Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
статья по экологии на тему
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью. Главный смысл исследования в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.Основные задачи достижения цели развития умений исследовать это: практически изучить природу местного края, обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов; воспитать бережное отношение к природе родного края. Исследовательская деятельность учащихся основывается на жизненном опыте учеников, на наглядности, на ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Егорова Татьяна Валерьевна, учитель биологии, химии.
МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
Мухоршибирский район
Республика Бурятия
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной среде и здоровью.
В настоящее время изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи и его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную и исследовательскую деятельность и рождающий чувство уверенности в своих силах".
Любознательность детей способствует активному изучению действительности, поэтому именно исследовательский метод отвечает наиболее адекватным потребностям учащихся.
Главный смысл исследования в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Исследовательскую работу целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод научного познания и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда обучающихся. Конечно, исследовательский метод никогда не заменит иных учебных методов, но стать ориентиром на учебном пути может.
На уроках биологии, химии, экологии, а так же во внеурочное время через систему занятий кружковой работы, элективного курса, предметные недели, олимпиады, индивидуальные занятия занимаясь с детьми необходимо непосредственно воспитывать экологическую грамотность, прививать навыки исследовательской и природоохранной деятельности.
Основные задачи достижения цели развития умений исследовать это: практически изучить природу местного края, обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов; воспитать бережное отношение к природе родного края. Исследовательская деятельность учащихся основывается на жизненном опыте учеников, на наглядности, на ситуации успеха.
Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации. Деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать как бы «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.
Очень важно учитывать, что процесс обучения и начало исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры подопечных.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность целесообразно осуществляется в три этапа:
• Первый этап - учебно-исследовательская деятельность на уроке. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез и предположений. На уроке-исследовании ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Например: в 6классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучить жизненные формы растений можно на экскурсии, «Строение цветка» шестиклассники могут изучить на примере цветущих комнатных растениях, добывая самостоятельно знания. На уроках биологии в 8кл при изучении «Слухового анализатора» ученики делают для себя открытия именно в области строения и функции отделов органа слуха, при этом учитель должен их направлять, показывать фрагмент видеофильма, рисунки, таблицы.
Исследовательскую деятельность следует организовывать и в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защиту рефератов, ролевых игр имеющих проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к активной деятельности творческой личности достаточно эффективно решается в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности. Общая схема уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3-4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончанию урока группы составляют отчет и выступают с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сома решает, как оформить результаты, как распределить роли и тд…Таким образом даётся возможность каждому ученику реализовать себя в познании, опираясь на свои способности, склонности, интересы. Еще один важный момент – сотрудничество во взаимодействии учителя и ученика. Ненужно вести подопечного «за руки» к решению задач, следует помогать осваивать новый способ взаимодействия с окружающей средой. Изучая новую тему ненужно вести учеников к открытиям, они сами должны добывать знания, сопоставлять факты, делать выводы. Что позволит каждому ученику лично провести исследования.
• Второй этап - система внеурочной деятельности за пределами урока (индивидуальные занятия, кружки, элективные курсы, предметные недели, олимпиады, экологический десант, работа на пришкольном участке ) Необходимо в школе вести кружки на которых учащиеся бы могли приобрести знания: об источниках загрязнения окружающей среды; об особенностях сельской среды; о классификации отходов и способах избавления от них; о влиянии окружающей среды на здоровье человека; о животных и растениях окружающих человека их повадки, привычки. Предлагать учащимся в течение года выполнить исследовательскую работы, защитить её вначале на кружке, затем на школьной научно-практической конференции и наконец, на районных и республиканских конференциях. В качестве поощрения своих воспитанников можно вывезти на экскурсию экологической направленности, по району и в
г. Улан-Удэ.
В процессе обучения всё должно быть серьёзно. Учитель и ученик действительно должны совместно что-то открывать. Тогда отношение учащихся к проводимым исследованиям будет вдумчивым и осмысленным. Они сами начнут высказывать массу гипотез и предлагать свои варианты объяснений увиденного. К такому поиску ребят надо подготовить. Без накопления определённых знаний по методике проведения опытов, навыков, умений подмечать, анализировать ничего не получится.
При планирование работ МО на текущий год в план работы следует включать экологические аспекты по всем предметам естественно –математического цикла и других дисциплин.
В системе воспитательной работы следует запланировать партнерские встречи, экскурсии, экологические праздники. Воспитательную работу следует строить с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранительную деятельность, в деятельность по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.
Вопросы по экологии включать в предметные недели и олимпиадные задания.
• Третий этап (завершающий) - научно-исследовательская деятельность старшеклассников.
На этой ступени важно формировать следующие задачи:
- формирование знаний о системной организации природы, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей;
- воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
- стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Больше внимания уделелять экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, взаимоотношениям общества, человека и природы.
Особое внимание нужно уделять валеологии как части системы экологического образования через кружки и элективные курсы («Здоровье человека и окружающая среда», «Экология региона» . «Химия. Питание. Здоровье» и др.). На таких занятиях формировать у школьников практические умения самоанализа и самооценки своего здоровья, изучения и оценки состояния окружающей среды, мотивируя необходимость деятельности по укреплению и развитию своего здоровья, что позволит им в дальнейшем вести здоровый образ жизни. Особое внимание обращать на актуальные проблемы современности: табакокурение, СПИД, наркомания, алкоголизм.
Использование исследования, как метода познания, качественно повышает уровень деятельности обучающегося. Когда, как бы поднимаясь по ступеням своей интеллектуальной активности и самостоятельности, обучающийся идет от восприятия и усвоения готовой информации - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем - к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению на практике. Старшеклассник самостоятельно должен поставить цель, задачи найти пути решения проблемы.
Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно педагогу создать творческую атмосферу, поддержать ребенка дать возможность поверить в свои силы. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и воспитанников.
Таким образом, экологическое образование обучающихся в интересах устойчивого развития уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных предметов, и которое способствует формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и устойчивого личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...
«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»
В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка
В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентирова...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...