Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы
учебно-методическое пособие по экономике на тему
Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учёт в АПК"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
Государственное образовательно учреждение среднего профессионального образования Тульской области
«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»
Организация и проведение
самостоятельной внеаудиторной работы
по учебной дисциплине «Менеджмент»
для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в АПК»
Тула,2013
Методические указания разработаны на основе ФГОС СПО и рабочей программы «Менеджмент», утвержденной 29 июня 2012г.
Составила: преподаватель Я.А.Борисова.
Рецензенты: Ж.В.Литвиненко, преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова».
Утверждаю
Директор коллежа
_________ О.А.Глотов
Пр.№ ___ от «___» ________2012г.
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № __ от «___» ________2012г.
.
Введение.
Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активных интерес. Значимость менеджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходимость его изучения,освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет. Изучение данной дисциплины предполагает не только теоретические занятия, но и самостоятельную работу студентов. Учебным планом колледжа и рабочей программой на неё отводится - 22 часа.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических занятий;
- формирования умений использовать нормативную, правовую и справочную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов;
- формирования самостоятельности мышления;
- оперирования необходимыми методами исследования;
- умения обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся данных;
- формирования навыка профессиональной деятельности привлечением современных информационных технологий;
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов:
- аудиторная
- внеаудиторная
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов очень разнообразна: чтение текста, составление плана, конспектирование, учебно-исследовательская работа, написание рефератов, тестирование и т.д
При выборе форм и методов самостоятельной работы студентов преподаватель должен продумать систему мотивов и стимулов, которые помогут студенту настроиться на активную и рациональную работу.
Студент в ходе самостоятельной работы над проблемами менеджмента должен овладеть умениями: учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; принимать эффективные решения, используя систему методов управления.
Знать: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
Самостоятельная работа
Виды и содержание работы | Объем в часах | Формы контроля | Рекомендуемая литература |
Работа с учебной и справочной литературой: Тема 1.2. Организация и её среда . Работа с учебной литературой. Школы менеджмента. Зарубежный опыт менеджмента. Типы и виды менеджмента. Тема 3.4. Руководство в организации. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами. Написание рефератов: Тема 2.3. Мотивационная политика организации. Основные теории мотивации. Практика мотивации труда Тема 3.3. Деловое общение Психологические закономерности делового общения. Эффективное поведение на рынке труда. | 2 4 2 2 2 4 2 2 2 | Беседа Беседа Проверка тетрадей Беседа Беседа Проверка рефератов Проверка рефератов | 1.1, 2.1 1.1.,2.1,2.2 1.1.,2.2 1.1,2.2,1.2,3.3 1.1,2.2,3.4 3.3,2.2,3.4 3.3,2.2,3.4 3.3,2.2,3.4 3.3,2.2,3.4 |
ИТОГО: | 22 |
Работа с учебной и справочной литературой:
Тема 1.2. Организация и её среда
На основе самостоятельно изученного материала на тему «Школы менеджмента» ответить на следующие вопросы:
- Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям научно- управленческой мысли
- Изложите содержание процессного подхода
- Каково отличие между системным и ситуационным научными направлениями?
- Назовите основные положения системы Тейлора
- Какие элементы управления в своей теории выделял Файоль?
На основе самостоятельно изученного материала на тему «Зарубежный опыт менеджмента» ответить на следующие вопросы:
- Дайте краткую характеристику японской системы менеджмента
- В чём заключается отличительная особенность менеджмента в США?
- Имеются ли в России возможности для использования зарубежного опыта менеджмента?
- В чём заключаются особенности планирования в японских фирмах?
- Каковы основные проблемы менеджмента в России? Назовите пути их разрешения.
- Какие основные задачи стоят перед менеджментом в России?
- Имеется ли в России возможность для использования зарубежного опыта менеджмента?
Составьте сравнительную характеристику видов менеджмента
Вид менеджмента | Характеристика вида | Отличительная особенность |
Тема 3.4. Руководство в организации.
На основе самостоятельно изученного материала на тему «Барьеры общения и пути их устранения» ответить на следующие вопросы:
- Как вы понимаете роль общения в жизни менеджера?
- Каковы закономерности межличностного общения?
- Как преодолеть барьеры в общении?
- Как связаны особенности восприятия с возникновением барьеров восприятия?
- Составьте план публично выступления по теме : «Моя профессия бухгалтер»
Ответьте на поставленные вопросы по теме «Управление конфликтами и стрессами»
1. Какова природа конфликтов?
2. В чём суть управления конфликтными ситуациями?
3. Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе является важной для менеджера?
4. Составьте сравнительную характеристику основных последствий конфликтов
Позитивные последствия (функциональные) | Негативные последствия (дисфункциональные) |
5. Какова сущность стресса?
6. Какие существую методы снятия стресса?
7. Опишите основные пути предупреждения стресса?
Написание рефератов:
Тема 2.3. Мотивационная политика организации
Темы рефератов:
- Теория потребностей Абрахама Маслоу
- Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
- Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга
- Теория ожидания Виктора Врума
- Процессуальная теория Лаймана Портера и Эдварда Лоулери
- Теория трудовых установок А.К. Гастева
- Тория справедливости Джона Адамса
- «XY-теория» Дугласа Макгрегора
- Теория потребностей Клейтон Альдерфера
- Теория 12 факторов Шейлы Ричи и Питера Мартина
- Концепция партисипативного управления
- Использование мотивации в практике управления
- Эволюция понятия «мотивация»
- Связь между теорией человеческих отношений Э.Мейо и теорией подсознательного З.Фрейда
- Психология трудовой деятельности
16. Мотивация трудовой деятельности персонала
17. Практика формирования системы мотивации персонала
Тема 3.3. Деловое общение
Темы рефератов:
- Принципы этики делового общения руководителя по отношению к подчиненным
- Этические нормы и принципы, используемые подчиненным в деловом общении с руководителем
- Принципы этики делового общения между коллегами
- Правила ведения бесед и совещаний
- Типы собеседников
- Факторы повышения эффективности делового общения
- Управленческая технология ведения телефонных переговоров
- Правила общения по телефону
- Роль невербальных средств в деловом общении
- Имидж делового человека
- Речевой этикет в деловом общении
- Национальные особенности делового общения
- Психологические особенности публичного выступления
- Самооценка личности и её влияние на общение
- Социально-нравственные качества руководителя
- Логические аспекты делового разговора и спор
- Понятие «общение». Структура, виды, средства и функции общения
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Сущность современного менеджмента.
- Что такое менеджмент?
- Определите сущность, содержание и специфику менеджмента
- Охарактеризуйте субъект и объект управления, особенности управленческого воздействия.
- Назовите методы и задачи управления. Каковы их особенности?
- Назовите основные подходы в понимании российского менеджмента
- Перечислите факторы, благоприятствующие менеджменту в России
- Какими основными качествами должен обладать современный менеджер?
- Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям научной управленческой мысли?
- Какие задачи менеджмента вы знаете?
- Перечислите цели менеджмента
- Дайте характеристику низшему звену управления
- Дайте характеристику среднего звена управления
- Дайте характеристику высшего звена управления
- Почему понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Организация и её среда»
- Объясните сущность понятия «среда предприятия»
- Каковы факторы прямого воздействия внешней среды?
- Дате характеристику внутренней среды предприятия
- Почему при характеристике внешней среды предприятия говорят о её сложности, подвижности и неопределенности?
- Дайте определение понятия «организационная структура»
- Назовите основные принципы построения организационных структур
- Перечислите достоинства и недостатки отдельных типов структур управления
- Следует ли менеджеру учитывать психологические особенности работников? Дайте пояснения.
- Какие виды ресурсов вы можете перечислить?
- Как происходит процесс функционирования фирмы?
- Как фактор состояние экономики может повлиять на деятельность организации?
- Почему на фактор «профсоюзы» менеджеру следует обращать внимание?
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Цикл менеджмента»
- Что представляют собой управленческие функции?
- Для чего нужна формулировка общих целей предприятия?
- Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?
- Опишите функцию управления как вид управленческой деятельности
- Дайте классификацию функций управления. По какому принципу они подразделяются на общие, конкретные и специальные?
- Каким образом взаимосвязаны общие и конкретные функции управления?
- Какова цель анализа функций управления?
- Дайте определение понятию «цикл менеджмента»
- Дайте определение понятию «управление»
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Планирование и организация деятельности коллектива»
- Охарактеризуйте планирование как функцию управления. В чём состоят его цели и задачи?
- Какие виды планирования вы знаете?
- Какие этапы включает в себя процесс планирования?
- Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип единства»
- Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип участия»
- Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип непрерывности»
- Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип гибкости»
- Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип точности»
- Охарактеризуйте стратегическое планирование
- Какие типы организационных структур управления вы знаете?
- В чём отличие между централизованными и децентрализованными организациями?
- Дайте характеристику бюракратическим структурам
- Дайте характеристику адаптивным структурам
- Дайте характеристику линейно-функциональной структуре
- Почему делегирование полномочий имеет фундаментальное значение для управления?
- Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Мотивационная политика организации»
- Что такое мотивация?
- Почему умение работать с людьми — важнейший фактор делового успеха?
- Какую роль в мотивации имеют вознаграждения?
- Какие вы знаете способы вознаграждения человека за труд?
- Охарактеризуйте иерархию потребностей А.Маслоу
- Каковы основные идеи теории ожиданий Врума?
- В чем разница между индивидуальной групповой мотивацией?
- Какие стимулы менеджер должен использовать для мотивации труда персонала?
- Что такое потребность?
- Дайте определение понятию стимул
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Контроль в управлении»
- Что такое контроль?
- В чём состоит взаимосвязь между планированием и контролем?
- Каковы основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?
- На какие этапы распадается процесс контроля?
- Какие особенности поведения людей следует учесть менеджеру при разработке системы контроля?
- Почему менеджеру важно осуществлять лично предварительный контроль трудовых ресурсов?
- Какие побочные эффекты контроля вы знаете?
- Какие виды контроля вы знаете?
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Система методов управления»
- Дайте определение методу управления
- Какие существуют критерии классификации методов управления
- Какие методы управления относятся к организационно-распорядительным?
- Какие методы управления относятся к экономическим?
- Какие методы управления относятся к социально-психологическим?
- Как связаны мотивация и методы управления?
- Как обеспечивается обратная связь в организации?
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Управленческое решение»
- Дайте определение понятию управленческое решение
- Какие черты управленческих решений вы можете назвать?
- Какие стадии управленческого решения существует?
- Какие подходы к классификации управленческих решений можете назвать?
- Какие методы принятия управленческих решений вы знаете?
- Какие виды управленческих решений выделяют?
- Что понимают по ответственностью менеджера за принятие управленческих решений?
- Опишите этапы рационального разрешения проблемы
- Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме « Деловое общение»
- В чём состоит сущность коммуникации в менеджменте?
- Перечислите основные виды коммуникаций
- Почему неформальные коммуникации так важны для руководителей в организации?
- Опишите процесс обмена информацией в организации
- Что такое слухи?
- Какова роль общения в жизни менеджера?
- Дайте характеристику основных средств общения
- что такое обратная связь в общении и каково её значение?
- Сформулируйте некоторые этические нормы и принципы общения
- Как вы считаете для чего нужно анализировать прошедшие перегооры?
Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Руководство в организации»
- Дайте определение понятию «власть»
- Дайте определение понятию «руководство»
- Каковы особенности власти, основанной на принуждении?
- Дайте характеристику власти, основанной на авторитете и знаниях
- Как возникают неформальные группы в организации?
- Почему люди вступают в группы?
- Приведите пример, когда сплочённость группы вредит формальной организации
- Что должен делать руководитель для эффективного управления неформальной организацией?
- Если вы были руководителем низшего звена управления, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?
- Какой стиль руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?
- Почему менеджеру в общении с людьми необходимо обращать внимание на позу, мимику и жесты?
- В чём заключается искусство менеджера строить отношения с партнёрами?
- Какие существую методы влияния? Каковы их особенности?
Учебный пособия:
Основные источники:
- Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник.- 13-е изд., доп. и перераб.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2012.-347с.- (Среднее профессиональное образование).
- Косьмин А.Д Менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образований/А.Д. Косьмин, Н.В Свинтицкий, Е.А. Косьмин.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2012.-160с.
- Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2009.
Дополнительные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.
2. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.
3. Драчёва Е.Л. Менеджмент:прктикум: уч.пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования/Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Издательский центр «Академия», 2012.-304с.
4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильяме», 2008.
5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2009.
6. «Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».
7. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СпбГУ.
8. «Новый менеджмент».Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157511-1354614359.jpg)
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.
Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-487670-1412824832.jpg)
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/07/picture-462884-1404713018.jpg)
Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Технология машиностроения"
ВВЕДЕНИЕ1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-546328-1418025187.jpg)
Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы
Министерство образования Тульской областиГосударственная профессиональная образовательная организация Тульской области«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-408426-1410006273.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
Учебная дисциплина «Иностранный язык» предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную прог...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/12/06/picture-361434-1544080266.jpg)
Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы при изучении химии
Краткое описание значения самостоятельной работы студентов при обучении. Приведены тербования к оформлению различных видов самостяоетельной работы. Приведены примеры различных видов самостоятельных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-1162755-1568365402.jpg)
Организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Биологии
Организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Биологии...