Главные вкладки

    Олимпиадные задания по экологии 10 класса
    олимпиадные задания по экологии (10 класс)

    Абасова Улдуз Сабировна

    Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 10 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon olimpiada_10_kl.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задания  школьного этапа Всероссийской олимпиады  по экологии   10 класс

    Задания 1-30: выберите правильный вариант ответа и впишите его букву в бланк ответов:

    (правильный ответ – 1 балл)

    1. Аутэкология - это раздел экологии, изучающий….

    а- структуру и функционирование видовых популяций                  в- состояние окружающей среды

    б- приспособления организмов к условиям окружающей среды    г- структуру и функционирование экосистем

    2. Понятие экосистема в экологию ввёл…а- Вернадский В.И.  б- Геккель Э.    в- Сукачев В.Н.    г- Тэнсли А.

    3. Исследования параметров организмов в регулируемых условиях среды являются экологическим

    а- наблюдением        б- моделированием          в- мониторингом        г- экспериментом

    4. Экологические факторы, определяющие скорость биохимических и физиологических процессов и энергетическое состояние организмов, называются…

    а- витальными                б- сигнальными        в- легальными                г- летальными

    5. Диапазон толерантности вида к экологическому фактору обычно увеличивается в случае…

    а- неблагоприятного воздействия других факторов            б- освоения организмами новой экологической ниши

    в- ослабления устойчивости организмов к инфекциям    г- перехода организма в состояние стресса

    6. Стенобионтные виды, как правило, являются…

    а-ндемиками        б-реликтами        в-интродуцентами        г-космополитами

    7. Значение процесса транспирации для роста растений заключается в…

    а- выделении O2        б- поглощении CO2                в- испарения воды        г- накоплении сахаров

    8. Основным конечным продуктом фотосинтеза растений является…

    а- кислород                б- глюкоза                в- крахмал                г- хлорофилл

    9. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является…

    а- испарение воды                        б- переход в места с благоприятным микроклиматом

    в- конденсация водяного пара                г- изменения позы тела

    10. Наибольший дефицит кислорода может наблюдаться в ________ среде

    а- водной        б- наземно-воздушной                в- почвенной                г- организменной

    11. Животные наибольших размеров и массы тела обитают в настоящее время в ________ среде

    а- наземно-воздушной                б- водной                в- подземной                г- организменной

    12. Наибольшие запасы пресных вод на Земле сосредоточены в ...

    а- атмосфере             б- ледниках                в- озерах и водохранилищах                г- подземных источниках

    13. Примером гетеротрофной экологической сукцессии является...

    а- заселение вулканического острова                        б- зарастание гари или залежи

    в- разложение листового опада или сухого дерева        г- формирование водохранилища

    14. В.Шелфорд и Т. Паркер установили, что при периодических колебаниях температуры среды в пределах нормы развитие пойкилотермных животных - обитателей умеренной зоны…

    а- ускоряется                б- замедляется                в- прекращается                г- не изменяется

    15. Беззубка, водяной ослик, личинки ручейников и стрекоз являются представителями экологической группы…            а- планктона        б- нектона                в- бентоса                г- нейстона

    16. Отсутствие деревьев в природных условиях тундры объясняется…

    а- малой высотой снежного покрова                 б- сильными ветрами и снежными бурями

    в- вечной мерзлотой почвогрунта                г- низкой величиной испаряемости

    17. Малую плодовитость и высокую выживаемость потомства имеют рыбы:

    а- акула и морской конек                б- осетр и лосось

    в- тунец и скат-хвостокол                г- луна-рыба и корюшка

    18. В Российской Федерации имеется 101 государственный…

    а- природный заповедник        б- национальный парк             в- памятник природы     г- природный заказник

    19. Набольшее потребление водных ресурсов в мировом хозяйстве связано с деятельностью…

    а- промышленности                б- сельского хозяйства

    в- теплоэнергетики                г- коммунально-бытового хозяйства

    20. Согласно водному кодексу РФ-2007 приоритетом в использовании водных объектов обладает…

    а- рыбное хозяйство, так как состояние водной среды влияет на качество биоресурсов, а следовательно, и на здоровье населения

    б- промышленное водоснабжение, так как оно способствует росту валового внутреннего продукта и экономическому развитию страны

    в- хозяйственно-бытовое водопользование, так как оно обеспечивает первоочередные потребности населения

    г- курортно-оздоровительное водопользование, так как здоровье человека является государственным приоритетом

    21. Величина удельного потребления энергии главным образом определяется…

    а- климатом территории                б- плотностью населения        

    в- доходом населения                        г- экологизацией производства

    22. При рождаемости населения 42 на 1000 человек, а смертности - 12 на 1000 человек естественный прирост составляет __ %           а- 3                б- 30                в- 54                г- 5,4

    23. Взаимоотношения опёнка и березы относится к типу:

    а- комменсализма        б- паразитизма                в- хищничества        г- мутуализма

    24. Наибольшая величина чистой первичной продукции наблюдается в…

    а- озерах тропических широт                                б- океанической зоне тропических широт

    в- океанической зоне экваториальных широт                г- устьях рек тропических широт

    25. Наибольшая степень подвижности ионов тяжелых металлов наблюдается в почве типа:

    а- серой лесной        б- подзолистой        в- черноземной        г- каштановой

    26. Наименьшая лесистость (11,6%) отмечается на ……. Дагестана

    а-  юге        б-  востоке        в-  западе        г-  севере

    27. Ряд: листовой опад → слизень → лягушка → уж является примером ………….. пищевой цепи

    а- пастбищной                б- детритной                в- паразитарной                г- редукционной

    28. В прудовых хозяйствах выгоднее выращивать толстолобиков, а не щук поскольку толстолобики…

    а- быстрее растут                        б- более неприхотливы        

    в- питаются растительной пищей        г- быстрее размножаются

    29. Разлив в океане 1 т нефти вызывает её растекание в виде тонкой пленки на площади (км2):

    а- 0,012        б- 0,12                в- 1,2                г- 12

    30. Количество озона в стратосфере над Антарктидой зимой резко сокращается (формируется "озоновая дыра"). Причиной этого является:

    а- перенос загрязнения с соседних материков        б- покровное материковое оледенение

    в- циркумполярное океаническое течение;                г- выпадение малого количества осадков

    Составьте правильную последовательность вариантов задания (правильный ответ- 2 балла)

    31. Расположите виды растений в порядке убывания их численности в биогеоценозе бора-черничника

    а- бор развесистый         б- липа сердцелистная                в- сосна лесная        г- черника обыкновенная

    32. Расположите виды обитателей почвы по глубине их встречаемости, начиная с поверхности.

    а- барсуки        б- лесные мыши        в- хомяк-карбыш        г -кроты

    33. Из списка редких видов (категория В) птиц Красной книги   составьте  три группы по 2 вида:  

     а) аист белый, б) зимородок, в) лебедь-шипун, г) серый журавль, д) конек луговой, е) серый сорокопут

    1. Виды с низкой численностью (плотностью) как биологическая норма

    2. Виды на границе ареала

    3. Виды, ставшие редкими в результате деятельности человека

    (каждая правильная группа по 2 вида- 1 балл, максимально- 3 балла )

    Закончите фразы определения      (правильный ответ – 2 балла)

    34. Ю. Либих установил, что величина урожая растений и его постоянство во времени ограничивается тем фактором минерального питания, который присутствует в _________ количестве по сравнению с остальными факторами среды.

    35. Длительные наблюдения за состоянием окружающей среды и экологическими процессами называется экологическим………………………….

    36. Экологическая сукцессия - это направленный процесс последовательной смены …………………

    Задания 37-38. Укажите правильный вариант ответа и обоснуйте его выбор. Объясните, почему каждый из остальных трех вариантов Вы считаете неверным. Впишите ответ в таблицу: (правильный ответ – 2 балла, полное и грамотное обоснование каждого варианта – 2 балла, максимальный балл – 10)

    37. Глубоководные океанические рыбы - донные удильщики обладают уникальной особенностью – самцовым паразитизмом. Главным приспособительным значением этого удивительного феномена для выживания вида является эффективное (-ая)……

    а- питание                б- размножение        в- распространение                г- защита от хищников

    (Дайте объяснения, используя Ваши знания об образе жизни глубоководных удильщиков)

    38.Адаптивное значение осеннего листопада для покрытосеменных видов деревьев умеренной зоны состоит в…

    а- замедлении фотосинтеза

    б- экономии воды и минеральных элементов

    в- формировании плодородного слоя почвы

    г- экономии органических веществ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания по экологии 8-9 класс

    Олимпиадные задания по экологии для школьного уровня 8-9 класс .Автор : Лобачева Е.В...

    Олимпиадные задания по экологии для 10-11 классов

    Данные задания можно использовать для подготовки к олимпиаде....

    Олимпиадные задания по экологии, 10-11 класс

    Олимпиадные задания по экологии, 10-11 класс...

    Олимпиадные задания по экологии 9 класса

    Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 9 класса...

    Олимпиадные задания по экологии 11 класса

    Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 11 класса...

    Олимпиадные задания по экологии 6 класса

    Олимпиадные задания школьного этппа по экологии 6 класса...

    Олимпиадные задания по экологии 5 класса

    Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 5 класса...