Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы
учебно-методическое пособие по экономике на тему

Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учёт в АПК"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam.rabota.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  Тульской области

Государственное образовательно учреждение среднего профессионального образования Тульской области

«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»

Организация и проведение

самостоятельной внеаудиторной работы

по учебной дисциплине «Менеджмент»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в АПК»

Тула,2013

Методические указания разработаны на основе ФГОС СПО и  рабочей программы «Менеджмент», утвержденной 29 июня 2012г.

Составила: преподаватель Я.А.Борисова.

Рецензенты: Ж.В.Литвиненко, преподаватель экономических дисциплин ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова».

Утверждаю

Директор коллежа

_________ О.А.Глотов

Пр.№ ___ от «___» ________2012г.

Принято на заседании

 Педагогического совета

Протокол № __ от «___» ________2012г.

.

Введение.

Менеджмент  сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активных интерес. Значимость менеджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходимость его изучения,освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет. Изучение данной дисциплины предполагает не только теоретические занятия, но и самостоятельную работу студентов. Учебным планом колледжа и рабочей программой на неё отводится -  22 часа.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических занятий;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую и справочную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов;
  • формирования самостоятельности мышления;
  • оперирования необходимыми методами исследования;
  • умения обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учётом имеющихся данных;
  • формирования навыка профессиональной деятельности привлечением современных информационных технологий;

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы студентов:

  • аудиторная
  • внеаудиторная

Внеаудиторная самостоятельная  работа студентов очень разнообразна: чтение текста, составление плана, конспектирование, учебно-исследовательская работа, написание рефератов, тестирование и т.д

При выборе форм и методов самостоятельной работы студентов преподаватель должен продумать систему мотивов и стимулов, которые помогут студенту настроиться на активную и рациональную работу.

Студент в ходе самостоятельной работы над проблемами менеджмента должен овладеть умениями: учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; принимать эффективные решения, используя систему методов управления.

Знать:  - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

  • методы планирования и организации работы подразделения;
  • принципы построения организационной структуры управления;
  • основы формирования мотивационной политики организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
  • внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию,     планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления;
  • методику принятия решений;
  • стили управления, коммуникации, принципы делового общения.

Самостоятельная работа

Виды и содержание работы

Объем в часах

Формы контроля

Рекомендуемая литература

Работа с учебной и справочной литературой:

Тема 1.2. Организация и её среда . Работа с учебной литературой.

Школы менеджмента. Зарубежный опыт менеджмента.

Типы и виды менеджмента.

Тема 3.4. Руководство в организации.

Барьеры общения и пути их устранения.

Управление конфликтами и стрессами.

Написание рефератов:

Тема 2.3. Мотивационная политика организации.

Основные теории мотивации. Практика мотивации труда

Тема 3.3. Деловое общение

Психологические закономерности делового общения. Эффективное поведение на рынке труда.

2

4

2

2

2

4

2

2

2

Беседа

Беседа

Проверка тетрадей

Беседа

Беседа

Проверка рефератов

Проверка рефератов

1.1, 2.1

1.1.,2.1,2.2

1.1.,2.2

1.1,2.2,1.2,3.3

1.1,2.2,3.4

3.3,2.2,3.4

3.3,2.2,3.4

3.3,2.2,3.4

3.3,2.2,3.4

ИТОГО:

22

Работа с учебной и справочной литературой:

Тема 1.2. Организация и её среда

На основе самостоятельно изученного материала на тему «Школы менеджмента» ответить на следующие вопросы:

  1. Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям научно- управленческой мысли
  2. Изложите содержание процессного подхода
  3. Каково отличие между системным и ситуационным научными направлениями?
  4. Назовите основные положения системы Тейлора
  5. Какие элементы управления в своей теории выделял Файоль?

На основе самостоятельно изученного материала на тему «Зарубежный опыт менеджмента» ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте краткую характеристику японской системы менеджмента
  2. В чём заключается отличительная особенность менеджмента в США?
  3. Имеются ли в России возможности для использования зарубежного опыта менеджмента?
  4. В чём заключаются особенности планирования в японских фирмах?
  5. Каковы основные проблемы менеджмента в России? Назовите пути их разрешения.
  6. Какие основные задачи стоят перед менеджментом в России?
  7. Имеется ли в России возможность для использования зарубежного опыта менеджмента?

Составьте сравнительную характеристику видов менеджмента

Вид менеджмента

Характеристика вида

Отличительная особенность

Тема 3.4. Руководство в организации.

На основе самостоятельно изученного материала на тему «Барьеры общения и пути их устранения» ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете роль общения в жизни менеджера?
  2. Каковы закономерности межличностного общения?
  3. Как преодолеть барьеры в общении?
  4. Как связаны особенности восприятия с возникновением барьеров восприятия?
  5. Составьте план публично выступления по теме : «Моя профессия бухгалтер»

Ответьте на поставленные вопросы по теме «Управление конфликтами и стрессами»

1. Какова природа конфликтов?

2. В чём суть управления конфликтными ситуациями?

3. Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе является важной для менеджера?

4. Составьте сравнительную характеристику основных последствий конфликтов

Позитивные последствия (функциональные)

Негативные последствия (дисфункциональные)

5. Какова сущность стресса?

6. Какие существую методы снятия стресса?

7. Опишите основные пути предупреждения стресса?

 Написание рефератов:

Тема 2.3. Мотивационная политика организации

Темы рефератов:

  1. Теория потребностей Абрахама  Маслоу
  2. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
  3. Двухфакторная теория мотивации  Фредерика Герцберга
  4. Теория ожидания Виктора Врума
  5. Процессуальная теория Лаймана Портера и Эдварда Лоулери
  6. Теория трудовых установок А.К. Гастева
  7. Тория справедливости Джона Адамса
  8. «XY-теория» Дугласа Макгрегора
  9. Теория потребностей Клейтон Альдерфера
  10. Теория 12 факторов Шейлы Ричи и Питера Мартина
  11. Концепция партисипативного управления
  12. Использование мотивации в практике управления
  13. Эволюция понятия «мотивация»
  14. Связь между теорией человеческих отношений Э.Мейо и теорией подсознательного З.Фрейда
  15. Психология трудовой деятельности

     16. Мотивация трудовой деятельности персонала

     17. Практика формирования системы мотивации персонала

   

 Тема 3.3. Деловое общение

Темы рефератов:

  1. Принципы этики делового общения руководителя по отношению к подчиненным
  2. Этические нормы и принципы, используемые подчиненным в деловом общении с руководителем
  3. Принципы этики делового общения между коллегами
  4. Правила ведения бесед и совещаний
  5. Типы собеседников
  6. Факторы повышения эффективности делового общения
  7. Управленческая технология ведения телефонных переговоров
  8. Правила общения по телефону
  9. Роль невербальных средств в деловом общении
  10. Имидж делового человека
  11. Речевой этикет в деловом общении
  12. Национальные особенности делового общения
  13. Психологические особенности публичного выступления
  14. Самооценка личности и её влияние на общение
  15. Социально-нравственные качества руководителя
  16. Логические аспекты  делового разговора и спор
  17. Понятие «общение». Структура, виды, средства и функции общения

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Сущность современного менеджмента.

  1. Что такое менеджмент?
  2. Определите сущность, содержание и специфику менеджмента
  3. Охарактеризуйте субъект и объект управления, особенности управленческого воздействия.
  4. Назовите методы и задачи управления. Каковы их особенности?
  5. Назовите основные подходы в понимании российского менеджмента
  6. Перечислите факторы, благоприятствующие менеджменту в России
  7. Какими основными качествами должен обладать современный менеджер?
  8. Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям научной управленческой мысли?
  9. Какие задачи менеджмента вы знаете?
  10. Перечислите цели менеджмента
  11. Дайте характеристику низшему звену управления
  12. Дайте характеристику среднего звена управления
  13. Дайте характеристику высшего звена управления
  14. Почему понятия  «менеджер» и «руководитель» не тождественны.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Организация и её среда»

  1. Объясните сущность понятия «среда предприятия»
  2. Каковы факторы прямого воздействия внешней среды?
  3. Дате характеристику внутренней среды предприятия
  4. Почему при характеристике внешней среды предприятия говорят о её сложности, подвижности и неопределенности?
  5. Дайте определение понятия «организационная структура»
  6. Назовите основные принципы построения организационных структур
  7. Перечислите достоинства и недостатки отдельных типов структур управления
  8. Следует ли менеджеру учитывать психологические особенности работников? Дайте пояснения.
  9. Какие виды ресурсов вы можете перечислить?
  10. Как происходит процесс функционирования фирмы?
  11. Как фактор состояние экономики может повлиять на деятельность организации?
  12. Почему на фактор «профсоюзы» менеджеру следует обращать внимание?

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Цикл менеджмента»

  1. Что представляют собой управленческие функции?
  2. Для чего нужна формулировка общих целей предприятия?
  3. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?
  4. Опишите функцию управления как вид управленческой деятельности
  5. Дайте классификацию функций управления. По какому принципу они подразделяются на общие, конкретные и специальные?
  6. Каким образом взаимосвязаны общие и конкретные функции управления?
  7. Какова цель анализа функций управления?
  8. Дайте определение понятию «цикл менеджмента»
  9. Дайте определение понятию «управление»

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Планирование и организация деятельности коллектива»

  1. Охарактеризуйте планирование как функцию управления. В чём состоят его цели и задачи?
  2. Какие виды планирования вы знаете?
  3. Какие этапы включает в себя процесс планирования?
  4. Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип единства»
  5. Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип участия»
  6. Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип непрерывности»
  7. Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип гибкости»
  8. Охарактеризуйте принцип планирования - «принцип точности»
  9. Охарактеризуйте стратегическое планирование
  10. Какие типы организационных структур управления вы знаете?
  11. В чём отличие между централизованными и децентрализованными организациями?
  12. Дайте характеристику бюракратическим структурам
  13. Дайте характеристику адаптивным структурам
  14. Дайте характеристику линейно-функциональной структуре
  15. Почему делегирование полномочий имеет фундаментальное значение для управления?
  16. Каковы некоторые наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Мотивационная политика организации»

  1. Что такое мотивация?
  2. Почему умение работать с людьми — важнейший фактор делового успеха?
  3. Какую роль в мотивации имеют вознаграждения?
  4. Какие вы знаете способы вознаграждения человека за труд?
  5. Охарактеризуйте иерархию потребностей А.Маслоу
  6. Каковы основные идеи теории ожиданий Врума?
  7. В чем разница между индивидуальной групповой мотивацией?
  8. Какие стимулы менеджер должен использовать для мотивации труда персонала?
  9. Что такое потребность?
  10.  Дайте определение понятию стимул

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Контроль в управлении»

  1. Что такое контроль?
  2. В чём состоит взаимосвязь между планированием и контролем?
  3. Каковы основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?
  4. На какие этапы распадается процесс контроля?
  5. Какие особенности поведения людей следует учесть менеджеру при разработке системы контроля?
  6. Почему менеджеру важно осуществлять лично предварительный контроль трудовых ресурсов?
  7. Какие побочные эффекты контроля вы знаете?
  8. Какие виды контроля  вы знаете?

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Система методов управления»

  1. Дайте определение методу управления
  2. Какие существуют критерии классификации методов управления
  3. Какие методы управления относятся к организационно-распорядительным?
  4. Какие методы управления относятся к экономическим?
  5. Какие методы управления относятся к социально-психологическим?
  6. Как связаны мотивация и методы управления?
  7. Как обеспечивается обратная связь в организации?

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Управленческое решение»

  1. Дайте определение понятию управленческое решение
  2. Какие черты управленческих решений вы можете назвать?
  3. Какие стадии управленческого решения существует?
  4. Какие подходы к классификации управленческих решений можете назвать?
  5. Какие методы принятия управленческих решений вы знаете?
  6. Какие виды управленческих решений выделяют?
  7. Что понимают по ответственностью менеджера за принятие управленческих решений?
  8. Опишите этапы рационального разрешения проблемы
  9. Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме « Деловое общение»

  1. В чём состоит сущность коммуникации в менеджменте?
  2. Перечислите основные виды коммуникаций
  3. Почему неформальные коммуникации так важны для руководителей в организации?
  4. Опишите процесс обмена информацией в организации
  5. Что такое слухи?
  6. Какова роль общения в жизни менеджера?
  7. Дайте характеристику основных средств общения
  8. что такое обратная связь в общении и каково её значение?
  9. Сформулируйте некоторые этические нормы и принципы общения
  10. Как вы считаете для чего нужно анализировать прошедшие перегооры?

Вопросы для самоконтроля знаний студентов по теме «Руководство в организации»

  1. Дайте определение понятию «власть»
  2. Дайте определение понятию «руководство»
  3. Каковы особенности власти, основанной на принуждении?
  4. Дайте характеристику власти, основанной на авторитете и знаниях
  5. Как возникают неформальные группы в организации?
  6. Почему люди вступают в группы?
  7. Приведите пример, когда сплочённость группы вредит формальной организации
  8. Что должен делать руководитель для эффективного управления неформальной организацией?
  9. Если вы были руководителем низшего звена управления, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?
  10. Какой  стиль руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?
  11. Почему менеджеру в общении с людьми необходимо  обращать внимание на позу, мимику и жесты?
  12. В чём заключается искусство менеджера строить отношения с партнёрами?
  13. Какие существую методы влияния? Каковы их особенности?

Учебный пособия:

Основные источники:

  1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник.- 13-е изд., доп. и перераб.-Ростов-на-Дону:Феникс, 2012.-347с.- (Среднее профессиональное образование).
  2. Косьмин А.Д Менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образований/А.Д. Косьмин, Н.В Свинтицкий, Е.А. Косьмин.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2012.-160с.
  3. Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2009.

Дополнительные источники:

1.   Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и          доп. - М.: Экономистъ, 2008.

2.     Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега      Л., 2008.

3.  Драчёва Е.Л. Менеджмент:прктикум: уч.пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования/Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:Издательский центр «Академия», 2012.-304с.

4.    Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильяме», 2008.

5.      Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2009.

6. «Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».

7.  «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СпбГУ.

8.   «Новый менеджмент».Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.mevriz.ru/
  2. http://www.rjm.ru/
  3. http://www.new-management.info/
  1. http://www.top-manager.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.

Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВведениеФедеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед профессиональной образовательной организацией (ОО) среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мысл...

Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Технология машиностроения"

ВВЕДЕНИЕ1.    СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ  4.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ...

Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы

Министерство образования Тульской областиГосударственная профессиональная образовательная организация Тульской области«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

Учебная дисциплина «Иностранный язык» предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную прог...

Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы при изучении химии

Краткое описание значения самостоятельной работы студентов при обучении. Приведены тербования к оформлению различных видов самостяоетельной работы. Приведены примеры различных видов самостоятельных ра...

Организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Биологии

Организация самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Биологии...