Олимпиадные задания по экологии 11 класса
олимпиадные задания по экологии (11 класс)

Абасова Улдуз Сабировна

Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_11kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                        Задания школьного этапа  олимпиады школьников  по экологии   11 класс

Задания 1-30: выберите правильный вариант ответа и впишите его букву в бланк ответов:

(правильный ответ – 1 балл)

1. Аутэкология - это раздел экологии, изучающий….

а- структуру и функционирование видовых популяций                   в- состояние окружающей среды

б- приспособления организмов к условиям окружающей среды     г- структуру и функционирование экосистем

2. Понятие экосистема в экологию ввёл… а-Вернадский В.И.        б-Геккель Э.        в-Сукачев В.Н.  г-Тэнсли А.

3. Исследования параметров организмов в регулируемых условиях среды являются экологическим

а- наблюдением        б- моделированием          в- мониторингом        г- экспериментом

4. Экологические факторы, определяющие скорость биохимических и физиологических процессов и энергетическое состояние организмов, называются…

а- витальными                б- сигнальными        в- легальными                г- летальными

5. Диапазон толерантности вида к экологическому фактору обычно увеличивается в случае…

а- неблагоприятного воздействия других факторов            б- освоения организмами новой экологической ниши

в- ослабления устойчивости организмов к инфекциям    г- перехода организма в состояние стресса

6. Стенобионтные виды, как правило, являются…

а- эндемиками                б- реликтами                в- интродуцентами                г- космополитами

7. Значение процесса транспирации для роста растений заключается в…

а- выделении O2        б- поглощении CO2                в- испарения воды        г- накоплении сахаров

8. Основным конечным продуктом фотосинтеза растений является…

а- кислород                б- глюкоза                в- крахмал                г- хлорофилл

9. Наиболее эффективным способом предохранения организмов от перегрева является…

а- испарение воды                        б- переход в места с благоприятным микроклиматом

в- конденсация водяного пара                г- изменения позы тела

10. Наибольший дефицит кислорода может наблюдаться в ________ среде

а- водной        б- наземно-воздушной                в- почвенной                г- организменной

11. Животные наибольших размеров и массы тела обитают в настоящее время в ________ среде

а- наземно-воздушной                б- водной                в- подземной                г- организменной

12. Наибольшие запасы пресных вод на Земле сосредоточены в ...

а- атмосфере             б- ледниках                в- озерах и водохранилищах                г- подземных источниках

13. Примером гетеротрофной экологической сукцессии является...

а- заселение вулканического острова                        б- зарастание гари или залежи

в- разложение листового опада или сухого дерева        г- формирование водохранилища

14. В.Шелфорд и Т. Паркер установили, что при периодических колебаниях температуры среды в пределах нормы развитие пойкилотермных животных - обитателей умеренной зоны…

а- ускоряется                б- замедляется                в- прекращается                г- не изменяется

15. Беззубка, водяной ослик, личинки ручейников и стрекоз являются представителями экологической группы…

а- планктона                б- нектона                в- бентоса                г- нейстона

16. Отсутствие деревьев в природных условиях тундры объясняется…

а- малой высотой снежного покрова                 б- сильными ветрами и снежными бурями

в- вечной мерзлотой почвогрунта                г- низкой величиной испаряемости

17. Малую плодовитость и высокую выживаемость потомства имеют рыбы:

а- акула и морской конек                б- осетр и лосось

в- тунец и скат-хвостокол                г- луна-рыба и корюшка

18. В Российской Федерации имеется 101 государственный…

а- природный заповедник        б- национальный парк             в- памятник природы     г- природный заказник

19. Набольшее потребление водных ресурсов в мировом хозяйстве связано с деятельностью…

а- промышленности         б- сельского хозяйства    в- теплоэнергетики     г- коммунально-бытового хозяйства

20. Согласно водному кодексу РФ-2007 приоритетом в использовании водных объектов обладает…

а- рыбное хозяйство, так как состояние водной среды влияет на качество биоресурсов, а следовательно, и на здоровье населения

б- промышленное водоснабжение, так как оно способствует росту валового внутреннего продукта и экономическому развитию страны

в- хозяйственно-бытовое водопользование, так как оно обеспечивает первоочередные потребности населения

г- курортно-оздоровительное водопользование, так как здоровье человека является государственным приоритетом

21. Величина удельного потребления энергии главным образом определяется…

а- климатом территории                б- плотностью населения        

в- доходом населения                        г- экологизацией производства

22. При рождаемости населения 42 на 1000 человек, а смертности - 12 на 1000 человек естественный прирост составляет __ %     а- 3                б- 30                в- 54                г- 5,4

23. Взаимоотношения опёнка и березы относится к типу:

а- комменсализма        б- паразитизма                в- хищничества        г- мутуализма

24. Наибольшая величина чистой первичной продукции наблюдается в…

а- озерах тропических широт                                б- океанической зоне тропических широт

в- океанической зоне экваториальных широт                г- устьях рек тропических широт

25. Наибольшая степень подвижности ионов тяжелых металлов наблюдается в почве типа:

а- серой лесной        б- подзолистой        в- черноземной        г- каштановой

26. Наименьшая лесистость (11,6%) отмечается на …….  Дагестане

а-  юге        б-  востоке        в-  севере        г-  запале

27. Ряд: листовой опад → слизень → лягушка уж является примером ………….. пищевой цепи

а- пастбищной                б- детритной                в- паразитарной                г- редукционной

28. В прудовых хозяйствах выгоднее выращивать толстолобиков, а не щук поскольку толстолобики…

а- быстрее растут        б- более неприхотливы     в- питаются растительной пищей   г- быстрее размножаются

29. Разлив в океане 1 т нефти вызывает её растекание в виде тонкой пленки на площади (км2):

а- 0,012        б- 0,12                в- 1,2                г- 12

30. Количество озона в стратосфере над Антарктидой зимой резко сокращается (формируется "озоновая дыра"). Причиной этого является:

а- перенос загрязнения с соседних материков          б- покровное материковое оледенение

в- циркумполярное океаническое течение;                г- выпадение малого количества осадков

Составьте правильную последовательность вариантов задания   (правильный ответ- 2 балла)

31. Расположите виды растений в порядке убывания их численности в биогеоценозе бора-черничника

а- бор развесистый         б- липа сердцелистная                в- сосна лесная        г- черника обыкновенная

32. Расположите виды обитателей почвы по глубине их встречаемости, начиная с поверхности.

а- барсуки        б- лесные мыши        в- хомяк-карбыш        г –кроты

33. Из списка редких видов (категория В) птиц Красной книги   составьте  три группы по 2 вида:  

 а) аист белый, б) зимородок, в) лебедь-шипун, г) серый журавль, д) конек луговой, е) серый сорокопут

1. Виды с низкой численностью (плотностью) как биологическая норма

2. Виды на границе ареала

3. Виды, ставшие редкими в результате деятельности человека

(каждая правильная группа по 2 вида- 1 балл, максимально- 3 балла )

Закончите фразы определения    (правильный ответ – 2 балла)

34. Ю. Либих установил, что величина урожая растений и его постоянство во времени ограничивается тем фактором минерального питания, который присутствует в _________ количестве по сравнению с остальными факторами среды.

35. Длительные наблюдения за состоянием окружающей среды и экологическими процессами называется экологическим………………………….

36. Экологическая сукцессия - это направленный процесс последовательной смены …………………

Задания 37-40. Укажите правильный вариант ответа и обоснуйте его выбор. Объясните, почему каждый из остальных трех вариантов Вы считаете неверным. Впишите ответ в таблицу: (правильный ответ –2 балла, полное и грамотное обоснование каждого варианта –2 б-л,макс–10)

37. Глубоководные океанические рыбы - донные удильщики обладают уникальной особенностью – самцовым паразитизмом. Главным приспособительным значением этого удивительного феномена для выживания вида является эффективное (-ая)……

а- питание                б- размножение        в- распространение                г- защита от хищников

(Дайте объяснения, используя Ваши знания об образе жизни глубоководных удильщиков)

38. В результате чрезмерного вылова крупной рыбы в озере, имеющем большое рекреационное значение, летом начало происходить сильное “цветение” воды, чего прежде не наблюдалось. Причиной этого является……   а- усиление рекреационной нагрузки, вызвавшей загрязнение озера

б- вселение нового вида рыб, заполнившего освободившуюся экологическую нишу

в- нарушение регуляции в трофической пирамиде экосистемы

г- массовое размножение зоопланктона, занявшего экологическую нишу мальков рыб

(конкретизируйте предложенные положения и оцените их состоятельность как возможной причины указанного явления)

39.Адаптивное значение осеннего листопада для покрытосеменных видов деревьев умеренной зоны состоит в…      а- замедлении фотосинтез       в- формировании плодородного слоя почвы

                         б- экономии воды и минеральных элементов        г- экономии органических веществ

40. В 70-е голы 19 века на Антильские острова Карибского бассейна были завезены 9 мангустов для борьбы с серой крысой- вредителем сахарного тростника. Спустя 100 лет численность мангустов возросла почти до миллиона особей. Результатом такого роста популяции стало…

а- полное уничтожение серой крысы на островах

б- освобождение сахарного тростника от основных вредителей

в- размножение других вредителей сахарного тростника

г- приспособление мангуста к обитанию на островах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по экологии 8-9 класс

Олимпиадные задания по экологии для школьного уровня 8-9 класс .Автор : Лобачева Е.В...

Олимпиадные задания по экологии для 10-11 классов

Данные задания можно использовать для подготовки к олимпиаде....

Олимпиадные задания по экологии, 10-11 класс

Олимпиадные задания по экологии, 10-11 класс...

Олимпиадные задания по экологии 9 класса

Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 9 класса...

Олимпиадные задания по экологии 10 класса

Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 10 класса...

Олимпиадные задания по экологии 6 класса

Олимпиадные задания школьного этппа по экологии 6 класса...

Олимпиадные задания по экологии 5 класса

Олимпиадные задания школьного этапа по экологии 5 класса...