внеурочная работа 10 класс
методическая разработка по экологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Омской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Могильно- Посельская СОШ»
Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № 1 от «29» август 2023г | Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова Приказ № 35 от «29» августа 2023г |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Здоровая среда»
для 10 класса.
подготовила: О.В.Гагарина
учитель
с. Могильно-Посельское 2023-2024г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Внеурочная деятельность курса «Здоровая среда» предназначена для учащихся 10 класса в рамках, оздоровительного направления. Потребность беречь свое здоровье, как индивидуальную и общественную ценность характеризуется данным курсом. Он направлен на формирование у обучающихся знаний и навыков здорового образа жизни. Курс внеурочной деятельности разработан с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Программа актуальна тем, что в настоящее время состояние российских школьников вызывает тревогу у специалистов, потому что здоровье школьников ухудшается с каждым годом по сравнению с их сверстниками пяти или десяти лет назад. Увеличение частоты болезней происходит в возрастные периоды, когда учащиеся получают среднее образование. Здоровье человека тема достаточно актуальная во все времена, но в настоящее время она становится первостепенной. Творцом своей судьбы в полной мере может стать только здоровый ученик. Программа « Здоровая среда » является комплексной программой по формированию культуры и здоровья, учащихся. Данная программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья и включает в себя, как теоретическую, так и практическую часть.
Целью курса: является формирование культуры безопасной жизнедеятельности, навыков ведения здорового образа жизни и принципов здоровье сбережения.
Задачи курса: формирование у учащихся здорового образа жизни за счет:
формирования навыков и сохранения своего здоровья как общественную и индивидуальную ценность, отрицательного отношения к приему психотропных веществ, профилактики вредных привычек, привычки правильного питания, соблюдения режима дня и личной гигиены, умения бороться со стрессовыми ситуациям, ведения активного образа жизни.
#1056;езультаты освоения курса внеурочной деятельности.
При изучении курса внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты направлены:
- формирование ценностного отношения к своему здоровью; активной жизненной позиции и мотивации в отношении ведения здорового образа жизни, целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей;
-формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды и организма человека в целом.
Предметные результаты:
В результате реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся должны:
- знать факторы, отрицательно влияющие на организм человека, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте ведения физически активного образа жизни в организации здорового образа жизни;
- воспитать в себе ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
-сформировать культуру поведения в окружающей среде,
- уметь соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни;
- уметь оценивать последствия своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному организму;
- уметь организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития, вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их.
Метапредметные результаты.
- выработать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уметь самостоятельно составлять и определять план и цели деятельности;
- понимать значение физической культуры как явления культуры для, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать активно занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления;
- владеть способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
- извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях строения организма, обсуждать полученные сведения, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- уметь с достаточной четкостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления;
-регулировать учебную деятельность, направленную на познание закономерностей человеческого организма;
- осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
II. Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема 1. Что мы знаем о себе? (2 часов)
Здоровье - основное право человека. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Что такое режим дня? Во сне и наяву. Факторы риска здоровью. Правила безопасности в быту. Знакомство с собой. Встречают по одежке. Три правила красоты. Всегда ли наше впечатление о себе является правильным? Мы такие разные, и всё же. Как управлять эмоциями.
Виды деятельности: беседа, практико - ориентированные занятия, тестирование, арт-технологии, игровые занятия. Викторина « Кожа – зеркало здоровья».
Тема #1054;кружающая среда и здоровье человека (5 часов)
Антропогенное влияние на среду обитания и здоровье человека. Понятие окружающей среды. Взаимосвязь среды и организма. Вода как фактор биосферы. Качество питьевой воды и ее связь с состоянием здоровья. Почва и здоровье. Особенности действия физических и химических факторов, атмосферного воздуха на организм человека. Световой фактор, освещенность. Источники загрязнения среды. Формирование потребностей в сохранении природной среды обитания. Понять и принять себя (о самооценке, управлении эмоциями).Понять и принять других (о толерантности, субкультурах, разрешении конфликтов). Социальные сети и компьютерные игры.
Виды деятельности: практические занятия, выполнение профилактических тестов, решение ситуативных задач, оценка результатов подготовки.
Тема 3. Принципы здорового питания (4 часов)
Научись управлять своими пищевыми привычками - и со временем сможешь управлять своей жизнью. Растительная и животная пища. Причины предпочтения в питании. Психология питания: эмоции, мотивационные и смысловые основания приема пищи. Формирование индивидуального стиля (способа) пищевого поведения. Энергия и ее расход. Масса тела и калорийность рациона. Физическая нагрузка. Водный режим. Правила здорового питания. Вкусное и полезное меню на неделю. Диета. Режим питания. Питание при болезнях. Маркировка продуктов.
Виды деятельности: практические занятия, лабораторно - исследовательские мероприятия, решение ситуативных задач, составление меню. Выпуск стенгазет. Проект « Мир вокруг меня». Викторина « Корзина грецких орехов». Ролевая игра-конференция « Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».
Тема 4. Пока мы дышим, мы живем (3 часа)
Образ жизни. Вредные привычки и зависимости. Навыки личной гигиены, двигательная активность, полезные привычки в поддержании здоровья. Химическая зависимость. Социальные болезни. Семья и здоровье.
Виды деятельности: лекции, семинары, тренинг: «Если захочу, то смогу победить», «Моя формула здоровья», «Урожай вредных привычек», «Право выбора», тестирование.
Тема 5. Здоровье -богатство во все времена (3 ч)
В движении - жизнь. Культура здорового образа жизни и народные традиции. Различные методики оздоровления. Творческая активность, здоровье и долголетие. Возможности вашего организма. Спорт и жизнь. Опора и движение. Что такое правильное дыхание? Как улучшить спортивный результат (о естественных, медикаментозных стимуляторах, о допинге). Опасности малоподвижного образа жизни. Развиваем основные физические качества.
Виды деятельности: интерактивная лекция, практические занятия, решение ситуативных задач, замеры собственной физической подготовленности, оценка результатов подготовки.
Практическая работа «Определение степени закаленности».
Проект «Как стать долгожителем?».
Тренинги: «Хочешь быть здоровым – будь им», «Взгляни на одни и те же события по-разному», «Счастливое или ужасное завтра».
Конкурс рисунков. Викторина « О пользе закаливания».
Тематическое планирование.
№ П/П | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
17 | 14 | 3 | ||
Тема 1. Что мы знаем о себе? | 2 | 2 | 2 | |
1 | Здоровье - основное право человека. | 1 | 1 | - |
2 | Как управлять эмоциями? | 1 | 1 | - |
Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. | 3 | 5 | 5 | |
3 | Понятие окружающей среды. | 2 | 2 | - |
4 | Вода как фактор биосферы. | 2 | ||
5 | Социальные сети и компьютерные игры. | 1 | 1 | - |
Тема 3. Принципы здорового питания. | 5 | 4 | 4 | |
6 | Пищевые привычки. Растительная и животная пища. | 1 | 1 | - |
7 | Энергия и ее расход. | 1 | ||
8 | Правила здорового питания. | 1 | 1 | - |
9 | Диета. Режим питания. | 1 | ||
Тема 4. Пока мы дышим, мы живем. | 2 | 3 | 3 | |
10 | Образ жизни. | 2 | ||
11 | Семья и здоровье. | 1 | 1 | - |
Тема 5. Здоровье – богатство во все времена. | 2 | 3 | 3 | |
12 | Культура здорового образа жизни. | 2 | 1 | |
13 | Спорт и жизнь. | 1 | 1 |
Календарно- тематическое поурочное планирование
№ П/П дата | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
17 | 14 | 3 | ||
Тема 1. Что мы знаем о себе? | 2 | 2 | 2 | |
1 #1075; | Здоровье - основное право человека. | 1 | 1 | - |
2 #1075; | Как управлять эмоциями? | 1 | 1 | - |
Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека. | 3 | 5 | 5 | |
3 #1075; #1075; | Понятие окружающей среды. | 2 | 2 | - |
4 #1075; #1075; | Вода как фактор биосферы. | 2 | ||
5 #1075; | Социальные сети и компьютерные игры. | 1 | 1 | - |
Тема 3. Принципы здорового питания. | 4 | 4 | 4 | |
6 #1075; | Пищевые привычки. Растительная и животная пища. | 1 | 1 | - |
7 #1075; | Энергия и ее расход. | 1 | ||
8 #1075; | Правила здорового питания. | 1 | 1 | - |
9 #1075; | Диета. Режим питания. | 1 | ||
Тема 4. Пока мы дышим, мы живем. | 2 | 3 | 3 | |
10 #1075; #1075; | Образ жизни. | 2 | ||
11 #1075; | Семья и здоровье. | 1 | 1 | - |
Тема 5. Здоровье – богатство во все времена. | 2 | 3 | 3 | |
12 #1075; #1075; | Культура здорового образа жизни. | 2 | 1 | |
13 #1075; | Спорт и жизнь. | 1 | 1 |
Список литературы и интернет - ресурсов.
#1050;нига Зожника. Физкультура, питание и здоровый смысл –М. Кудеров,
Ю. Кудерова, А. Максименко. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер» 2019
#1047;доровые привычки - Л. Ионова. Москва. «Альпина Бизнес Букс» 2013
#1045;шь правильно, беги быстро - С. Джурек. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014 -(Yesh_pravilno_read. pdf)
4. Еда и мозг на практике – Д. Перлмутер, К. Лоберг- (eda-i-mozg-na-praktike-read_stamped. pdf)
5. Скажи «да» своему здоровью – Л. Никсон (rastit-dieta-read_stamped. pdf )
6. Здоровый сон без стресса. - Ш. Стивенсон (bez-stressa-read_stamped. pdf)
7. Рецепты здоровья и долголетия - Л. Кемпбелл. Москва. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
8. Ешь, двигайся, спи. Год прожитый правильно –
9. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. Москва. ООО «Глобус»,2008
10. Игровые технологии в преподавании биологии 8-11 классы. Москва. ООО « Планета»,2016
11. Предметные недели в школе: Биология, Экология, Здоровый образ жизни.
В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная работа в 5 классе
Планирование внеурочной деятельности в 5 классе....
«Танцевальная переменка» (методические рекомендации по внеурочной работе для учителей начальных классов)
Главной задачей данного методического пособия «Танцевальная переменка» является –организации внеурочной деятельности, которая будет способствовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников....
«Современные формы внеурочной работы с классом»
Опыт успешной творческой работы с классом, в основном рассказывающий о таких современных игровых формах, как геокешинг и квест. Может быть полезен в краеведческой работе....
Внеурочная работа на уроках математики в 5 классе
Внеурочная работа на уроках математики в 5 классе представлена в виде "Математической дуэли" между учащимися и их родителями....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС В 5 КЛАССЕ.
Цель, задачи, место в учебном плане, таблица тематического распределения часов, опыт работы с разделом поэтического перевода стихотворения, итоги....
Исследовательская работа "Организация внеурочной работы через олимпиады, конкурсы профессионального мастерства и демонстрационные показы"
В работе исследованы основные задачи внеурочной деятельности и организационные модели внеурочной деятельности по профессии "Парикмахер"...