МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
проект по экологии на тему

Cхаляхо (Хеж) Сусанна Азиковна

Эколого-краеведческий проект "Родная сторона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologo-kraevedcheskiy.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого-краеведческий проект "Родная сторона"

Цели и задачи проекта

  • создание эколого-краеведческой тропы.

Задачи проекта

  • углубление и расширение  эколого-краеведческих знаний учащихся;
  • привитие первоначальных эколого-туристических навыков: поведенческих, познавательных, преобразовательных;
  • формирование и развитие  исследовательских навыков;
  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого-краеведческой  деятельности;
  • формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;
  • проведение экологического мониторинга на территории села, вокруг школы и внутри школьного здания.        

Продолжительность проекта - 3 года

ВВЕДЕНИЕ

«…в  походах оживают и получают практическое применение знания, приобретённые на уроках географии, биологии, истории, математики, астрономии, которые осваиваются на уроках формально и нередко остаются балластом памяти, не находящим применения».

С.А. Сергеева

Значимость краеведческого подхода в изучении предметов естественнонаучного цикла указывают многие российские педагоги. Так А.Г. Озеров утверждает, что «обучение и воспитание в области естественных наук невозможно без практической деятельности в природе, без непосредственного контакта ребенка и природы.

Живой лес, растущие цветы и кустарники нельзя заменить любыми художественными фотографиями, так как эмоциональное воздействие живой природы надолго остается в памяти ребенка. Подкрепление знаний эмоциями и чувствами дает толчок к размышлениям и сопоставлениям». Кроме того «…краеведческая деятельность позволяет каждому творческому учителю предоставить возможность своим ученикам раскрыться «за рамками урока», расширяя их знания по предмету в пределах, зависящих от опыта педагога».

Основанием для разработки данного направления послужил тот факт, что необходимо работать в экологическом направлении, важную роль в котором играет краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.

В школе имеются определённые наработки  в краеведческом плане: функционирует школьный краеведческий музей «Исток», в котором собран большой краеведческий материал об истории школы и села, занятиях и быте населения и т.п.,  ведётся исследовательская работа краеведческого характера.

При школе имеется учебно-опытнический участок, который может стать площадкой для изучения культурных растений  нашего края. Рядом со школой находится географическая площадка, она станет объектом исследований для начальных классов. Средние классы начнут работу по изучению значимых зелёных насаждений села и школьного парка, реки Дыш.

Старшие классы займутся очисткой и благоустройством реки, проведут исследовательскую работу по изучению реки Дыш. Для реализации проекта  необходимо  взаимодействие  и с другими  социальными объектами села, а также с местным населением и выпускниками школы.

Пешеходный маршрут «Эколого-краеведческая тропа» будет разработан с учётом природных и исторических особенностей местности, возможностей школы и направлен на  формирование школьников  потребности бережного отношения к природе, создаются предпосылки для  практического изучения предметов естественнонаучного цикла. Объект экскурсии – аул Гатлукай. Протяжённость маршрута – около 2 км. Продолжительность похода –1,5 часа. Возраст участников экскурсии – школьники, молодежь, взрослое местное население и гости  села.

Сезонность – весной, летом и осенью – по всему маршруту.       Назначение тропы весьма разнопланово: учебно-познавательное, формирование навыков рекреационного природопользования, проведение занятий по спортивному ориентированию и др. На тропе кроме природных объектов, есть объекты исторического плана. Есть возможность ознакомиться не только с типичными и редкими природными объектами, но и  с хозяйственной деятельностью населения во время панорамной экскурсии. Такой набор объектов изучения на тропе расширяет возможности учебно-воспитательной работы на маршруте средствами краеведения.

Актуальность данного проекта обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе и формированием экологической культуры, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Иннновационность данного проекта заключается в реализации двух взаимосвязанных и взаимодействующих  направлений (краеведческого, экологического). исследовательские работы будут сопровождаться мультимедийными презентациями, основы ЗОЖ – одно из условий любого вида деятельности.  

В связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения и компетентностный подход необходимо создать благоприятные условия для практико-ориентированного подхода и  развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая.

Центром воспитательной деятельности по эколого-краеведческому воспитанию должны стать создание школьного музея, в связи с открытием новой школы. Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и учеников, он должен стать  многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школы в эколого-краеведческом направлении, а также воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, села, школы.

Таким образом, данный проект ориентирован на учащихся разных классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы, истории родного края.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель проекта: 

  • создание эколого-краеведческой тропы «Моя малая Родина»

Задачи:

  • углубление и расширение  эколого-краеведческих знаний учащихся;
  • привитие первоначальных эколого-туристических навыков: поведенческих, познавательных, преобразовательных;
  • формирование и развитие  исследовательских навыков;
  • развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе эколого-краеведческой  деятельности;
  • формирование чувства бережного отношения к природе и истории родного края;
  • проведение экологического мониторинга на территории села, вокруг школы и внутри школьного здания.

Направления:

  • Эколого-натуралистическое (пришкольный участок, учебно-опытный участок,)
  • Эколого-краеведческое (школьный туризм, краеведческий кружок «Юный краевед»)
  • Проектно - исследовательское
  • Эколого-просветительское (эколого-краеведческая тропа, уроки краеведения, уроки географии Адыгеи, классные часы)
  • Природоохранное, озеленение и дизайн школьного двора (уроки технологии, биологии, природоведения, окружающего мира)

Формы работы:

  • внеклассная работа по предметам;
  • урочная деятельность;
  • практические работы в классе и на местности;
  • экскурсии по историко-культурным достопримечательностям;
  • трудовая деятельность на пришкольном участке;
  • экскурсии на природу;
  • экскурсии в естественнонаучные, историко-краеведческие  музеи;
  • просмотр видеофильмов;
  • лабораторный практикум;
  • предоставление экскурсионных услуг;
  • пополнение экспозиции школьного музейного уголка новыми экспонатами.

Особенности построения содержания проекта:

  • деятельностный подход: активное участие детей в работе по изучению и охране природы края, в проведении массовых эколого-краеведческих мероприятий , в пропагандистской работе.
  • системность: анализ экологических проблем на региональном и локальном (местном) уровне, комплексное всестороннее изучение вопроса;
  • сезонность: выбор содержания тем в зависимости от времени года;
  • спиралевидность: постепенное расширение содержания с частичным возвращением к ранее изучавшемуся материалу.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Моя малая Родина.

(за 2013-2016 гг)

I СТУПЕНЬ:

1-4 классы

  1. Азбука природы.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Создание сказочной поляны и текста экскурсии по ней.
  1. Лекарственные растения родного края.
  • Уход и наблюдение  за лекарственным отделом на пришкольном участке.
  • Составление экскурсии   по данному направлению.

II СТУПЕНЬ:

5 класс

  1. История земли аула
  • Образование, происхождение, население, заселение территории аула.
  1. Изучение дендрологического состава тропы:
  • видовой   состав (деревьев и кустарников)
  1. Составление экскурсии «Зелёные насаждения…»
  1. класс
  1. История земли аула
  • Образование, происхождение, население, заселение территории аула.
  1.  Река Дыш: прежде и сейчас
  2.  Составление экскурсии «Дыш – гордость аула»
  1. класс- 8 класс
  1. История земли аула
  • Образование, происхождение, население, заселение территории аула.
  1.  Река Дыш: видовой состав растений и животных. (произрастание редких видов растений)
  2. Составление экскурсии «Дыш – гордость аула»

III СТУПЕНЬ:

  1. класс
  1. История земли аула
  • Образование, происхождение, население, заселение территории аула.
  1. История создания памятника погибшим воинам.
  2. Панорамная экскурсия по памятникам погибшим воинам( объекты соцкультбыта)
  1. классы
  1. История земли аула
  • Образование, происхождение, население, заселение территории аула.
  1. Благоустройство территории аула.  Очистка и благоустройство аула, реки Дыш, школьного парка, памятников культуры аула.
  2.  Составление экскурсии в творческой форме

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Этапы
  • Сроки
  • Краткое описание

1-й, Подготовительный - 2013-2014 учебный год

  1. Подготовка и согласование проекта и необходимой  сопроводительной документации.
  2. Согласование и распределение ролей и функций участников проекта. Составление маршрутной карты.
  3. Составление индивидуальных планов.

2-й, Основной (исследовательский)  2014-2015 учебный год

  1. Поиск и заготовка необходимого материала.
  2. Проведение исследований. Промежуточный отчет участников о проделанной работе.
  3. Изготовление маршрутных указателей.
  4. Составление экскурсионных  текстов и сценариев.
  5. Апробация и корректировка индивидуальных проектов и исследовательских работ.

3-й, Итоговый 2015 -2016 учебный год

  1. Апробация и корректировка взаимодействия структурных подразделений в процессе коллективной реализации проекта.
  2. Проведение экскурсионных походов по тропе.
  3. Распространение опыта. Подведение итогов работы.

ПУНКТЫ СЛЕДОВАНИЯ:

1.Школьный музей или уголок «Исток»  

2. «Сказочная поляна» (пришкольный участок)

3. «Зелёные насаждения» (школьный парк)  

4. «Площадка памяти» (Обелиск и памятник погибшим воинам)

5. «Аул Гатлукай» (панорамная экскурсия - объекты соцкультбыта села)

6. «Река Дыш» (правый берег)

Используемая литература

  1. Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников – Москва.1998 год.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований – Москва.1992 год.
  3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара.1994 год
  4. Кузнецов в.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Москва.1996 год.
  5. Новиков А.М. Научно – экспериментальная работа в образовательном учреждении. Москва. 1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...