Рабочая программа элективного курса "Прикладная математика" для 8 класса
рабочая программа по экономике (8 класс) по теме

Зайцева Марина Александровна

Рабочая программа элективного курса "Прикладная математика" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr_8_kl_ekonom.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся    без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,      оставшихся без попечения родителей, с ограниченными               возможностями здоровья №25 г. Братска

Рассмотрена на заседании МО учителей

протокол №________от ______________

УТВЕРЖДАЮ_______________

                                                                                                                                             директор  ___________________.

Согласовано ________________

зам.директора по УР

    __________________

                                                           

                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 элективного курса «ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА»

для 8 класса.

Составила:  Зайцева М.А.., учитель-дефектолог, высшей квалификационной категории.

 Программа разработана  на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Издательство НЦ ЗНАС», 2003.

2012г.


Пояснительная записка

     Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Издательство НЦ ЗНАС», 2003.

           Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Цели:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения,
  • знание основ потребительской культуры.

        В программе представлены четыре  раздела: «Человек и экономическая система», «Человек как работник», «Человек как потребитель»,  «Человек как член общества».  Общий объем курса -17 часов. Содержание каждого из разделов имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий.

Методическое пособие: Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Человек и экономическая система (3 ч)

Цель раздела – дать общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе. Дать  общее представление об основных чертах  рыночной экономики, понятие об экономической системе современной России.

Основные понятия: Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; рыночная экономика, свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель; виды рынков.

Знания 

Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная.

Способы решения трех главных экономических вопросов: что производить (какие блага и услуги), как производить (каким способом изготавливать товары) и для кого производить (кто их будет получать в собственность) при разных экономических системах.

Традиционная экономика. Вопросы: что, как и для кого производить, решаются автоматически - по традиции, согласно старинным обычаям предков, такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

Плановая (командная) экономика. Решение по главным экономическим вопросам принимает государство (правительство). Эти решения не всегда совпадают с нуждами людей. Правительство гарантирует производителю продажу товаров, выпущенных в соответствии с государственным планом.

Рыночная экономика. Решения по главным вопросам принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Частный производитель сильно рискует, так как у него нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

Производство товаров при плановой экономике осуществляется для всех. Правительство пытается распределять блага на принципах равенства. Дефицитные товары распределяются с помощью карточек и талонов, а также через спецмагазины. Распределение дефицита зачастую зависит от степени родства и близости к начальству.

Товары при рыночной экономике производят для тех, у кого есть деньги на их покупку. Дефицитные товары получают те, кто может больше заплатить.

Традиционной, плановой или рыночной экономики в чистом виде не существует.

Смешанная экономика. Практически все существующие в современном мире экономики относятся к смешанному типу, т. е. присутствуют государственный и частный сектор (одни предприятия принадлежат государству, другие - частным лицам; одни хозяйственные решения принимает правительство, другие - частные лица и фирмы). В странах с преобладанием рыночного хозяйства велика роль частных фирм.

Правила экономического поведения людей, принятые в обществе, зависят от типа экономической системы.

Роли человека в экономической системе: продавец своей рабочей силы в обмен на зарплату; производитель экономических благ и услуг (работник); покупатель, затрачивающий свой заработок на покупку товаров; потребитель благ и услуг; налогоплательщик.

Рынок - это все организации, которые помогают производителям и покупателям найти друг друга (магазины, банки, транспортные организации и т. д.).

Основные черты.

1. Право на частную собственность (владение собственностью любого рода - землей, магазинами, предприятиями и т. д.). Частная собственность всегда принадлежит конкретным людям.

2. Свобода выбора. Люди делают выбор по своему усмотрению: одни открывают свое собственное дело и нанимают работников, другие, кто не хочет рисковать, работают по найму.

  1. Личная выгода. Предприниматели, открывая свое дело, озабочены прежде всего личной выгодой. Они заинтересованы в получении прибыли и увеличении их собственного богатства и благосостояния.
  2. Колебание цен. Чем выше спрос покупателей на товар, тем выше его цена и тем большее количество товара по высокой цене продавцы предлагают к продаже. Но если цена поднимется слишком высоко, товар перестанут покупать. Падает спрос на товар - приходится снижать цену, а по низкой цене немногие продавцы готовы продавать свой товар, поэтому предложение товара уменьшается. Когда товара на рынке предлагается мало и его не хватает, цена на него снова повышается. Рыночные цены колеблются в зависимости от спроса и предложения товаров.
  3. Конкурентная борьба между теми, кто делает или продает одинаковые товары. Конкуренция между фирмами выгодна покупателям, так как она способствует снижению цен и повышению качества товаров.
  4. Экономические решения в большинстве принимают частные лица и фирмы, а не правительство.
  5. Подъемы и спады рыночной экономики.

Рынок - это всякое сотрудничество людей, в результате которого продавцы могут продать, а покупатели - купить товары и услуги.

Виды рынков в зависимости от их конкурентности (конкурентные, где много продавцов однородных товаров и услуг, и неконкурентные - монопольные, где только одна фирма продает какой-то один товар, поддерживая высокие цены на него); величины (внутренний и внешний, международный) объема продаж (оптовые и розничные); вида продаваемых благ и услуг (рынок продовольственных, промышленных товаров; универсальные смешанные рынки, рынок услуг, рынок жилья). Рынки, необходимые для организации производства (рынок недвижимости; рынок труда, рабочей силы, рабочих мест; рынок денег, валюты, ценных бумаг; рынок инноваций).

Теневой рынок - серьезный враг законной экономики (подделка фирменных товаров, укрывание доходов от налогообложения, компьютерное пиратство, мафия, подпольное производство спиртных напитков, наркобизнес, организация притонов для сомнительных развлечений и азартных игр и т. д.).

Умения

Различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

Устанавливать, какую экономическую роль (производителя, потребителя, продавца, покупателя) выполняет человек в конкретных ситуациях.

Строить экономические рассуждения по сюжетам (с помощью вопросов учителя), иллюстрирующим деловую жизнь и бытовые проблемы людей, живущих в условиях рыночной экономики.

Делать собственные заключения о «плюсах» и «минусах» рынка, о его привлекательности или непривлекательности для данного ученика на основе специального теста.

Устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности (относить конкретные виды товаров к конкурентному или монопольному рынку, например, хлеб - конкурентный рынок, установка телефона - монопольный и т. д.)

Относить конкретные организации, находящиеся в районе проживания учащихся, к определенным видам рынка, например, банк - рынок денег, валюты, ценных бумаг; районный отдел службы занятости населения - рынок труда, рабочей силы, рабочих мест; парикмахерская - рынок услуг; конструкторское бюро - рынок инноваций и т. д.

Ориентироваться в назначении разных видов рынков (указывать, что продается и покупается на рынке труда, на рынке недвижимости и т. д.)

Приводить примеры теневых рынков своего города.

Раздел 2.  Человек как работник (5 ч)

Цель раздела - раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; сделать акцент на те ее стороны экономики, которые представляют личный экономический интерес для каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, процедура трудоустройства и т. д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя увереннее в самостоятельной трудовой жизни.

Основные понятия: акция, облигация, дивиденд; трудовой контракт, наемный работник, наниматель (работодатель),  тарифная ставка, оклад, зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, инфляция, гиперинфляция.

Знания

Ценные бумаги - документы, обладающие стоимостью и возможностью превращения в деньги.

Долевые ценные бумаги (акции).

Долговые ценные бумаги (облигации). Назначение ценных бумаг (акций и облигаций, выпускаемых частными предприятиями). Акционирование российских предприятий в процессе приватизации. Права держателей акций и облигаций. Дивиденд - доход по акции. Дивиденды формируются из прибыли акционерного общества. Когда дела фирмы идут плохо, дивиденды не выплачиваются. Доход по облигации (твердый процент) выплачивается ее владельцу независимо от прибыли фирмы. Разница между номинальной и рыночной стоимостью акций.

Трудовой контракт - соглашение между работодателем и наемным работником о взаимных обязанностях друг друга, о характере, содержании и условиях труда, о размере его оплаты.

Заработная плата - плата за труд.  Минимальная зарплата (МЗ). Прожиточный минимум (ПМ). Большой разрыв между величиной МЗ и размером ПМ в России - признак тяжелой экономической ситуации в стране.

Черта бедности соответствует прожиточному минимуму.

Инфляция - непрерывный рост цен при низкой покупательной способности денег. Рост стоимости жизни. Причины инфляции: избыток выпуска бумажных денег (денег много, а товаров мало), повышенный спрос на товары, увеличение затрат на производство товаров, сокращение производства товаров (чем меньше товаров, тем они дороже), рост зарплаты при неизменной производительности труда, высокие цены на ввозимые из-за границы (импортные) товары, ожидание людьми продолжения инфляции.

Гиперинфляция. Урон производству в результате инфляции. Неблагоприятное воздействие инфляции на экономику семьи (обесценивание заработков и сбережений, увеличение разрыва между номинальными и реальными доходами, сокращение потребления, невозможность долгосрочного планирования бюджета из-за непредсказуемости цен). Экономическое поведение людей в период высокой инфляции, направленное на защиту доходов от потерь.

Умения

Решать задачи экономического содержания на определение доходов по акциям и  по облигациям.

Ориентироваться в несложной диаграмме экономического содержания («Соотношение величин прожиточного минимума, минимальной и средней зарплаты в промышленности»).  Определять уровень жизни своей семьи, исходя из данных о размере прожиточного минимума (ПМ) на текущий момент, т. е. относить ее к одной из трех групп: малоимущая (ниже одного ПМ на каждого члена семьи), среднеобеспеченная (в пределах двух ПМ на одного человека) или высокообеспеченная (более двух ПМ на каждого члена семьи).  Обосновывать свои предпочтения относительно мер по сохранению личных сбережений в период высокой инфляции.

Раздел 3.  Человек как потребитель (8 ч)

Цель раздела – рассмотреть два вида экономической деятельности людей: обмен (купля-продажа различных товаров и услуг) и потребление (использование товаров и услуг); продемонстрировать экономические роли человека как покупателя и как потребителя благ и услуг.

Основные понятия: государственная и частная, оптовая и розничная торговля, экспорт, импорт, денежный оборот, товары надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийный срок, срок годности, закон «О защите прав потребителя», претензия, неустойка, организация по защите прав потребителя,  обязательное и добровольное страхование, договор страхования (страховой полис, страховое свидетельство), страховой взнос, страховая сумма, страховой случай, страховая компания.

Знания

Обмен. Специализация и разделение труда вызывают потребность и обмене между людьми. Торговля - обмен товарами на основе взаимной выгоды продавца и покупателя.

Виды торговли: натуральный обмен (бартер); торговля за наличные и безналичные деньги; государственная и частная, оптовая и розничная торговля; комиссионная торговля; продажа в кредит, предоставление товаров в прокат. Виды розничной торговли: собственные магазины частных торговцев, фирменные и универсальные магазины, магазины самообслуживания, супермаркет, торговые автоматы.  Экономическое поведение продавца и покупателя, их отличие (покупатель старается купить дешевле, а продавец - продать дороже).

Международная специализация и международная торговля. Импорт. Экспорт. Товарная биржа. Зона свободной торговли.

Денежный оборот (денежное обращение). Монетный двор. Почему люди ухудшают экономическую ситуацию в стране, если хранят деньги дома. Покупательная способность денег может изменяться. Фальшивые деньги. Элементы защиты банкнот (водяные знаки, микроузор, рельефное изображение, защитная нить, микротекст и др.).

Рыночное равновесие. Равновесная цена - цена, при которой покупатели согласны купить все количество товара, которое продавцы готовы продать по этой цене. Спрос и предложение уравновешены. Колебание равновесной цены. Все действительные рыночные цены колеблются вокруг равновесной цены (имеются в виду цены на товары одинакового качества). Причины изменения цен. Причины различия цен на одни и те же товары.

Планирование семейного бюджета (без планирования нет порядка в расходовании денег). Денежные расходы необходимо и планировать, и учитывать.

 Влияние инфляции на благосостояние семьи.  Закон Энгеля (чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая - на покупку товаров длительного пользования).

Основные права потребителя (права на безопасность товаров, информацию, надлежащее качество товаров, работ, услуг, на бесплатный ремонт, уценку, замену или возврат товара ненадлежащего качества, на судебную защиту и др.). Закон «О защите прав потребите- лей», закрепляющий эти права. Гарантийный срок. Срок годности. Товары ненадлежащего качества. Порядок и срок замены недоброкачественного товара. Требования к продавцу товара, предъявляемые потребителем при обнаружении товара с недостатками. Предъявление продавцу самого недоброкачественного товара и документа, удостоверяющего факт его покупки (чека, технического паспорта и др.), при решении вопроса о замене, уценке или возврате изделия с недостатком. Предельный срок, в течение которого недоброкачественный товар должен быть заменен, - 20 дней. Обязанности продавца при возникновении спора о причинах появления недостатков товара. Он должен провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара. Если экспертиза не докажет, что недостатки товара возникли по вине потребителя, то продавец обязан удовлетворить требования потребителя. Если же будет установлено, что недостатки возникли по вине потребителя, то он обязан возместить продавцу убытки и расходы на проведение экспертизы. Права потребителя при проверке качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара и вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Доставка некачественного товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат его потребителю осуществляются за счет продавца. Предъявление претензий продавцу товара. Если покупатель изучил приобретаемый им товар, и изъяны товара были продемонстрированы ему в момент покупки, он не может предъявить продавцу никаких претензий. Товары надлежащего качества. Условия обмена качественного товара. Непродовольственные (промышленные) товары надлежащего качества, не подлежащие обмену. Срок обмена качественного товара (потребитель может обменять качественный товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки). Права потребителя в сфере услуг. Срок гарантии. Если в ремонт сдаются вещи, на которые не истек срок гарантии, то потребители не должны платить деньга за их ремонт. Предоставление услуги без согласия потребителя. Если потребителю произведена дополнительная услуга без его согласия, то он не обязан ее оплачивать.

Права потребителя при выполнении услуг. Что потребитель вправе потребовать от исполнителя услуги при невыполнении работы в срок, при обнаружении недостатков в выполненной работе.

Зависимость цены и качества товара. Чем ниже цена товара или услуги, тем больше вероятность, что они плохого качества или опасны для здоровья.

Выбор товара (покупка). Чем менее обдуманно сделан выбор, тем вероятнее, что он неудачен. Чем проще процедура покупки, тем сложнее будет потом защищать свои права.

Страхование (разновидность финансовых услуг) - способ защиты имущества и здоровья.

Обязательное страхование: медицинское и социальное, а также страхование пассажиров. Добровольное страхование: страхование жизни (виды страхования: на случай смерти, пенсий, от несчастных случаев); страхование имущества (виды страхования: от пожара, кражи, аварии, стихийного бедствия и прочих бед). Имущество может быть застраховано по всем группам рисков или по отдельным из них. Застраховать можно все имущество или его часть.

Договор страхования. Страховые взносы. Страхование не может быть бесплатным.

Размер страховых взносов. Чем выше степень риска порчи или потери имущества, чем больше вероятность наступления неблагоприятных событий, тем больше размер страховых взносов (выплат). Прерывание договора страхования. Договор может быть прерван досрочно, но при этом ранее выплаченные суммы страховки не возвращаются. Страховая сумма. Страховой случай. При наступлении страхового случая страховая компания обязана составить страховой акт, на основании которого застрахованному должна быть выплачена страховая сумма. Но прежде страховой случай должен быть обязательно отмечен соответствующими службами (при краже нужна справка от милиции, при аварии (дорожно-транспортном происшествии) - от ГАИ, при пожаре - от государственного пожарного надзора и т. д.). Все без исключения страховые компании при выплате возмещения руководствуются правилом: «Не отмеченные в акте события считать не произошедшими». Выплата страховой суммы может заменяться возмещением ущерба в натуральной форме в пределах страховой суммы. Страховая компания освобождается от выплаты страховой суммы, если выясняется, что страховой случай создан искусственно.  Виды страховых компаний (коммерческие, государственные, общественные).

Практические советы тем, кто намерен застраховать свою жизнь или имущество. Надежность страховой компании. Чтобы убедиться, надежна ли страховая компания, следует прежде всего ознакомиться с документом, разрешающим ее деятельность. Страховая компания обязательно должна иметь лицензию (разрешение) на осуществление данного вида страхования. Если в страховом договоре встречаются незнакомые слова (франшиза, индоссамент и т. п.), это может означать, что в договоре заложена возможность невыплаты клиенту части страховой суммы. В этом случае лучше воздержаться от страхования. Страхование при высокой инфляции невыгодно, так как возникший ущерб устанавливается с учетом стоимости пострадавшего имущества на момент заключения договора страхования.

Умения

Анализировать поведение покупателя (процедуру и мотивацию покупок) на предмет рациональности. Выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов в пределах определенной суммы в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение одного - трех дней. Определять место покупки конкретных товаров, необходимых потребителю. Рассуждать о влиянии различных условий на цену товара.

Анализировать ситуацию на рынке при различных ценах: устанавливать, в каких случаях на рынке возникает избыток товара, в каких - дефицит товара, а в каких - равновесие. (При повышении цен продавцы увеличивают предложение товара, а спрос покупателей на него снижается, и на рынке складывается ситуация избытка товара. При понижении цен продавцы уменьшают предложение товара к продаже, а спрос покупателей на него увеличивается, в результате на рынке образуется нехватка (дефицит) товара. Когда продавцы предлагают столько товара, сколько покупатели готовы купить по цене, которая устраивает тех и других, на рынке образуется равновесие.)

Анализировать реальные ситуации, когда продавец предлагает какой-то товар бесплатно при условии покупки другого товара по полной цене, с позиции рациональности поведения потребителя в этих ситуациях. (Конечно, бесплатно потребитель ничего не получит. Фактически он платит вдвое дороже за один товар и ничего - за дугой, который предлагается якобы бесплатно.)

Различать обязательное страхование от добровольного. Заполнять бланки страхового полиса (договора) по образцу.

Раздел  4. Человек как член общества (1 ч).

Цель раздела – рассмотреть экономическую связь человека с обществом, связь домашней экономики с экономикой государства (налоги); продемонстрировать экономическую роль человека как налогоплательщика.

Основные понятия: налоги, госпошлина, льготное налогообложение, декларация о доходах, налоговая инспекция.

Знания

Налог - установленный государством обязательный сбор. Виды налогов. Прямые налоги: подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на имущество и наследство. Прямые налоги на доходы и имущество граждан и предприятий (прямой налог непосредственно (прямо) выплачивает тот, с кого он взимается). Льготное налогообложение. Налоги, напоминающие цену за оказание услуг: госпошлины (за оформление гражданам прописки-выписки, свидетельства о браке и рождении детей и т. д.)  Декларация доходов. В каких случаях и зачем надо заполнять налоговую декларацию. Ответственность за укрытие доходов от налогообложения и меры, принимаемые налоговой инспекцией к неплательщикам налогов. Цели взимания налогов. На что государство расходует деньги, собранные с помощью налогов.

Умения

Решать задачи экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке.

Тематическое планирование в 8 классе (17 часов)

                              Название раздела и темы

Кол-во

часов

Раздел 2.  Человек и экономическая система

 2.1. Типы экономических систем. Человек в экономической системе.

2.2.  Основные черты рыночной экономики

2.3.  Виды рынков.

3 часа

Раздел 3.  Человек как работник

3.1 Ценные бумаги. Акции. Облигации.

3.2. Трудовой договор.

3.3. Заработная плата-плата за труд.

3.4. Минимальная зарплата. Прожиточный минимум.

3.5. Инфляция. 

5 часов

Раздел 4.  Человек как потребитель

4.1. Виды торговли. Виды розничной торговли.

4.2. Международная торговля.

4.3. Денежный оборот.

4.4. Рыночное равновесие.

4.5. Планирование семейного бюджета.

4.6. Права потребителя. 2ч.

4.7. Страховые услуги. Страхование.

8 часов

Раздел 5. Человек как член общества

5.1. Налоги. 

1 час

Итого

17 часов

Поурочное  планирование занятий  в 8 классе (17 ч)

Дата

Тема урока

Образовательная задача

Повторение

Практические рабоы

Раздел 2. Человек и экономическая система.

1

Типы экономических систем. Человек в экономической системе.

Дать  общее представление о существующих типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России. Учить различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.  

Заполнение    таблицы Разбор экономических ситуаций. Деловая игра

2

Основные черты рыночной экономики

Дать  общее представление об  основных чертах рыночной экономики и  роли человека в рыночной экономической системе.

Заполнение    таблицы. Разбор экономических ситуаций и сюжетов.

3

 Виды рынков.

Дать  общее представление о видах рынка. Учить ориентироваться в назначении разных видов рынков.

Раздел 3.  Человек как работник.

4

Ценные бумаги. Акции. Облигации

Дать общее представление о ценных бумагах, в том числе об акциях и облигациях.

Познакомить с правами держателей акций и облигаций.

Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие

Решение задач экономического содержания на определение суммы дивидендов по акциям,

5

Трудовой договор.

Дать  представление о трудовом договоре.

Работник работодатель

Заполнение бланка трудового договора. Решение кроссвордов, составленных из экономических терминов.

6

 Заработная плата-плата за труд.

Дать понятие о заработной плате как  плате за труд,   Учить ориентироваться в порядке начисления заработной платы с использованием тарифных квалификационных разрядов.

Решение экономических задач по начислению заработной платы

7

Минимальная зарплата. Прожиточный минимум.

Дать представление о минимальной зарплате (МЗ), прожиточном минимуме (ПМ). Учить определять уровень жизни  семьи, исходя из данных о размере прожиточного минимума (ПМ) на текущий момент.

Решать кроссворды составленные из экономических терминов. Работа с диаграммой, решение задач экономического содержания на определение уровня жизни семьи

8

 Инфляция

Дать представление об инфляции, гиперинфляции. Рассмотреть причины и последствия инфляции. Рассмотреть экономическое поведение людей в период высокой инфляции, направленное на защиту доходов от потерь.

Разбор экономических ситуаций и сюжетов, связанных с инфдяцией.

Раздел 3.  Человек как потребитель

9

Виды торговли. Виды розничной торговли.

Дать общее представление о видах торговли и видах розничной торговли учить определять место покупки конкретных товаров, необходимых потребителю.

Виды товаров. Сертификат качества товара наличные и безналичные деньги, цена, потребности

Разбор экономических ситуаций и сюжетов на поведение покупателя и продавца. Выполнение практических упр. на рациональный подбор продуктов в пределах определенной суммы в целях обеспечения полноценного питания семьи в течение 1-3 трех дней.

10

 Международная торговля.

Дать общее представление о международной специализации и международной торговле. Дать понятие об импорте,  экспорте, товарной бирже и  зоне свободной торговли.

конкуренция

11

 Денежный оборот.

Дать общее представление о денежном обороте. Рассмотреть элементы защиты банкнот (водяные знаки, микроузор, рельефное изображение, защитная нить, микротекст и др.).

Бартер, деньги, виды денег

12

Рыночное равновесие.

Дать понятие - рыночное равновесие. Рассмотреть причины изменения цен и причины различия цен на одни и те же товары.

Цена разновидности цен,

Анализ экономических ситуаций

13

 Планирование семейного бюджета.

Тренировать в умении планировать семейный бюджет, учете семейного бюджета рассмотреть влияние инфляции на благосостояние семьи.  Рассмотреть закон Энгеля (чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая - на покупку товаров длительного пользования).

Доходы и расходы семейного бюджета, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета,

Разбор сюжетов, связанных с выбором вариантов сохранения и преумножения к приумножению семейных сбережений.

14

15

 Права потребителя.

Познакомит с основными правами потребителя (права на безопасность товаров, информацию, надлежащее качество товаров, работ, услуг, на бесплатный ремонт, уценку, замену или возврат товара ненадлежащего качества, на судебную защиту и др.),  Законом «О защите прав потребите- лей», закрепляющий эти права.

Дать понятия: гарантийный срок, срок годности, Товары ненадлежащего качества, экспертиза товара.

Познакомит с правами потребителя в сфере услуг.

Потребности, потребитель, потребление,

16

Страховые услуги. Страхование.

Дать общее представление о страховании как  разновидности финансовых услуг. Познакомить с видами страхования, особенностями процедуры страхования, оформлением  Договора страхования. Учить различать обязательное страхование от добровольного.

Финансовые услуги, банк, вклады, банковский счёт, кредит.

Тест по условиям добровольного страхования

Раздел 4. Человек как член общества.

  17

Налоги. 

Дать общее представление о видах налогов и цели взимания налогов.   Дать понятие о декларации доходов.

Решение задач экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...