Урок по экономике "Безработица"
методическая разработка по экономике (11 класс) по теме

 

Урок по теме «Безработица» разработан в соответствии с возрастными особенностями учащихся 11 класса, способствует получению и закреплению новых знаний, отработке метапредметных универсальных учебных действий, решает комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Формы и методы урока «Безработица» разнообразны, носят развивающий характер, нацелены на самостоятельное «добывание» знаний учащимися. Это: работа с текстом, терминологией; анализ диаграмм, таблиц, графиков; осмысление статистических данных и их анализ; работа в группах; задания на группировку информации, на сравнение, умение делать аргументированные выводы, исключать лишнее.

Для закрепления полученных знаний предусмотрены такие виды работы, как: заполнить таблицу, вставить пропущенное в схеме слово, тестирование, лист самоконтроля усвоения знаний. Каждый этап урока предполагает активизацию познавательной деятельности всех учащихся, так как личностно-ориентирован, с учетом разноуровневой подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikacii.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Воробьева Натэлла Рафиковна, учитель истории и обществознания БОУ СОШ №35 станицы Новотитаровской МО Динской район

Урок по экономике:   «БЕЗРАБОТИЦА»

Задачи урока:

1) Повысить теоретический уровень знаний учащихся по экономике;

2) Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, заниматься исследовательской деятельностью;

3) Сформировать отношение к проблемам безработицы;

4) Содействовать развитию познавательной активности, формированию  информационной  и коммуникационной культуры учащихся.

Цели урока:
1) Дать определение безработице и проанализировать различия в причинах возникновения каждого вида безработицы;

2) Дать формулу расчета уровня безработицы;

3) Привести примеры всех видов безработицы;

4) Познакомиться с особенностями безработицы в России.

Оборудование: схемы, таблицы, диаграммы, пакет документов.

Тип урока: комбинированный

Учебник: Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М., 2012 г.

Черняк В.З. Экономика. Таблицы и схемы.  М., 2009 г.

Ход урока:

I. Организационный момент

Тема урока: «Безработица»

План урока:

1) Понятие безработицы.

2) Причины безработицы.

3) Безработица в РФ.

4) Виды безработицы.

5) Измерение уровня безработицы.

6) Последствия безработицы.

7)Безработный.

9)Вопросы для повторения.

10)Контрольное тестирование.

Ученики записывают тему урока.

Слова, понятия которых ученики узнают на уроке:

Безработица,  виды безработицы:  фрикционная, структурная,  скрытая,  полная занятость,  уровень безработицы,  экономически активное население, естественный уровень безработицы,  экономические и социальные последствия безработицы, безработный, трудоспособные граждане.

Учащиеся слушают объяснение, делают записи.

Понятие и сущность безработицы.

Работа над формулировкой понятия, запись в тетради: Безработица – это такое социально-экономическое состояние, при котором часть экономически активного трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить.

Причины безработицы.

Работа по тексту пособия, выявление причин безработицы.

  1. Структурные сдвиги в экономике.
  2. Экономический спад или депрессия.
  3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда.
  4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях    экономики.
  5. Изменения в демографической структуре населения.

Беседа по вопросу «Безработица в России, в РФ». Учащиеся работают в группах, формулируя вопросы друг другу.

Выводы беседы: Для России безработица - относительно новый феномен. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%, Официальный уровень безработицы в России невелик, но фактические масштабы и уровень значительно выше. На начало 2011 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал более 20%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.

Анализ таблицы «Анализ усредненных статистических данных о занятости и безработице в Краснодарском крае по годам:

Опережающее задание «Уровень безработицы в Динском районе».

На  1 октября  2012 года уровень регистрируемой безработицы в Динском районе составил 0,86 уровень общей безработицы 7,0%.   В среднем на одного незанятого гражданина, обратившегося в службу занятости населения приходится 3 вакансии, но средняя заработная плата по заявленным вакансиям на 39 %  ниже уровня средней заработной по району (10,9 т.р. против  17,9 т.р.) В общем количестве вакансий доля вакансий с оплатой ниже прожиточного минимума составляет 24,7 %. Наиболее востребованы на рынке труда района рабочие строительных профессий, водители, газоэлектросварщики, механизаторы, медицинские работники. Немало важно отметить, что около 10 тыс. человек трудоспособного населения работают за пределами района, в основном в г. Краснодаре.

Заполнение таблицы «Виды занятости».

Безработица фрикционная — это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения

Безработица структурная — это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости становления новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

Безработица технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Безработица институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Безработица циклическая — это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных.

Безработица скрытая — характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Безработица добровольная — это безработица, связанная с нежеланием работать в условиях пониженной заработной платы.

Безработица застойная — такой вид безработицы, при котором работники сталкиваются с невозможностью найти работу из-за того, что регион, в котором они проживают, поражен экономическим кризисом.

Безработица сезонная — возникает регулярно в определенное время года. Особенно она характерна для сельского хозяйства, где после сбора урожая следует перерыв в работе по чисто погодным климатическим условиям.

Задания на закрепление изученного (промежуточный контроль)

Задание для учащихся №1.
Запишите слово, пропущенное в таблице:


Ответ: структурная

Задание для учащихся №2.
Граждане страны И. долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: ряд профессий устарел и стал невостребованным. Длительная безработица чередуется с краткими периодами  временной, случайной  работы. Выберите из приведенного ниже списка характеристики  безработицы в стране И. и запишите цифры под которыми они указаны.

  1. Сезонная                 4. Структурная
  2. Скрытая                  5. Фрикционная
  3. Застойная               6. Открытая

Ответ: 3; 4; 6
Подтема: «Измерение уровня безработицы»

Учащиеся слушают объяснение, анализируют график.

Основными показателями, которыми измеряется безработица, являются так называемый уровень безработицы и средняя продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется по формуле:

Таблица: «Рабочая сила:

  1. Экономически активное население: занятые и безработные
  2. Экономически неактивное население (добровольно незанятые)

Учащиеся слушают объяснение, делают записи.

Если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень, страна недополучает часть ВВП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b% (параметры Оукена, установленные экономическим путем). По расчетам Оукена, в 1960-е гг. в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

Закон Оукена  гласит, что при повышении фактического уровня безработицы на 1% над её естественным уровнем происходит уменьшение фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Решение задач на закрепление подтемы:

Задание для учащихся №3.
Верны ли следующие суждения об условиях, способных повлиять на снижение уровня безработицы?

А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице

Б. К условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов

  1. Верно только Б            3. Верны оба суждения
  2. Верно только А           4. Оба суждения неверны

Ответ: 4

Запись в тетради «Социальные последствие безработицы»:

1) негативные

  1. Обострение криминогенной ситуации
  2. Усиление социальной напряженности
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний
  4. Увеличение социальной дифференциации
  5. Снижение трудовой активности

2) позитивные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места
  2. Увеличение личного свободного времени
  3. Возрастание свободы выбора места работы
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда

Задание для учащихся №4.

Выделите негативные последствия безработицы. Ответ:

  1. Недоиспользование экономического потенциала общества,  когда реальный ВНП существенно меньше потенциального
  2. Снижение уровня жизни населения
  3. Потерявшие работу получают лишь пособия по безработице
  4. Сокращается потребительский спрос
  5. Сокращаются доходы работающих по найму
  6. Потеря профессиональных знаний и навыков
  7. Психологическая травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.

Задание для учащихся №5.

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: безработные

Задание для учащихся №6.
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
 (А) 210 мил безработных насчитала в мире Международная организация труда в 2010 году. (Б) Это ни что иное, как проявление экономического кризиса. (В) Число безработных выросло более чем на 30 миллионов. (Г) Многие эксперты считают, что исторический максимум мировой безработицы ещё не пройден.

Задание для учащихся №7

Объясните как вы понимаете эту притчу: «Безработный ангел».

Было два ангела. Один просто сидел без дела, а другой постоянно был в работе — то на Землю спустится, то на Небо поднимется. И вот так в работе постоянно.

Безработный ангел решил спросить другого:

— Что же ты постоянно летаешь туда-сюда?

— Я ношу Богу послания, которые начинаются со слов «Помоги Господи…», — сказал работающий ангел,— а почему ты ничего не делаешь?

— Я должен носить Господу послания, которые начинаются: «Спасибо, Господи…».

III. Итог урока:

Закрепление изученного материала. Вопросы для повторения:
1. Что такое безработица?

2. Каковы основные виды безработицы?

3. Как вы понимаете термин «полная занятость»?

4. Что такое уровень безработицы?

5. Какие экономические и социальные последствия безработицы?

Работа в группах (решение тестов).

1. Верны ли следующие суждения?

А. Безработица ведет к перераспределению доходов.

Б. Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу.

а) верно только А;                 в) оба суждения верны

б) верно только Б;                 г) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие утверждения?

А. Основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации.

Б. Отраслевые сдвиги в экономике могут привести к росту фрикционной безработицы.

а) верно только А;                           в) оба суждения верны

б) верно только Б;                         г) оба суждения неверны

3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица:

а) циклическая;                б) фрикционная                в) структурная         

4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества:

а) неработающих к числу работающих;

б) неработающих к численности рабочей силы;

в) безработных к численности трудоспособного населения;

г) безработных к численности рабочей силы.

5. Экономически активное население - это:

а) безработные, ищущие работу;

б) пенсионеры;

в) работающие по найму.

6.Фрикционная безработица возникает в случае:

а) низкой мобильности населения;

б) отсутствия рынка труда;

в) демографического спада;

г) появления одних профессий и исчезновения других.

7. Структурная безработица возникает в случае:

а) экономического спада;

б) диспропорции спроса и предложения на рынке труда;

в) перемены места жительства работников;

г) несовершенства трудового законодательства.

8. Циклическая безработица возникает в случае:

а) кризиса на товарных рынках страны;

б) перемены места жительства работников;

в) сезонного характера деятельности;

г) несовершенства трудового законодательства.

Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля учащегося.

Домашнее задание:

1. Придумать по 2 примера, соответствующих каждому виду безработицы.

2.  Компьютерные презентации на темы:

  1. Направления работы Центра занятости Динского района.
  2. Психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

3.  Написать эссе на тему «Как решить проблему безработицы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...