Из опыта работы
учебно-методический материал по экологии (8 класс)

Учебно- исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_detskih_ekologicheskih_ekspeditsiy.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Организация детских экологических экспедиционных проектов как способ формирования компетенции личностного

самосовершенствования обучающихся.

Образование должно помогать людям 
становиться помощниками самих себя.
И.Г.Песталоцци

    Экологическое образование формирует у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознанию того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества.

Экологическое образование основано на развитии межпредметных связей. Экология связана с такими предметами как химия, физика, география. Кроме того, экологическое образование непосредственно направлено на практическую деятельность по охране окружающей среды.

     Таким образом, можно сказать, что экологическое образование развивает межпредметные и ключевые компетенции и играет большую роль в формировании у учащихся целостного представления о мире, воспитывает личность, способную к деятельности и саморазвитию.

В нашем лицее нет предмета экология и экологическое образование осуществляется через внеклассную работу и межпредметные связи. У нас длительное время функционирует два экологических объединения, где созданы условия для успешной реализации компетенции личностного самосовершенствования. Это «Природа и человек» и «Зелена школа».

Основная деятельность наших объединений связана не только с приобретением экологических знаний, но и овладение практическими навыками исследовательской работы. Поэтому в экологическом образовании большое значение приобретает метод проектов.

 Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников как на внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, так и на внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.

     Развитие учебно-познавательных компетенций учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себя не только объектом образовательного процесса, но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые. Решение данной проблемы можно осуществить через проектную деятельность.

      Работа в режиме проектной деятельности позволяет развивать у учащихся учебно-познавательные компетенции, которые формируются параллельно с ключевыми компетенциями:  готовность к решению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов.

При занятии проектной деятельностью с учащимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.

 Таким образом, цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

 Реализация исследовательских проектов позволяет кроме образовательных задач решать следующие проблемы:

  • ознакомиться с методикой объективного научного исследования;
  • привить навык работы по сбору, анализу и обработке информации;
  • получить конкретные данные о состоянии местных экосистем, использовать их в дальнейшей работе;
  • на основании полученных результатов взаимодействовать с заинтересованными лицами, средствами массовой информации, расширять компетенцию и сферу деятельности объединения.

 Важной формой организации обучения являются экологические экспедиции, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые мало доступны изучению в классе.

     Цель таких экспедиций - связать проблемы глобального масштаба с проблемами своего региона. Многолетний опыт исследовательской практики свидетельствует о том, что чем раньше учащиеся постигнут азы исследовательской работы, ее технологию, тем скорее они станут юными исследователями, состоятся как творческие личности, умеющие самостоятельно мыслить, обобщать в ходе исследования материал, составлять по данной теме рефераты и выступать с ними на научно - практических конференциях.

       И кроме того, общение с природой способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.

 В летний период мы с ребятами отправляемся в однодневные экологические экспедиции. Она носит краеведческий характер и призвана дать детям возможность получить навыки полевых экологических исследований. Экспедиции всегда предшествует длительная подготовка, изучение теоретических основ исследований, закрепление правил поведения в природе.  Ребята самостоятельно готовятся к полевым исследованиям, собирают инвентарь (в частности, изготавливают сачки для забора проб воды, дневники наблюдений).

 Участники экспедиции организуют группы по интересам. Это позволяет эффективно использовать время и активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна группа занимается исследованием ландшафта и механическими свойствами почвы, другая гидрологическими исследованиями, третья изучает флору и готовит гербарий типичных растений, четвертая исследует фауну. Первые результаты своих исследований дети получают непосредственно в природе. Все данные фиксируются в дневниках наблюдений. Выполняя практические задания, учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и отработки полученных данных, учатся делать анализы, обобщения, выводы.

Затем продолжение исследований переносится в лабораторный практикум. Полученные результаты фиксируются, обрабатываются и заносятся в таблицы.

             В своей работе объединения использует следующие методы биологических исследований для определения чистоты воды и загрязнения воздушной среды:

  • методы биоиндикации и биотестирования – для оценки состояния окружающей среды по реакции живых организмов;
  • методы химического анализа качества природных вод.

      На основании полученных данных ребята самостоятельно делают выводы, готовят материал для дальнейшего написания исследовательской работы.

      Важнейшее место среди методов самостоятельной практической работы занимают наблюдения и эксперименты. Непосредственно на занятиях они выполняют двойную функцию. С одной стороны, как методы научного исследования, наблюдения и эксперименты являются частью содержания обучения; с другой стороны, по мере того как дети овладевают ими, наблюдения и эксперименты становятся методом, с помощью которого учащиеся могут добывать новые знания.

       Таким образом, практическая природоохранная деятельность объединения заключается в проведении мероприятий по охране и восстановлению окружающей среды, а именно: созданию экологических карт улиц города, исследованию чистоты водоемов и анализу загрязнения воздуха города Балашиха.

      Привлечение внимания детей к экологическим проблемам, к участию в жизни объединения - одна из сложных и важных задач. В течение года воспитанники участвуют в мероприятиях природоохранной тематики, организуют выступления агитбригад, выпускают листовки экологического содержания, организуют встречи с учащимися младших классов. Ежегодно мы участвуем в акции «Сохраним родную Пехорку», которая является продолжением нашего экспедиционного проекта.

            Итогом нашей деятельности является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских,  но и Всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и слетов.    

 Мы стараемся в своей работе развивать творческие  способности обущающихся. Главное, чтобы нашим детям было интересно развивать себя и познавать мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...