Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
статья по экологии на тему

Монакова Татьяна Дмитриевна

Экологическое воспитание на уроках географии в последние годы приобрело очень важное значение.

   Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми работа школьников, формирующая представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный интерес и бережное отношение к природе.
   Формирование экологической культуры – это развитие чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.
   Познание природы детьми, нахождение в ней способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Монакова Т. Д.

Экологическое воспитание на уроках географии в последние годы приобрело очень важное значение.

   Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми работа школьников, формирующая представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный интерес и бережное отношение к природе.
  Формирование экологической культуры – это развитие чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.
  Познание природы детьми, нахождение в ней способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической деятельности, а также психической, физической и духовной.

   Уважение к жизни, к природе – главный принцип экологической этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.                               

       И наша цель, цель учителя, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

Воспитание экологической культуры включает в себя гуманное отношение к природе. Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе. Это отношение и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

       Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

       Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.  Тогда  у ребенка непременно появится чувство  сопричастности за судьбу Родины, в каком бы многообразии он её не понимал – от родного двора,  до нашего общего дома – планеты Земля.   

   Но для эффективного влияния на процесс формирования экологической культуры необходимо не только знать интересы и настроения учащихся, их состояние здоровья, планировать и прогнозировать меры, формы и средства воздействия на формирование их экологического сознания, но и иметь системные критерии мониторинга.

          В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого  ребенка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным  на творческий подход к любому делу, за  которое  он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования.  Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.
   Сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с позиций целостности, единства человека и природы. Непосредственное общение с природными объектами происходит во время экологических экскурсий, цель которых заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить отыскивать и описывать их особенности, а в том, чтобы показать им и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов. Важно научить учащихся представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями. Вместе с учащимися выявляем последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения. С другой стороны изучаем природные явления, их свойства, т.е. развиваем у детей рационалистическое восприятие действительности.

  В процессе экскурсий учащиеся прислушиваются к звукам природы, высказывают свои впечатления, спорят, ошибаются, обсуждают, т. е. идёт непосредственное общение с природными объектами, интенсивное развитие культурного человека в контакте с местной окружающей средой.

  На любой экскурсии вместе с детьми повторяем правила поведения в природе. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встаёт вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер? Ведь получается: "Не делай того, не делай этого…". Но определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом – значит делать уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды ждать не приходится. Поэтому важно систематически вести целенаправленную, кропотливую работу, ориентированную на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованы, стали убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить "спасибо" или вытирать ноги перед входом в дом.

С неблагоприятной экологической обстановкой необходимо знакомить учащихся школы, именно в школе дети должны усвоить основную заповедь человека в отношении к природе - не навреди. Вооружённые экологическими знаниями учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи между определёнными природными явлениями и делать экологический прогноз.

Исходя из этих соображений я включила элементы экологических знаний в школьный курс географии, используя принципы научности, доступности, систематичности и последовательности.

Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблем, по обоснованию проблем их решения. В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования, например целостность природы, взаимосвязь всех её компонентов и процессов, природный комплекс, географическая оболочка, биосфера, ландшафт, круговорот веществ в природе и т. п. Кроме того введено большое число понятий относящихся к теории и практике рационального природопользования и охраны природы, например понятия об антропогенных ландшафтах, глобальных и региональных геоэкологических проблемах, об организации использования природных ресурсов, о формах антропогенного воздействия на природную среду, об основных принципах рационального природопользования.

Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. В процессе изучения географии оно осуществляется посредством практических работ на местности. В их число я включила и наблюдения за воздействием человека на природную среду, за антропогенными изменениями природных условий. Для развития конкретного экологического мышления учащихся, формирования потребности общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят геоэкологические наблюдения.

   Работаем в тесном сотрудничестве с МОУ ДОД СЮН. Ежегодно принимаем участие в выставке с экологической направленностью, отмечены грамотами за участие.

Сейчас наши учащиеся занимаются в экологическом кружке на МОУ ДОД СЮН - Гирченко Екатерина (8 кл.), Котенёва Дарья (8 кл.), Монакова Дарья (9 кл), Гончарова Ирина (9 кл), Бабаринова Ирина (9 кл),  Горбунова Ксения (10 кл).

   Вместе с Монаковой М. А. руководим работой кружка «Юный лесовод», где занимаются 20 учащихся. На занятиях обязательно затрагиваю вопросы экологической направленности В 2005 году на УОУ был заложен питомник, где высажены саженцы сосны лиственницы, посеяны семена лиственницы, сосны, липы, клёна, дуба, которые весной 2013 года будут высажены на постоянное место на территории Долгополянского сельского округа.

Наша школа является участником акции ГРИНПИС «Возродим наш лес». Принимали участие в посадке леса в селе Николаевка, с. Шмарное, за что учащиеся были награждены подарками, грамотами.

На УОУ также проводим работу по экологическому воспитанию учащихся: заложен питомник, отдел лекарственных растений, отдел растений Белгородской области, занесённых в «Красную книгу» Белгородской области.

       Воспитание экологической культуры обучающихся – дело не одного учебного  года, поэтому, акцентируя свое внимание  на этой проблеме,  мы  не  должны  исключать при этом другие  приоритетные направления воспитательной деятельности школы:  гражданско-патриотическое,  нравственно-эстетическое, учебно-познавательное,  спортивно-оздоровительное,  трудовое воспитание,   профилактику правонарушений,    работу с родителями.  

       Работа в области воспитания экологической культуры способствует активизации  и учебно-познавательной деятельности,    и  спортивно-оздоровительной работы,  и  трудового  воспитания. И в конечном итоге вся эта работа  становится частью профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и правонарушений среди обучающихся.

Использованный материал:

- Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической        культуры у школьников   http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89 

- Муртазалиева Б.  Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение     http://grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343  

- Кашина Е.В.  Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160

- Кононова О.А.  Воспитание экологической культуры детей  http://www.26209s030.edusite.ru/p8aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизнии

Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека. Наша цель - это воспитание у ребенка ответственного отношения к окружающей среде, к лич...

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

    Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умение жить достойно. Молодежь – это будущие  матери и отцы, которые продолжат р...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

Формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....