программа по экономике 10-11 класс (модифицированная)
рабочая программа по экономике (10 класс) на тему

Шапкина Елена Викторовна

Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по экономике И. В. Липсица. Программа предназначена для учащихся старшей школ, изучающих курс экономики в 10-11 классе из расчета по 1 учебному часу в неделю в 10 и в 11 классах, по учебнику Липсица И.В. «Экономика. 10-11 класс» - М.: Вита-Пресс. 2008г.

Рабочая программа по экономике 10-11 класс рассчитана на 68часов (из расчета 1 час в неделю, 34ч. в 10кл. и 34ч. в 11кл. соответственно). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции экономического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 городского округа Самара

«ПРОВЕРЕНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ Гимназии №1 г.о. Самара

____________________ Имаева Н.Е.

____________________ Картамышева Л.В.

«       » августа 2015 г.

Приказ №     /од от «      » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование предмета

Экономика

Класс

Уровень

10-11

базовый

Учитель/ учителя

Попова Елена Викторовна

Количество часов по учебному плану

  • в неделю
  • в год
  • за уровень

1 час

34 часа

Выходные данные

Сборник примерных программ: обществознание, экономика, право. 10-11 классы. Автор: Лавренова Е.Б. Издательство: Вита-Пресс. Год: 2013

Авторской программы для учащихся 10 классов И.В.Липсица «Экономика»

,издательство М., «Вита-Пресс» 2012

Учебники, учебные пособия

Липсиц И.В. «Экономика» .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учреждений.- Москва, Вита –Пресс,2013г

«РАССМОТРЕНО»

на Методическом объединении учителей

естественно – математического направления

Протокол № 1 от «       »августа 2015 г.

Самара

                                                      2015/2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по экономике И. В. Липсица. Программа предназначена для учащихся старшей школ, изучающих курс экономики в 10-11 классе из расчета по 1 учебному часу в неделю в 10 и в 11 классах, по учебнику Липсица И.В. «Экономика. 10-11 класс» - М.: Вита-Пресс. 2008г.

Цель предмета – сформировать целостную социально-экономическую картину мира у учащихся 10-11 классов Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать  экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

Задачи курса экономика на этапе среднего (полного) общего образования :

  -  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

-  применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-  поиск нужной информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,

-  самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-  участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,

 -  использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Экономика» является одним из базовых предметов образовательной области. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

. Основные содержательные линии курса:

  • основные концепции экономики;
  • микроэкономика;
  • макроэкономика и международная экономика;
  • прикладная экономика (предпринимательство, менеджмент, маркетинг).

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по экономике 10-11 класс рассчитана на 68часов (из расчета 1 час в неделю, 34ч. в 10кл. и 34ч. в 11кл. соответственно). Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции экономического образования.

Результаты освоения учебного предмета «Экономика».

Личностные .

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню экономического знания, включающего знания истории экономической мысли, современной экономической теории и прикладных экономических наук.

2. Сформированность субъективной позиции учащегося (самоопределение и самореализация в сфере экономических отношений), а также умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.

3. Сформированность гражданской позиции ученика как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои экономические права и обязанности, уважающего свою и чужую собственность

Метапредметные.

  1. Владение умения принимать рациональные решения  в ситуациях экономического выбора (в качестве потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, налогоплательщика) в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;
  2. Владение умением умение разрабатывать и реализовывать проекты экономического и междисциплинарного характера, в том числе исследовательские проекты;
  3. Владение базовыми методами научного познания, используемыми в экономике, включая умения:
  • Осуществлять поиск актуальной экономической информации в различных источниках (оригинальные тексты, нормативные акты, интернет-ресурсы, научная и учебная литература);
  • делать анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию экономических явлений и процессов;
  • выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между экономическими явлениями и процессами:
  • прогнозировать развитие экономических процессов.
  1. Владение умением понимать и раскрывать смысл суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции;
  2. Владение умением осуществлять рефлексию собственной  учебной и практической деятельности.

Предметные.

  1. Сформированность социально-экономической картины мира (владение базовыми экономическими понятиями: рациональный выбор, экономическая система, собственность, фирма, домашнее хозяйство, рынок, финансы, налоги, банки, деньги, государственная экономическая политика, мировое хозяйство, глобализация, интеграция);
  2. Владение знаниями специфики развития экономической сферы жизни современного российского общества, экономических институтов.
  3. Владение знаниями устройства экономических институтов в современной российской практике: рынка товаров и услуг, рынка труда, рынка земли, банковской и налоговой систем.

Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.

Содержание рабочей программы по экономике (68 ч.)

Тема 1.Главные вопросы экономики.(5ч.)                                              

Введение.

Что такое экономика. Понятие экономика. Микро и макроэкономика, методы экономической науки. Экономические учения: физиократия, меркантилизм, классическая школа политэкономии,  марксизм, кейнсианство, институционализм. Потребности. Факторы производства. Свободные и экономические блага. Производительность труда, разделение труда.  Специализация. Обмен. Торговля.

Ограниченность экономических  ресурсов и порождаемые ею проблемы. Потребности и ресурсы. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения потребностей. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость.

Главные вопросы экономики. Виды  собственности. Право собственности и его значение для экономической деятельности. Экономические институты и стимулы.

Экономические учения: физиократия, меркантилизм, классическая школа политической экономики, марксизм, кейсианство, институционализм.

Тема 2.Типы экономических систем.(4ч.)

Типы экономических систем. Традиционная экономическая система ее элементы.

Рыночная экономическая система. Право собственности, экономическая свобода, конкуренция. Функции рынка. Ограниченность возможностей рынка.

Командная и смешанная  экономическая система. Особенности командной системы, основные признаки смешанной системы.

Основы экономического анализа и принятия решений. Выбор и принцип рационального

поведения. Выгоды (полезность) и затраты. Маржинальный принцип анализа и принятия

экономических решений. Сравнительное преимущество. Взаимовыгодность обмена.

Тема3. Силы, которые управляют рынком.(6ч.)

Что такое спрос. Величина спроса. Спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса.

Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Взаимосвязанные товары услуги. Индивидуальный и рыночный спрос.

От чего зависит предложение товаров. Величина предложения. Предложение. Шкала предложения, кривая предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения по цене.

Тема 4. Как работает рынок(3ч.).

Формирование рыночных цен. Рыночное равновесие. Равновесная цена, равновесное количество , избыток и дефицит. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. Рынок на практике, или как на практике организована торговля. Розничная и оптовая торговля, физический и нематериальный капитал, сбережения и их превращение в капитал. Финансовый рынок. Различия между собственным и заемным капиталом. Облигации. Акции.

Тема5. Мир денег(2ч.).

Причины возникновения и формы денег. Товарные деньги, преимущества денег как средства обмена, ликвидность, эмиссия, формы денег, элементы денежных систем.

Функции денег в современной экономике. Функции денег. Бартер. Активы, ликвидность.

Тема 6. Законы денежного обращения(3ч).

Факторы формирования величины денежной массы. Количественная теория денег, уравнение обмена, скорость обращения денег.

Причины и виды инфляции. Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины.

Тема 7. Банковская система(4ч.).

Причины появления и виды банков. Банковская система. Функции банков. Виды банков. Основные виды услуг. Причины экономической рациональности деятельности банков.

Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы. Принципы кредитования, депозиты до востребования и срочные, кредитоспособность, вексель, чек, безналичный расчет, дисконтирование.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

Как банки создают деньги. Кредитная эмиссия, обязательные резервы, депозитный мультипликатор. Простой и сложный процент.

Причины и виды инфляции. Инфляция. Покупательная способность денег, виды инфляции. Индекс потребительских цен. Реальные и номинальные величины.

Тема 8. Человек на рынке труда(4ч.).

Экономическая природа рынка труда. Рынок труда, его особенности, мобильность трудовых ресурсов, совершенная конкуренция на рынке труда. Факторы, определяющие спрос и предложение на рынке труда.

Спрос на рынке труда. Предельный продукт труда, закон убывающей предельной производительности переменного фактора, кривая спроса фирмы на услуги труда, отраслевой и рыночный спрос на труд.

Факторы формирования предложение  на рынке труда. Альтернативная стоимость досуга, эффект замены, эффект дохода, рыночное предложение услуг труда.

Что такое заработная плата и от чего она зависит. Ставка зарплаты, виды зарплаты, дискриминация на рынке труда.

Тема9. Социальные проблемы рынка труда(2ч.).

Профсоюзы и трудовые конфликты. Причины и виды конфликтов на рынке труда. Профсоюзы, задачи профсоюзов.

Социальные факторы формирования заработной платы. Ставка зарплаты, виды зарплаты, прожиточный минимум, потребительская корзина, трудовой контракт, коллективный договор, генеральное соглашение, трудовая пенсия

Тема 10. Экономические проблемы безработицы(2ч.).

Причины и виды безработицы. Рабочая сила, занятость, безработица, уровень занятости, уровень безработицы. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения, Социальные последствия безработицы.

Полная занятость и методы сокращения безработицы. Естественный уровень безработицы, государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы, неполная занятость, монопсония, способы сокращения безработицы.

Тема11. Что такое фирма и как она действует на рынке(7ч.).

Что такое фирма и как она действует на рынке. Фирма, предприниматель и предпринимательство. Организационно-правовые формы фирм  Достоинства и недостатки

мелких и крупных фирм.

Экономические основы деятельности фирмы. Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и предельные издержки.

Влияние конкуренции на деятельность фирм. 

Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка.

Предприниматель и условия создания успешного бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса, бухгалтерский учет, баланс фирмы, активы и пассивы фирмы, закон убывающей эффективности, амортизация, основной капитал. Менеджмент, уровни менеджмента, маркетинг, маркетинговые исследования, понятие планирования.

 Деловая среда бизнеса. Бизнес-план, цена безразличия, фьючерс.

Тема12.Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов  его   последствия.(6ч.)

Доходы и расходы семей. Семейные доходы, виды факторных доходов, закон Энгеля, семейные расходы. 

Потребности и полезность. Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Влияние инфляции на семейную экономику. Номинальный доход, реальный доход, переменные и фиксированные доходы, номинальная и реальная ставка процента. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

Неравенство доходов и его последствия. Неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца, социальные трансферты. Механизм регулирования доходов в экономике смешанного типа, экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод ее смягчения.

Тема13. Экономические задачи государства(8ч.).

Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Экономические свободы, слабые стороны рынка, монополизация рынка, антимонопольное законодательство. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Общественные блага.

Макроэкономические процессы в экономике страны. ВВП, ВНП .Номинальные и реальные показатели. Измерение результатов экономической деятельности страны . Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие. Фискальная политика Монетарная политика. Экономические циклы.

Тема14. Государственные финансы(3ч.).

Налоги как источник доходов государства. Принципы и методы налогообложения, виды налогов, кривая Лаффера.

Как формируется и расходуется государственный бюджет. Бюджет, виды доходов, виды расходов,  бюджетное тождество и дефицит, профицит. Причины возникновения госдолга и способы его сокращения, госдолг.

Тема15. Экономический рост(3ч.).

Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Экономический рост, интенсивный, экстенсивный. Механизмы экономического роста. Мультипликатор, Акселератор, норма накопления, темпы роста, устойчивое развитие.

Экономические проблемы человечества в 21 веке. Геоэкономика. Опасность «ножниц неравенства», проблема «север-юг», способы разрешения.

Тема16. Организация международной торговли(3ч.).

Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг, сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Международная финансовая система.  Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы

Тема17. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков(2ч.).

Современная экономика России. Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами.

Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Либерализация экономики, структура собственности в России.

Повторение курса (1ч.).

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения

Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету, его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. В нём проводятся внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. В кабинет географии выделена зона, предназначенная для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьную метеостанцию, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
  • стенды для постоянных и временных экспозиций;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
  • аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
  • компьютер,
  • мультимедиа-проектор,
  • интерактивная доска,
  • коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы,
  • выход в Интернет,
  • комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
  • комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
  • библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список методической литературы:

  • Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
  • Е.Б. Лавренова  Сборник примерных программ. Обществознание. Экономика Право. 10-11 классы. Москва. Вита- Пресс. 2013г.
  • Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011...

Учебники:

  •  Липсиц И.В. «Экономика» .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. учреждений.- Москва, Вита –Пресс,2013г
  • Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11кл. общеобразоват. учреждений. Профильный уровень образования под редакцией С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2011 г.

Практикумы, задачники:

  • практикум по основам экономической теории, под редакцией доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова в 2-х книгах, издательство Вита-пресс, М. 2007 г.
  • Винокурова Н.А. « Новый задачник по экономике с решениями. 10-11кл.» М.: Вита-Пресс 2013г.
  • Экономика для школьников. Задачи и решения. Г. И. Просветов, М. Альфа – пресс, 2008 г.
  • Мицкевич, А. А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики — В 3-х книгах. Кн. 1. Задачник по микроэкономике с
  • решениями. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  • Е.В.Савицкая А.О. Евсеева Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов М.: Вита-Пресс, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Рабочая программа по экономике для 8 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания  учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова .Моя роль в обществе...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)

Программа по музыке для 7 класса модифицированная (Алеев В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н.)...