Биоразнообразие озера Карасиное
проект по экологии

По моему мнению, сведения о флоре и фауне озера Карасиное, немногочисленны, т.к. биологическое разнообразие мало исследовано. Особенно, меня беспокоило то, что в нашем озере могут встречаться растения и животные чужеродных видов, которые засоряют озеро Байкал. Эта проблема является одной из актуальных для Байкала.

Данный проект предусматривает проведение исследовательской работы и практико-ориентированную деятельности учащихся школы по улучшению экологического состояния одного из живописных уголков моей малой родины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное казенное учреждение «Иволгинское РУО»

МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Экологический проект

Биоразнообразие озера Карасиное

                                          Исполнитель проекта: Очирова Анна, 9 класс                              

                                                     Руководитель проекта: Бардуева Лариса Пурбуевна,

                                                                                                      учитель биологии

Кокорино, 2019

Актуальность проекта

По моему мнению, сведения о флоре и фауне озера Карасиное, немногочисленны, т.к. биологическое разнообразие мало исследовано. Особенно, меня беспокоило то, что в нашем озере могут встречаться растения и животные чужеродных видов, которые засоряют озеро Байкал. Эта проблема является одной из актуальных для Байкала.

Данный проект предусматривает проведение исследовательской работы и практико-ориентированную деятельности учащихся школы по улучшению экологического состояния одного из живописных уголков моей малой родины.

Цель проекта:

Выявление биоразнообразия флоры и фауны озера Карасиное и их влияние на экологическое состояние озера.

Задачи проекта:

  1. Раскрытие и углубление сведений об особенностях биоценоза озера.
  2. Овладение умениями применять биологические и экологические знания для объяснения важности решения проблемы - сохранения данного водоёма.
  3. Создание базы данных флоры и фауны озера.
  4. Изучение влияния распространения водных растений на экологическое состояние озера.
  5. Формирование у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе.

Механизмы реализации проекта:

  • изучение и анализ особенностей экосистемы озера;
  • организация встреч с ведущим специалистом по теме проекта;
  • проведение полевых и лабораторных исследований;
  • использование современных методик при ведении наблюдений и экспериментов;
  • отражение хода реализации проекта на страницах СМИ.

Реализация проекта

                Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов.

На первоначальном этапе провели несколько мероприятий: экологические игры, конкурсы рисунков, конкурс сочинений на тему: «Озеро в моей жизни».  

  • Затем учащиеся, под руководством педагога осуществили сбор и анализ информации по проблеме сохранения и влияния человека на экосистему озера.
  • В ходе данных исследований мы отвечали на следующие вопросы:

- происходит ли нарушение целостности экосистемы озера;

- происходит ли загрязнение водоёма, если да, то какими способами;

На втором этапе провели полевые и лабораторные исследования: гидробиологические, ихтиологические и изучение физико-географической характеристики озера.

  • Изучение растительного и животного мира, выявление взаимосвязи между ними, и их роли в формировании экосистемы.  

        Третий этап  реализации проекта – проведение эколого-просветительской работы.  

  • Решение экологических ситуаций.
  • Участники проекта проводили различные операции: «Чистый берег» - сбор мусора на берегу озера.
  • Выполнение презентации и отчёт по проекту.

Необходимые ресурсы

Данный проект экономичен.  Необходимым инвентарём располагает школа. Местная администрация  предоставила транспорт для вывоза мусора во время проведения акции «Чистый берег». Были организованы встречи с ведущим специалистом по теме проекта. Дмитрий Викторович Матафонов, кандидат биологических наук, сотрудник общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН, проводил гидробиологические, ихтиологические исследования. При себе он имел оборудования для проведения исследований.

Ожидаемый результат

Активизация экологического направления школы с целью сохранения водных экосистем озёр нашей местности; проведение различных эколого-биологических акций; привлечение внимания общественности и органов местной власти для осуществления регулярного биологического мониторинга и контроля за состоянием качества водной среды; улучшение экологического состояния водоёма, что положительно влияет на здоровье населения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

При реализации данного проекта запланировано продолжение по всем направлениям в образовательной, научно-исследовательской, проектной, природоохранной, профориентационной деятельности. Также в проекте ежегодное проведение биологического мониторинга и природоохранных мероприятий по сохранению озера: укрепление берегов древесно-кустарниковой растительностью, скашивание камыша, содействие с незаконным отловом рыбы, очистка берегов от мусора при поддержке общественности и органов местной власти.

Литература

  1. А.Л.Тахтаджян. Жизнь растений. Москва: Просвещение, 1982г.
  2. Интернет-ресурсы

Отчет по проекту

Описание проекта

На берегу Карасиного озера, расположенного в 65 км. от г. Улан-Удэ и 5 км. от села Хурамша, находится школьный стационарный лагерь труда и отдыха «Романтик».  Прошлым летом мне посчастливилось провести один сезон вместе со своими одноклассниками в нашем лагере. Один день с нами работал ученый Д.В.  Матафонов, кандидат гидробиологических наук, научный сотрудник БНЦ. Он исследовал многие озера Бурятии и Забайкальского края. Благодаря его теоретическим и практическим занятиям, я заинтересовалась разнообразием флоры и фауны, и их влиянием на экологическое состояние озера.

Карасиное это бессточное эвтрофное озеро в долине р. Селенги,  в Иволгинском районе Республики Бурятии. Площадь водной поверхности озера около 0,3 км2, максимальная глубина – 4,3 м, прозрачность – 2 м. Средняя температура воды в июне 21°С. Донные отложения в основном илистые. Водные массы озера в раннелетний период прогреваются очень быстро.

Биоразнообразие озера

В озере 11 видов водных растений, среди которых большое значение имеют харовые водоросли. Это макроскопические водоросли, внешне сходные с некоторыми высшими растениями (хвощ, роголистник). Высота их таллома составляет обычно 20—30 см, но может достигать и 1—2 м, боковые ветви ограниченного роста, расположены мутовками на многоклеточных узлах. Междоузлия состоят из одной длинной клетки, которая может обрастать корой из узких клеток. Хлоропласты зелёные, содержат хлорофиллы, из дополнительного пигмента — ликопина. Запасное вещество — крахмал.

На талломах харовых развивается множество эпифитов — микроскопических водорослей и бактерий, служащих кормом для беспозвоночных, поедаемых рыбой. В густых зарослях этих водорослей находят приют и защиту молодые рыбы и мелкие животные. Замечено, что в водоёмах с обильным развитием харовых водорослей отсутствуют или слабо развиты личинки комаров. Предполагают, что это обусловлено действием антибиотиков, выделяемых харовыми водорослями. Также харовые служат источником пищи для водоплавающих птиц, Они выполняют защитную функцию, покрывая дно  на 90% нашего озера, не дают илу подниматься вверх, и поэтому вода в озере прозрачная. Режим водоёма становится более устойчивым и в нём формируется особый биоценоз.

После харовых водорослей по распространенности занимает уруть. Ее непривычное слуху название латинского происхождения сформировалось от слияния слов «бесчисленный» и «листик». Это многолетнее растение можно распознать по погруженным в воду длинными гибкими стеблями, густо покрытыми перистыми нитевидными долями-листьями зеленого или буроватого цвета. Летом оно пускает возвышающиеся над водой колосовидные соцветия с крохотными цветками, не выделяющимися особой красотой. После цветения все соцветие опускается в воду, формируя плод многоорешек. Прижившись в водоеме, уруть выполняет множество полезных для водной экосистемы функций. Главная задача урути – обогащение воды кислородом для рыбок и других растений, при этом поглощая фосфаты и углекислый газ.

Примечательно, что в густых ее зарослях находит приют множество мелких беспозвоночных и мальков, которые очищают воду от одноклеточных водорослей и нежелательных личинок водных насекомых.

Следующим представителем водных растений является рдест курчавый – многолетнее водное растение с небольшим стеблем и листьями 4-6 см длиной и 0,7-1,3 см шириной. Листья полностью соответствует названию — они сильно волнистые, с мелкими зубчиками по краю. Стебель – ветвистый, четырёхгранный, сплюснутый, красноватый, тонкий, 1-2 м длиной, напоминает морские водоросли. Отдельные побеги могут отламываться и продолжать развитие в плавающем виде.

Элодея канадская относится к видам вселенцам, родом из Америки. Это - водяная зараза, водяная чума,  род многолетних трав семейства водокрасовых. Стебли погружены в воду, листья в мутовках. Известны только пестичные (женские) растения, очень быстро размножающиеся вегетативно. Элодея канадская явилась причиной экологической катастрофы озера Котокель, которая заключается в её разрастании и приведении к снижению в десятки раз продуктивности рыб. А в Карасином озере элодея канадская освоила пологое мелководье восточного побережья, до глубины не более 1,5 м.  По северному и северо-западному более крутому склону прибрежья элодея канадская произрастает на глубинах около 1 м, но сплошных  зарослей здесь не образует,  благодаря харовым водорослям.

Рыбы в озере представлены тремя видами, из которых ротан является чужеродным видом. В структуре ихтиоценоза доминируют караси (51%), затем ротаны (28%), потом гольяны (21%). Структура ихтиоценоза свидетельствует о том, что в озере Карасиное ротан вполне мирно соседствует с карасём и гольяном, не сокращая численность популяции местных видов. Чужеродные виды заняли важное положение в экосистеме Карасиного озера, но не вытеснили нативные виды.

Полученные результаты

На основании проведённых исследований начата работа по созданию базы данных по биоразнообразию озера Карасиное. Итоги работы над исследованием были представлены на НПК «Шаг в будущее» и опубликованы в районной газете «Жизнь Иволги».

Заключение

Изученные мною виды представляют неполный список водных растений. Биоразнообразие флоры Карасиного озера намного богаче, это дает нам перспективу развития исследовательской работы. Практическая работа с ученым гидробиологом Дмитрием Викторовичем Матафоновым помогла мне узнать много интересного о  нашем озере. Я была рада, что в данное время по результатам исследования уровень загрязнения озера Карасиное средний, здесь вода не загнивает. Чужеродные виды заняли важное положение в экосистеме Карасиного озера, но не вытеснили местные виды.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохраним!" - конференция по теме "Потери биоразнообразия"

У замечательного американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ под названием «И грянул гром…». В нём повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 млн. лет назад в прошлое. Все «пос...

План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...

Экологический проект на тему: «Биоразнообразие дикорастущих первоцветов окрестностей г. Новоульяновска Ульяновского района и проблемы их охраны».

Цель данной работы – изучить эколого-биологическое состояние и особенности распространения первоцветов в окрестностях г. Новоульяновска.К числу основных задач относятся:- выявление видового...

МЕРЫ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Cовременная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является в то же время и продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения ...

Биоразнообразие рыб реки Моген-Бурен и озера Хиндиктиг-Хол

Семейства Хариусовые. Род Хариусы. Вид Монгольский хариус...

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма».

Исследовательская работа «Состояние водного биоразнообразия сельского водоёма»....

Водные растения озера Карасиное

В работе дано описание водных растений озера Карасиное...