Рабочая программа по экономике для 6 класса
рабочая программа по экономике (6 класс) по теме

Лизякина Ирина Константиновна

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_6.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.).

Программа составлена на основании областной программы экономического образования школьников (5 – 11 кл.): Сборник программ по экономике для средней школы. – С 23 Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. – 131 с. Рецензент: канд. экон. наук М.В.Сивов. Составители: кафедра экономического образования НИРО.

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по экономике (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (компонент образовательного учреждения), курс рассчитан на изучение в 5 -9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часа. При разработке программы экономического образования школьников учитывались:

- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г. 1236);

- обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 30.06.1999 г. 56);

- концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистам.

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основа хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии (ориентиры) подготовки социально адаптированной личности школьника.

Областная программа построена на основе выделения трех концентров:

1-й – изучение экономики в 5 – 7 классах основной школы;

2-й – изучение экономики в 8 -9 классах основной школы на основе знаний, полученных в 5 – 7 классах;

3-й изучение экономики в 10 – 11 классах средней (полной) школы на основе знаний, полученных в 5 – 9 классах.

           Каждый концентр предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

            Освоение материала каждого концентра предполагает достижение конечного результата обучения – основных критериев (ориентиров) подготовки социально адаптированной личности.

            Содержание данной программы согласовано с содержанием Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В результате изучения экономики  за 6 класс обучающийся должен:

  • Уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений.
  • Осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего, школьного и любого другого имущества.
  • Принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.
  • С учетом опыта своих родителей и других  близких людей задумываться о необходимости выбора своего места в жизни, в будущей профессии, в обществе.
  • Анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.
  • Принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязательства перед самим собой, родителями, близкими людьми.
  • Осознавать необходимость уплаты налогов для решения социальных и экономических проблем, касающихся каждого человека.
  • Анализировать, как изменение минимальной заработной платы, процентных ставок и величины налогов влияет на поведение потребителей, производителей, инвесторов, вкладчиков.
  • Стремиться к самоорганизации, самопланированию, дисциплинированности, приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на достигнутом, не бояться перемен, нового, то есть вырабатывать в  себе качества, которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.

Тематический план

Название темы

Содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся по теме

Количество часов

1

Проблема выбора в экономике

Выбор как экономическая проблема.

Предпосылки выбора.

Необходимость выбора.

Альтернативная стоимость.

Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора.

Обосновывать необходимость выбора.

Приводить примеры ситуации выбора.

Определять альтернативную стоимость.

Применять сетку принятия решений для обоснования выбора.

2

2

Типы экономических систем

Основные вопросы экономики: Что? Как? Для кого?

Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная.

Смешанная экономика.

Экономические и неэкономические стимулы.

Различать, как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах.

Различать традиционную, командную, рыночную экономические системы; смешанную экономику.

Приводить примеры преимуществ экономических и неэкономических стимулов.

2

3

Экономические ресурсы и факторы производства

Экономические ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательство, информация). Факторы производства.

Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль.

Различать экономические ресурсы и факторы производства.

Приводить примеры и классифицировать экономические ресурсы.

Выделять предпринимательство как особый фактор производства.

4

4

Производство товаров и услуг

Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг. Доходы от продажи произведенных товаров и услуг.

Прибыль от продажи товаров и услуг.

Взаимосвязь прибыли, доходов и затрат.

Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции

Объяснять производство как процесс.

Знать, из чего складывается цена.

Уметь рассчитывать доходы, прибыль.

Решать типовые задачи на расчет прибыли, доходов и затрат.

5

5

Деньги

История возникновения денег.

Деньги в Российском государстве. Виды денег. Свойства денег.

Функции денег: средство измерения ценности, средство обмена, средство сбережения, средство платежа.

Количество денег, необходимое для экономики страны.

Различать свойства и функции денег. Объяснять роль денег в каждой их четырех функций.

Классифицировать деньги по видам и выявлять преимущества различных видов денег.

 Различать средства обеспечения денег в экономике страны в прошлом и в настоящее время.

6

6

Торговля

Торговля как посредник между производителем и потребителем.

Оптовая и розничная торговля.

Организационные формы торговли: аукцион, биржа магазин (оптовый и розничный, специализированные и универсальные).

Реклама и рекламная стратегия, требования к рекламе.

Роль рекламы, положительные и отрицательные последствия рекламы.

Объяснять выгоду для производителей и потребителей от торговли как посреднической деятельности.

Различать оптовую розничную торговлю по способу организации и ценам; приводить примеры.

Приводить примеры товаров, которые можно купить на аукционе, бирже, в магазине.

Уметь рекламировать товары (услуги).

4

7

Роль государства в экономике

Цели государства в экономике: экономическая свобода, экономическая эффективность, экономическое равенство, экономическая безопасность, полная занятость, стабильность цен. Экономический рост, экономическое развитие. Случаи несостоятельности рынка.

Внешние (побочные) эффекты: отрицательные и положительные. Функции государства в экономике: перераспределение доходов, стабилизация экономического развития, защита конкуренции, обеспечение общественными благами, ограничение отрицательных внешних эффектов.

Основные расходы государства.

Налоги как источник доходов государства. Необходимость уплаты и сбора налогов.

Взаимосвязь между налоговым поступлениями и выполнением государством своих функций. Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Государственный бюджет как план доходов и расходов государства Дефицит, профицит, баланс бюджета.

Перечислять цели и функции государства.

Доказывать необходимость уплаты налогов.

Объяснять взаимосвязь между величиной налоговых поступлений и возможностью государства выполнять свои функции.

Решать типовые задачи по расчету налога на прибыль и подоходного налога.

Выявлять причины несостоятельности рынка.

Приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Приводить примеры общественных товаров и услуг.

7

Резерв времени

4 часа

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  • Экономика. Рабочие тетради.6 класс Н.Новгород:  НГЦ,2013г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИКА 6 КЛАСС, 34 ЧАСА

№ урока

Изучаемый материал

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Тема 1. Проблема выбора в экономике

2

1

Выбор как экономическая проблема. Альтернативная стоимость

1

2

Сетка принятия решений: варианты и критерии выбора

1

Тема 2. Типы экономических систем

2

3

Главные вопросы экономики. Типы экономических систем

1

4

Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы

1

Тема 3. Экономические ресурсы и факторы производства

4

5,6

Экономические ресурсы (труд, капитал, земля, предпринимательство, информация). Факторы производства

2

7,8

Доходы на факторы производства: заработная плата, рента, процент, прибыль

2

Тема 4. Производство товаров и услуг

5

9,10

Процесс производства. Затраты на производство товаров и услуг

2

11

Доходы от произведенных товаров и услуг. Прибыль от продажи товаров и услуг

1

12

Взаимосвязь прибыли, доходов и затрат

1

13

Цена как сумма затрат на производство единицы продукции и прибыли от единицы проданной продукции

1

Тема 5. Деньги

6

14

История возникновения денег. Деньги в Российском государстве

1

15,16

Свойства денег. Виды денег

2

17,18

Функции денег

2

19

Количество денег, необходимое для экономики страны

1

Тема 6. Торговля

4

20

Торговля как посредник между производителями и потребителями. Оптовая и розничная торговля

1

21,22

Организационные формы торговли: аукцион, биржа, магазин (оптовый и розничный, специализированный и универсальный)

2

23

Реклама, рекламные стратегии, требования к рекламе. Роль рекламы. Положительные и отрицательные последствия рекламы

1

Тема 7. Роль государства в экономике

7

24,25

Цели государства в экономике. Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты, отрицательные и положительные

2

26,27

Функции государства в экономике

2

28,29

Основные расходы государства. Налоги как источник доходов государства. Основные налоги в РФ

2

30

Государственный бюджет

1

31-34

Резерв времени

4

итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по экономике 10 класс

рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....

Рабочая программа по экономике. 8 класс.

В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....

Рабочая программа по экономике 2 класс

Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...

Рабочая программа по экономике 10 класс

Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по экономике 10 класс

Рабочая программа по экономике  10 класс...

Рабочая программа по экономике. 10 класс.

Рабочая программа по экономике для учеников профильного (Социально - экономического) класса....