Программа курса "С чего начинается бизнес"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Курс по выбору «С чего начинается бизнес» предназначен для учащихся 9 классов основной школы и входит в систему курсов разработанных для обеспечения обязательной предпрофильной подготовки учащихся.
Главной целью данного  курса является помочь учащимся 9 класса сориентироваться в дальнейшем профиле обучения в старшей школе, подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жукова Елена  Борисовна

Учитель  истории, экономики и обществознания

МБОУ СШ№ 10 Г. Ярцево Смоленской области

Элективный курс «С чего начинается бизнес»

 (9 класс)

Пояснительная записка.

     Элективный курс «С чего начинается бизнес» предназначен для учащихся 9 классов основной школы и входит в систему курсов разработанных для обеспечения обязательной предпрофильной подготовки учащихся.

     Главной целью данного элективного курса является помочь учащимся 9 класса сориентироваться в дальнейшем профиле обучения в старшей школе, подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

     Курс «С чего начинается бизнес» представляется особенно актуальным, так как успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового, зарождающегося класса предпринимателей, их нравственности, гражданской позиции, высокой культуры. Предпринимательству необходимо учить и учиться, в условиях рыночной экономики это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Поэтому одной из важных задач современной школы является изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей.

     Школа должна стремиться к тому, чтобы каждый юноша и девушка еще на школьной скамье учились честно зарабатывать деньги.

     Что такое предпринимательство? С чего начинается бизнес? Кто такой предприниматель? Что собой представляет карьера предпринимателя? Эти вопросы в последнее время интересуют многих молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни. Ответов на них существует множество, в зависимости от того, какой смысл вкладывают в них разные люди, какой аспект особо выделяют. Но, несмотря на различие этих аспектов, у бизнеса во всем мире есть общие задачи, и принципы.

     Карьера предпринимателя кажется заманчивой для многих сегодняшних школьников. Но прежде, чем приступить к занятию предпринимательской деятельностью, необходимо уяснить и представить себе, что требует от человека такой род занятий. Данный курс не предназначен для того, чтобы сделать из школьников готовых бизнесменов, но он призван помочь учащейся молодежи сориентироваться в выборе будущей профессии, овладеть азами организации бизнеса.

     Целями и задачами данного курса является:

  • познакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности;
  • дать представление о роли и задачах предпринимательства в современном обществе;
  • вооружить учеников элементарными знаниями и навыками по ведению бизнеса;
  • помочь учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения и будущей профессии;
  • сформировать знания и умения, которые пригодятся учащимся в повседневной жизни.

     В курсе «С чего начинается бизнес» используется теория предпринимательства, охватывающая основные понятия и концепции, адаптированная для восприятия учащимися 9-х классов. Курс использует знания, полученные школьниками в курсе «Обществознание», а также при изучении элективного курса «Микроэкономика».

     В данном курсе применяются различные формы и методы работы с учащимися, но особое значение имеют активные формы учебной работы: деловые игры, проектирование, ситуационные методики, работа в группах. В ходе обучения ведутся тетради с конспектами, решаются тестовые задания, упражнения, составляются схемы и таблицы, школьники применяют полученные знания в решении практических задач, выполняют творческие задания, работают с документами.

     В результате изучения курса:

Учащиеся должны знать:

  • сущность, функции, виды и формы предпринимательства;
  • деловые и личные черты успешного бизнесмена;
  • правовые основы предпринимательской деятельности;
  • основные элементы в организации и работе фирмы;
  • основы менеджмента и маркетинга.

Учащиеся должны уметь:

  • решать элементарные экономические задачи, связанные с организацией бизнеса;
  • рассчитывать затраты и прибыли;
  • составлять простейшие документы, связанные с предпринимательской деятельностью.

     По итогам изучения курса каждый из учащихся должен защитить проект «Мой бизнес». Задача разработки проекта ставится перед учащимися на первом занятии, работа над проектом осуществляется поэтапно, в ходе прохождения тем курса. Таким образом достигается связность и систематичность изучения материала и обеспечивается контролируемость результатов обучения по каждой из ведущих тем и по курсу в целом. В качестве контрольных материалов используются также тесты, упражнения, составление таблиц. Контроль осуществляется на уроке после прохождения различных тем курса.

     Работу над проектом учащиеся могут вести индивидуально и в группах. Защита проекта осуществляется в конце прохождения курса. При оценке проектной деятельности используется рейтинговая система (Приложение №4).

     Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Учебно-тематический план.

уро-

ка

Тема занятия

Формы и методы обучения

Формы контроля

1.

Тема 1. Введение в экономику свободного предпринимательства.

Беседа, работа со схемами.

Тест.

2.

Тема 2. Предприниматель – главное действующее лицо на рынке.

Беседа, составление клас-тера, работа с тестом на определение предпринима-тельских способностей, заполнение таблицы.

Эссе на тему «Почему я (не) смогу добиться успеха в бизнесе».

3.

Тема 3. Понятие предпринимательства.

Лекция с элементами бесе-ды. Работа со схемой, заполнение таблицы.

Упражнения.

4.

Тема 4. Фирма и ее признаки.

Лекция. Работа со схемами. Заполнение таблицы.

Работа с учебным текстом.

5-7.

Тема 5. Правовые основы предпринимательства.

 Урок 1. Организационно-правовые основы предпринимательства.

 Урок 2. Порядок созда- ния коммерческой организации.

 Урок 3. Деловая игра «Открытие фирмы».

Лекция. Работа со схемой. Работа с документами.

Лекция с элементами бесе-ды. Работа с формами документов.

Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по подго-товке учредительных доку-ментов и регистрации предприятия.

Составление срав-нительной таблицы.

8-9.

Тема 6. Издержки и прибыль фирмы.

 Урок 1. Издержки фирмы.

 Урок 2. Прибыль фирмы.

Решение практической задачи.

Беседа. Работа со схемами. Элементы игры. Решение задачи.

10-13.

Тема 7. Маркетинг в де-ятельности предприятия.

 Урок 1. Сущность маркетинга.

 Урок 2. Концепция маркетинга.

 Урок 3.Реклама – ключе-вой момент маркетинга.

 Урок 4. Деловая игра «Реклама».

Лекция. Работа с таблицей.

Лекция. Работа со схемами.

Беседа. Работа в группах. Составление таблицы. Реше-ние проблемной задачи. Работа с текстом закона «О рекламе».

Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах с карточ-ками и выполнение твор-ческих заданий.

Упражнения.

Составление рекламной листовки.

14-15.

Тема 8. Менеджмент.

 Урок 1. Менеджмент в деятельности предпри-ятия.

 Урок 2. Деловая игра «Менеджмент».

Лекция. Работа со схемами. Решение проблемной задачи.

Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по реше-нию аналитических задач и выполнению творческих заданий.

Тест.

16.

Контрольный урок.

Представление и защита проектов.

Проект «Мой бизнес».

17.

Итоговый урок.

Круглый стол. Обсуждение итогов работы каждого и оценка курса «С чего начинается бизнес».

Литература для учителя и учащихся.

  1. Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. –  М.: Проспект, 2013
  2. Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В., Заиченко Н.А. Практикум по основам экономической теории. – М.: Вита – Пресс, 2005
  3. Каунов А.М. Экономика 10-11 классы. Организация и бизнес-планирование собственного дела. – Волгоград: Учитель, 2007
  4. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:- Дрофа, 2002
  5. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита – Пресс, 2003
  6. Липсиц И. В. Основы экономики. –М.: Вита-Пресс, 2012
  7. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. –М.: Вита-Пресс, 2012
  8. Соболева Е.Н., Бусыгин А.В. Школьникам о предпринимательстве. –  М.: Просвещение, 2005
  9. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003
  10. Закон РФ «О рекламе».



Предварительный просмотр:

Жукова Елена  Борисовна

Учитель  истории, экономики и обществознания

МБОУ СШ№ 10 Г. Ярцево Смоленской области

Элективный курс «С чего начинается бизнес»

 (9 класс)

Пояснительная записка.

     Элективный курс «С чего начинается бизнес» предназначен для учащихся 9 классов основной школы и входит в систему курсов разработанных для обеспечения обязательной предпрофильной подготовки учащихся.

     Главной целью данного элективного курса является помочь учащимся 9 класса сориентироваться в дальнейшем профиле обучения в старшей школе, подготовить учащихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

     Курс «С чего начинается бизнес» представляется особенно актуальным, так как успешное развитие российского общества в значительной степени будет зависеть от деятельности нового, зарождающегося класса предпринимателей, их нравственности, гражданской позиции, высокой культуры. Предпринимательству необходимо учить и учиться, в условиях рыночной экономики это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Поэтому одной из важных задач современной школы является изучение предпринимательства, обучение и воспитание потенциальных предпринимателей.

     Школа должна стремиться к тому, чтобы каждый юноша и девушка еще на школьной скамье учились честно зарабатывать деньги.

     Что такое предпринимательство? С чего начинается бизнес? Кто такой предприниматель? Что собой представляет карьера предпринимателя? Эти вопросы в последнее время интересуют многих молодых людей, стоящих на пороге самостоятельной жизни. Ответов на них существует множество, в зависимости от того, какой смысл вкладывают в них разные люди, какой аспект особо выделяют. Но, несмотря на различие этих аспектов, у бизнеса во всем мире есть общие задачи, и принципы.

     Карьера предпринимателя кажется заманчивой для многих сегодняшних школьников. Но прежде, чем приступить к занятию предпринимательской деятельностью, необходимо уяснить и представить себе, что требует от человека такой род занятий. Данный курс не предназначен для того, чтобы сделать из школьников готовых бизнесменов, но он призван помочь учащейся молодежи сориентироваться в выборе будущей профессии, овладеть азами организации бизнеса.

     Целями и задачами данного курса является:

  • познакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности;
  • дать представление о роли и задачах предпринимательства в современном обществе;
  • вооружить учеников элементарными знаниями и навыками по ведению бизнеса;
  • помочь учащимся в выборе дальнейшего профиля обучения и будущей профессии;
  • сформировать знания и умения, которые пригодятся учащимся в повседневной жизни.

     В курсе «С чего начинается бизнес» используется теория предпринимательства, охватывающая основные понятия и концепции, адаптированная для восприятия учащимися 9-х классов. Курс использует знания, полученные школьниками в курсе «Обществознание», а также при изучении элективного курса «Микроэкономика».

     В данном курсе применяются различные формы и методы работы с учащимися, но особое значение имеют активные формы учебной работы: деловые игры, проектирование, ситуационные методики, работа в группах. В ходе обучения ведутся тетради с конспектами, решаются тестовые задания, упражнения, составляются схемы и таблицы, школьники применяют полученные знания в решении практических задач, выполняют творческие задания, работают с документами.

     В результате изучения курса:

Учащиеся должны знать:

  • сущность, функции, виды и формы предпринимательства;
  • деловые и личные черты успешного бизнесмена;
  • правовые основы предпринимательской деятельности;
  • основные элементы в организации и работе фирмы;
  • основы менеджмента и маркетинга.

Учащиеся должны уметь:

  • решать элементарные экономические задачи, связанные с организацией бизнеса;
  • рассчитывать затраты и прибыли;
  • составлять простейшие документы, связанные с предпринимательской деятельностью.

     По итогам изучения курса каждый из учащихся должен защитить проект «Мой бизнес». Задача разработки проекта ставится перед учащимися на первом занятии, работа над проектом осуществляется поэтапно, в ходе прохождения тем курса. Таким образом достигается связность и систематичность изучения материала и обеспечивается контролируемость результатов обучения по каждой из ведущих тем и по курсу в целом. В качестве контрольных материалов используются также тесты, упражнения, составление таблиц. Контроль осуществляется на уроке после прохождения различных тем курса.

     Работу над проектом учащиеся могут вести индивидуально и в группах. Защита проекта осуществляется в конце прохождения курса. При оценке проектной деятельности используется рейтинговая система (Приложение №4).

     Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Учебно-тематический план.

уро-

ка

Тема занятия

Формы и методы обучения

Формы контроля

1.

Тема 1. Введение в экономику свободного предпринимательства.

Беседа, работа со схемами.

Тест.

2.

Тема 2. Предприниматель – главное действующее лицо на рынке.

Беседа, составление клас-тера, работа с тестом на определение предпринима-тельских способностей, заполнение таблицы.

Эссе на тему «Почему я (не) смогу добиться успеха в бизнесе».

3.

Тема 3. Понятие предпринимательства.

Лекция с элементами бесе-ды. Работа со схемой, заполнение таблицы.

Упражнения.

4.

Тема 4. Фирма и ее признаки.

Лекция. Работа со схемами. Заполнение таблицы.

Работа с учебным текстом.

5-7.

Тема 5. Правовые основы предпринимательства.

 Урок 1. Организационно-правовые основы предпринимательства.

 Урок 2. Порядок созда- ния коммерческой организации.

 Урок 3. Деловая игра «Открытие фирмы».

Лекция. Работа со схемой. Работа с документами.

Лекция с элементами бесе-ды. Работа с формами документов.

Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по подго-товке учредительных доку-ментов и регистрации предприятия.

Составление срав-нительной таблицы.

8-9.

Тема 6. Издержки и прибыль фирмы.

 Урок 1. Издержки фирмы.

 Урок 2. Прибыль фирмы.

Решение практической задачи.

Беседа. Работа со схемами. Элементы игры. Решение задачи.

10-13.

Тема 7. Маркетинг в де-ятельности предприятия.

 Урок 1. Сущность маркетинга.

 Урок 2. Концепция маркетинга.

 Урок 3.Реклама – ключе-вой момент маркетинга.

 Урок 4. Деловая игра «Реклама».

Лекция. Работа с таблицей.

Лекция. Работа со схемами.

Беседа. Работа в группах. Составление таблицы. Реше-ние проблемной задачи. Работа с текстом закона «О рекламе».

Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах с карточ-ками и выполнение твор-ческих заданий.

Упражнения.

Составление рекламной листовки.

14-15.

Тема 8. Менеджмент.

 Урок 1. Менеджмент в деятельности предпри-ятия.

 Урок 2. Деловая игра «Менеджмент».

Лекция. Работа со схемами. Решение проблемной задачи.

Деловая игра с последую-щим подведением итогов. Работа в группах по реше-нию аналитических задач и выполнению творческих заданий.

Тест.

16.

Контрольный урок.

Представление и защита проектов.

Проект «Мой бизнес».

17.

Итоговый урок.

Круглый стол. Обсуждение итогов работы каждого и оценка курса «С чего начинается бизнес».

Литература для учителя и учащихся.

  1. Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика. –  М.: Проспект, 2013
  2. Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В., Заиченко Н.А. Практикум по основам экономической теории. – М.: Вита – Пресс, 2005
  3. Каунов А.М. Экономика 10-11 классы. Организация и бизнес-планирование собственного дела. – Волгоград: Учитель, 2007
  4. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:- Дрофа, 2002
  5. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. – М.: Вита – Пресс, 2003
  6. Липсиц И. В. Основы экономики. –М.: Вита-Пресс, 2012
  7. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. –М.: Вита-Пресс, 2012
  8. Соболева Е.Н., Бусыгин А.В. Школьникам о предпринимательстве. –  М.: Просвещение, 2005
  9. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003
  10. Закон РФ «О рекламе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...