Взятие почвенных проб
презентация к уроку по экологии (6 класс)

Изучить почвенные образцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vzyatie_pochvennyh_prob.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Взятие почвенных проб.

Слайд 2

Чтобы избежать наиболее досадных случаев, связанных с недостаточностью почвенного материала, отбором проб в неподходящих местах, неправильной обработкой проб и их непригодностью к дальнейшему анализу и т.п., необходимо ответить на несколько вопросов:

Слайд 3

- являются ли изучаемые участки однородными и насколько полно они представляют изучаемую территорию? по каким показателям предполагается анализировать пробы почвы и сколько их для этого необходимо? - в каких конкретно местах и с какой глубины предполагается взятие образцов? - есть ли у исследователя достаточно почвенного материала, чтобы, при необходимости, повторить анализ? - будет ли проводиться обработка проб на месте их отбора либо в базовом лагере и что для этого необходимо? - есть ли у исследователя достаточное количество упаковочного материала для транспортировки образцов в лабораторию?

Слайд 4

Почвенные образцы бывают двух видов: взятые с нарушением естественного сложения (насыпные) в виде цельных блоков-монолитов.

Слайд 5

Насыпные образцы отбирают из всех основных разрезов для лабораторного исследования почв, а также для сравнения и уточнения морфологической характеристики почвенных профилей и возможности их сопоставления между собой в период обработки данных полевого обследования.

Слайд 6

Образцы берутся послойно при помощи почвенного ножа, без пропусков, по всей толще почвенного разреза. Для того чтобы каждый почвенный горизонт был достаточно охарактеризован, образцы берут из верхней и нижней его части. Если мощность горизонта значительная (около 50 см), берут еще один образец из середины горизонта.

Слайд 7

При незначительной мощности почвенного горизонта (10–20 см) можно ограничиться взятием из данного горизонта одного образца, выбирая для этого наиболее типичную развитую часть горизонта. При мощности горизонта менее 10 см образец отбирают со всей толщи. Масса каждого образца должна быть примерно 0,5–0,7 кг.

Слайд 8

Отбор образцов следует производить снизу вверх, в противном случае почва будет осыпаться и засорит нижнюю часть разреза. Самый нижний образец нужно брать лопатой со дна ямы сразу же после ее выкопки. Отобранные почвенные образцы помещают в полиэтиленовые пакеты. Каждый образец снабжается этикеткой, в которой указываются: дата, район работ, № разреза, горизонт и глубина взятия образца, автор исследования.

Слайд 9

Почвенный монолит — это вертикальный образец почвы, взятый без нарушения ее естественного сложения. Для взятия монолита используют ящик длиной 1 м, шириной 0,2—0,3 м и высотой 0,12—0,5 м. Ящик состоит из рамки и крышек — верхней и нижней.

Слайд 10

Стенку разреза предварительно зачищают так, чтобы ее поверхность была вертикальной и ровной. Сверху снимают лесную подстилку, накладывают рамку и ножом вдоль внутренней стороны обводят контур будущего монолита. Рамку удаляют, и ножом постепенно по контуру вырезают монолит на глубину 12—16 см. Снова надевают рамку, поверхность почвы еще раз зачищают и шурупами привертывают верхнюю крышку.

Слайд 11

Ящик поддерживают, и ножом вырезают на конус весь монолит. Монолит отламывается по тонкому ребру. Крышеобразную часть монолита постепенно и аккуратно срезают ножом. Внутрь вкладывают газету или бумагу. Нижнюю крышку привертывают шурупами. На верхней крышке указывают полное название почвы, место взятия монолита, № разреза и дату взятия образца.

Слайд 12

В результате полевой почвенной съемки получают следующий материал: описание почвенных разрезов, полуразрезов и прикопок, полевую почвенную карту, образцы и монолиты, записи полевого определения физических и химических свойств почв. Часть образцов просматривают в полевой период и наиболее характерные из них отбирают для лабораторного анализа.

Слайд 13

Выбор места для почвенного разреза и его закладка

Слайд 14

Выделяют почвы основных категорий землепользования: – земли городской и сельской застройки – жилая часть (внутри дворовые пространства, скверы, детские сады и школы, газоны вдоль транспортных магистралей);

Слайд 15

Выделяют почвы основных категорий землепользования: – земли общего пользования – промышленная зона (заводы, фабрики, автохозяйства, ТЭЦ, склады, АЗС, автомагистрали, аэропорты, железные дороги);

Слайд 16

Выделяют почвы основных категорий землепользования: – земли природно-рекреационной и природоохранной зон (городские леса, лесопарки, парки, бульвары, скверы, памятники природы и т. д.);

Слайд 17

Выделяют почвы основных категорий землепользования: – земли сельскохозяйственного назначения (пашни, фермы, питомники, опытные поля); – земли резерва (пустыни, свалки, карьеры, неудоби).

Слайд 18

Понадобится оборудование: - лопата, совок; - средства индивидуальной защиты; - линейка, карандаш; - полиэтиленовые пакеты; - полиэтиленовая пленка; - полевой журнал; прибор для установления координат участка (GPS-система навигации)

Слайд 19

Записи в полевом дневнике: 1. Число. 2. Адрес работ. 3. № точки. 4. Категория землепользования. 5. Координаты по GPS. 6. Описание окружающей территории, прилегающих строений и дорог. 7. Описание древесной растительности.

Слайд 20

Записи в полевом дневнике: 8. Описание растений напочвенного покрова. 9. Место закладки почвенного разреза (элемент рельефа). 10. Морфологические признаки почвы. 11. Плотность почвы. 12. Характеристика отобранных образцов (№ почвенного горизонта, глубина отбора). 13. Место закладки модельного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почвенные ресурсы

Презентация к уроку географии в 8 классе завершает знакомство с почвами России. В данной презентации раскрываются вопросы: почвенные ресурсы, их размещение по территории страны; причины  разрушен...

Конспект урока "Почвенные ресурсы России"

Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практик...

Урок сельскохозяйственного труда " Почвенные смеси для защищенного грунта"

Этот урок проводился  в коррекционной школе VIII  вида.Урок сельскохозяйственного труда входит в программу данной школы. Занятие предназначено для проведения в кабинете, представляет собой т...

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Почвенное питание растений.

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления....

Почвенная среда обитания. Состав почвы.

Урок по экологии в 5-ом классе....

«РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА МАЛЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ, ДЕРГАЧЁВСКИЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Изучение загрязнения почвенного покрова соединениями тяжелых металлов – одна из актуальных экологических задач.Металлы присутствуют в живых организмах в очень малом количестве, но играют весьма ...