Легко ли быть предпринимателем?
план-конспект урока по экономике (9 класс) на тему

Перцева Светлана Алексеевна

. В рыночной экономике производственные предприятия является частными и по своей организационно – правовой форме они могут быть учреждены как товарищества, кооперативы, акционерные общества и если их рассматривать с точки зрения деятельности, то их можно разделить на: производственные торговые, страховые финансовые, кредитные, посреднические. Такова краткая характеристика предприятий в рыночной экономике. Возникает вопрос, а как управлять предприятиями в рыночной экономике?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методический план  открытого урока

 по дисциплине «Основы экономической теории»

Тема: Легко ли быть предпринимателем?

                                           Учитель экономики

                                         МКОУ СОШ №14

 высшей квалификационной

                                                    категории: Перцева С.А.

с.Степное

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков с элементами деловой игры.

Цели урока:

Образовательная:  проверка знаний учащихся фактического материала, формирование умений учащихся самостоятельно применять знания в практических ситуациях, умений раскрывать содержание составляющих элементов успеха предприятия.

Развивающая:  Развитие умения использовать пройденный материал в различных ситуациях, формировать умения экономически грамотно излагать мысли делать выводы.

Воспитательная: Содействовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, самостоятельности.

Межпредметные связи: Основы менеджмента и маркетинга, математика.

Материальное обеспечение занятия: Маркеры, проектор, слайды – презентации,  калькуляторы.

Ход урока

1 Организационная часть:

Взаимное приветствие преподавателя и учащихся, проверка отсутствующих, организация внимания. (Объявление темы и цели урока)

2. Введение в проблему.

1этап. Учитель: На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. В рыночной экономике производственные предприятия является частными и по своей организационно – правовой форме они могут быть учреждены как товарищества, кооперативы, акционерные общества и если их рассматривать с точки зрения деятельности, то их можно разделить на: производственные торговые, страховые финансовые, кредитные, посреднические. Такова краткая характеристика предприятий в рыночной экономике. Возникает вопрос, а как управлять предприятиями в рыночной экономике?

2этап. Портрет  современного руководителя предприятия.

Учитель:  Деятельность любого предприятия увязывается, прежде всего, с его руководителем. От его инициативы, трудоспособности зависит благополучие предприятия. Практика показывает, что одни руководители умело, ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности другие, терпят неудачу. Возникает вопрос, каким же должен быть руководитель?  

Практическое задание: написать высказывания, каким должен быть руководитель предприятия.  (Образ современного руководителя представлен на слайде)

Примерные высказывания:

- Умение давать взвешенные оценки;

-Умение здраво мыслить;

- Способность доводить дело до конца;

- Строгость и требовательность;

- Обладать чувством юмора;

- Уметь критиковать и воспринимать критику;

- Умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;

- Умение оценивать любое действие с этической и моральной стороны;

- Умение устанавливать контакты, вести переговоры;

- Уметь говорить и слушать;

- настойчивость;

- хорошо разбираться в законах;

- уметь предвидеть


3 этап. Управленческие решения:

3.1 Персонал и кадровая политика.

Учитель: «Расцвет государства в людях и упадок государства в людях»-  учили древние мудрецы и также на предприятиях – главное это люди. Успеха добивается то предприятие, которое более эффективно использует трудовые ресурсы.

 Назовите основные направления в области эффективного использования трудовых ресурсов?

Примерные ответы:

- Необходимо планировать штат: сколько человек, и какого профиля необходимо с учетом развития производства;

- Необходимо грамотно проводить отбор персонала;

- Необходимо помочь человеку, адаптироваться, которое включает знакомство

с бизнесом, знакомство с работой, которую ему поручают, знакомство с коллегами;

- Необходимо мотивировать людей материально и морально.

Учитель: На каждом предприятии действует своя система подбора кадров

расскажите о них.

Примерные ответы учащихся:

Предоставление документов;

Проверка профессиональной подготовки с помощью тестирования;

Собеседование.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю выполнить следующую работу:

1 группа перечислить пункты, которые необходимо представить в резюме;

2 группа составить примерный перечень вопросов для проведения собеседования;

3 группа составить примерные рекомендации для специалистов, готовящихся к собеседованию.

 Выступление 1 группы.

Учитель:  

Какова цель составления резюме?

Ответ: Резюме - это лицо человека, который представляет себя и оно должно произвести на работодателей благоприятное впечатление своими навыками и квалификацией.

 Как вы думаете, какие основные требования предъявляются к стилю резюме?

Ответ: Основными требованиями являются краткость, конкретность, честность.

Выступление 2 группы.

Учитель:  

Как вы думаете, что нужно сделать человеку, прежде чем идти на собеседование.

Ответ: Нужно познакомиться поближе с деятельностью предприятия

изучить основные проблемы.

Выступление 3 группы.

Учитель: Какова цель разработанных  вами рекомендаций?

Ответ: Цель его такова чтобы специалист, который явится на собеседование взял себя в руки, был очень внимательным, потому что работодатель его приглашает, чтобы посмотреть как он держится, как говорит, как он реагирует и отвечает на вопросы.

3.2 Управленческие решения.

Учитель: Отбор персонала прошел, трудовые договора заключены, предприятие работает, но время от времени на предприятии возникают проблемные ситуации, которые приходится решать руководителям предприятий, так как от обстановки в коллективе зависят результаты труда. Японские социологи считают, что благоприятный морально психологический климат на предприятии повышает производительность труда в 1,5 раза.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю обсудить в группах ситуации из практики

Слайды, содержащие ситуации из практики

Ситуация для 1 группы:

К Вам как руководителю предприятия  заскочил вечно занятый бригадир из цеха и сказал: « У меня в бригаде есть плохой работник Петров А.С. я хочу, чтобы вы организовали его увольнение». Ваши решения?

Ситуация для 2 группы:

Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

Ситуация для 3 группы

В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

Обсуждение ситуаций

4.Этап. Составляющие успеха предприятия.

Практическое задание (выполняется на доске)

Напишите основные, по вашему мнению действия предприятия, которые способствуют его успешности

Учитель: Важнейшим показателем конечных финансовых результатов предприятия является доход, поэтому я сейчас предлагаю выполнить задание.

Практическое задание: Произвести расчет чистого дохода предприятия

Слайд Таблица  «Из отчета о результатах финансово- хозяйственной деятельности предприятия»

Статьи

Сумма (тыс. тенге)

1. Доход от реализации продукции

52700

2. Операционные издержки (себестоимость):

?

-   сырье и материалы

22940

- заработная плата

5270

-амортизация

1085

 3. Валовый доход

?

4. Административные издержки

12360

 5.  Доход до уплаты налогов и процентов

?

6. Расходы по процентам

775

7. Доход до налогообложения

?

8. Расходы по подоходному налогу

4108

9. Чистый доход

?

5 этап. Выводы групп,  легко ли быть предпринимателем? У каждого ли получится управлять своим делом?

Подведение итога урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

...Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита ; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. А. С. Пушкин

Слайд 2

Легко ли быть предпринимателем?

Слайд 3

Организация коммерческого предприятия 1. О рганизационно-правовая форма, обоснование. 2. В ид деятельности. 3. К оличество, вид, номинальная стоимость акций.

Слайд 4

Портрет современного руководителя предприятия

Слайд 5

Управленческие решения. Персонал и кадровая политика.

Слайд 6

Ситуация 1. К Вам как руководителю предприятия заскочил вечно занятый бригадир из цеха и сказал: « У меня в бригаде есть плохой работник Петров А.С. я хочу, чтобы вы организовали его увольнение». Ваши решения?

Слайд 7

Ситуация 2. Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок , хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повториться. Как бы вы поступили?

Слайд 8

Ситуация 3 В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

Слайд 9

Составляющие успеха предприятия. Отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия. статьи сумма 1.Доход от реализации продукции 52700 2.Операционные издержки (себестоимость) ? - сырье и материалы 22940 -заработная плата 5270 -амортизация 1085 3. Валовый доход ? 4. Административные издержки 12360 5. Доход до уплаты налогов и процентов ? 6. Расходы по процентам 775 7. Доход до налогообложения ? 8. Расходы по подоходному налогу 4108 9. Чистый доход ?

Слайд 10

Легко ли быть предпринимателем?

Слайд 11

Задание на дом: Изучить п. 6.2, стр. 152-157. 2. Выполнить задание 1, стр.86 из «Практикума по экономике»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

презентация " Легко ли быть молодым "

We discuss What is Hot with young generation?How do teens express their individuality?Why do teens choose a subculture?How much are teens in Russian liketeens in other countries?...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...

Урок в 9 классе "Легко ли быть подростком?""

Данный урок предназначен для проведения в 9 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,работающих по УМК "Английский язык" О.В.Афанасьевой,И.В. Михеевой.Тип урока:Урок обобщения и применен...

план конспект открытого урока на тему: "Легко ли быть репортером?"

Урок английского языка на тему: "Легко ли быть репортером?"...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...