002. - 176 с.;

  1. Жидкин, В. И. Экологический аспект в преподавании биологии в школе и вузе [Текст] / В. И. Жидкин, И. Ф. Маркинов, М. А. Якунчев //

Интеграция образования. – 2014. – № 4 (77). – С. 110–115;

  1. Захлебный, А.Н. Охрана природы в школьном курсе биологии [Текст]: пособие для учителей / Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. – Москва: М. Просвещение. - 2010г. - 207с;
  2. Зверев, И.Д. Учебные исследования по экологии в школе [Текст] /

И.Д. Зверев.- Москва. - 1993. - 88 с.;

  1. Зверев, И.Д. Формирование ответственного отношения к природе

[Текст] / И.Д. Зверев // Соц. Педагогика – 1983. - № 12. – с. 18-22

  1. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996. – 544с., илл. («Азбука быта»).
  2. Флинт В.Е., Чугунов Ю.Д., Смирин В.М. Млекопитающие СССР.М.: Мысль, 1970. – 437с.

Список литературы для детей

  1. Адамсон Дж. Пятнистый сфинкс. Пиппа бросает вызов. Пер. с англ.

Ковалѐвой М.Н., предисловие В.Е. Флинта. М.: Мир, 1982.

  1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, еѐ растительности и животном мире. М.: Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997.
  2. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные и ископаемые животные. – М.: Мысль, 1991.
  3. (библиотечная серия, четвѐртый том).
  4. Большой энциклопедический словарь. Биология. Репринтное издание «Биологического энциклопедического словаря» 1986 года. М.:

Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...