Методическая разработка учебного занятия на тему "Губительное влияние кислотных дождей на водные и наземные экосистемы, металлические конструкции, архитектурные памятники и климат"
план-конспект занятия по экологии (9 класс)

Хасаншина Ольга Владимировна

Методическая разработка включает в себя конспект учебного занятия и презентацию к занятию. Данная тема изучается во внеучебной деятельности в рамках работы различных объединений дополнительного образования экологической напрвленности.  На занятии раскрываются причины, источники, последствия выпадения кислотных осадков. Кроме того учащимся по ходу занятия предлагаются экспериментальные задания, в ходе которых они могут сами сделать вывод о влиянии кислотных дождей на различные материалы и объекты. занятие предполагает проведение активной дискуссии с учащимися. В итоге они сами должны выдвинуть предположения о возможных путях решения проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_uz_kislot_dozhdi.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Ново-Савиновского района г.Казани

«Губительное влияние кислотных дождей на водные и наземные экосистемы, металические конструкции, архитек-турные памятники и климат»

(Конспект открытого занятия).

Составила:

педагог дополнительного образования

Хасаншина Ольга Владимировна

Казань-2024

Тема: Губительное влияние кислотных дождей на водные и наземные экосистемы, металkические конструкции, архитектурные памятники и климат

Цель: Выяснить экспериментальным путём степень отрицательного воздействия компонентов, содержащихся в атмосферных осадках на различные живые и неживые объекты.

Задачи:

Обучающие: формировать понятие о кислотных дождях, как о производных промышленной деятельности человека; формировать понятие о возможных компонентах кислотных дождей;

Развивающие: развивать экологическую культуру учащихся; развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химико-экологического эксперимента, умение самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Воспитательные: Формировать мировоззренческие понятия, представление о естественно-научной картине мира, убеждаться в познаваемости природы.

Оборудование: листья комнатных растений, пенобетон, ракушечник, кирпич, кирпич облицовочный, древесина; растворы азотной и серной кислот.


Ход занятия

Структура занятия (основная часть)

  1. Вводная часть

Педагог показывает слайд3: картинки с изображением промышленных предприятий, автотранспорта и облаков.

-педагог просит объяснить взаимосвязь данных картинок

Ответ обучающихся: -предприятия и автотранспорт являются источником вредных выбросов, которые попадая в атмосферу вызывают образование кислотных осадков.

-Педагог просит учащихся сделать вывод о причинах появления кислотных дождей.

Педагог показывает слайд4-7: картинки с изображением загрязнённых водоёмов, потрескавшейся почвы, засохших растений.

-Педагог просит объяснить связь этих картинок с кислотными дождями.

Ответ обучающихся: приходят к мнению, что это вред, наносимый кислотными осадками.

-Педагог просит сделать вывод о последствиях выпадения кислотных дождей

Педагог спрашивает учащихся о том какие ещё объекты, кроме природных могут страдать от пагубного влияния кислотных дождей

Ответ учащихся: -Здания, памятники

Педагог демонстрирует слайд8: Изображения повреждённых памятников, зданий.

____________________________________________________________

Кейсовое задание: образование кислотных дождей

Слайд 9-10 Кислотные дожди появляются, когда с атмосферным кислородом и водяным паром соединяются оксиды серы и азота. Эти оксиды выбрасываются в окружающую среду металлургическими предприятиями, электростанциями, автомобильным транспортом. Полученные таким образом кислоты имеют вид дождя и разносятся ветром.

Слайд 11 Вопросы:

  1. К какому типу оксидов относятся данные оксиды? Какие типы оксидов еще бывают и почему так называются?
  2. Какие химические свойства описаны в тексте? Напишите соответствующие уравнения реакций.
  3. Опишите, как влияют данные кислоты на живые организмы.

Ответ учащихся: Один из группы записывает на доске химические уравнения. Затем остальные вместе с педагогом анализируют и оформляют записив тетрадях в виде схемы Образование кислотных дождей (см. Приложение)

_______________________________________________________

Педагог спрашивает каким образом капли серной кислоты попадают на землю.

Ответ обучающихся: Аэрозоли серной и сернистой кислот конденсируются в водяном паре атмосферы и становятся причиной кислотных осадков. Они составляют около 2/3 кислотных осадков.

Слайд 12. Впервые кислоный дождь……

Педагог совместно с учащимися формулируют понятие «Кислотный дождь».

Кислотный дождь все виды метеорологических осадков – дождь, снег, град, туман, дождь со снегом, при которых наблюдается понижение pH дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно оксидами серы и оксидами азота.

Даже обычная дождевая вода имеет слабокислую реакцию из-за наличия в воздухе диоксида углерода, а кислотный дождь образуется в результате реакции между водой и такими загрязняющими веществами, как оксиды серы (SO2 и SO3) и различными оксидами азота. Газы со снегом или дождем выпадают на землю

Задание – 2 капли

Нарисовать 2 капли. В одной указать 7. Вдругой 5,2. Спросить, что означают эти цифры? Какая капля принадлежит обычной дождевой воде, а какая кислотному дождю. Почему?

Кейсовое задание: последствия влияния кислотных дождей

Рассказ обучающейся: В 1952 году непрозрачный туман охватил улицы Лондона, в результате чего погибло 4000 жителей. Частички смога раздражали дыхательные пути, а в лёгких появлялась слизь. Многие люди получили сердечные приступы с предшествующим тяжёлым кашлем. По оценкам учёных тот туман был более кислым, чем лимонный сок. Затем правительством было запрещено сжигать в городе топливо, образующее большое количество дыма. Это было сделано во избежание образования серной и азотной кислот.

Урожайность многих культур уменьшается на 3-8%, потому что листья повреждаются кислотами.
Изменяется состав воды в озёрах и ставках. В результате погибает рыба и многие виды насекомых. Исчезают птицы и животные, которые ими питаются. В озерах, страдающих от кислотных осадков, первыми гибнут такие организмы, как моллюски, ракообразные. Другие же гидробионты выдерживают достаточно широкие колебания pH среды(например, жуки-плавунцы, некоторые виды планктона , из рыб- голец, угорь.

Вопрос: Почему моллюски и водные ракообразные так страдают от кислотных дождей?

Ответы обучающихся;

Кислоты непосредственно нарушают жизненно важные функции гидробионтов. У улиток истончается карбонатная раковина, которая защищает их. Например, моллюски, имеющие известковые раковины, в «кислой» воде лишаются своих «покровов»:

CaCO + 2 H Ca + H O + CO

Дополнение от обучающейя:

Кроме этого, повышение кислотности приводит к появлению в воде высокотоксичных ионов тяжелых металлов- кадмия, свинца и других, которые прежде входили в состав нерастворимых в воде соединений и не представляли угрозы живым организмам. Токсичная вода разрушает скелеты рыб и раковины моллюсков, а главное, снижает репродуктивные процессы. В свою очередь, это приводит к сокращению популяций наземных животных и птиц, связанных с водными организмами цепями питания.

  1. Экспериментальная часть

Получение оксида азота и растворение его в воде

-Медь+ азотная кислта= нитрат меди+оксид азота+вода

-Растворить в воде, проверить лакмусовой бумажкой

Выбор объектов для исследования:

  • Известняк
  • Кирпич классический
  • Кирпич облицовочный
  • Древесина
  1. Характеристика выбранных объектов учащимися

Ракушечник (известняк ) - осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая преимущественно из карбоната кальция (CaCO3) в виде кристаллов кальцита различного размера. Химический состав ракушечника имеет известковую природу, имеющую в составе раковины разных форм и отдельные частицы раковин, которые соединяет кальцитовый цемент.

Кирпич классический (керамический) - искусственный камень

правильной формы, произведённый из минеральных материалов, обладающий свойствами камня, прочностью, водостойкостью, морозостойкостью.

Основная часть глины — кремнезем SiO2 (от 60 до 80% ее массы), глинозем Al2O3 — (5 - 20%). До 8% глины могут составлять оксиды калия, магния, натрия и кальция. Характерную красную окраску изделиям придает небольшое содержание окиси железа Fe2O3.

Облицовочный кирпич (клинкерный) - используется для облицовки внешней части зданий, к нему предъявляются повышенные требования к качеству внешнего вида. Оптимальным содержанием глинозема Al2O3 для клинкера считается 17 — 25%. Глинозем делает расплав менее пластичным,что уменьшает деформацию кирпича при обжиге. Максимальное содержание окиси железа Fe2O3 в случае клинкера ограничено 6-8%.

Древесиной называют внутреннюю часть дерева, лежащую под корой под древесиной.

Определение устойчивости образцов стройматериалов:

  • создание «дождевой воды» - добавить в воду азотную и серную кислоты,
  • Погрузить образцы в кислотную среду («дождевую воду») с pН=4,5 на одни сутки. Рассмотреть изменения, происходящие с образцами.

Определение устойчивости тканей растений;

-опрыскать несколько листьев выбранных комнатных растений аэрозолью серной кислоты. Отметить изменения на следующий день.

3. Заключительная часть

Педагог просит учащихся ответить на вопросы:

-Давайте предположим, что может произойти с нашими образцами?

- Предложите, как можно решить проблему кислотных дождей.

Педагог демонстрирует слайд «Возможные пути решения проблемы кислотных дождей»

#1055;одведение итогов.

Сегодня мы выяснили, что промышленная деятельность человека, а так же автотранспорт наносят большой ущерб природе. Человек должен заботиться не только о получениии производственной выгоды, но и о экологическом состоянии окружающей среды.


Список литературы:

  1. Алексеев С. В.. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
  2. Губашева, А. А. Кислотные дожди как аспект воздействия на памятники культуры и архитектуры / А. А. Губашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 101-104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...