Рабочая программа элективного курса "Экология", 6 класс
рабочая программа по экологии (6 класс)

Алексеенко Мария Николаевна

В основе построения курса экологии 6 класса лежит идея гумманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Элективный курс "Экология"42.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

 г. Сафоново Смоленской области

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________/_________

                       Ф.И.О.

Протокол № ___
от «__»_______20__г

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 6»

_______/__________

                     Ф.И.О.

 «__»________20__г.

Утверждаю

директор МБОУ «СОШ № 6»

_______/__________

                               Ф.И.О.

Приказ № ___
от  «__»______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Экология. 6класс.

Алексеенко М.Н.

2020 - 2021 учебный год

г. Сафоново

2. Пояснительная записка

2.1.  Нормативная база, методические основы для составления рабочей  программы.

Преподавание элективного курса «Экология» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральный закон от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»;
  • Основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново Смоленской области.
  • Примерной программой по биологии:  Программа биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

  1. Состав УМК:

  • Учебник по экологии 5 (6) класс, авторы: А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов «Экология», Москва, «Устойчивый мир», 2000 г.
  • У.М.К. учителя – учебник «Экология» 5 (6) класс, авторы: А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов, Москва, «Устойчивый мир».
  • Методическое пособие уроков экологии 5 класс.
  • Руймерс Н.Ф. Природоиспользование: словарь-справочник, М., Мысль, 1990г.
  • Руймерс Н.Ф. Экология. – М., Россия молодая, 1994 г.
  • Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 1997 г.
  • Экология для школьников; атлас под ред. А.Т. Зверева, М. АСТ-ПРЕСС, 2001г.

  1. Общие цели с учётом специфики предмета.

Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

•        актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

•        развивать познавательный интерес учащихся 6-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

•        научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

•        научить устанавливать связи в системе географических знаний.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В основе построения курса экологии 6 класса лежит идея гумманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

  1. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

В учебном плане внеурочной деятельности на экологию в 6 классе отводится 1 час в неделю. Таким образом, количество часов по экологии в 6 классе равно 1 часу в неделю.

   Годовой календарный учебный график  МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново на 2020-2021 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 6 классе, т.е. 35 часов в год.

  1. Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Предметные результаты

-  называть методы изучения, применяемые в экологии;

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

Личностные УУД:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

  1. Содержание учебного предмета, курса, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

35

в том числе:

 

 экскурсии

3

 итогового тестирования

 контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)

4.2. Содержание учебной дисциплины

№ темы, раздела

Название темы

Содержание темы

Количество часов

Тема 1

Введение

Предмет и задачи экологии. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

Демонстрация карт, атласов, справочников, энциклопедий и других материалов по экологии.

1

Тема 2

Общие

сведения

о биосфере

Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь сфер Земли. Живые организмы Земли и их распределение по сферам.

Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Биосфера как совокупность сфер, населенных живыми организмами. Многообразие и высокая численность живых организмов на границах контактирующих сфер. Горизонтальное и вертикальное (зональность) распределение живых организмов на Земле в зависимости от температуры и других климатических условий.

Демонстрация таблиц по геосферам Земли, по биосфере, справочников.

3

Тема 3

Среды жизни и

приспособления к ним живых организмов

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная и почвенная. Вода как среда жизни: вода пресная и соленая, проточная и стоячая, различная степень нагретости воды, отсутствие резких колебаний температуры, плотность и особенности теплового расширения воды, превращение воды в лед, давление воды и его увеличение с возрастанием глубины водоема, уменьшение освещенности воды с увеличением глубины водоема. Живые организмы водной среды и их приспособленность к условиям жизни в воде.

Наземно-воздушная среда обитания и ее характеристика. Воздух, его газовый состав, основные свойства воздуха (прозрачность, низкая теплопроводность, плотность воздуха и ее зависимость от температуры, давление воздуха). Перемещение воздушных потоков. Наличие влаги как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Осадки и их значение. Свет и температура как факторы наземно-воздушной среды.

Живые организмы и их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.

Почвенная среда жизни и ее характеристика. Состав почвы. Твердость частиц почвы. Сглаженность температурных колебаний в почве с увеличением глубины. Способность почвы удерживать воздух и влагу. Структурная и бесструктурная почвы. Живые организмы почвы, способные перерабатывать органические остатки в минеральные вещества, необходимые для жизни растений. Другие живые организмы — обитатели почвы и их приспособительные особенности.

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.

Демонстрация разнообразия объектов живой природы (гербарий, коллекции).

6

Тема 4

Взаимоотношения

 живых организмов

Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин». Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.

Демонстрация примеров биотических отношений в природе на таблицах, слайдах.

6

Тема 5

Естественные

 и

искусственные

экосистемы

Совместное обитание живых организмов в природе. Сообщества живых организмов, или биоценозы. Основные группы живых организмов в природных сообществах; организмы- производители, организмы-потребители и организмы-разрушители органических веществ. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потери органических веществ на каждом звене цепи питания.

Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.

Луг как сообщество живых организмов. Поле и плодово-ягодный сад как искусственные сообщества живых организмов. Болото как природный биоценоз.

Широколиственный лес и сосновый бор как природные биоценозы. Лесопарк как искусственный биоценоз.

Сезонные изменения в биоценозах. Смена биоценозов. Влияние человека на смену биоценозов. Город как искусственный биоценоз.

Демонстрация таблиц по биоценозу смешанного леса, пруда, смены биоценозов.

11

Тема 6

Человек как часть

 природы

Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком-охотником и человеком-землепашцем и пастухом, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди). Охрана воздушной среды от дальнейшего загрязнения.

Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Потери почвы и ее охрана. Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в сохранении природы.

Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, слайдов, видеофильмов, журналов и книг по экологии и охране окружающей природной среды.

Экскурсия в природу (желательно в ближайший заповедник).

7

35

I четверть – 8 часов;

II четверть – 8 часов;

III четверть – 10 часов;

IV четверть – 9 часов;

  1. Календарно-тематический план учебной дисциплины «Экология»

п/п

Тема урока

Домашнее

задание

    Дата

проведения

план

факт.

1 четверть – 8 уроков

Тема 1.  Введение – 1ч.

1 (1)

Введение (знакомство с предметом)

1 неделя сентября

Тема 2.Общее сведения о биосфере - 3ч.

2 (1)

Что такое биосфера?

Сферы земли: литосфера, атмосфера, гидросфера

2 неделя сентября

3 (2)

Живые организмы Земли и их распределение по сферам: зональное, вертикальное

3 неделя сентября

4 (3)

Обобщение: Что мы узнали о биосфере?

4 неделя сентября

Тема 3. Среды жизни и приспособления к ним живых организмов - 6ч.

5 (1)

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Наземно-воздушная среда и ее характеристики. Состав, плотность, давление, свет

1 неделя октября

6 (2)

Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода, температура

2 неделя октября

7 (3)

Вода как среда жизни. Факторы водной среды

3 неделя октября

8 (4)

Почвенная среда жизни и ее характеристики: состав, св-ва почвы, структурные – бесструктурные. Живые организмы обитатели почвы

4 неделя октября

2 четверть – 8 уроков

9 (5)

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности

2 неделя ноября

10 (6)

Обобщающий урок: что мы узнали о средах жизни организмов

Урок-викторина

3 неделя ноября

Тема 4. Взаимоотношения живых организмов - 6ч.

11 (1)

Основные типы взаимоотношений живых организмов в природе. Взаимовыгодные отношения между организмами

4 неделя ноября

12 (2)

Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам

1 неделя декабря

13 (3)

Взаимоотношения других орг-ов типа: хищник – жертва, паразит - хозяин

2 неделя декабря

14 (4)

Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими

3 неделя декабря

15 (5)

Сложность отношений живых организмов и их использование человеком

4 неделя декабря

16 (6)

Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов

5 неделя декабря

Тема 5. Естественные и искусственные экосистемы – 11ч.

17 (1)

Совместное обитание жив.орг-ов в природе. Сообщества жив.орг-ов или биоценозы. Основные группы жив.орг-ов: производители, потребители, разрушители

2 неделя января

3 четверть – 10  уроков

18 (2)

Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов. Потеря органических в-в на каждом звене цепи питания

3 неделя января

19 (3)

Природные и искусственные сообщества. Пруд или озеро как природные сообщества. Аквариум как искусственный пресноводный водоем. Р.к. Естественные и искусственные водоемы.

4 неделя января

20 (4)

Луг как сообщество живых организмов. Поле как искусственное сообщество.

1 неделя февраля

21 (5)

Лесопарк как искусственный биоценоз. Плодово-ягодный сад как искусственное сообщество живых  организмов

Экскурсия № 2

2 неделя февраля

22 (6)

Широколиственный лес и сосновый бор как примеры естественных биоценозов.

3 неделя февраля

23 (7)

Болото как природный биоценоз

4 неделя февраля

24 (8)

Сезонные изменения в биоценозах

1 неделя марта

25 (9)

Смена биоценозов

2 неделя марта

26 (10)

Город как искусственный биоценоз. Влияние деятельности человека на смену биоценозов

Экскурсия № 3 «Выявление негативного влияния деятельности человека в нашей местности»

3 неделя марта

27 (11)

Что мы узнали о сообществах живых организмов

4 неделя марта

4 четверть – 8 уроков

Тема 6.Человек как часть природы -7ч.

28 (1)

Природа как источник жизни человека. Использование природной среды человеком – охотником и землепашцем, его влияние на окружающую среду. Изменения в природе в связи с развитием с.х. и роста народонаселения

1 неделя апреля

29 (2)

Загрязнение  окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов. Город как среда жизни и как загрязнитель природы. Загрязнение воздушной среды современным человеком. Охрана воздушной среды от загрязнения

2 неделя апреля

30 (3)

Загрязнение и охрана водных богатств Земли. Потеря почвы и ее охраны

3 неделя апреля

31 (4)

Влияние деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Р.к. Красная книгаредких растений Смоленской области

4 неделя апреля

32 (5)

Воздействие человека на животный мир и его охрана. Значение заповедников в охране природы. Р.к. Редкие и исчезающие животные Смоленской области

2 неделя мая

33 (6)

Сохранение природы и самого человека в условиях увеличения народонаселения

3 неделя мая

34 (7)

Обобщение по теме: Влияние деятельности человека на природную среду

4 неделя мая

35 Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...