Конспект занятия "Солнце и мы"
план-конспект занятия (5 класс)
В данном занятии рассматриваются вопросы о понятии солнца, о значении Солнца на Земле и влиянии его на здоровье и эмоциональное состояние человека; использование человеком солнечной энергии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 431.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «СОЛНЦЕ И МЫ»
Цель: понятие солнце, влияние солнечного света на здоровье человека.
Задачи:
- Формировать представления обучающихся о значении Солнца на Земле и влиянии его на здоровье и эмоциональное состояние человека; использование человеком солнечной энергии.
- Развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Тип занятия: исследование.
Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Планируемые результаты
Предметные:
- находить связи в природе, между Солнцем и жизнью на Земле;
- понимать, что Солнце является источником света и тепла.
Метапредметные:
Регулятивные:
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
- принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности
Познавательные:
- работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
- задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре;
- развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
- осознание необходимости учения;
- учиться выражать свое мнение;
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
Материал к занятию: мультимедийный проектор, компьютер, презентация на тему «Солнце и мы», листы с текстами для учеников, карточки-схемы, картинки солнца для самооценки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Я держу в ладошках солнце и дарю его друзьям.
Улыбнитесь – это просто. Лучик солнца – это вам!
- Введение в тему занятия
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? В Древней Греции ему поклонялись как единственному божеству, которое можно увидеть, и называли его Гелиосом, который разъезжал по небу на огненной колеснице. В Египте его называли РА, славяне – ЯРИЛО. Египтяне верили, что за день оно пересекает небо, а за ночь переплывает огромную реку, окружающую всю Землю… Что это? (Солнце)
- Изучение нового материала
- Сегодня мы отправимся в путешествие по космическому пространству и узнаем ответ на вопрос: «Что такое солнце и как оно влияет на нас?»
- Что мы знаем о солнце?
- Что ещё было бы интересно узнать о солнце?
Дети задают вопросы, а педагог записывает их на доске.
- Сколько лет солнцу?
- Как велика звезда Солнце?
- Какая температура на солнце?
- Почему солнце жёлтое?
- Как далеко находится Земля от Солнца?
- Из чего состоит Солнце?
- Когда потухнет Солнце?
Игра «Дары Солнца» (прием «Ассоциативный куст»)
На доске – большое солнышко. Дети перечисляют, что солнышко дарит земле (тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т.д.). Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.
- Что такое солнце?
- Солнце – монетка, - скупой проворчал.
- Нет - сковородка! - обжора вскричал.
- Нет - каравай, - хлебопёк произнёс.
- Компас - сказал убеждённый матрос.
- Солнце - звезда! – астроном объяснил.
- Доброе сердце!- мечтатель решил.
Работа в парах
- Что дает нам Солнце? Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара получит вопрос, на который должна найти ответ. В течение 10 минут вы должны прочитать текст, найти ответ на поставленный вопрос и записать его на листочках.
- Солнце – источник света и тепла, дающий нам жизнь, и источник ультрафиолетового излучения. Мы живём в Солнечной системе, и её центром является звезда по имени Солнце. В соответствии с законом в нашем организме тоже есть центр, и этот центр – сердце. Людей всегда интересовал вопрос, как связаны эти два центра, как влияет солнце не только на здоровье человека, но и на его настроение. Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на свой вопрос и записать в тетрадь.
1 группа: Как солнечный свет влияет на настроение человека? (Приложение 1)
- Солнце - сильное средство для укрепления организма человека.
2 группа: Как влияет солнце на здоровье человека? (Приложение 2)
- Солнечное тепло и свет необходимы не только человеку, но и животным и растениям.
3 группа: Как влияет солнце на другие живые организмы? (растения, животные) (Приложение 3)
- Что мы знаем о солнце? А чего еще не знаем? Интересно, Солнце друг или враг?
4 группа: Солнце друг или враг? (Приложение 4)
Педагог раздает вопросы и карточки-помогайки, в которых обучающиеся могут найти ответы на свои вопросы, используется прием инсерт: дети делают пометки на полях карточки, выделяя из рассказа главное. После того, как дети подготовят сообщение, представитель каждой группы выходит и знакомит всех с информацией-ответом на поставленный вопрос.
- Итак, просьба представителям каждой группы поочередно ответить на поставленный вопрос.
Учащиеся в краткой форме отвечают на вопрос.
- Много загадок таит в себе звезда по имени Солнце. Предлагаю вам посмотреть фильм «Солнце» и ответить на некоторые вопросы.
Просмотр учебного фильма «Солнце»
Солнце - единственная звезда солнечной системы. Ему около 5 миллиардов лет. Масса солнца равна суммарной массе всей Солнечной системы. Температура поверхности Солнца – 6000 градусов С. Диаметр Солнца – 1391980км. Среднее расстояние от Земли до Солнца150 000 000 км. Свет проходит от него за 8 минут. Солнце светит почти белым светом, но прямой свет Солнца у поверхности нашей планеты приобретает некоторый жёлтый оттенок из-за сильного рассеивания. Вот почему нам Солнце кажется жёлтым! При ясном небе, вместе с голубым светом от неба, солнечный свет вновь даёт белое освещение. Солнце состоит из водорода и гелия. Солнца хватит ещё на 5 миллиардов лет, приблизительно столько же ему сейчас. Солнце, как и другие звёзды, движется в космическом пространстве. Оно вращается вокруг своей оси, совершая один оборот чуть больше, чем за 27 земных суток.
Прием «Мозговой штурм»
- Какие новые знания вы открыли о звезде Солнце?
- Солнце относится, к какой природе?
- Как оно связано с живой природой?
- Почему на Земле происходит сменяемость времен года, частей суток?
- Правильно, сменяемость времен года и частей суток происходит от движения Земли вокруг Солнца и своей оси. Знаете ли вы, что Солнце выбрасывает огромное количество энергии в космос, но до Земли доходит лишь маленькая ее частица. Но и этой частице Солнца хватило бы, чтобы человечество отказалось от электричества. Как использует человек энергию солнца?
- Да, человек создал солнечную печь, которая отапливает здание с помощью нагревания воды (использование тепловой энергии Солнца). В настоящее время работают солнечные электростанции. Еще один удивительный факт о солнечной энергии заключается в том, что ее можно использовать для очистки воды.
ФИЗМИНУТКА
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
- В старину, когда у человечества еще не было часов, время измеряли солнечными часами. Давайте и мы с вами создадим солнечные часы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ
- Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.
Показ способов выполнения поделки, процесс изготовления солнечных часов учащимися.
- Итак, Солнце – это источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей. М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца…» Для жителей планеты Земля огромное значение имеют солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Давайте проведем опыт: положим на подоконник бумагу разного цвета и оставим на некоторое время. После чего определим на ощупь, какого цвета бумагу солышко нагрело сильнее или слабее.
Опыт «Тепло-холодно»
Разложить цветную бумагу на подоконнике на солнечной стороне, бумага какого цвета через несколько миут станет теплее, а какая останется холодной.
Опыт «Мяч светит отраженным светом»
Зажжем в темной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря освещает мяч и отражается от него. Такой свет называют отраженным. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым, потому что он не излучает собственного света.
Опыт «Тень»
Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и никакой тени не было бы.
-Сколько загадок существует о Солнце! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная легенда о Солнце. Сначала Солнце было очень большим, но после того как появились люди, оно начало уменьшаться: ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает, то его звезда гаснет и падает. Если умер праведный (добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце, а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди, получается месяц.
- ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Практическая работа.
Составление схемы-карты «Влияние Солнца на живые организмы»
СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН
1 строчка- Солнце
2 строчка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного предмета
3 строчка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему.
4 строчка – ключевая фраза, раскрывающая сущность
5 строчка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения
Например.
Солнце
Огненное, гигантское
Согревает, влияет, изменяет
Солнце-источник жизни на Земле
Звезда
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Что нового открыли для себя?
- Что удивило? Восхитило?
- Ответили ли вы на все вопросы?
Рефлексия
- Если вам было все понятно, интересно на занятии, вы узнали много нового – покажите веселое солнышко, если было не интересно, скучно, ничего нового не узнали покажите грустное солнышко.
Примечание 1
КАК СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ ВЛИЯЕТ НА НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Свет, излучаемый Солнцем, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. В то же время переизбыток солнечного света также может пагубно действовать на наш жизненный тонус. Ученые в ходе долгих исследований пришли к выводу, что солнечный свет имеет отношение не только к нашему физическому состоянию, но также он часто становится определяющим психическое состояние человека. Сравните свое настроение в яркий солнечный день и пасмурный непогожий... В нашем сознании солнечные лучи ассоциируются с радостью.
Психологи отмечают, что объясняется это выработкой серотонина, гормона радости, которой способствует солнечный свет. При этом воздействие солнечного света зависит от интенсивности, длины его волны и количества получаемого излучения. Как пишут учебники физики, поток солнечного света состоит из видимой, инфракрасной и ультрафиолетовой области спектра. Тепло переносит инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение способствует выработке витамина D.
Врачи установили, что ежедневная потребность человеческого организма в витамине D составляет около 400 единиц. Всего лишь 15 минут воздействия солнечных лучей на наше лицо обеспечивает нас необходимой дневной нормой витамина D, который в свою очередь обеспечивает поступление в нужных пропорциях кальция и фосфора в кости человека, делая кости крепкими.
Солнечный свет важен для нормальной работы глаз, обеспечивая видимую часть его спектра. Кроме того, свет регулирует биоритмы человека. Доказано, что длительное световое голодание может повлечь снижение иммунитета организма.
В зависимости от условий освещения у человека может снижаться работоспособность или развиваться заболевания органов зрения. Лучи ультрафиолета обладают бактерицидными свойствами, а также образуют в коже разнообразные биологически активные вещества и витамины, стимулируя выработку пигмента меланина.
Солнечный свет способствует выработке гормона мелатонина, от количества которого в организме человека зависит скорость его старения. Небесное светило провоцирует массовые волнения: чаще всего именно летом начинаются кризисы, войны, бунты и волнения. На самочувствие человека оказывает влияние не интенсивность солнечных лучей, а продолжительность светового дня.
Солнце и здоровье человека.
Солнце – самое великое,
что могут видеть глаза человека.
Р. Давыдов
Солнце - это не только центральное светило Солнечной системы, но и частное проявление космического универсального света. Проявление солнечной активности оказывает сильное влияние на человека. Организм человека – это своего рода Вселенная в бесконечности Космоса. Вселенная организма человека (от молекул до систем органов) устроена также гармонично, как и наша Солнечная система. «Солнце – есть Сердце системы, так же сердце человека есть солнце организма». Солнце при каждом своём обороте сокращается так же ритмично, как человеческое сердце. Феномен пятнообразования подобен правильной и здоровой пульсации сердца. Ритмическая работа Солнца и работа человеческих сердец определённым образом связаны между собой (например, солнечный луч достигает Земли за 8 минут, артериальная кровь достигает мозга после сокращения сердца за 0,8 секунд).
Как влияет деятельность Солнца на здоровье человека?
Изучение этого вопроса показало, что в каждом столетии происходят похожие события на разных участках Земли. Это говорит о том, что эти явления вызываются некоторыми силами, строго-периодически влияющими на человечество. Электрическая энергия Солнца является тем внешним естественным фактором, который оказывает влияние на ход исторического процесса.
Теперь же обратимся к рассмотрению зависимости, существующей между человеческим организмом и различными колебаниями окружающего его пространства. Электрическое действие солнечного света на атмосферу вызывает в ней ряд химических превращений.
Исследования показали, что число несчастных случаев и травматизма на транспорте увеличивается во время солнечных бурь, которые оказывают влияние на центральную нервную систему (появляется заторможенность, медлительность, ухудшается сообразительность, увеличивается вероятность принятия неверных решений).
Во время экстремальных космических ситуаций страдает энергетика и ребёнка. Могут появляться нарушение сна, беспокойство, плаксивость, потеря аппетита, повышение температуры, возможно повышение возбудимости, нарушение внимания, могут возникать конфликтные ситуации.
Совсем недавние исследования группы ученых выяснили, что при нахождении на солнце у человека снижается давление, уменьшается образование тромбов, а поэтому солнце не только улучшает здоровье, но и продлевает жизнь, может предотвратить возникновение таких серьезных заболеваний, как инсульт и инфаркт. И если поставить на весы пользу от предотвращения сердечных заболеваний и вред от возможности возникновения раковых заболеваний, то первое перетянет.
Выводы ученых актуальны, потому что ранее основным плюсом нахождения на солнце было лишь одно – выработка витамина D.
Ученые предупреждают, что время нахождения на солнце будет изучаться в дальнейшем. Сделаны только первые выводы.
Польза солнца
- В мозге под действием солнца вырабатывается серотонин (уточним, что серотонин вырабатывается не только под действием солнца) – гормон, играющий громадную роль в процессах свертываемости крови, влияет на аллергические реакции, его называют «гормоном счастья», наличие в крови серотонин в достаточном количестве повышает настроение, отвечает за половое возбуждение.
- Под действием солнца вырабатывается витамин D (кальциферол), который способствует укреплению костной ткани, помогает вывести из организма тяжелые металлы, способствует укреплению иммунитета.
- Под воздействием лучей солнца в организме высвобождается биологически инертный нитрит NO3 и превращается в нитрат и окись азота, которые снижают давление и уменьшают вероятность инфарктов и инсультов.
- Солнце оказывает антибактериальное действие, уменьшается количество угрей, быстрее заживают ранки и порезы, а значит, кожа становится лучше.
Вред солнца
- Загар – защитная реакция организма на действие солнечных лучей, он является первым признаком вредного воздействия солнца на человеческий организм. При дальнейшем пребывании на солнце можно получить ожог (кожа болит, появляется краснота, затем кожа облезает). У некоторых людей возможно возникновение меланомы (рак кожи).
- Вредно для глаз/
- Длительное воздействие ультрафиолетовых лучей сушит кожу, а значит, способствует старению.
- При длительном пребывании на солнце возможен солнечный удар. Признаки: тошнота, учащение пульса, повышение температуры. Возможна потеря сознания и даже летальный исход.
ВЛИЯЕТ ЛИ ЗАГАР НА ЗДОРОВЬЕ КОЖИ?
Большинство из нас благодаря воздействию солнца чувствуют себя здоровыми, энергичными и полными жизни. Ультрафиолетовые лучи жизненно необходимы для нас: под действием этого излучения в коже вырабатывается витамин D, без которого в организме невозможно образование крепких, прочных костей.
Влияние солнечного света на кожу:
Сегодня много говорится о вреде, причиняемом солнцем, но не следует забывать, что в умеренных дозах солнечный свет идет нам на пользу. Что же происходит с кожей во время загорания? Загар — изменение цвета кожи (потемнение кожи) под воздействием ультрафиолетовых лучей. При избыточной дозе вместо загара образуется солнечный ожог. Длительное поджаривание на пляже повреждает кожу. Ультрафиолетовые лучи причиняют коже невосполнимый вред. Следствием чрезмерного солнечного облучения оказывается преждевременное старение и более высокий риск развития рака кожи.
Однако благотворно воздействуют на человеческий организм лишь небольшие дозы солнечного облучения. Необходимо отметить, что дозированные солнечные ванны все же полезны для большинства людей. Нужно разумно пользоваться солнцем и морем, только тогда можно чувствовать себя здоровым, бодрым и отдохнувшим.
Конечно, не стоит впадать в крайности и прятаться в летнее время от солнечных лучей. Учитывая положительные и негативные стороны солнечных ванн, старайтесь не находиться под открытым солнцем в период с 11 до 16 часов, когда солнечные лучи наиболее агрессивны. Солнечные ванные рекомендуется принимать в утренние и вечерние часы. Регулярно наносите перед загаром солнцезащитный крем с высоким уровнем SPF. Для защиты детской кожи лучше использовать крема с максимально высоким уровнем SPF – 50. Однако даже при нанесении защитной косметики не стоит разрешать ребенку долго находиться на солнце. А детям младше 2-х лет загорать на открытом солнце вообще запрещено. Берегите от солнца лицо и глаза.
Вывод: в умеренных дозах солнечный свет идет нам на пользу. Соблюдайте определенные правила, пользуйтесь защитным кремом. Загорайте с умом и будьте прекрасны!
Влияние солнца на живые организмы
Солнце - источник тепла и света, без которого было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.
Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле, а у древних римлян был бог Солнца - Аполлон. Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца.
Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли этой энергии. Но именно благодаря ей на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь. Однако есть и минусы в этом, казалось бы, позитивном, явлении. Дыры в озоновом слое атмосферы, излучение, лишенное хотя бы минимальной защиты, все это вызывает определенные неудобства и серьезные проблемы, не позволяющие полностью наслаждаться теми благами и той пользой, которую может дать Солнце. Преждевременное старение кожи, покраснение, ожоги кожи и сетчатки глаз, неэстетичные пятна, потеря сознания во время так называемого "солнечного удара" и даже увеличение риска заболеть раковыми заболеваниями - все это может быть вызвано слишком долгим нахождением под Солнцем.
И все-таки солнышко нам нужно чтобы, лежа на пляже, получить от солнечных ванн максимальный антистрессовый эффект, а под действием ультрафиолета наша кожа вырабатывает витамин D, который препятствует вымыванию кальция из костей и зубов, защищает сердце и сосуды и предотвращает появление некоторых раковых заболеваний. Благодаря витамину D в коже происходит равномерное распределение меланина, и она получает ровный оттенок загара.
Американские ученые выяснили, что солнечный свет может помочь при лечении кожных заболеваний путем активизации иммунной системы в поверхностных слоях кожи. Согласно новому исследованию, под действием солнечного света определенные клетки кожи переводят витамин D3 в активную форму.
Солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, "гормонов удовольствия", поэтому считается, что солнечный свет - лучший природный антидепрессант. Его позитивное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: в то время как холод побуждает нас "закрыться", солнце, напротив, "раскрывает" нас по отношению к внешнему миру, к окружающим. Именно по этой причине летом нам легче заводить новых друзей.
Одним словом, во всем нужно знать меру, и тогда Солнце, такое необходимое нам в любое время суток и года, будет ласковым и надежным другом, даря нам жизнь и наслаждение его солнечными лучами.
Приложение 3
Солнце и солнечный свет
Зачем нужен солнечный свет? Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Помните, еще в детстве нас учили, что свет — источник жизни на Земле?
Из чего состоит солнечный свет? Спектр солнечного излучения имеет видимую человеком, инфракрасную и ультрафиолетовую части. Видимый свет — это электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом, то есть, излучение с длиной волны от 740 нм (красный свет) до 400 нм (фиолетовый свет). Инфракрасное (или тепловое) излучение — это вид распространения тепла. Это то же самое тепло, которое вы чувствуете от горячей печки, солнца или от батареи центрального отопления. Науке неизвестны какие-либо негативные влияния инфракрасного излучения на организм человека. Оно не имеет ничего общего ни с ультрафиолетовым излучением, ни с рентгеновским. Абсолютно безопасно для человека. Более того, сейчас инфракрасное излучение нашло очень широкое распространение в медицине (хирургия, стоматология, инфракрасные бани), что говорит не только о его безвредности, но и о полезном действии на организм.
Ультрафиолет — невидимая, коротковолновая часть спектра солнечного излучения. В зависимости от длины волны ультрафиолет делят на три типа: А, В и С. Самое жесткое излучение UVС практически не достигает поверхности Земли, полностью поглощаясь озоновым слоем. Ультрафиолет В не только стимулирует клетки вырабатывать меланин, но и вызывает покраснение кожи, эритему, что является первым признаком ожога. Что касается лучей UVА, они обладают еще большей проникающей способностью, чем лучи UVВ, их не останавливают ни одежда, ни стекло, они минуют все барьеры и действуют на кожу круглый год, но оказывают меньшее негативное влияние.
Что мы знаем о Солнце? Несмотря на то, что Солнце находится очень далеко от Земли (149 млн. км.), поверхность нашей планеты получает достаточно солнечной лучистой энергии, в т. ч. инфракрасного и ультрафиолетового излучений, не видимых глазом. Солнце представляет собою горячий газовый шар. Оно в 750 раз превосходит по массе все остальные тела Солнечной системы, вместе взятые. Размер Солнца (1392000 км в диаметре) очень велик по земным меркам, но в мире звезд оно ничем особенным не выделяется. Однако в последние годы появляется все больше доводов в пользу некоторой необычности нашего Солнца. В частности, оно меньше излучает ультрафиолета, чем другие звезды того же типа. Оно обладает большей массой, по сравнению со схожими звездами. Кроме того, эти самые похожие на Солнце звезды замечены в непостоянстве, они меняют свой блеск, то есть, являются переменными звездами. Солнце не меняет заметно своей яркости. Всё это — не повод для гордости, а основание для более детальных исследований и серьезных проверок.
Солнце — основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земном шаре. Вся биосфера, жизнь существуют только благодаря солнечному свету. Однако, из-за вращения земли вокруг своей оси и вокруг солнца, различные участки земли освещаются неравномерно. Например, в период летнего солнцестояния (22 июня) продолжительность дня, то есть светлой части суток, достигает максимума и составляет 16 часов 22 минуты, а затем убывает и в период зимнего солнцестояния (22 декабря) составляет всего 8 часов 4 минуты.
Как Солнце помогает растению питаться?
Живут в листиках растений маленькие волшебники – хлорофилловые зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что этих хлорофилловых зернышек у них много. Рано утром, только Солнышко протянет свои лучики, просыпаются волшебники – хлорофилловые зернышки. И сразу берутся за работу.
Корешкам приказывают: «Корешки, корешки, берите воду из земли». Стебелькам дают команду: «Стебелек, стебелек, подай воду от корешка к листочкам». Листочку наказывают: «Листочек, листочек, открывай поры, подавай нам воздух. Потом зеленые волшебники берут солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород. Сахаром питаются и корешки, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который необходим для дыхания всем, хлорофилловые зернышки отдают в воздух. С воздухом им ведь тоже рассчитаться надо.
Целый день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, питая растения и совершенствуя воздух.
Приложение 4
ВЛИЯЕТ ЛИ СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ НА НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?
КАК ВЛИЯЕТ СОЛНЦЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА?
КАК ВЛИЯЕТ СОЛНЦЕ НА ДРУГИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ? (РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ)
СОЛНЦЕ ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
-Почему зимой день короче, а ночь длиннее и как это влияет на эмоциональное состояние человека?
-Что такое ультрафиолет и вредно ли загорать?
-Зачем зимой нужны солнцезащитные очки?
-Влияет ли солнце на рост и развитие человека и что такое авитаминоз?
-Почему сменяется день и ночь и как солнце влияет на сон?
-Влияет ли солнце на другие живые организмы (растения, животные)?
Солнце - сильное средство для укрепления организма человека. Под воздействием солнечных лучей в нашем организме образуется витамин Д, который способствует укреплению костей. Также солнечные лучи не только улучшают прочность костей, но и развивают выносливость организма, повышается устойчивость его к болезням. Однако нельзя много времени находиться на солнце. Детская кожа более чувствительна, более поражаема, поэтому дети быстрее сгорают, у них быстрее появляются ожоги кожи и перегревание на солнце. В летнее время дети и так получают достаточное количество витамина D, просто гуляя на улице. Врачи рекомендуют детям находиться на солнце не более 40-50 минут в день. Детям не рекомендуется загорать в период с 11.00 до 16.00 ч. Либо им следует сидеть в тени». Кроме того, нельзя без специальных очков смотреть на солнце- можно испортить зрение .
ИГРА-ВЕРТУШКА ПО СТАНЦИЯМ
1. «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?»
2. «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
3. «НАРИСУЙ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
4. «ПРИТЧИ О ЗДОРОВЬЕ»
5. «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ, ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
6. «ДОКРИЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС»
7. "МЕЖГАЛАКТИЧЕСКИЕ ШУМЫ"
8. « ПЛАНЕТА «ЛУНЛЯНДИЯ».
1 СТАНЦИЯ - «ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?»
1 этап
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
1) Назовите средства закаливания (солнце, воздух, вода)
2) Приведите примеры общих закаливающих процедур (душ, купание, загорание)
3) Приведите пример местных закаливающих процедур (ходьба босиком, умывание холодной водой и т.д.)
4) Как возобновить закаливание, если по каким-то причинам оно было прервано?
(нужно вернуться на шаг назад)
5) Какие процедуры можно принимать, не выходя из дома?
(солнечные и воздушные ванны при открытом окне)
6)Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания? (положительно)
7) В каком возрасте можно начинать закаливание? (С рождения)
8) Можно ли соревноваться в закаливании? ( нет, у каждого свой ритм и график)
2 этап
ПОСЛОВИЦЫ - ДОПИШИ ОКОНЧАНИЕ ФРАЗЫ (правильно составленная фраза -1 балл)
Береги платье снову, а здоровье … (смолоду.)
Чистота – половина… (здоровья.)
Болен – лечись, а здоров…(берегись.)
Было бы здоровье, а счастье… (найдётся.)
Где здоровье, там и…(красота.)
Двигайся больше – проживёшь… (дольше.)
Забота о здоровье – лучшее… (лекарство.)
Здоровье сгубишь – новое… (не купишь.)
Смолоду закалиться – на век… (пригодится.)
3 этап
ЗАГАДКИ
1.Идёт бабушка из бани в зелёном сарафане (Банный веник.)
2.Зубов много, а ничего не ест (Расчёска.)
3.На себя я труд беру : пятки, локти с мылом тру и колени оттираю - ничего не забываю(Мочалка.)
4.Дождик тёплый и густой. Этот дождик непростой - Он без туч, без облаков целый день идти готов (Душ.)
5.Не щётка и не веник, урчит он неспроста: всего одно мгновенье - и комната чиста
(Пылесос.)
6.Плещет теплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
2 СТАНЦИЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Конкурс «Зарядка»
«Люди с самого рождения жить не могут без движения»
- А теперь выполним задание «Круговерть»
Правила выполнения задания.
Воспитанники в положении стоя держат в руках воздушный шар. Они должны подбросить его вверх, за это время выполнить следующие движения:
-поменяться местами с соседом,
-хлопнуть в ладоши и 2 раза повернуться вокруг себя,
-присесть 2 раза,
-сделать 2 наклона, а затем назад.
3 СТАНЦИЯ «ПРИТЧА О ЗДОРОВЬЕ»
Команда получает текст притчи, которую необходимо инсценировать.
Счастье или Здоровье?
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее. Счастье говорит:
— Я важнее!
— Почему?
— Без меня людям плохо. Они всегда ищут меня. Обо мне все только и говорят. Каждый хочет быть счастливым.
— Каждый также хочет быть здоровым.
— Про здоровье мало кто говорит, а вот про счастье все подряд.
— Ты считаешь, что здоровье не нужно людям?
— Счастье важнее! Без него человек не может. Смотри, вон идет мальчик. Давай у него спросим, что для него главнее — счастье или здоровье?
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
Критерии оценок:
Баллы выставляются по количеству участников в импровизации, за артистизм , слаженность и организованность ( от 1 до 5) по каждому из критериев.
СТАНЦИЯ 5 «НАРИСУЙ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»
СТАНЦИЯ «ДОКРИЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС»
Пришедшей на станцию команде ведущий станции даёт 2 минуты, чтобы придумать кричалку или скороговорку про СОЛНЦЕ и воспроизвести её всей командой.
Чем дружнее — тем лучше.
СТАНЦИЯ "МЕЖГАЛАКТИЧЕСКИЕ ШУМЫ"
Пришедшую команду ведущий станции просит вспомнить и пропеть столько песен про космос/звёзды/небо/полёты, сколько они смогут.
СТАНЦИЯ « ПЛАНЕТА «ЛУНЛЯНДИЯ».
Вот вы прибыли на Планету Красного Солнца. На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной. И мы с вами поиграем в одну игру.
Задание. Внимательно осмотрите за 30 секунд все предметы (предметы могут быть любые, 15-20 штук), которые вам предлагают жители планеты Красного Солнца… А сейчас мы закроем эти предметы. Вы должны написать по памяти все эти предметы.
Вопросы:
В какое время года Земля бывает ближе к солнцу?
Как называется ближайшая к нам звезда? ( Солнце).
7.Сколько планет в нашей Солнечной системе? Перечислите.
( Их 8: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун)
Какая планета находится ближе всего к Солнцу? (Меркурий)
9. Из чего состоит наша солнечная система?
(Солнечная система состоит из Солнца и всех тел, вращающихся вокруг него под действием сил притяжения.)
10. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)
11. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной.)
12. В какой галактике мы живем? (В галактике Млечный Путь.)
13. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете?
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
(Польский ученый Николай Коперник.)
Можно ли отличить планету от звезды невооруженным глазом.
(Звезда мерцает, а планета светит ровным светом.)
За сколько дней оборачивается Солнце вокруг своей оси? (За 27 дней.)
Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека.(Это место — Луна.)
29. Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.(Телескоп)
8
Ведущий станции несколько раз просит повторить, затем выдаёт букву.
9 По окончанию пения выдаётся буква.
10 станция "Лови момент"
Команде, пришедшей на станцию, ведущий даёт время (2-3 минуты) на обдумывание "живой картины", посвящённой космосу, её воплощение и оживление (об оживлении предупредить после построения в картину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
















