Авторская программа элективного курса по экономике 9 класс
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему

Набиуллина Зимфира Равиловна

Программа элективногокурса расчитана на 10 часов, имеются тренировочные тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1» Альметьевского муниципального района РТ

Авторская программа элективного курса

для 9 класса

«Экономика вокруг нас»

Автор-составитель

учитель истории и обществознания

 I квалификационной категории

Набиуллина Зимфира Равиловна

2015 г.

Пояснительная записка

Обоснование актуальности курса

Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.

Все эти приоритетные задачи образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней полной школы, которая  в течение 10 последних лет работает в режиме профильного обучения. В условиях профильного образования в средней школе «Экономика» может преподаваться в рамках курса «Обществознание» либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор, в 9 классе предлагаются курсы по выбору (элективные). Одним из них является элективный курс «Экономика вокруг нас». Также он может быть реализован в 10 классе в рамках профильного обучения.

В условиях постоянной нехватки часов учебного плана, многие школы отказываются от ведения экономики как самостоятельной  учебной дисциплины. Вместе с тем, статистика конкурса на экономические специальности в ВУЗы и средне-специальные учебные заведения показывает, что они по-прежнему являются востребованными. Кроме этого, рыночная экономика, в условиях которой мы живем, требует от каждого человека в обыденной жизни понимания экономических явлений и процессов.

Вышеуказанные проблемы можно эффективно решать, включив в учебный план элективный курс «Экономика вокруг нас». Программа данного элективного курса разработана в контексте школьного обществоведческого образования и предполагает теоретическое и практическое знакомство обучающихся с основными экономическими субъектами и их деятельностью. Элективный курс может оказать помощь обучающимся как будущим наемным работникам, предпринимателям, управленцам.

Экономическая деятельность тесно связана с умениями поиска, отбора, критического осмысления полученной информации, поэтому ряд занятий курса направлены на дальнейшее формирование у обучающихся навыков работы с информацией.

Содержание курса направлено на совершенствование коммуникативных навыков деятельности, в том числе устной коммуникации.

Цели  элективного курса

  • Формирование и развитие экономического образа мышления, потребности обучающихся в получении экономических знаний в контексте современного состояния экономики страны и интереса к изучению экономических дисциплин с точки зрения их практической значимости
  • Создание условий для выявления индивидуальные образовательных потребностей ребенка, способствующих личному самоопределению и самореализации
  • Воспитание уважения к человеческому труду и предпринимательской деятельности
  • Развитие информационных компетенций обучающихся
  • Получение позитивного опыта применения полученных знаний и умений для будущей трудовой деятельности в качестве наемного работника или  собственника-предпринимателя

Задачи элективного курса:

  • Ознакомление  обучающихся с экономической сферой, как базовой подсистемой общества
  • Выявление специфики  профессий и специальностей социально-экономической направленности на современном рынке труда, а также требования, предъявляемые обществом к ним
  • Предоставление обучающемуся возможности стать субъектом экономических отношений в ходе моделирующих упражнений и деловых игр, имитирующих реальные явления и процессы  в экономике
  • Создание условий для формирования у обучающихся компетентностного подхода к работе с информацией по направлениям:
  • Определение недостаточности информации для совершения действия/принятия решения (определения пробелов информации)
  • Выявление разнообразных способов получения информации, представленных различными носителями
  • Выработки понимания необходимости критического осмысления полученной информации
  • Обработки и интерпретация информации
  • Совершенствование коммуникативных компетенций (устная коммуникация, коммуникативное взаимодействие в микрогруппах  и парах, межгрупповое взаимодействие)
  • Выработка первоначальных навыков решения экономических задач и применения их на практике

Формы проведения занятий:

  •  Лекция
  • Моделирующее упражнение
  • Создание мини-проекта
  • Решение экономических задач и построение графиков
  • Деловая игра

Для создания программы использованы:

  • Программа «Основы экономических знаний», автор: Любимов В.В.
  • Программа «Основы экономических знаний», автор: Липсиц И.В.
  • Программа «Основы предпринимательства», автор: Липсиц И.В.
  • Программа «Основы экономической теории», авторский коллектив под руководством С.И. Иванова

Требования к возрасту обучающихся

Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9 классов, и может быть реализована как в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, так и в рамках профильного обучения.

Возрастные особенности шестнадцати - семнадцатилетних  юношей и девушек характеризуются тем, что старшеклассники  оценивают учебный процесс с точки зрения жизненных перспектив. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Именно эта нацеленность на перспективу, стремление к осознанному и правильному выбору жизненного пути делает элективный курс «Экономика вокруг нас» актуальным именно для старшеклассников.

Межпредметные связи

«Экономика»  в контексте школьного  образования тесно связана с другими учебными дисциплинами и науками. Экономические процессы невозможно объяснить, не изучив психологию и социологию (поведение людей, их поступки, мотивы их действий). На экономику большое влияние имеет политика, которая может создавать условия для ускорения роста экономики, а в некоторых случаях наоборот тормозить процессы развития.

Экономика тесно связана с историей, ведь понимание  особенностей экономического развития страны соотносится с пониманием особенностей эпохи. Также экономика взаимодействует со статистикой, которая предоставляет  факты, свидетельствующие об экономической жизни страны или отдельного человека. Понимание глобальных экономических процессов и международного взаимодействия не может обойтись без географии. А знания в области математики способствуют пониманию обучающимися экономических законов и экономических моделей. Кроме этого, экономическая сфера жизни общества взаимодействует с правовой, поэтому навыки правового поведения в экономике поможет сформировать курс «Правоведение».

Объем учебной нагрузки

Программа элективного курса рассчитана на 10 часов.

     

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Форма  проведения занятия

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые

образовательные результаты освоения материала

Основные термины и понятия

1

Что изучает Экономика?

1

Проблемно – эвристическая беседа

Участвуют в беседе, выдвигают гипотезы, самостоятельно формулируют выводы и делают обобщения

Наблюдение

Обучающиеся должны усвоить основные научные подходы к пониманию «экономики» как в теоретическом, так и прикладном значении, свободно оперировать ими

экономика

хозяйство

блага

2

Типы экономических систем.

1

Лекция

Участвуют  в  поиске и отборе информации, конспектируют.

Наблюдение тестирование

Дать понятие о разновидностях экономических систем, их историческое развитие, уметь сравнивать

Традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная экономические системы

3

Факторы производства.

1

Проблемно – эвристическая беседа

Участвуют в беседе, выдвигают гипотезы, самостоятельно формулируют выводы и делают обобщения

Фронтальный  опрос

Классификация факторов производства. Знание доходов на факторы производства.

Зарплата,   рента, процент, прибыль, предпринимательский доход.

4

Производительность факторов производства.

1

Лекция

Конспектируют, выдвигают гипотезы, анализируют.

Наблюдение

Усвоить понятие производительности. Знать показатели производительности факторов производства

НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организация труда и управления.

5

Спрос.

1

Проблемная беседа

Осваивают теоретические вопросы по теме, усваивают новые знания о спросе, выдвигают гипотезы о факторах влияющих на спрос, строят кривую спроса

Фронтальный опрос.

Расширение теоретических знаний по теме, формирование навыков систематизации информации, выделения главного

Спрос, величина спроса

6

Предложение.

1

Проблемная беседа

Осваивают теоретические вопросы по теме, усваивают новые знания о предложении, выдвигают гипотезы о факторах влияющих на предложение, строят кривую предложения

Наблюдение, проверка правильности построения графиков

Знание и оперирование  понятиями, факторов предложения, соотношение спроса и предложения

Предложение. Величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения.

7

Взаимодействие спроса и предложения.

1

Комбинированный урок

Усваивают фундаментальные механизмы рыночной    экономики – спрос и предложение,  установление цены

Индивидуальное выполнение графиков на основе  знаний о функциях спроса, предложения, равновесной цены и факторах их изменения

Развитие навыков аналитической  деятельности, понимание основных закономерностей рыночного механизма

спрос

предложение

факторы спроса и предложения

цена

рыночное равновесие

8

Производитель.

1

Комбинированный урок

Усваивают понятие собственности, ее формы,  сущность и место в экономической системе

Индивидуальный опрос

с элементами эвристической беседы

Закрепление понимания роли производителей в условиях рыночной экономики, оперирование экономическими понятиями

Отрасль, фирма, предприятие, производственный цикл, основной и оборотный капитал, понятие и роль амортизации.

9

Фирма и конкуренция.

1

Урок-беседа

Участвуют в беседе, опирающейся  на жизненный опыт обучающихся  конспектируют, выполняют задания в мини-группах

Наблюдение

Усвоить виды конкуренции, ее влияние и значение, уметь анализировать и сравнивать

Совершенная и несовершенная конкуренция (монополистическая, олигополия, монополия), явные, неявные, экономические и бухгалтерские издержки

10

Повторительно-обобщающее занятие «Моя фирма»

1

Деловая игра

Работают в группах над созданием проекта своей фирмы, самостоятельно рассчитывают издержки и прибыль, рентабельность фирмы

Оценка защиты проектов

Уметь применять полученные теоретические знания на практике, работать в группах, рационально распределять обязанности

Оперирование всеми ранее изученными понятиями

Содержание программы

Тема 1. Что изучает Экономика?

Экономика: наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу. Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.

Тема 2. Типы экономических систем.

Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы. Традиционная экономика, Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем. Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе.

Тема 3. Факторы производства.

Классификация факторов производства. Доходы на факторы производства: зарплата, рента, процент, прибыль. Понятие предпринимательского дохода.

Тема 4. Производительность факторов производства.

Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства: производительность труда, капиталоотдача, урожайность. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность: НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организация труда и управления.

Тема 5. Спрос.

Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Шкала, функция, график спроса. Изменение спроса и величины спроса.

Тема 6. Предложение.

Предложение. Величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Шкала, функция, график предложения. Изменение предложения и величины предложения.

Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения.

Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонения от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение. Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения Рыночный механизм.

Тема 8. Производитель.

Собственность, ее сущность и место в экономической системе. Экономические формы собственности: частная и общественная. Суверенитет производителя и частная собственность. Отрасль, фирма, предприятие. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации.

Тема 9. Фирма и конкуренция.

Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция (монополистическая, олигополия, монополия). Влияние конкуренции на деятельностьь фирмы. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные, явные, неявные, экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование.

Тема 10. Повторительно-обобщающее занятие «Моя фирма». Разработка групповых проектов своего предпринимательского дела. Расчет издержек, прибыли. Обоснование рациональности деятельности фирмы. Оперирование ранее изученными экономическими понятиями.

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Зайдель Х., Темен Р. “Основы учения об экономике” / Пер. с нем. –М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1992.

  1. Зайченко Н.А. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды”. Санкт-Петербург, 1998 год.

  1. Липсиц И.В. «Экономика», 2001.

  1. Меньшикова О., Попова Т. “Нужны ли детям экономические сказки // Проблемы теории и практики управления”. -1992.

  1. Романовская Н.И. “Экономическая игротека”. Москва, 1994 год.

  1. Самоукана Н.В. “Игры в школе и дома” - М.: Новая школа, 1993.

  1. Сандерс Ф. и др. “Основные экономические понятия. Структура преподавания”. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

  1. Смирнова Т.О., Т.Н. Проснякова. “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров”, 2000 год.

  1. Стейнлек Дж.Ф. “Экономика для начинающих” // пер с англ. –М.: Республика, 1994.

  1. Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Автономов В.С. Введение в экономику, 2008.
  2. Основы предпринимательской деятельности, книга для учителя 10–11 классы, 1997.
  3. Райзберг Б.А. “Твоя экономика”. Москва, 1996 год.
  4. Розанова Н.М. «Моя фирма». Москва, 2006 г
  5. Хесс Карл. “Капитализм для детей. Как стать предпринимателем”. - М.: Вагриус, 1994.

Приложение

Тест по теме «Типы экономических систем»

I вариант

1. Способ хозяйствования, который наследуется и передается из поколения в поколение, называется

1) традиционным                   2) рыночным

3) командным                        4) смешанным

2. Способ хозяйствования, который предполагает производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности производителей в вопросах производства и распределения продукции, называется

1) традиционным                   2) рыночным

3) командным                        4) смешанным

3. Верно ли суждение?

А. В плановой экономике существует государственная собственность на все ресурсы.

Б. Смешанная экономика предполагает наличие государственной собственности.

                               Варианты ответов:

1) верно только А.                                 2) верно только Б.                                

3) верно А, и Б.                                      4) оба неверны.

4.Преимуществом планового хозяйства является его способность

1) наиболее полно удовлетворять запросы потребителей

2) рационально использовать ресурсы

3) обеспечивать высокий уровень жизни населения

4) сконцентрировать силы и средства для решения какой- либо задачи

5. В стране П. гарантированно равноправие различных форм собственности. Предприятия ориентируются на потребительский спрос и самостоятельно определяют объемы производства. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны П.?

1) плановому                                       3) рыночному

3) традиционному                               4) командному

6. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. В условиях традиционной экономики производство, обмен, распределение доходов регулируется обычаями, освещенными временем.

Б. В условиях командной (плановой) экономики преобладает монополия государства на наем и эксплуатацию рабочей силы.

                              Варианты ответов:

1) верно только А.                                 3) верно А, и Б.

2) верно только Б.                                 4) оба неверны

Тест по теме «Типы экономических систем»

II вариант

1. Способ хозяйствования, основанный на инициативе и предприимчивости самого производителя, называется

1) традиционным                   2) рыночным

3) командным                        4) смешанным

2.На совместном владении землей основана экономика

1) традиционная                                      3) рыночная

2) плановая                                              4) смешанная

3. Верно ли суждение?

А. Натуральное хозяйство характерно для традиционной экономики.

Б. Натуральное хозяйство может существовать в разных экономических системах.

                               Варианты ответов:

1) верно только А.                                 3) верно А, и Б.

2) верно только Б.                                 4) оба неверны.

4. Общим для экономических систем разных типов является

1) циклический характер развития

2) преобладание государственной собственности

3) решение проблемы ограниченности ресурсов

4) наличие конкурентной борьбы

5. Установите соответствие между типами экономики и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ                                                          ТИПЫ ЭКОНОМИКИ

А) регулятором выступают обычаи                      1) рыночная

Б) продукт производится                                       2) традиционная

под конкретный заказ                                            3) плановая

В) между производителями идет

конкурентная борьба

Г) доминирует государственная

собственность на средства

производства

Д) цены устанавливаются централизованно

государственными органами

Е) производители сами определяют

объемы и перечень производимых

товаров и услуг

Ответы на тесты

I вариант                                              

1-1

2-3

3-3

4-4

5-3

6-3

II вариант

1-2

2-1

3-1

4-3

5

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

1

3

3

1

Рецензия на авторскую программу элективного курса для 9 класса

«Экономика вокруг нас»

Автор составитель учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

 МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1» Альметьевского муниципального района Набиуллина Зимфира Равиловна

 

Современное общество настойчиво требует от выпускников школ не слепого подражания и бездумного соблюдения инструкций и правил, а вдумчивого, творческого подхода к действительности. Осознанный выбор будущей профессии, самостоятельность, умение нестандартно мыслить, ставить перед собой задачи и принимать решения, эффективно сотрудничать в коллективе – все это становится необходимым для сегодняшних старшеклассников.

Все эти приоритетные задачи образования во многом решаются во время обучения на старшей ступени средней полной школы, которая  в течение 10 последних лет работает в режиме профильного обучения. В условиях профильного образования в средней школе «Экономика» может преподаваться в рамках курса «Обществознание» либо являться самостоятельной учебной дисциплиной в рамках соответствующего профиля. Однако далеко не всегда выбор профиля осуществляется обучающимися осознанно. Чтобы помочь старшеклассникам сделать собственный выбор, в 9 классе предлагаются курсы по выбору (элективные). Одним из них является элективный курс «Экономика вокруг нас». Также он может быть реализован в 10 классе в рамках профильного обучения.

Содержание учебного материала и организация деятельности учащихся по его усвоению рассматривается автором программы в тесной связи и взаимообусловленности.

Программа курса не дублирует базовый курс, а углубляет его на основе приобретения учащимися практических навыков, готовит к обучению в профильной школе и выбору будущей профессии.

Контроль предлагается осуществлять в виде собеседования в процессе работы, фронтального опроса, тестирования. В программе имеется список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся, а также приложен тестовый материал для проверки знаний по пройденной теме.

Программа элективного курса «Экономика вокруг нас» учителя Набиуллиной З.Р. соответствует всем требованиями, предъявляемым к программам такого уровня и может быть рекомендована к реализации.  

Составитель рецензии: КЭН Шарифуллина Ильмира Ильдаровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...