Полипроект "Экологическая грамотность"
презентация к уроку по экологии (9 класс)

Скляренко Антонина Николаевна

Полипроект по экологическому образованию разработан группой обучающихся 9 класса под руководством учителя. Полипроект включает несколько мини проектов по математике, химии, литературе, так или иначе связанных с экологическим образованием.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полипроект « Экологическая грамотность» Полипроект выполнили: 1.Скляренко А.Н. – учитель биологии, химии МКОУ Великоархангельская СОШ 2.Обучающиеся 9 класса МКОУ Великоархангельская СОШ Общая цель полипроекта - формирование экологической культуры, ноосферного мировоззрения (в первую очередь подрастающего поколения), создание системного подхода к экологическому просвещению.

Слайд 2

Реализация Полипроекта осуществляется в рамках следующих Модулей: Модуль «Экология и литература» Модуль «Математика на страже окружающей среды» Модуль «Физика. Человек. О кружающая среда» Модуль «Биология и экология» Модуль «Экология глазами химика» План работы над проектом : I. Подготовительный этап 1.Обсуждение актуальности темы полипроекта , обсуждение экологической проблемы загрязнения улиц, озера. 2.Определение цели и задач проекта . II. Информационный этап 1.Сбор информации по теме, анализ литературы. 2.Проведение конкурсов на экологическую грамотность: «Благоустроим школьную территорию», на лучшее стихотворение по проблеме мусора. 3. Оформление выставки плакатов, рисунков. III. Практический этап Уборка школьной территории, территории села, посадка деревьев, очищение береговой линии пруда, изготовление скворечников, кормушек, собирание пластиковых крышечек, благоустройство школьной территории ( посадка цветов , оформление клумб ). IV. Заключительный этап Подведение итогов работы над проектом . Награждение победителей. Описание продукта в результате выполнения полипроекта : 1.мини проекты; 2.посадка цветов, деревьев на территории школы и села; 3.выпуск стенгазеты; 4.награждение всех участников полипроекта .

Слайд 3

Введение Экологическая обстановка на планете с каждым годом все более напряженная. Экологические проблемы стали глобальными проблемами современности. И решить их можно только при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды. Во всём мире растёт понимание того, что, разрушая природные системы Земли, человечество уничтожает своё будущее. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. Необходимо понимать, что это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место и по стране шагает мусорная реформа. Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 100 кг мусора. На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100-400 кг мусора. Нас взволновала проблема загрязнения окружающей среды мусором. А сколько мусора у нас в стране, районе, селе, в семье? Что можно сделать для сокращения мусора? Как нам в этом могут помочь различные предметные области школьного образования ? В настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к учебным заведениям. Наша проблема, на решение которой направлен один из модулей – это улучшение экологической ситуации на территории школы. Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление на территории села мусора , отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Слайд 4

Модуль «Экология и литература» Мини проект «Экология в литературных произведениях» I. Подготовительный этап . 1.Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. 2.Определение цели и задач проекта. Цель: повышать экологическую грамотность учащихся. Задачи: образовательная: расширение и углубление филологических и экологических знаний учащихся; формирование эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира; формирование личностного отношения к экологическим проблемам; пополнение словарного запаса учащихся; развивающая: способствовать развитию логического мышления, познавательной активности, творческих коммуникативных способностей, внимания, наблюдательности, речи и эстетического вкуса учащихся; умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность; воспитательная: воспитывать любовь и уважение к окружающей среде, внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее, понимание единства человека и природы, их взаимосвязь. II. Информационный этап 1.Сбор информации по теме, анализ литературы. 2.Подготовка к проведению конкурса на лучшее стихотворение по проблеме мусора. 3. Оформление выставки плакатов с пословицами и поговорками по теме экологии. Введение Экология… Знакомо ли вам это слово? Что оно означает? Из каких двух слов состоит? (Экология в переводе с греческого обозначает “эко” — дом, родина, состояние среды обитания; “логос” — наука. Наука о доме.) Почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед... нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей: они глобальны. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда».

Слайд 5

Модуль «Экология и литература» « Экология в филологии». Экология связана с природой, а филология – с языком, речью. Что общего между экологией и филологией? Оказывается, слова – названия растений и животных – используются в речи не только для обозначения представителей флоры и фауны, но и для наименования разных вещей и предметов, для характеристики людей, оценки их поведения и поступков. Это обогащает словарный запас, делает нашу речь более выразительной, точной. Мы активно используем в речи пословицы и поговорки, среди которых огромное количество «природных», «экологических ». Обратимся к литературным произведениям. « Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Именно в литературе отразились сложности взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин . Через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. «О, светло светлая и украсно украшенная земля русская!» - читаем мы строки летописца Нестора в «Повести временных лет». Душа безымянного автора «Слова о полку Игореве» нерасторжима с родными просторами. Природа живёт и дышит вместе с человеком, радуется вместе с ним победе, печалится при поражении. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину и беречь её природу . Но века спустя М.В . Ломоносов и Г.Р . Державин призывали к освоению природных богатств, не догадываясь, что когда-нибудь наука и производимые ею технологии начнут разрушать материал природы . Но гармония во взаимоотношениях человека и природы все чаще и чаще нарушается . Так, в стихотворении М.Ю . Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: «По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий»… « И ныне всё дико и пусто кругом…» Это закономерный итог вражды человека с природой.

Слайд 6

Модуль «Экология и литература» Героиня поэмы Н.А . Некрасова «Саша» плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся жизнь леса: «...Из перерубленной старой березы Градом лилися прощальные слезы…». «Трупы деревьев недвижно лежали; … Жалобно листья шумели кругом ...». Даже герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров, говоря, что «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник», невольно всматривается в красоту летней ночи, а перед смертью возвращается к природе, осознавая ее величие. Одним из главных защитников природы среди писателей 19 в. был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня» в уста доктора Астрова Чехов вложил своё отношение к природе : «…руби леса из нужды, но зачем истреблять их?» В рассказах К.Г. Паустовского мы находим обращение-воззвание: « родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа ». Валентин Распутин в повести «Прощание с Матерой» рисует страдания людей, вынужденных покидать свою родину. Десятки деревень обречены быть затопленными. Вместе с людьми плачет и природа. Об экологии природы, экологии духа, о тяжелых последствиях утраты нравственных устоев современным человеком пишет Распутин в повести «Пожар». Леспромхоз торопится план выполнить. Герой повести восклицает: «План?! Лучше б другой план завели - на…души! Чтоб учитывали, сколько душ потеряно, сколько осталось!» Где нет любви и жалости к природе, там нет и жалости к человеку. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – значит сохранить жизнь.

Слайд 7

Модуль «Экология и литература» Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды ... Все меньше - окружающей природы. Все больше - окружающей среды. Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений . В заключении Итак , защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. Мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле . Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, - Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...

Слайд 8

Модуль «Экология и литература» III. Практический этап 1.Конкурс на лучшее стихотворение по проблеме мусора. 2.Выставка плакатов с пословицами и поговорками по теме экологии. Стихотворение ученицы 8 класса Стихотворение ученика 9 класса Землю мы считаем раем, Чтоб радость на Земле жила Чистота всем нравится . И было чтоб уютней в ней, - Мусор сами же бросаем, Должна быть чистою она , Надо нам исправиться! Такой сберечь ее сумей! Присмотритесь, как красиво! Ты сбереги цветущим луг, Вертим шар мы голубой… И голубыми все пруды ! И везде, чтоб было чисто , И будь планете верный друг , Мы в ответе, друг, с тобой ! Она воздаст за все труды! Не бросайте, люди, мусор! Будьте добрыми людьми! Чтобы чистою планетой Наслаждаться все могли ! IV. Заключительный этап Подведение итогов работы над проектом . Награждение победителей в конкурсе стихов.

Слайд 9

Модуль «Экология глазами химика» Мини прект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» I.Подготовительный этап. 1.Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера . 2.Определение цели и задач проекта . Цель: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёра, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках. Задачи: 1.Проанализировать ситуацию загрязненности в селе; 2.Научиться выделять проблему и искать способы ее решения для экологической и социальной обстановки в селе; 3.Провести химический анализ почвы в местах наибольшего скопления мусора; 4.С помощью инициативной группы ребят разработать перспективный план реализации мини проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен »; 5.Пропагандировать и углублять экологические знания учащихся и взрослых ; 6.Агитировать жителей на уборку и благоустройство; 7.Воспитывать потребность содержать улицы в чистоте . II. Информационный этап . 1.Сбор информации по теме, анализ литературы. 2.Экскурсия по селу с целью выявления самых загрязненных участков, фотографирование . 3.Разработка мероприятий для обучающихся, педагогов и родителей. Описание продукта в результате выполнения мини проекта : 1.проведение внеклассного мероприятия в форме конкурса-викторины; 2. выпуск информационных листовок – материал для классных часов и внеклассных мероприятий; 3.химические исследования; 4.уборка территории села.

Слайд 10

Модуль «Экология глазами химика» Введение 1.Сбор и анализ информации. Используя природные богатства, человек возвращает природе огромное количество отходов. Около населённых пунктов скапливаются огромные горы мусора, превращая всё в свалки. Мусором завалены обочины дорог. Ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Большинство людей не видят в этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что мусор вернётся к каждому из них в виде болезней и плохого самочувствия. Ужасающая статистика говорит о том, что порядка 60 % людей в мире гибнет именно от загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенного покрова. "…Леса без птиц Для естественной переработки отбросов требуются годы: И земли без воды . а)стеклянная бутылка – 1 млн. лет Всё меньше б)консервные банки – 50-80 лет окружающей природы , в)пластмасса – 20-30 лет Всё больше – г)полиэтиленовый пакет – 20 лет окружающей среды ". д)бумага - 2 .Экскурсия по селу. Фотографирование. Обучающиеся школы 1-9 классов провели экскурсию по селу с целью выявления мест стихийных свалок. Таких очагов безответственного поведения человека оказалось немного, что радует, так как в нашем селе организован централизованный вывоз мусора. Но всегда есть «но».

Слайд 11

Модуль «Экология глазами химика» 3.Разработка мероприятий для обучающихся, педагогов, родителей. 1)Проведение агитации среди обучающихся, педагогов, родителей, жителей по уборке территории села. Уборка территории. 2)Проведение внеклассного мероприятия, тематических классных часов по проблеме загрязнения окружающей среды. 3)Изготовление информационных листов. 4)Проведение исследований почвы, взятой в местах скопления мусора. 5)Разработка перспективного плана реализации мини проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен». III. Практический этап. 1.Исследования почвы, взятой в местах скопления мусора. Почву часто называют главным богатством любого государства в мире, поскольку на ней и в ней производится около 90% продуктов питания человечества. Деградация почв сопровождается неурожаями и голодом, приводит к бедности государств, а гибель почв может вызвать гибель всего человечества. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение. Мы провели исследования почвы в местах, где больше всего обнаружили скопление мусора. Вывод исследований: 1. Получение почвенного раствора и определение его рН. Реакция среднекислая. Растения не переносят кислой реакции и хорошо растут только на нейтральных и близких к ним почвах. 2.Качественное определение карбонат-ионов. Содержание карбонат-ионов заметное, но кратковременное. Это показатель кислотности почвы. 3.Определение сульфат-ионов, хлорид-ионов. Наличие. Снижает плодородие почв.

Слайд 12

Модуль «Экология глазами химика» 2.Проведение внеклассных мероприятий, тематических классных часов по проблеме загрязнения окружающей среды . 3.Проведение агитации среди обучающихся, педагогов, родителей, жителей по уборке территории села. Уборка территории . 4.Изготовление информационных листов.

Слайд 13

Модуль «Экология глазами химика» 5.Разработка перспективного плана реализации мини проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен » (размещён на сайте школы). IV. Заключительный этап. Для того, чтобы найти наиболее подходящий метод утилизации или переработки отходов, мусор необходимо сортировать. Как результат - – отличная экологическая обстановка, дешёвое вторсырьё, сохранение природных богатств. Проделанная работа позволила нам стать внимательнее по отношению к природе и людям, которые нас окружают. Надеемся, что и люди последуют нашему примеру и тоже примут участие в акции «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен». Круглогодично в школе совместными усилиями мы наводим порядок, очищаем территории, высаживаем деревья, кустарники и цветы, проводим экологические мероприятия: трудовые десанты, смотры, конкурсы и осуществляем массу других полезных и важных дел.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль «Математика на страже окружающей среды». Мини –проект «Школьный двор нашей мечты» . 1.Подготовительный этап: Обсуждение актуальности темы мини- проекта, обсуждение экологической проблемы школьного двора, определение цели и задач. Цель: актуализировать внимание детей и взрослых к экологической проблеме школьного двора, способствовать формированию экологической культуры , формировать активную жизненную позицию обучающихся через включение в социально – значимую деятельность . Задачи : -Доказать, что совместными усилиями можно благоустроить школьную территорию; -Организовать совместную деятельность по улучшению экологической ситуации в школьном пространстве; -Провести социологический опрос по выявлению предложений благоустройства школьного двора. -Изучить литературу по данной проблеме. -Разработать мини-проекты «Моя цветочная клумба». -Разработать и осуществить план озеленения и благоустройства школьной территории. Стадии работы над проектом: Мы выбираем: анализируем широкий спектр вопросов, которые значимы для школы и требуют своего решения. Мы исследуем: собираем и анализируем довольно пёстрый и разнообразный спектр информации по заинтересовавшей нас проблеме. Мы планируем : разрабатываем программы действий по реализации социального проекта. Мы действуем : реализуем на практике свою версию решения проблемы. Наша задача совсем не проста: Клумбу хотим мы в прекрасных цветах. И пусть наше диво всё лето Теплом её будет согрето.

Слайд 2

Модуль «Математика на страже окружающей среды». 2 . Информационный этап: Сбор и анализ информации: сбор материала в средствах массовой информации, включение в исследовательскую и поисковую работу, проводим опрос (анкетирование) среди учащихся и жителей села по выявлению актуальности данного вопроса. Б ольшинство опрошенных считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении. В опросе приняли участие 40 человек: 28% - работники школы, 25% -местное население и 47% - обучающиеся школы. На первый вопрос 95% опрошенных ответили: «Да – проблема актуальна»; Что вам хотелось бы создать на территории? – 70% отвечающих хотели бы создать цветники с использованием современных элементов дизайна; Большинство опрошенных (85%) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.

Слайд 3

Модуль «Математика на страже окружающей среды». 3. Практический этап. - проведение исследования экологического состояния школьной территории; - конкурс проектов «Школьная клумба» на лучший мини-проект.; - фото-конкурс «Школьный двор моей мечты»; - подсчитали смету расходов Статья расходов Стоимость руб. Кол-во единиц Всего, руб. Семена цветочных культур 10 100 пачек (цинния, бархатцы, астра, петуния, сентябринки , хоста, ирисы ) 1000 Приобретение агрохим . добавок 90 900 Поливочный шланг 80 30м 2400 Садово-огородный инвентарь 150 Лопата- 4, Грабли – 2, Тяпка- 4 1500 Ограждения для клумб 450 40 шт по 3 м 18000 Лейка 120 3 360 Ведро 150 3 450 Известь для побелки 100 3 300 Бумага для печати 200 2 400 ИТОГО: 25300

Слайд 4

Модуль «Математика на страже окружающей среды». Приступили к реализации проекта. Разбили новые клумбы на территории школы, расширили цветочно-декоративное содержания клумб, приобрели семена и начали выращивать рассаду. Трудовой десант «Школа парк» по улучшению экологической ситуации в школьном пространстве. Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. Уход за посаженными цветочными культурами.

Слайд 5

Модуль «Математика на страже окружающей среды». Заключительный этап . Мы реализовали проект: Наш школьный двор будет прекрасен, В нём яркие клумбы, дорожки вокруг. Наш дворик будет цветами украшен, И создан трудами маленьких рук. В нём каждый цветок будет к солнцу стремиться, Искрящийся смех раздаваться вокруг! Ведь в жизни мы сможем успеха добиться, Когда всё красивым будет вокруг! В результате реализации проекта благоустроено своими силами и посажено 8 клумб, произведено озеленение вокруг спортивной площадки. Школьная территория для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно. Мы не хотим остаться в стороне от больших дел. И самое главное – этот мини-проект отвечал современным экологическим запросам, а именно оздоровлению нашего общества, Озеленение вокруг спортивной площадки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль «Математика на страже окружающей среды» «…Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры…» Галилео Галилей (1564 – 1642, итальянский учёный) «Лесная» математика. I . Подготовительный этап. Цели: Показать глобальность проблемы бережного отношения к растениям, деревьям; Использовать математику – как науку, тесно связанную с экологией, позволяющую дать количественную оценку состояния окружающей среды; Через математику и экологию формировать позитивное отношение к окружающей среде. Задачи: 1. Изучить состояние «лесной» проблемы. 2. Провести конкурс рисунков, содержащие материал по вопросам проблемы бережного отношения к деревьям, лесу. 3.Разработать ряд математических задач экологической направленности. 4.Развивать вычислительные навыки.

Слайд 2

Модуль «Математика на страже окружающей среды» II . Информационный этап. Лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Деревья — бесценная часть окружающей среды. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли, болезнетворных микробов. В лесах находят стол и дом множество видов растений, животных и микроорганизмов. Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья. Мы должны научиться отказываться от маленьких удобств во избежание возможных экологических катастроф. III . Практический этап. На территории с.Васильевка расположен живописный Копытинский лес. Ежегодно обучающиеся и педагогические работники МКОУ Васильевская ООШ совершают однодневные походы в лес и могут своими глазами наблюдать за природной красотой Копытинского леса. Дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам. И это направление активно развивается в школе.

Слайд 3

Модуль «Математика на страже окружающей среды» Туристко-краеведческая деятельность постепенно приобретает всё более яркую экологическую направленность. У школьников МКОУ Васильевская ООШ имеется замечательная возможность проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях. Во время походов совершенствуются туристские и краеведческие навыки, умения; расширяется кругозор воспитанников, добываются новые знания по истории, культуре, природе родного края. В процессе умеренных физических нагрузок на свежем воздухе происходит укрепление здоровья обучающихся; участники похода приобретают жизненно важные навыки выживания в автономной среде, учатся оказанию взаимопомощи, самостоятельности, ответственности, приобретают навыки самообслуживания. И самое главное, учатся любить то, что их окружает: лес, реку, луг, поле, животных и птиц, то, что формирует основы экологического мировоззрения каждого человека. Обучающиеся изучили состояние «лесной» проблемы - это вырубка лесов. А в последние годы площади вырубленных и сгоревших лесов в 7 раз превышают площади территорий, где посадили новые деревья. Каждый год вырубается примерно 400 тыс. кв.км леса. 125 миллионов деревьев вырубается только для производства бумаги. Что мы сможем сделать, чтобы сохранить наши леса? Надо быть на своей земле разумным хозяином. Чтобы привлечь внимание окружающих к проблеме охраны окружающей среды, в школе был проведен конкурс рисунков. Конкурс рисунков «Защитим лес!»

Слайд 4

Модуль «Математика на страже окружающей среды» Математика – одна из наук, тесно связанная с экологией. Применение математических формул, обработка статистических данных помогает решать задачи по восстановлению экологического равновесия в природе. Юные туристы с большим удовольствием решают экологические задачи, а также сами составляют задания! «Лесные» задачи. В палаточном лагере на площади в 1 га за 3 месяца отдыхают 10 тыс. туристов. За сутки один невоспитанный турист может: 1) сжечь 1 м.кв. древесины; 2) оставить на дереве автограф площадью 1дм.кв.; 3) сломать до 10 молодых деревьев. Какой вред могут принести лесу 10 тыс. невоспитанных туристов? В парке отдыха лиственница даёт ежегодный прирост древесины 11 куб. м на каждом гектаре. В соседнем лесном массиве прирост составляет 4, 35 куб.м. В каждой роще запас древесины равен 200 куб. м на 1 га. Деревья какого массива производительней? Во сколько раз? Какие технические преимущества имеет лиственница перед другими деревьями? Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?

Слайд 5

Модуль «Математика на страже окружающей среды» Туристы шли от поселка Барзас до деревни Дмитриевка 2 часа со скоростью 9 км/ч. После этого осталось пройти до села Осиновка в 2 раза больше того, что они прошли. Сколько всего км прошли туристы? В школе за день остается около 1572 грамма бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 524 учащихся и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12 взрослых деревьев? IV . Вывод. При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. На основе математических вычислений, люди делают выводы о том, какую пользу или вред мы наносим природе, а значит и нашему будущему. Математика позволяет проводить точные измерения, делать расчёты и подтверждать наблюдения. Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.

Слайд 6

Модуль «Математика на страже окружающей среды» Мини проект «Математика на страже окружающей среды» I.Подготовительный этап . 1.Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. 2.Определение цели и задач проекта. Цели: Показать глобальность проблемы загрязнения мусором; Использовать математику – как науку, тесно связанную с экологией, позволяющую дать количественную оценку состояния окружающей среды; Через математику и экологию формировать позитивное отношение к окружающей среде. Задачи: 1. Изучить состояние «мусорной» проблемы . 2.Разработать листовки, содержащие материал по вопросам проблемы загрязнения окружающей среды мусором. 3.Разработать ряд математических задач экологической направленности. 4.Разработать рекомендации по борьбе с мусором, сохранению окружающей среды. 5.Развивать вычислительные навыки . II. Информационный этап 1.Сбор информации по теме, анализ литературы. 2.Анкетирование обучающихся. Введение Для жизни человеку нужны чистый воздух, качественная вода, незараженная почва, но с развитием цивилизации вредное воздействие людей на природу становится угрожающим для нее. Во всём мире растёт понимание того, что, разрушая природные системы Земли, человечество уничтожает своё будущее. Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии окружающей среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт и отдыхает. Поэтому, я считаю, что одной из важных задач в школе является формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.

Слайд 7

Модуль «Математика и экология» 1.Сбор информации. Из истории. 1.Участок земли под Иерусалимом, куда сбрасывали и периодически сжигали отходы, в Библии назван Геенной Огненной. Для христиан Геенна стала одним из обозначений Ада. 2.Не менее известен один из 12-ти подвигов, которые совершил герой древнегреческих мифов Геракл - он решил проблему отходов, накопившихся в конюшнях царя Авгия. 3. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен . 4. Впервые проблемой переработки мусора занялись в Англии 200 лет назад. В конце XIX века там появился первый завод по сжиганию мусора. Наука о мусоре – гарбология , к сожалению, находится на почетном 4 месте среди непопулярных наук: •2,12 миллиарда тонн – столько мусора ежегодно производит человечество. Эта гора весит намного больше общей массы всех жителей Земли - 287 млн. т •За одну секунду в мире появляется почти 4 кг безвредного мусора, то есть картофельной кожуры, яичной скорлупы, шелухи от семечек. Он составляет 29 % от среднестатистической мусорной корзины современного человека. Что же касается других составляющих, то 25% -это картон и бумага, 13% - стекло, 11% -пластик, 4% - металл и 18% - другие материалы. •Если из мусора, который жители России выбрасывают за год , построить башню площадью 1 кв.м , по ней можно было бы добраться до Луны, а весила бы она в 10 раз больше пирамиды Хеопса. •Ежегодный вклад каждого из нас в это масштабное сооружение составляет 400–500 кг. •Ежегодно в мире на свалку выбрасывается 7 000 000 тонн одежды, из которых только 12% перерабатывается и повторно используется. 2.Анкетирование обучающихся. Учащимся была предложена анкета с четырьмя вопросами: 1. Волнует ли вас проблема мусора в настоящее время ? 2. Как вы утилизируйте бытовой мусор ? 3. Знайте ли вы, что мусор можно переработать вторично ? 4.Что необходимо сделать, чтобы наше село было чистым?

Слайд 8

Модуль «Математика и экология» Результат: 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос Ответы:  не сорить – 11 человек  убирать мусор – 8 человек  поставить урны – 2 человека  штрафовать – 5 человека III. Практический этап 1 .Определение количества мусора Провели небольшое исследование, сколько и какой мусор выбрасывает одна семья из 4 человек. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его.

Слайд 9

Модуль «Математика и экология» Получается , что семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 114 кг. В селе проживает 298 чел. значит, за год выбрасывается 8 493 кг мусора . Большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%), на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5 %). Мы провел исследования среди учащихся класса . Сколько пластиковых бутылок в среднем их семья использует за год ? 36 бутылок в среднем выбрасывается за год одной семьёй. В нашем селе - 220 семей. Посчитаем , сколько бутылок выбросят за год жители села, если в среднем они используют 36 бутылок: За 1 год: 36 бут. • 220 =7920бут. За 10 лет: 7920бут. • 10 = 79200 бут. За 50 лет: 7920бут. • 50 = 396000бут Какую площадь займут 7920 бутылок, если их сложить в ряд? Диаметр одной пластиковой бутылки – 9 см . Длина бутылки – 32 см . Площадь, занимаемая одной бутылкой – 9 • 32 = 288 (кв. см) Площадь, занимаемая 7920 пластиковыми бутылками: 288 •7920 =2280960 (кв. см)= 228,096 (кв. м) Какую площадь займут пластиковые бутылки за 10 лет , за 50 лет? за 10 лет – 228,096 •10 = 2280,96 кв . м., за 50 лет –228,096 • 50 = 11404,8кв.м. Внимание!!! На этой площади можно было бы посеять пшеницу, кукурузу, гречиху, подсолнечник и другие с/х культуры.

Слайд 10

Модуль «Математика и экология» 2. Экологические задачи на уроках математики . Задача № 1 Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать до 10 лет . Консервная банка – в 9 раз дольше, а полиэтиленовый пакет на 110 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет? Решение : 1) 10*9 = 90 лет 2) 90+110 = 200 (лет) Ответ: пластиковый пакет пролежит 200 лет Задача № 2 Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100 л загрязнённой воды. Сколько загрязнённой воды поступает в реку за час? за сутки? Решение : 1) 100∙60 = 6000 (литр/час) 2) 6000∙24 = 144000 (литр/сутки) Ответ : загрязнение составляет: 6000 литров в 1 час; 144000 литров в сутки. Задача № 3 В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 3 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев. Решение: 1) 3 часа=180 мин. 2) 180:10 = 18 , 3) 18 · 9=162 Ответ: за 3 часа погибнет от пожара 162 дерева. Использование эко задач является показателем экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества. Решая задачи экологического содержания, объединяются эмоциональное восприятие с рациональным . Вывод : Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет! И помните слова … «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»

Слайд 11

III. Практический этап

Слайд 12

III. Практический этап

Слайд 13

Вывод « Все мы дети одного корабля по имени Земля , значит, пересесть из него просто некуда... Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету», - писал французский писатель, поэт Антуан де Сент-Экзюпери. Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека на земле. Чтобы спасти нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. Если каждый из нас будет выполнять эти правила, мы думаем, что окружающий нас мир станет чуточку чище. Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем селе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т Грамотность чтения как компонент функциональной грамотности

материалы использовать на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях,во внеклассных мероприятиях...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...