рабочая программа по экономике
рабочая программа по экономике (11 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы Экономика. «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова М., 2007
Ø Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2008 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_11kl..doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУДНОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________/Л.А. Моцная/ _______________/И.А. Чибышева/
« » ____________2011 г « »_____________2011 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ЭКОНОМИКА
11 класс
Учитель: Малова С.В.
Рассмотрено на заседании
ШМО учителей гуманитарного цикла.
Протокол № ________
от «____»___________________2011 г.
Руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла:
_________________/Т.Ю. Юрина/
2011
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Экономика. «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова М., 2007
- Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Программа рассчитана на 1 час в неделю, (35часов часов в год), 35 рабочих недель.
Особенности преподавания:
Приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение математических знаний в экономической сфере;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по экономическим вопросам
Используемые педагогические технологии:
Технология | Ожидаемый результат | Практическое применение |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | - «Устный конспект», - построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, - «продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, - перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное тестирование через программу My test. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Используемые формы и методы:
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся. | Виды устных работ учащихся | |
1 | Тесты разного уровня (А, B, C) | Работа над понятиями |
2 | Письменные источники (документы) | Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3 | Составление плана ответа | Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4 | Эссе | Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5 | Решения практических задач. | Публичная защита проекта. |
6 | Составление письменного ответа по заданному объему (например, два предложения) | Поиск информации в сети Интернет по решению практических задач. |
7 | Составление кластера – схемы. | Участие в ролевых играх. |
8 | Составление таблицы | Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9 | Подготовка письменных сообщений, рефератов. | Оценка различных суждений о социальных объектах. |
Ожидаемые результаты:
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
.
Календарно-тематический план
№ урока | Тип урока.Тема урока. | Дата провед. | Основное содержание по примерной программе | ИКТ - ресурсы | Контрольные материалы | Домашнее задание | ||||
Введение. Экономика: наука и хозяйство. (8 часов) | ||||||||||
1 | Урок изучения нового материала. Введение в экономику | 06.09 | Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Предпосылка рационального поведения. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика. | п.1. задание в тетради | ||||||
2 | Комбинированный урок. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора | 13.09 | Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Экономические и неэкономические (свободные) блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки). Кривая (граница) производственных возможностей. Факторы, влияющие на форму и сдвиги кривой производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности | Графическое изображение | П.3.Стр.16-21 | |||||
3 | Урок обобщения и закрепления знаний. Типы экономических систем | 19.09 | Практическая работа «Альтернативная стоимость» | П.4.Стр.26-29 | ||||||
4 | Урок изучения нового материала. Спрос и закон спроса | 26.09 | презентация | Решить задачи | ||||||
5 | Предложение и закон предложения Тест по разделу : Основные законы рынка | 03.10 | П.5,6 | |||||||
6 | Урок- практикум. Рыночное равновесие | 10.10 | Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос. | презентация | Решение задач. | П.7.Инд. задание | ||||
7 | Урок применения знаний и умений. Деньги и функции денег | 17.10 | ||||||||
8 | Урок-практикум.Деньги как средство обмена | 24.10 | Решение задач | П.8 | ||||||
Раздел2. Потребление и производство в экономике. (8 часов) | ||||||||||
9 | Комбинированный урок. Безработица и ее виды. | 14.11 | Нормальные и инфериорные блага. Характеристика и сравнительный анализ видов безработицы на примере региона, страны, глобализации | Составить таблицу: «Виды безработицы» | П.9 | |||||
10 | Урок- семинар: Фирмы , их виды, затраты и доходы фирм. | 21.11 | Фирма в экономической теории. Цели фирмы. Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Необратимые издержки. | проекты | Составить словарь темы, схему: «Виды фирм», решение задач | П.10 | ||||
11 | Виды прибыли. | 28.11 | Фирма как производственная функция. Производительность ресурсов (факторов производства). Производительность труда. Измерение и факторы производительности труда. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей отдачи. Фиксированные (постоянные) и переменные издержки. Функции издержек: общие, средние, средние переменные и предельные издержки. Проследить основные источники формирования семейного бюджета, основные статьи расходов семьи. Закон Энгеля. | проекты | П.11 | |||||
12 | Урок-исследование: Переменные и постоянные затраты фирм | 05.12 | Решение задач | Решить задачи. П.12 | ||||||
13- 14 | Комбинированный урок: Семейный доход Семейный расход ( Семейный бюджет) | 12.12 19.12 | проекты | Фронтальный опрос Задание по группам | П.13. В.1,3 П.14. | |||||
15 | Урок изучения материала: Инфляция и семейная экономика | 26.12 | Составить таблицу: «Виды инфляции», словарь темы | П.15.Стр.71-75. Подг. к кр | ||||||
16 | Контрольная работа по разделу : Фирма и конкуренция | 28.12 | ||||||||
Раздел 4. Государство в экономике. 3 часа | ||||||||||
14 | Государство и экономика | 19.12 | Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности. Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Средняя и предельная ставки налога. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика. | П.16. стр.149-153 | ||||||
15 16 | Урок-семинар: Налоги, их виды и функции. Методы налогообложения | 26.12 12.01 | презентация | Понятийный диктант, решение задач | Подготовка к понятийному диктанту | |||||
Раздел 5. Рынок труда. (4часа) | ||||||||||
17 | Урок –практикум: Продавцы и покупатели на рынке труда. | 19.01 | Знать особенности рынка труда, как товара; -характеризовать деятельность продавцов и покупателей на рынке труда; -объяснять суть положения «спрос на рынке труда» .-Знать факторы формирующие предложение и спрос на рынке труда; -закон предложения на рынке труда; Объяснять положение об эффекте дохода и его влияния на предложение труда. | Моделирование ситуаций и их анализ. Решение задач. Привести примеры об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда | П.18. Вопросы: 2,5 П.19. П.20 Контрольные вопросы стр.168. | |||||
18 | Спрос на рынке труда | 26.01 | ||||||||
19 | Аналитический урок: Предложение на рынке труда. | 02.02 | ||||||||
20 | Комбинированный урок: Формирование заработной платы на рынке труда. | 09.02 | ||||||||
Раздел 6. Социальные проблемы рынка труда.(4 часа) | ||||||||||
21 | Урок-практикум: Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. | 16.02 | Знать, что такое прожиточный минимум; минимальная и средняя заработная плата; Знать, что такое трудовой контракт, причины его заключения. Что такое трудовые договора. Знать основные способы стимулирования трудовой активности работников; -виды заработной платы. | Решение задач. | Решение задач. Составить словарик темы. | П.22. | ||||
22 | Лабораторная работа: Понятие о трудовом контракте | 23.02 | Составление контракта при приеме на работу. | П.23 понятия. Подг. к тесту | ||||||
23 | Виды заработной платы. Итоговый тест:Рынок труда | 01.03 | Задания по группам. Составить схему : «Виды заработной платы», таблицу: «Способы стимулирования труда работников». Работа в группах | |||||||
Раздел 7.Дифференциация доходов и порождаемые ею проблемы ( 2 часа) | ||||||||||
24 | Комбинированный урок: Неравенство доходов и неравенство богатств. | 08.03 | Неравенство доходов и неравенство богатств. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования; | презентация | Анализировать материал СМИ., работать с нормативными документами. | П.24 П.25 | ||||
25 | Урок-дискуссия: Бедность как экономическая проблема | 15.03 | ||||||||
Раздел 8. Закономерности формирования спроса и предложения (7 часов) | ||||||||||
26 | Различия в формировании спроса в зависимости от типа товара | 22.03 | Основные виды эластичности спроса и предложения. Как определять графический характер эластичности спроса. Закономерности изменения совокупного спроса. Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние цен других товаров на спрос. Индивидуальный и рыночный спрос, взаимосвязь между ними. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей. Факторы формирования и изменения рыночного спроса. Расчет эластичности спроса. Классификация товаров. | Графическое изображение кривых спроса | Схема «Виды эластичности спроса и предложения» | П.26 | ||||
27 | Практический урок: Закон Энгеля. Парадокс Гиффена | 05.04 | Работа с графиками. Составить схему формирования спроса. | П.27. Построение графиков | ||||||
28 | Зависимость спроса от изменения доходов покупателя | 12.04 | Составить таблицу «Факторы формирования спроса» | П.28 Решение задач | ||||||
29 | Урок-беседа:Индивидуальный и рыночный совокупный спрос | 19.04 | Решение задач | П.29 Решение задач | ||||||
30 | Урок- деловая игра:Факторы формирования и изменения рыночного спроса | 26.04 | Составить схему: «Факторы формирования рыночного спроса.» | П.30 | ||||||
31 | Расчет эластичности спроса | 03.05 | Решение задач. Составить таблицу «Классификации товаров» | Решение задач | ||||||
32 | Итоговое обобщение по разделу : «Закономерности формирования спроса и предложения» | 10.05 | ||||||||
Раздел 9. Структура и закономерности формирования рынка капитала( 2часа) | ||||||||||
33 | Урок- семинар: Виды капитала, их роль в деятельности фирм. Структура рынка капитала | 17.05 | Виды капитала, их роль в обеспечении, деятельности фирм. Понятие о рынке капитала и действующие на нем продавцы и покупатели. экономическая логика формирования сбережений и превращение их в инвестиции. Структура рынка капитала. Понятия о заемном и собственном капитале. Кредитный рынок России. Понятие ценных бумаг и их основные виды. | Составить словарик темы. Решение задач. Составить структуру рынка капитала. | П.31 П.33 Подг. к обобщению | |||||
34 | Итоговый тест : «Закономерности спроса и предложения. Рынок капитала» | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике
Рабочая программ по экономике для 2-4 класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...