Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя экологическая грамотность»
рабочая программа по экологии

Немирович Наталия Николаевна

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; спо­собности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безо­пасного образа жизни. Программа построена по модульному прин­ципу.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся.

В  основу программы положены общенациональные цен­ности российского общества, такие, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Рассмотрено                                            

на пед. совете  

протокол №____    

«29» августа 2018г.  

Утверждаю                                          

Директор школы            

__________И.А. Самаркина

 «___»____________2018г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
 программа естественно-научной направленности

«Моя экологическая грамотность»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 11–13 лет

(5-6 класс)

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Немирович Наталия Николаевна,

учитель биологии,

высшей квалификационной категории,

руководитель НОУ «Друзья Земли»

г. Сергиев Посад

2018 год

Пояснительная записка.

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Программа построена по модульному принципу. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

 В  основу программы положены общенациональные ценности российского общества, такие, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время формирование экологической культуры - часть общей культуры личности ребёнка. Экологический кризис в современном мире обусловлен, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природе появляется достаточно рано, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес  подростков к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.

Основными целями  экологического образования являются формирование научного знания:

  • об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля;
  • об этических и правовых нормах экологической безопасности;
  • об историческом опыте экологической культуры разных народов;
  • о правилах экологически сообразного здорового образа жизни;
  • об экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Задачи: 

  • формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны,
  • формирование гражданской и нравственной позиции, готовности к социальному партнёрству, законопослушанию;
  • развитие исследовательских и практических действий по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Данная программа рассчитана на учащихся 12-14 лет.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 академическому часу.  Расписание занятий составляется с учётом требований СанПин 2.4.4. 1251-03. В ходе проведения экскурсий, акций, туристических походов и др. форм, более затратных по времени, в режим работы кружка вносятся необходимые коррективы.

Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:

  •  Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
  • Экологическая грамотность: уроки прошлого.
  • Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
  • Экономное потребление: учусь быть взрослым.
  • Экологическая безопасность в природной среде.
  • Мой вклад в экологическое просвещение.

Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них

  • экологического мышления,
  • рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности;
  • способов экологически ориентированной проектной деятельности;
  • готовности к общественной деятельности экологической направленности.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу — нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания.

Формируемые ценности:

  • природа, здоровье,
  • экологическая культура, экологически безопасное поведение,  гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность;
  • устойчивое развитие страны;
  • экологическая этика;
  • здоровье как личная и общественная категория;
  • социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения;
  • экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
  • экологическая культура;
  • гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны;
  • эколого-культурные традиции многонационального народа России.

Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи.

Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное — коллективное, мораль — право, наука — традиции бытового поведения). Ведущие источники отбора содержания — наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей.

Основное педагогическое средство организации работы факультатива: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

Программа направлена 

  • на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;
  • освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;
  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
  • регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведения эколого-просветительской деятельности;
  • субъект-субъектного непрагматического отношения к природе; ценности принципа предосторожности.

Виды деятельности: научно-исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика,  а также трудовая и профильная ориентация.

Формы деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии «ЭКОкрай», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного стенда, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссии, ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

Ожидаемые результаты.

Личностные:

1) формирование  бережного отношения к природе;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла изучении экологии Подмосковья;

3) формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и знаний  экологической культуры;

4) развитие навыков сотрудничества со  сверстниками,  умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных  ситуаций;

5) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной на занятии  задачей и условиями ее реализации;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора информации в соответствии познавательными задачами  кружка.

Предметные:

1) знание основных понятий, законов, принципов, методологии общей экологии,

истории становления экологии как науки, основных методов и подходов, понятий в области охраны природы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе Подмосковья и Сергиево Посадского  района;

3)  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

6) приобретение навыков использования полевого оборудования и измерительных приборов;

7) сформированность умения правильно организовать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности.

8) развитие умений  создавать экологические плакаты и листовки, видеоролики, составлять экологические маршруты, разрабатывать и организовывать социальные проекты и экологические акции среди сверстников и взрослого населения.

Содержание.

.

Раздел 1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

Практикум: Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Практические работы:

  • Влияние света на рост и развитие проростков гороха
  • Рассматривание под микроскопом листьев светолюбивых и тенелюбивых растений
  • Рассматривание листьев растений разных мест обитания

Реферативные: 

  • Природные источники экологической опасности.
  • Растения – индикаторы состояния окружающей среды

Раздел 2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.

Практикум: Работа со справочной литературой. Просмотр видеофрагментов. Проведение наблюдений и лабораторных работ.

Темы работ: 

Исследовательские: Выявление источников экологической опасности в своей местности

Реферативные  Экологическая культура народов России

Творческие Оформление выставки рисунков «Природа глазами детей»

Раздел 3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.

Практикум: Проведение наблюдений и лабораторных работ.

Исследовательские работы 

  • Изучение состава и свойств воды разных источников
  • Изучение температурного режима школьных помещений
  • О чем рассказала упаковка
  • Фиксация  информации. Читаем  состав используемых товаров

Реферативные работы  

  • Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.
  • Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле
  • Парниковый эффект – что ждет население Земли?
  • Теплокровные и холоднокровные животные

Творческие Выпуск плакатов-листовок «Наши полезные советы»

Раздел 4. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всём

меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Практикум: Проведение наблюдений и лабораторных работ.

Исследовательские работы 

  • Расчет потребляемой воды моей семьей
  • Расчет потребляемой электроэнергии семьи
  • Разделяй с нами (Сокращаем количество мусора в каждой семье)

Проектная работа Потребительское  ресурсосбережение в повседневной жизни.

Реферативные работы

  • Вода - есть жизнь!
  • Нетрадиционные источник энергии
  • Вторая жизнь старых вещей.

Творческие Выпуск плакатов-листовок «Учимся жить экономно»

Раздел 5. «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Практикум: Проведение наблюдений и лабораторных работ.

Исследовательские работы 

  • Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха и т.п.).
  • Установление пригодности природной воды для питья, для орошения сельскохозяйственных полей, для аквариума.
  • Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха
  • Измерение количества пыли в разных помещениях школы и дома
  • Описание несанкционированной свалки (описание загрязнений почв мусором).
  • Нанесение на план местности основных загрязнителей окружающей среды и прогнозируемых путей распространения загрязнений.

Реферативные работы  

  • Экологическая безопасность в природной среде
  • Этнокультурные традициями духовного общения с природой у разных народов

Раздел 6. «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Презентация проектов Научно-практическая конференция

Выпуск плакатов-листовок «Учимся жить правилам экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде»


Учебный план.

Раздел программы

Количество часов (теория)

Количество часов (практика)

Всего

1

Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

3

4

7

2

Экологическая грамотность: уроки прошлого

1

3

4

3

Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности

2

5

7

4

Экономное потребление: учусь быть взрослым

3

4

7

5

Экологическая безопасность в природной среде

1

7

8

6

Мой вклад в экологическое просвещение

2

2

4

Итого

12

24

36

Тематическое  планирование

Тема урока

Виды   деятельности

Количество часов

теория

практика

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (10 ч)

1

Развиваем экологическую зоркость

Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем.

Определяют  понятия «экологический риск», «экологическая безопасность».

Объясняют смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.

1

2

Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

Ролевая игра « Экологическая зоркость, найди экологическую опасность»

1

3

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.

Ролевая игра « Экологическая зоркость, найди экологическую опасность»

1

4

Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни.

Приводят доказательства экологического риска.

1

5

Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение

1

6

Нахождение  необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности

Анализируют личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования.

1

7

Предупреждение населения об экологической опасности

Роль СМИ, выпуск листовок.

Конкурс листовок и плакатов

Называть источники информации из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности

1

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (4 ч)

8

Полезная информация из прошлого

Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений.

Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов.

1

9

Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст

Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность.

1

10

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.

Интеллектуальная игра «Экологическая культура народов России»

1

11

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма.

1

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (6 ч)

12

Достоверная и ложная экологическая информация Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»).

Называть способы проверки экологической информации на достоверность

1

13

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха.

Практическая работа

Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха и т.п.).

1

14

Информация о качестве потребляемых продуктов питания.

Практическая работа «О чем рассказала упаковка»

1

15

Информация о качестве используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др.

Практическая работа «Фиксация  информации. Читаем  состав используемых товаров»

1

16

Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.

1

Способы   снижения экологического риска. (качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов),

Выпуск плакатов-листовок «Наши полезные советы»

1

17

Конференция  «Наши полезные советы»

Представляют достоверные знания (факты) в виде презентации

1

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (8 часов)

18

Ограниченность природных ресурсов на планете.

1

19

Ценность экономности, бережного отношения к природным ресурсам в верованиях разных народов, в международной Хартии Земли.

1

20

Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях.

Ролевая игра

1

21

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия

1

22

Бережное расходование пресной воды.

Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева

1

22

Составление и написание текста  листовки для родителей  на тему «Учимся жить экономно»

Составление и написание текста листовки

1

23

Разработка группового проекта по ресурсосбережению.

Экологический практикум.

Этапы проведения экологического  исследования

1

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среды (8 часов)

25

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы: кровососущие насекомые, ядовитые змеи.

1

26

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (состояние питьевых источников и др.) Родники Подмосковья

Практическая работа 1.

  1. Определение водородного показателя (рН) воды водоёмов, сточных вод дождя, талой воды (снега, льда).

1

27

Работа над проектом. «Экологическая безопасность в природной среде»

  1. Установление пригодности природной воды для питья, для орошения сельскохозяйственных полей, для аквариума.

1

28

Приоритетные загрязнители воздушной среды и их источники (стационарные и передвижные). Кислотные загрязнители атмосферы и кислотные дожди (их свойства, экологическая опасность).

Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха

1

29

Распознавание загрязнений почв, возникающих при авариях (разлив нефтепродуктов, химикатов, солей неизвестного происхождения и др.) доступными методами (визуальные наблюдения, экстракция, тестирование).

Практическая работа «Описание несанкционированной свалки (описание загрязнений почв мусором).

1

30

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры

Экскурсия в парк «Скитские пруды»

1

31

Нанесение на план местности основных загрязнителей окружающей среды и прогнозируемых путей распространения загрязнений.

Практическая работа

1

32

Презентация проектов учащихся на тему: «Экологическая безопасность в природной среде

1

Мой вклад в экологическое просвещение (4 часа)

33

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека

1

34

Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.).

1

35

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде

1

36

Проектная деятельность.

Презентация проекта учащихся

1

Учебно-методическое обеспечение

Для  учителя

Глазачев С. И. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. — М., 1997.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь общаться» /

М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.

Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зыкова. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. - М., 1998.

Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. — М., 2005.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. — М.: Языки русской культуры, 2000.

Новиков А. М. Постиндустриальное образование: публицистическая полемическая монография / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2008.

Новолодская Е. Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е. Н. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. — 2005. — № 12. — С. 3—9.

Панкратов В. Н. Зашита от психологического манипулирования: практическое руководство / В. Н. Панкратов. — М: Психотерапия, 2007.

Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л. А. Коробейниковой. — Иваново, 1995.

Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1992.

Сизанов А. Н. Модульный курс профилактики курения: 5—11 кл. / А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. — М.: ВАКО, 2008.

Суравегина И. Т. Экология и мир: метод, пособие для учителей / И. Т. Суравегина, В. М. Енкевич; под общ. ред. И. Т. Суравегиной. — М.: Новая школа, 1994.

Для  учащихся

Трешневиков А. Н. Экологический букварь: для сред, и ст. кл. — М.: ЭКОС-информ, 1995.

Дзятковская Е. Н. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 6—7 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном. Беседы прошлых лет / Д. С. Лихачёв. — М.: Прогресс, 1997.

Психология: учеб. пособие: 6 кл. / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Изд-во МПСИ, 2007.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч. 4, 9, 10, 17, 19, 20.

Селевко Г. К. Утверждай себя / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 5-7, 9, 11, 13, 14.

Селевко Г. К. Управляй собой / Г. К.. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2006. — Ч. 6—14.

Хартия Земли — http://earthcharter.ru

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Экологический атлас для школьников / под ред. А. Т. Зверева. - М.: АСТ-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно научной направленности "Избранные вопросы математики".

Программа направлена на подготовку учащихся десятого класса к итоговой аттестации. На обобщение и систематизацию знаний учащихся. на развитие умений применять знания , на развитие навыков учащихся....

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая культура и здоровье человека»

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Зкологическая культура и здоровье человека", 5-7 классы...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»

Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гармонии с природой»

Обучаясь по программе «В гармонии с природой» обучающиеся в течении года знакомятся с понятиями ответственного потребления: Апсайклинг, Биоразлагаемый, Гринвошинг, Компостирование, М...