Рабочая программа по экономике 5-11 кл
рабочая программа по экономике (5 класс) на тему

Нечаева Марина Леонидовна

Рабочая программа по экономике для 5-11 классов разработана с учетом требований к обязательному минимуму содержа­ния основного общего образования, обязательного минимума содержания среднего (полного) об­щего образования, концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Программа разработана на основе «Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы)», разработанной кафедрой экономического образования НИРО, авторами И.А. Симоновым, Р.С. Лукьяновой, Н.М. Левиной, Г.И. Гребеневой, О.В. Плетеневой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_5-11_kl.docx100.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ Берендеевская СОШ

наименование ОУ

Нечаева Марина Леонидовна, высшая

Ф. И. О. педагога, категория

по  экономике 5-11 класс

предмет, класс

                                         

                                                 2013-2014

                                           учебный  год                                                          


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по экономике для 5-11 классов разработана с учетом требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования, концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Программа разработана на основе «Областной программы экономического образования школьников (5-11 классы)», разработанной кафедрой экономического образования НИРО, авторами И.А. Симоновым, Р.С. Лукьяновой, Н.М. Левиной, Г.И. Гребеневой, О.В. Плетеневой.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.

Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:

- роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;

- место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;

-  механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значение сбережений и инвестиций, налоговую систему;

- причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;

- сущность и механизм функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческих банков, финансовых рынков;

- движущие силы и основные закономерности экономического роста;

- основные проблемы мировой экономики, международной торговли и системы платежей, протекционизма и либерализма, интеграции и интернационализации экономических связей.

Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.

В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему целесообразного выбора, который в течение жизни человек делает постоянно — в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.

Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.

Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельную составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.

Структура и содержание рабочей программы по экономике

Действующий базисный учебный план общеобразовательных учреждений  включает курс «Экономика» в качестве регионального компонента.

Рабочая программа построена на основе выделения  трех концентров:

1-й — изучение экономики в 5—7 классах основной школы;

2-й — изучение экономики в 8—9 классах основной школы на основе знаний, полученных в 5—7 классах;

3-й — изучение экономики в 10—11 классах средней (полной) школы на основе знаний, полученных в 5—9 классах.

Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

Освоение материала каждого концентра предполагает достижение конечного результата обучения - основных критериев (ориентиров) подготовки социально адаптированной личности.

В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей способы:

- теоретические, практические, проблемные вопросы;

- решение задач и выполнение упражнений;

- домашние и творческие задания;

- экономические тесты, кроссворды;
- деловые игры.

Формами промежуточного и итогового контроля знаний могут быть:

•опросы;

•самостоятельные и контрольные работы;

•собеседования;

        олимпиады.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ

I ступень (5—7 классы)

Основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности на основе знаний, понятий, умений

 1. Уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.

2. Осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества.

  1.  Принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей,об экономии ресурсов и времени.
  2.  С учетом опыта своих родителей и других близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, в будущей профессии, в обществе.
  3.  Анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.
  4.  Принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязательства перед самим
    собой, родителями, близкими людьми.
  5.  Осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
  6.  Анализировать, как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов, вкладчиков.
  7.  Стремиться к самоорганизации,  самопланированию,  дисциплинированности,  приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на достигнутом,  не бояться перемен, нового, то есть
    вырабатывать в себе качества,  которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.

5класс

Понятия

Умения

Тема 1. Что изучает экономика

Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага. Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность

Выделять духовные, социальные, физиологические потребности и осознавать их безграничность. Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности. Приводить примеры экономических и неэкономических благ. Классифицировать ресурсы, осознавать их ограниченность

Тема 2. Труд

Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата

Различать разделение труда и специализацию, приводить примеры. Решать типовые задачи на расчет производительности труда. Приводить примеры различных профессий. Выявлять причины различий в оплате труда

Тема 3. Товары и услуги

Товары и услуги как результат объединения (взаимодействия) экономических ресурсов. Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности. Различия товаров и услуг

Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг

Тема 4. Обмен

Обмен, его экономическая сущность, предпосылки возникновения. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена.

Объяснять предпосылки возникновения обмена. Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения

Торговля как наиболее эффективная форма обмена

потребностей, повышает взаимозависимость людей и что он выгоден обменивающимся сторонам. Различать бартер и обмен при помощи денег. Приводить примеры. Объяснять, почему обмен при помощи денег является более эффективной формой по сравнению с бартером

Тема 5. Рынок и конкуренция

Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы (мотивы). Рынок как взаимодействие экономических интересов потребителей и производителей. Необходимые условия существования рынка. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя

Объяснять мотивы деятельности производителей и потребителей. Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и экономических интересов покупателей и как место купли-продажи. Приводить примеры конкуренции среди продавцов и среди покупателей. Различать ценовую и неценовую конкуренцию, приводить примеры. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке продавца и на рынке покупателя. Видеть плюсы и минусы конкуренции

Тема 6. Экономика семьи. Семейный бюджет

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителей и их защита. Источники доходов семьи: заработная плата, пенсия, стипендия, пособия; доходы от сдачи в аренду, от вложения денег в

банк, от подсобного домашнего хозяйства.

Основные расходы семьи: постоянные и переменные. Планирование доходов и расходов.

Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный семейный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства

Перечислять основные права потребителей. Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения доходов и экономии расходов. Различать постоянные и переменные расходы семьи. Приводить примеры сбалансированного, дефицитного, избыточного бюджетов. Решать типовые задачи по составлению семейного бюджета. Заполнять бланки отдельных оплат

        

Календарно-тематическое планирование по экономике. 5 класс.

                                   Программа НИРО, 2002 г.                               35 часов

Составители: И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, Н.М. Левина,

                        Г.И. Гребнева, О.В. Плетенева

УМК:  Рабочая тетрадь. 5 кл. (рабочий материал с заданиями).

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

11

12

13

14

15-16

17

18

19

20

21

22-23

24-25

26-27

28-29

30

31

32-34

35

Что изучает экономика

Потребности, их многообразие и неограниченность.

Блага как средства удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага.

Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность.

Выбор как основная экономическая проблема, необходимость и всеобщность.

Труд

Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация.

Производительность труда.

Профессия и квалификация.

Заработная плата как плата за использование услуг труда.

Товары и услуги

Товары и услуги как результат объединения экономических ресурсов.

Товары и услуги как экономические блага, посредством которых удовлетворяются потребности.

Различие товаров и услуг.

Обмен

Обмен как экономическая сущность, предпосылки его возникновения.

Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена.

Торговля как наиболее эффективная форма обмена.

Рынок и конкуренция

Потребитель и его экономические интересы.

Производитель и его экономические интересы.

Рынок как взаимодействие экономических интересов покупателей и продавцов. Необходимые условия существования рынка.

Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены.

Рынок продавца и рынок покупателя.

Экономика семьи. Семейный бюджет.

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Права потребителя и защита прав потребителя.

Источник доходов семьи.

Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы.

Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения.

Рациональное ведение домашнего хозяйства.

Решение задач.

Повторение и обобщение изученного материала  по темам курса.

Итоговый контроль.

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

2

1

1

4

1

1

2

5

1

1

1

1

1

9

2

2

2

2

1

1

3

1

6 класс

Понятия

Умения

Тема 1. Проблема выбора в экономике

Выбор как экономическая проблема. Предпосылки выбора. Необходимость выбора. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора

Обосновывать необходимость выбора. Приводить примеры ситуаций выбора. Определять альтернативную стоимость. Применять сетку принятия решений для обоснования выбора

Тема 2. Типы экономических систем

Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого? Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы

Различать, Как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах. Различать традиционную, командную, рыночную экономические системы; смешанную экономику. Приводить примеры преимуществ экономических и неэкономических стимулов

Тема 3. Экономические ресурсы и факторы производства

Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация).Факто-ры производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль

Различать экономические ресурсы и факторы производства. Приводить примеры и классифицировать экономические ресурсы. Выделять предпринимательство как особый фактор производства

Тема 4. Производство товаров и услуг

Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг. Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг. Взаимосвязь прибыли, доходов и затрат. Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции

Объяснять производство как процесс. Знать, из чего складывается цена. Уметь рассчитать доходы, прибыль. Решать типовые задачи на расчет доходов, прибыли, цены

Тема 5. Деньги

История возникновения денег. Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег. Функции денег: средство измерения ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа. Количество денег, необходимое для экономики страны

Различать свойства и функции денег. Объяснять роль денег в каждой из четырех функций. Классифицировать деньги по видам и выявлять преимущества различных видов денег. Различать средства обеспечения денег в экономике страны в прошлом и в настоящее время

Тема б. Торговля

Торговля как посредник между производителем и потребителем. Оптовая и розничная торговля. Организационные формы торговли: аукцион, биржа, магазин(оптовые и розничные, специализированные и универсальные).

Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы, положительные и отрицательные последствия рекламы

Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности. Различать оптовую и розничную торговлю по способу организации и ценам; приводить примеры.

Приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, в магазине. Уметь рекламировать товары (услуги)

Тема 7. Роль государства в экономике

Цели государства в экономике: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен, экономический рост, экономическое развитие. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты: отрицательные и положительные. Функции государства в экономике: перераспределение доходов, стабилизация экономического развития, защита конкуренции, обеспечение общественными благами, ограничение отрицательных внешних эффектов.

Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства. Необходимость уплаты и сбора налогов. Взаимосвязь между налоговыми поступлениями и выполнением государством своих функций. Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Государственный бюджет как план доходов и расходов государства. Дефицит, профицит, баланс бюджета

Перечислять цели и функции государства.

Доказывать необходимость уплаты налогов. Объяснять взаимосвязь между величиной налоговых поступлений и возможностью государства выполнять свои функции.

Решать типовые задачи по расчету налога на прибыль и подоходного налога. Выявлять причины несостоятельности рынка. Приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов. Приводить примеры общественных товаров и услуг

Календарно-тематическое планирование по экономике. 6 класс.

                          Программа НИРО, 2002 г.  

Составители: И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, Н.М. Левина,

                        Г.И. Гребнева, О.В. Плетенева                                             35 часов

УМК:  Рабочая тетрадь. 6 кл. (рабочий материал с заданиями).

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5-6

7-8

9-10

11

12

13

14

15-16

17-18

19

20

21-22

23

24-25

26-27

28-29

30

31-32

33-35

Проблема выбора в экономике

Выбор как экономическая проблема. Альтернативная стоимость.

Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора.

Типы экономических систем

Основные вопросы экономики.

Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы.

Экономические ресурсы и факторы производства

Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация). Факторы производства.

Доходы на факторы производства (зарплата, рента, процент, прибыль).

Производство товаров и услуг

Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг.

Доходы от продажи произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг.

Взаимосвязь прибыли, доходов, затрат.

Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции.

Деньги

История возникновения денег. Деньги в Российском государстве.

Свойства денег. Виды денег.

Функции денег.

Количество денег, необходимых для экономики страны.

Торговля

Торговля как посредник между производителями и потребителями. Оптовая и розничная торговля.

Организационные формы торговли (аукцион, биржа, магазин).

Реклама, рекламная стратегия, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные последствия рекламы.

Роль государства в экономике.

Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Влияние внешних побочных эффектов, отрицательных и положительных.

Функции государства в экономике.

Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства. Основные налоги в РФ.

Государственный бюджет.

Решение задач.

Повторение и обобщение изученного материала по темам курса.

2

1

1

2

1

1

4

2

2

5

2

1

1

1

6

1

2

2

1

4

1

2

1

7

2

2

2

1

2

3

7 класс

Понятия

Умения

Тема 1. Банки и их роль в экономике

Банки, их функции. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки: виды, операции. Механизм получения банковской прибыли коммерческими банками. Вклады: текущие, срочные. Кредиты: краткосрочные, долгосрочные. Простые проценты по вкладам и кредитам

Приводить примеры различных видов банков. Перечислять основные функции банков. Приводить примеры различных видов вкладов н кредитов. Решать типовые задачи по расчету простых процентов по вкладам. Различать текущие и срочные вклады. Рассчитывать стоимость кредита. Различать краткосрочные и долгосрочные кредиты. Заполнять приходные и расходные ордера

Тема 2. Инфляция

Понятие инфляции. Инфляция и изменение покупательной способности денег. Экономические и социальные последствия инфляции: перераспределение богатства, неопределенность, изменение экономической активности. Измерение инфляции: индекс потребительских цен

Понимать и использовать информацию о росте цен. Объяснять, кто и почему проигрывает или выигрывает от инфляции в плане перераспределения богатства. Решать типовые задачи по расчету индекса потребительских цен

Тема 3. Безработица

Структура населения: рабочая сила, выбывшие из состава рабочей силы, занятые, безработные. Безработица и ее виды: фрикционная, структурная, циклическая. Меры социальной защиты безработных: служба занятости, пособие по безработице, переподготовка безработных

Классифицировать население по отношению к той или иной группе, приводить примеры. Различать виды безработицы, приводить примеры. Перечислять меры социальной защиты безработных

Тема 4. Производство товаров и услуг. Производительность труда

Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса. Производительность труда; факторы, влияющие на рост производительности труда; расчет производительности труда. Роль повышения производительности труда в экономике страны

Приводить примеры предприятий, отраслей. Перечислять факторы роста производительности труда. Вычислять показатель производительности труда. Объяснять последствия роста производительности труда для предприятия, его работников, отрасли, страны. Решать типовые задачи на расчет производительности труда

Тема 5. Издержки производства и прибыль

Постоянные, переменные, общие; средние постоянные, средние переменные, средние общие издержки. Графическое изображение постоянных, переменных, общих издержек. Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции. Расчет доходов через цену и количество проданной продукции. Расчет доходов через затраты и прибыль. Расчет прибыли от продажи продукции. Расчет средней прибыли

Различать постоянные, переменные затраты, приводить примеры. Знать формулы; уметь рассчитать и изобразить графически общие, средние общие, средние постоянные, средние переменные затраты. Объяснять, из чего складывается цена. Решать типовые задачи на расчет затрат, доходов и прибыли от продажи продукции

Тема 6. Спрос и предложение. Рынок

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала спроса. Графическое изображение спроса. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала предложения.

Графическое изображение предложения.

Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма.

Равновесная цена и равновесное количество. Уравнение равновесия. Конкуренция, или как спрос «договаривается» с предложением

Различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения. Различать изменение спроса и изменение величины спроса, изменение предложения и изменение величины предложения.

Изображать графически спрос и предложение по заданной шкале и по уравнению функции. Формулировать законы спроса и предложения.   Видеть различное влияние изменения цены на поведение покупателей и продавцов на рынке. Решать типовые задачи с использованием уравнения равновесия

Календарно-тематическое планирование по экономике. 7 класс.

Программа НИРО, 2002 г.

Составители: И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, Н.М. Левина,

                        Г.И. Гребнева, О.В. Плетенева                                                 35 часов

УМК:  Рабочая тетрадь. 7 кл. (рабочий материал с заданиями).

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5-6

7

8-9

10

11

12-13

14

15-16

17-18

19

20

21-22

23-24

25-26

27-28

29

30

31-32

33-35

Банки и их роль в экономике

Банки. Виды банков.

ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки и их функции.

Операции коммерческих банков. Механизм получения банковской прибыли.

Вклады и кредиты.

Расчет простого процента по вкладам и кредитам.

Инфляция

Понятие инфляции. Инфляция покупательной способности денег.

Экономические и социальные последствия инфляции.

Измерение инфляции: индекс потребительских цен.

Безработица

Структура населения.

Безработица и ее виды. Последствия безработицы.

Меры социальной защиты безработных.

Производство товаров и услуг. Производительность труда.

Понятие фирмы, отрасли. Организационно-правовые формы организации бизнеса в РФ.

Производительность труда и факторы, влияющие на ее рост.

Расчет производительности труда.

Роль повышения производительности труда в экономике страны.

Издержки производства и прибыль

Издержки производства.

Доходы и прибыль от продажи произведенных продуктов.

Спрос и предложение. Рынок.

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Шкала и график спроса.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Шкала и график предложения.

 Взаимодействие спроса и предложения как основа рыночного механизма.

 Конкуренция.

Решение задач.

 Повторение и обобщение изученного материала по темам курса.

6

1

1

1

1

2

4

1

2

1

4

1

2

1

6

2

2

1

1

4

2

2

6

2

2

1

1

2

3

II ступень (8—9 классы)

Основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности на основе знаний, понятий, умений

  1. При выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативные варианты.
  2.  При открытии собственного дела понимать необходимость предварительного составления бизнес-плана с расчетами всех промежуточных и конечных результатов.
  3.  Анализировать затраты ресурсов на производство выбранного товара или услуги, существующие или прогнозируемые спрос и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.
  4.  Определять зоны безубыточности и прибыльности, оптимальный объем выпуска товаров или услуг.
  5.  Уметь определять оптимальный объем производства конкретной продукции (по выбору учащегося), обеспечивающий минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли.
  6.  При имеющемся или ожидаемом уровне инфляционного роста цен четко представлять свои действия как потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, кредитора, вкладчика.
  7.  Уметь оценивать ситуацию в стране, регионе и прогнозировать собственные действия при изменении таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНП, НД, темпы роста и прироста,уровень государственного долга, ставка процента, депозитный процент.

8 класс

           Понятия

                                       Умения

Тема 1. Что изучает экономика?

Экономика: наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу. Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость

Понимать взаимосвязь экономической теории и практики. Различать микро- и макроэкономические проблемы. Приводить примеры потребностей, экономических и неэкономических благ. Приводить примеры рационального и нерационального хозяйствования. Использовать знание альтернативной стоимости при принятии эффективных решений

Тема 2. Типы экономических систем

Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы. Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем. Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе

Выделять преимущества и недостатки различных типов эко- •-комических систем. Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике. Выделять особенности современной российской экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной

Тема 3. Факторы производства

Классификация факторов производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль. Понятие предпринимательского дохода

Классифицировать факторы производства и соотносить с доходами на факторы производства. Объяснять особенности и взаимосвязь различных факторов производства

Тема 4. Производительность факторов производства

Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства: производительность труда, капиталоотдача, урожайность. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность: НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организация труда и управления

Объяснять роль роста производительности в увеличении богатства общества и благосостояния людей. Решать типовые задачи на расчет производительности труда

Тема 5. Спрос

Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Шкала, функция, график спроса. Изменение спроса и величины спроса

Различать спрос и величину спроса. Выделять факторы изменения спроса и величины спроса. Строить график спроса по шкале и по уравнению функции. Различать изменение спроса и величины спроса. Анализировать влияние неценовых факторов

Тема б. Предложение

Предложение. Величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Шкала, функция, график предложения. Изменение предложения и величины предложения

Различать предложение и величину предложения. Выделять факторы изменения предложения и величины предложения. Строить график предложения по шкале и по уравнению функции. Различать изменение предложения и величины предложения. Анализировать влияние неценовых факторов

Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонения от цены равновесия и их последствия: избыточныйспрос и избыточное предложение. Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия

под воздействием неценовых факторов спроса и предложения. Рыночный механизм

Знать уравнение равновесия. Анализировать последствия отклонения от равновесия.

Аналитически определять равновесную цену, равновесноеколичество, избыточный спрос,

избыточное предложение и показывать на графике.  Определять характер изменения

условий равновесия под воздействием неценовых факторов. Решать типовые задачи на расчет условий равновесия, определение избыточного спроса и избыточного предложения

Тема 8. Производитель

Собственность, ее сущность и место в экономической системе. Экономические формы собственности: частная и общественная. Суверенитет производителя

и частная собственность. Отрасль, фирма, предприятие. Производственный цикл.

Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации

Приводить примеры различных форм собственности. Различать субъект и объект

собственности. Видеть взаимосвязь суверени-

тета производителя и частной собственности.

Приводить примеры отраслей. Определять длительность производственного цикла и его

этапы. Приводить примеры основного

и оборотного капитала. Решать типовые задачи по использованию основного и оборотного капитала, на расчет амортизационных отчислений

Тема 9. Фирма и конкуренция

Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная, конкуренция (монополистическая, олигополия, монополия). Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные, явные,  неявные, экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование

Различать рынки по степени конкуренции, приводить примеры. Определять переменные, общие, средние, предельные издержки.
Строить графики издержек производства. Различать явные, неявные, экономические, бухгалтерские издержки; экономическую и бухгалтерскую прибыль. Решать типовые задачи на расчет издержек и прибыли

Календарно-тематическое планирование по экономике. 8 класс.

                                Программа НИРО, 2002 г.

Составители: И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, Н.М. Левина,

                        Г.И. Гребнева, О.В. Плетенева                                      35 часов

УМК:  1) Экономика. Рабочая тетрадь. 8 кл. (рабочий материал с заданиями).

             2) Дидактический материал. Экономика. 8 - 9 класс. НИРО, 2007 г.

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23

24

25

26

27

28-29

30

31-32

33-35

Что изучает экономика

Экономика: наука и хозяйство. Потребности. Классификация потребностей по Маслоу.

Ресурсы. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

Типы экономических систем.

Главные вопросы экономики. Экономические системы: понятие и виды.

Преимущества и недостатки типов экономических систем. Смешанная экономика.

Российская экономика на современном этапе.

Факторы производства.

Факторы производства и их классификация.

Доходы на факторы производства.

Производительность факторов производства

Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства.

Факторы, влияющие на производительность.

Спрос

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.

Шкала, функция, график спроса.

Предложение

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.

Шкала, функция, график предложения.

Взаимодействие спроса и предложения

Рыночное равновесие.

Рынок покупателя и рынок продавца. Рыночный механизм.

Производитель

Собственность. Экономические формы собственности: частная и общественная.

Суверенитет производителя и частная собственность.

Отрасль. Фирма. Предприятие.

 Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Амортизация.

Фирма и конкуренция

Конкуренция и структура рынка. Влияние конкуренции на деятельность фирмы.

Издержки производства.

Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование.

Решение задач.

Повторение и обобщение по темам курса.

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

3

1

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

1

1

1

1

4

1

2

1

2

3

9 класс

           Понятия

                                      Умения

Тема 1. Деньги

Происхождение и сущность денег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, кредитные деньги. Преимущества и недостатки различных видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Свойства денег. Эмиссия денег

Различать преимущества и недостатки различных видов денег. Различать функции и свойства денег. Определять количество денег, необходимое для обращения

Тема 2. Законы денежного обращения

Уравнение обмена. Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Изменение покупательной способности денег. Измерение инфляции: ИПЦ, темп инфляции

Объяснять причины и последствия инфляции. Видеть взаимосвязь между инфляцией, дефляцией, покупательной способностью денег. Решать типовые задачи с использованием уравнения обмена, формул ИПЦ и темпа инфляции

Тема 3. Банки и банковская система

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки: виды, функции. Основные банковские операции. Вклады: виды, проценты. Кредиты: виды, проценты. Механизм получения банковской прибыли. Критерии выбора банка: надежность, ликвидность, процент

Различать функции ЦБ и коммерческого банка. Приводить примеры активных и пассивных операций. Различать виды вкладов, рассчитывать простые проценты по вкладам. Различать виды кредитов, рассчитывать простой процент, в том числе и по кредитам на срок до года. Выбирать банк исходя из критериев выбора

Тема 4. Экономическая роль государства

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка. Роль и функции государства в экономике

Приводить примеры экономических свобод граждан и предприятий. Приводить примеры общественных благ. Приводить примеры положительных и отрицательных побочных эффектов и методов их регулирования . Приводить примеры функций государства

Тема 5. Финансы государства

Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджета. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансированный. Налоги как основной источник доходов государства. Функции налогов. Принципы и методы налогообложения. Налогооблагаемая база. Ставка налогообложения. Налоги на физических и юридических лиц. Прямые и косвенные налоги

Понимать сущность бюджета, знать его виды. Различать уровни бюджета. Знать основные виды налогов, различать принципы и методы налогообложения. Решать типовые задачи на расчет основных налогов. Понимать роль налогов для государства и каждого отдельного гражданина

Тема 6. Рынок труда

Экономическая природа рынка труда.

Спрос и предложение на рынке труда.

Факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы.

Социальные проблемы рынка труда: трудовые конфликты, профсоюзное движение, договоры, контракты, минимальная заработная плата

Объяснять экономическую природу рынка труда. Строить кривые спроса и предложения на рынке труда. Перечислять факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Объяснять, как формируется заработная плата на рынке труда.

Знать основные положения трудового договора, контракта, правил приема на работу, основные положения Трудового кодекса РФ

Тема 7. Экономические проблемы безработицы

Структура населения: экономически активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшие из состава рабочей силы) население. Статус занятости и безработицы. Виды безработицы. Уровень безработицы. Уровень занятости. Естественный уровень безработицы и естественный уровень занятости.

Права и обязанности безработных,

Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости

Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу. Приводить примеры экономических и социальных издержек безработицы.

Различать уровень безработицы и естественный уровень безработицы, уровень занятости и естественный уровень занятости.

Решать типовые задачи на расчет уровня безработицы и уровня занятости.

Оформлять резюме для приема на работу

Тема 8. Экономический рост

Понятие экономического роста. Факторы, влияющие на ускорение экономического роста. Понятие экономического цикла. Регулирование цикличности экономического развития.

Анализировать факторы экономического роста. Анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на цикличность экономического развития

Тема 9. Экономика семьи

Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов. Семейные расходы. Семейный бюджет и его роль. Оценка доходов и сбережений. Влияние инфляции на семейную экономику. Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и зашита прав потребителя

Анализировать источники семейного дохода и семейные расходы. Планировать личный и семейный бюджет на неделю, месяц. Анализировать .причины потребительского выбора. Знать основные права потребителя, ориентироваться в информации для потребителя о товарах, услугах, их качестве

Календарно-тематическое планирование по экономике. 9 класс.

                                  Программа НИРО, 2002 г.                                   34 часа

Составители: И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, Н.М. Левина,

                        Г.И. Гребнева, О.В. Плетенева

УМК:  1) Экономика. Рабочая тетрадь. 9 кл. (рабочий материал с заданиями).

             2) Дидактический материал. Экономика 8 – 9 класс. НИРО, 2007 г.

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25

26

27

28

29-30

31

32

33-34

Деньги

Происхождение денег. Сущность денег. Виды денег.

Функции денег. Свойства денег.

Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег.

Законы денежного обращения

Уравнение обмена.

Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Виды инфляции.

Изменение покупательной способности денег.

Измерение инфляции.

Банки и банковская деятельность.

Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки и их функции.

Вклады, их виды, проценты по вкладам.

Кредиты, их виды, проценты по кредитам.

Механизм получения банковской прибыли.

Критерии выбора банка.

Экономическая роль государства

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка.

Роль и функции государства в экономике.

Финансы государства

Государственный бюджет. Виды бюджета.

Принципы, методы, функции налогообложения.

Виды налогов. Ставки налогообложения. Налогооблагаемая база.

Рынок труда

Спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы на рынке труда.

Социальные проблемы на рынке труда.

Экономические проблемы безработицы

Структура населения.

Виды безработицы и занятости. Естественный уровень безработицы и занятости.

Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование безработицы.

Экономический рост

Экономический рост.

Экономический цикл.

Экономика семьи

Понятие семейной экономики.

Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителя.

Решение задач.

3

1

1

1

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

2

1

1

6

2

2

2

4

2

2

3

1

1

1

3

1

2

2

1

1

2

III ступень (11 класс)

Основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности на основе знаний, понятий, умений

  1.  Сформироваться как личность, способная понимать и оценивать обширную социально-экономическую информацию и принимать адекватные решения в качестве производителя, потребителя и гражданина, имеющего право голоса при обсуждении важнейших политических, экономических и социальных проблем в демократическом государстве.
  2.  При выборе вида деятельности уметь просчитывать все имеющиеся альтернативные варианты.
  3.  При открытии собственного дела понимать необходимость предварительного составления бизнес-плана с расчетами всех промежуточных и конечных результатов.
  4.  Анализировать затраты ресурсов на производство выбранного товара или услуги, существующие или прогнозируемые спрос

и предложение, уровень цен, наличие заменителей или дополняющих товаров, доходы населения.

5. Определять зоны безубыточности и прибыльности, оптимальный объем выпуска товаров или услуг.

6. Уметь определять оптимальный объем производства конкретной продукции (по выбору учащегося), обеспечивающий минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли.

7. При имеющемся или ожидаемом уровне инфляционного роста цен четко представлять свои действия как потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, кредитора, вкладчика.

8. Уметь оценивать ситуацию в стране, регионе и прогнозировать собственные действия при изменении таких макроэкономических показателей, как ВВП, ВНП, НД, темпы роста и прироста, уровень государственного долга, ставка процента, депозитный процент.

9. Понимать, что от действий каждого человека зависит успешное развитие экономики района, города, области, региона и страны в целом. Делать все возможное для того, чтобы собственный вклад был более весомым и существенным.

10. Осознавать объективность циклического развития экономики и необходимость регулирования социально-экономических процессов.

11. Знать о существовании разнообразных эффективных способов деятельности и при необходимости уметь их применять (лизинг, венчурные компании, фонд поддержки малого предпри нимательства и бизнеса, метод ускоренной амортизации, позволяющий законно уменьшать налогооблагаемую базу, бухгалтерская и экономическая прибыль, позволяющая осуществлять инвестиции, сочетание цели максимизации прибыли с минимизацией убытков в зависимости от нахождения фирмы в краткосрочном или долгосрочном периоде деятельности).

11 класс

Понятия

Умения

Тема 1. Роль государства в рыночной экономике

Несостоятельность рынка, внешние (побочные) положительные и отрицательные эффекты. Общественные блага  и особенности их свойств. Экономические функции государства.

Фискальная и монетарная политика.

Основные направления регули-рования рыночной экономики государственное планирование

(среднесрочное и долгосрочное), прогнозирование, программирование)

Распознавать случаи несостоятельности рынка и связывать их с необходимостью вмешательства государства. Отличать чистые общественные блага от частных. Отличать положительные и отрицательные внешние эффекты. Объяснять необходимость и особенности государственного планирования, прогнозирования, программирования.

Приводить примеры среднесрочных и долгосрочных программ. Знать понятия фискальной и монетарной политики  

Тема 2. Бюджет и бюджетная политика государства

Государственный бюджет. Бюджетная система. Основные источники доходов и статьи расходов бюджета. Дефицит и профицит. Государственный долг

Уметь анализировать бюджет. Объяснять роль налогов как основного источника доходов государства. Выделять источники доходов и статьи расходов бюджета. Понимать основные звенья бюджетной системы. Объяснять взаимосвязь государственного долга и бюджетного дефицита

Тема 3. Налоги и налоговая политика государства

Сущность налогов и налоговой системы. Налоговые органы. Принципы налогообложения. Функции налогов. Налогооблагаемая база. Права и обязанности налогоплательщиков. Шкала налогообложения. Классификации налогов. Основные виды налогов. Налоги на малый бизнес

Различать основные виды налогов. Знать сущность налогов. Знать права и обязанности налогоплательщика. Различать принципы и функции налогов. Объяснять роль налоговой политики для экономики страны. Решать типовые задачи на расчет налогов и выполнять упражнения

Тема 4. .Банки и кредитно-денежная политика

Банки и их функции. Операции банков. Механизм получения банковской прибыли (маржи). Банковская система: ЦБ РФ и коммерческие банки, их основные функции. Депозитный мультипликатор. Депозитные операции банков: срочные и бессрочные депозиты, чеки и чековые счета, депозитные сертификаты, кредитные и депозитные карточки. Процент по депозитам. Кредитные операции банков. Формы банковского кредита и условия его предоставления. Процент по кредиту и его виды (простой и сложный). Виды банковских услуг. Инструменты кредитно-денежной политики государства

Различать роль и функции ЦБ и коммерческих банков. Рассчитывать величину маржи. Вычислять депозитный мультипликатор и объяснять его связь с массой кредитных денег в стране. Рассчитывать простой и сложный процент. Знать современные тенденции в развитии банковской системы. Знать основные виды банковских услуг. Анализировать использование инструментов кредитно-денежной политики. Решать типовые задачи

Тема 5. Система национальных счетов

Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике. Макроэкономические показатели: ВВП, ВНП. Методы расчета ВВП (ВНП). Составляющие ВВП (ВНП). Реальный и номинальный ВВП (ВНП)

Уметь применять модель экономического кругооборота для расчета ВВП (ВНП). Рассчитывать ВВП (ВНП) различными методами: по отраслям, по расходам, по доходам. Определять номинальный и реальный ВВП (ВНП). Вычислять ЧИП, НД, ЛД, ЛС. Решать типовые задачи и выполнять упражнения

Тема 6. Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Потенциальный ВНП.

Совокупное равновесие *

Различать факторы совокупного спроса и предложения. Определять характер сдвигов кривых при анализе экономического равновесия. Вычислять равновесный объем ВНП и равновесный уровень цен. Выполнять упражнения

Тема 7. Экономический рост и экономические циклы. Экономическое развитие

Экономический рост и экономическое развитие. Экономический цикл и его фазы. Факторы экстенсивного и интенсивного экономического роста.

Развитые и развивающиеся страны.

Причины циклического развития экономики и методы его регулирования.

Структурные реформы и структурные кризисы

Различать понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Видеть взаимосвязь этих понятий.

Различать экстенсивный и интенсивный пути роста. Подсчитывать темпы экономического роста.

Анализировать уровни развития разных стран и регионов. Объяснять динамику макроэкономических показателей на разных фазах экономического цикла. Объяснять значение показателя «качество жизни». Выделять основные методы государственного регулирования.

Понимать необходимость структурных реформ и причины структурных кризисов. Решать типовые задачи и выполнять упражнения

Тема 8. Инфляция

Инфляция и покупательная способность денег. Причины инфляции; инфляция спроса и инфляция предложения. Темпы инфляции. Инфляция и дефляция. Индекс цен. Инфляция и номинальные и реальные доходы. Социальные последствия инфляции.

Способы антиинфляционного регулирования экономики в условиях переходного периода

Рассчитывать изменения покупательной способности денег при инфляции.

Анализировать последствия инфляции спроса и инфляции предложения.

Различать монетаристские рецепты борьбы с инфляцией и политику регулирования цен и доходов

Тема 9. Рынок труда

Спрос и предложение на рынке труда.

Предельная производительность труда.

Факторы формирования заработной платы. Минимальная заработная плата. Прожиточный минимум. Формы мотивации. Трудовой контракт и коллективный договор. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов на рынке труда. Права и обязанности наемных работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ. Трудовой спор. Биржа труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда

Объяснять причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда работников различных отраслей и профессий.

Рассчитывать предельную численность нанимаемых работников для максимизации прибыли.

Знать основные права и обязанности наемного работника и работодателя.

Знать основные положения трудового контракта и коллективного договора. Анализировать роль профсоюзов на рынке труда. Выделять основные направления государственной политики по регулированию рынка труда. Выделять основные направления деятельности биржи труда. Понимать основные пути разрешения трудового спора

Тема 10. Безработица

Структура населения. Безработица и ее виды: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная. Скрытая безработица.

Измерители безработицы. Естественная норма (уровень) безработицы и полная занятость.

Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Закон Оукена. Кривая Филлипса


Различать виды безработицы. Вычислять уровень безработицы и полную занятость в стране. Понимать причины безработицы. Объяснять взаимосвязь инфляции и безработицы. Выделять оптимальные пути сокращения безработицы. Анализировать основные направления деятельности правительства по борьбе с безработицей. Знать закон Оукена. Объяснять кривую Филлипса. Решать типовые задачи и выполнять упражнения

Тема 11. Международная торговля

Международные экономические отношения и их формы: международное разделение труда, мировая торговля, зарубежные инвестиции, кредитно-денежные отношения между странами. Мировая торговля: преимущества и недостатки. Абсолютное и относительное (сравнительное) преимущества в мировой торговле. Свободная торговля. Протекционизм, его цели и средства.

Торговый и платежный баланс. Экономические союзы и организации. Внешняя торговля РФ


Обосновывать преимущества и взаимовыгодность международного сотрудничества.: Определять значение мировой торговли.

Рассчитывать абсолютные и относительные преимущества в мировой торговле. Приводить расчеты торгового и платежного баланса страны. Знать роль основных экономических союзов и организаций. Оценивать состояние внешней торговли РФ и обосновывать перспективы ее развития. Решать типовые задачи и выполнять упражнения

Тема 12. Международный валютный рынок

Валюта. Валютные отношения. Курс валюты и факторы, его определяющие. Система фиксированных и плавающих курсов валют.

Международные финансовые организации, их роль и значение. Внешний долг и его обслуживание. Проблемы внешних долгов РФ


Понимать значение валюты и валютных курсов. Различать покупательную способность и обменный курс валют. Анализировать факторы, влияющие на изменения валютных курсов, а также последствия этих изменений для экономики страны. Видеть связь изменения курса национальной валюты с выгодами экспорта и импорта. Понимать проблему внешнего долга и обосновывать перспективу ее решения. Знать основные международные финансовые организации и их роль.

Решать типовые задачи и выполнять упражнения

Тема 13. Экономические проблемы мирового хозяйства

Мировое хозяйство и национальная экономика. Глобальные экономические проблемы конца XX — начала XXI века: разрыв в уровнях развития стран мира, благосостояния богатых и бедных, нищета и безработица, мировая нестабильность, рост внешних долгов, продовольственный вопрос, проблемы экологии, урбанизация, демографическая ситуация


Понимать сущность глобальных экономических проблем, видеть пути их решения, увязывать с развитием национальной экономики.

Объяснять роль государства в решении мировых экономических проблем. Выполнять упражнения

_____________________________________________________________________________________________

Календарно-тематическое планирование по экономике. 11 класс.

                                   Программа НИРО, 2002 г.                                    34 часа

Составители: И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, Н.М. Левина,

                        Г.И. Гребнева, О.В. Плетенева

УМК:    Экономика. 10-11 кл. В.И. Липсиц. Москва, «Вита-пресс»,2007 г.

               

Номер

урока

Названия разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Корректировка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33-34

Тема 1. Роль государства в рыночной экономике

Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага.

Экономические функции государства. Основные направления государственного регулирования рыночной экономики.

Понятия фискальной и монетарной политики государства.

Тема 2. Бюджет и бюджетная политика государства

Государственный бюджет. Доходы и расходы.

Бюджетная система РФ. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.

Тема 3. Налоги и налоговая политика государства

Сущность налогов и налоговой системы. Налоговые органы. Принципы налогообложения. Функции налогов. Налогооблагаемая база.

Права и обязанности налогоплательщика. Классификация налогов. Шкала налогообложения.

Налоги с физических лиц. Налоги с юридических лиц.

Тема 4. Банки и кредитно-денежная политика

Банковская система РФ. ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки: виды, функции, услуги.

Операции банков. Маржа.

Депозитные операции коммерческих банков. Процент по депозитам. Депозитный мультипликатор.

Кредитные операции коммерческих банков. Формы банковского кредита. Процент по кредиту и его виды.

Решение задач.

Тема 5. Система национальных счетов

Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике. Макроэкономические показатели: ВВП и ВНП.

Составляющие ВВП (ВНП). Реальный и номинальный ВВП (ВНП).

Тема 6. Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос.

Совокупное предложение. Равновесие совокупного спроса и предложения.

Тема 7. Экономический рост и экономические циклы. Экономическое развитие

Экономический рост и экономическое развитие. Экстенсивное и интенсивное развитие экономики. Развитые и развивающиеся страны.

Экономический цикл и его фазы. Причины циклического развития экономики. Структурные реформы и структурные кризисы.

Тема 8. Инфляция

Инфляция: причины, виды. Инфляция и дефляция. Индекс цен.

Социальные последствия инфляции. Способы антиинфляционного регулирования экономики в условиях переходного периода.

Тема 9. Рынок труда

Спрос и предложение на рынке труда. Факторы формирования заработной платы.

Трудовой контракт. Коллективный договор. Трудовой спор. Права и обязанности наемных работников и работодателей. Биржа труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда. Трудовой кодекс РФ.

Тема 10. Безработица

Структура населения. Виды безработицы.

Измерители безработицы. Последствия безработицы.

Тема 11. Международная торговля

Международные экономические отношения. Мировая торговля. Международные экономические союзы и организации.

Абсолютное и относительное (сравнительное) преимущества.

Свободная торговля. Протекционизм, его цели и средства. Торговый и платежный баланс.

Тема 12. Международный валютный рынок

Валюта. Курсы валют. Система фиксированных и плавающих курсов валют.

Международные финансовые организации.

Внешний долг и его обслуживание. Проблема внешних долгов РФ.

Тема 13. Экономические проблемы мирового хозяйства

Мировое хозяйство и национальная экономика.

Глобальные экономические проблемы конца XX – начала XXI века.

Итоговое повторение.

3

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

4

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

Литература

1.Абчук В. А. Двести пятьдесят занимательных задач по менеджменту и маркетингу: Сб. задач для 10—11 кл. М., 1996.

  1. Абчук В. А. Основы предпринимательства: Уч. пособие для 10-11 кл. М., 1996.
  2. Автономов В. С. Введение в экономику. М.: Вита-пресс,1998.
  3. Автономов В. С., Голдстин Э. Экономика для старшеклассников. М., 1995.
  4. Азимов Л. Б. Преподавание курса «Введение в экономику».М.: Вита-пресс, 1998.
  5. Азимов Л. Б. Экономика. М.: АСТ, 1999.
  1. Артеменко В. Г., Беллендир М. Ф. Финансовый анализ. М. ДИС, 1997.
  1. Бизнесмены России: Сорок историй успеха. М., 1994.
  1. Бизнес-план инвестиционного проекта. Современная практика и документация. М.: Финансы и статистика, 1997.

  1. Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Зарождение и становление товарного хозяйства: Пособие для учителей. 5 класс. Н. Новгород, 1994.
  2. Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Жизнь денег: Пособие для учителей. 6 класс. Части 1, 2. Н. Новгород, 1995.
  3. Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Начала экономики: Пособие для учителей. 1 класс. Н. Новгород, 1993.
  4. Бондин В. В., Лукьянова Р. С. Особенности предпринимательской деятельности. Н. Новгород, 1996.
  5. Булатов А. С. Экономика. М.: БЕК, 1997.
  6. Вермуш Г. Аферы с фальшивыми деньгами. М., 1990.

16.Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементы математики в экономике и бизнесе. М., 1995.

17.Герчикова И. Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1997.

18.Джон Д., РадебаЛиХ. Международный бизнес: внешняя сфера и деловые операции. М., 1994.

19.Долен Э. Макроэкономика. СПб., 1994.

20.Долан Э., ЛиндсейД. Рынок. Микроэкономическая модель.СПб., 1992.

21. Долан Э., Стоунер Д. Введение в бизнес. Ижевск, 1991.

22. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинга. М., 1994.

23. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород:НИМБ, 1997.

  1. Иванов С. И. и др. Основы экономической теории. Ч. 1, 2.М.: Вита-пресс, 1999.
  2. Иванов С. И. и др. Практикум по основам экономической теории; М.: Вита-пресс, 1999.
  3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.:Банки и биржи, 1997.
  4. КаратуевА. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. М.:РДЛ, 1997.
  5. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991.
  6. Картер Г. Эффективная реклама. М., 1994.
  7. Кожин В. А. Путь к успеху. Н. Новгород, 1993.

31.Колтунов В. Основы рыночной экономики. Ч. 1—3. Н. Новгород, 1993.

  1. Коршунова Н., Плясунов В. Математика в экономике. М., 1996.
  2. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Н. Новгород, 1994.
  3. Краснова В., Привалова А. Семь нот менеджмента: Настольная  книга руководителя. М.: Эксперт,1997.

35.Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме:эффекты и парадоксы. М.: Инфра-М, 1997.

  1. Кузнецов Ю. Лекции по рыночной экономике. СПб., 1995.
  2. Курс экономической теории. Киров, 1993.
  3. Левина Р. Я. История экономических учений. М., 1997.
  4. Липсей, Харбори. Первые принципы экономики. М., 1992.
  5. Липсиц И. В. Бизнес-план: Практическое пособие. М., 1992.
  6. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М., 1994.
  7. Липсиц И. В. Экономика. М., 1994.
  8. Липсиц И. В. Экономика. Ч. 1,2. М., 1996.
  9. Липсиц И. В. Экономика. История и современная организация  хозяйственной деятельности: Учебникдля 7—8 кл. М.: Вита-пресс, 1999.
  10. Липсиц И. В. Экономика без тайн. М., 1994.
  11. Липсиц И. В., Любимов Л. Л. Раскрывая тайны экономики.М., 1994.
  12. Лукьянова Р. С. Экономика в шарадах. Н. Новгород, 1996.
  13. Лукьянова Р. С. Экономика в задачах, проблемных вопросах и практических заданиях. Н. Новгород, 1996.

  1. Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. М., 1997.
  2. Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Принципы экономики:Учебник для 11 кл. М., 1997.
  3. Макарова О. Ю. Сборник тестов по экономике. М., 1997.
  4. Макарова О. Ю. Тесты по экономике: Пособие для учителя. М., 1997.
  5. Макарова О., Раев В. Тесты по экономике. М., 1995.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992.
  7. Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верныхдрузьях. М., 1993. Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика детям. М., 1994
  1. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М., 1992.
  2. Мескон М., Альберт М. Основы менеджмента. М.: Дело,1997.
  3. Миловидов В. Д. Современное банковское дело. М., 1992.
  4. Мицкевич А. А. Сборник задач по экономике. М., 1996.
  5. Мицкевич А. А. Сборник задач по экономике. М., 1997.
  6. Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике, М., 1998.
  7. Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах. М., 1997.
  8. Морозова Т. Г. Региональная экономика. М.: Банки и биржи, 1995.
  9. МунтянА. В. Варианты контрольных работ по введению в рыночную экономику. Ижевск, 1992.
  10. Мунтян А. В. Введение в рыночную экономику. Ижевск,1992.
  11. МунтянА. В. Основы экономики и бизнеса: Пособие для учеников. Ижевск, 1993.
  12. МунтянА. В. Основы экономики и бизнеса: Пособие для учителей. Ижевск, 1993.
  13. Мунтян А. В. и др. Начала экономики. Ижевск, 1994.
  14. Нельсон Б. Умение управлять для «чайников». М.: Диалектика, 1997.
  15. Образцы договоров. М.: Приор, 1997.
  16. Основы экономики. Н. Новгород, 1997.
  17. ПелихА. С. Бизнес-план, или Как организовать собственный бизнес. М., 1995.
  18. Поляков В. А. Технология карьеры. М.: Дело, 1995.

  1. Попова В. М. Сборник бизнес-планов. Выпуск 1. М.:Финансы и статистика, 1997.
  2. Прикладная экономика. М., 1992.
  3. Прикладная экономика: Сборник заданий. М., 1993.
  4. Прикладная экономика. Российская экономика. М., 1998.
  5. Прикладная экономика: Уч.-метод, комплект «Экономика в начальной школе». М., 1997.
  6. Прикладная экономика: Уч.-метод, комплект «Экономика в основной школе» (5—7 кл.). М., 1999.
  7. Пызин В. Профессиональный выбор и отбор персонала. М.,1996.
  8. Равичев С. А. Современная экономика. М., 1998.
  9. Равичев С. А. идр. Сборник задач по экономике. М., 1998.
  10. Робинсон Д. Миллионеры в минусе. М., 1993.
  11. Робинсон Д. Рисковые люди. М., 1992.
  1. Ромашова И. Человек и финансовый мир. Н. Новгород, 1996.
  2. Савицкая Е. В. Уроки экономики в 9 классе. М., 1997.
  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. М.: Бита-пресс, 1998.
  4. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 2. М'.: Вита-пресс, 1999.
  5. Самуэльсон  П. Экономика. М., 1992.
  6. Сандерс Ф. Основные экономические понятия. Структура преподавания: Пособие для учителя. М., 1997.
  7. Сборник тестов по экономике. М., 1995.
  8. СмирновА.Д. Рыночная экономика. Т. 1 (Ч. 1,2). М., 1992.
  9. СмирновА.Д. Рыночная экономика. Т. 2 (Ч. 1,2). М., 1993.
  10. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М., 1997.
  11. Таранов П. С. Золотая книга руководителя. М., 1997.

97.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1994.

  1. Фрейнкман Е. Экономика и бизнес: Начальный курс. М.,1994.
  2. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991.

  1. Хесс К. Азбука рыночной экономики. М., 1992.
  2. Хесс К. Капитализм для детей. Как стать предпринимателем. М., 1994.
  3. Хизрич Р., Питере М. Как завести собственное дело и добиться успеха. М., 1992.
  4. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992.
  5. Чекмарев В. В., Скаржинский М. И. Двадцать уроков рыночной экономики. М., 1998.
  6. Черкасов Г. И. Регулирование рынка. Н. Новгород, 1995.
  7. Шмелев Н. П. Всемирное хозяйство: тенденции, сдвиги, противоречия. М., 1997.
  8. Шмырева Г. Г. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся 5 класса. Владимир, 1994.
  9. Штиллих О. Биржа и ее деятельность. СПб., 1992.
  10. ЭвансД., Берман Б. Маркетинг. М., 1990.
  11. Экономика/Под ред. А. А. Булатова. М., 1998.

111.Экономика/Под ред. О. Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону,1996.

  1. Экономика и бизнес/Под ред. В. Д. Камаева. М., 1993.
  2. Экономикс. СПб., 1993.
  1. Эмерсон Р. Двенадцать принципов производительности. М., 1992.
  2. Яккока, Ли. Карьера менеджера. М., 1991.
  3. Ясин Е. Г. Как поднять экономику России. М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике

Рабочая программ по экономике для 2-4  класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...