Рабочая программа по экономике 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

 

Рабочая программа по экономике для общеобразовательных школ И.В.Липсиц 11 класс  1 час в неделю   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ekonomike_11.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на заседании методического объединения учителей технологии, изо, физкультуры, музыки, обж

Протокол от     .   .2017  1

Руководитель МО

_________(Кудряшова Е.Н.)                      

Согласовано

Заместитель директора по  учебно-воспитательной работе

____________

«____»___________2017 г.

Утверждено

Приказом по МКОУ СОШ № 24 от _____________ № ______

Директор МБОУ СОШ №24

____________ Н.Ю.Тарасова

«_____»___________2016 г.

Рабочая программа по экономике

Образовательная область «Общественные науки»

среднее общее образование, 11 класс

Срок реализации программы: 1 год 

Автор - составитель: учитель Буклова Т.М., 1квалификационная категория

Ст. Суворовская

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций.

Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цель обучения экономике:

Освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

Цели и задачи курса

-развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

-воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

-освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

-овладения умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

-освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы.

Библиографический список программ на основе которой разработана рабочая программа

 Рабочая программа по экономике составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике, программы по экономике для общеобразовательных школ (автор И.В.Липсиц) и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и базисному учебному плану.

Обоснование выбора УМК:

Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вита-Пресс,2010.;

Савицкая Е.В.Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе: пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс,2008г.;( пособие для учителя в двух книгах).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», 2004 г.

Общая характеристика организации учебного процесса

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубления изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Основные методы, которые используемые при проведении уроков экономики:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников ( схемы, диаграммы, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании экономических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

• При составление графиков, диаграмм, схем и т.д.;

• При решении экономических задач;

• При работе с различными источниками экономического содержания

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Формы учебных занятий:

• Мини – лекции;

• Диалоги и беседы;

• Семинары;

• Дискуссии;

• Практические работы

Виды деятельности учащихся:

• устные сообщения;

• обсуждения;

• эссе;

• защита презентаций, проектов;

• рефлексия.

Количество часов на которое рассчитана рабочая программа

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов,  из расчета 1 час в неделю, содержание полностью соответствует авторской программе.

Характеристика учебного предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

-объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

-умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели ( сжато, полно, выборочно);

-выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, поисковое и др.);

-работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

-владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа по экономике для 9 класса предусматривает изучение экономики в объеме 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - получение и оценка экономической информации; - составление семейного бюджета; - оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Планируемые результаты

В результате изучения экономики ученик должен знать/понимать:

смысл основных теоретических положений экономической науки; основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений; уметь:

приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

исполнения типичных экономических ролей; решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями; совершенствования собственной познавательной деятельности; оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, .изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов,

владеть компетенциями: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально-трудовой.

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование предмета

№ урока

Тема

Количество

часов

1

Вводное занятие

1

2

Что такое экономика

1

3-4

Главные вопросы экономике

2

5

Типы экономических систем

1

6

Контроль знаний

1

7-9

Механизм рыночного функционирования

3

10

Конкуренция. Основные типы рынка

1

11-1212

Деньги и денежное обращение

2

13-14

Банковская система

2

15-17

Рынок труда

3

18

Экономические проблемы безработицы

1

19

Экономические проблемы безработицы

1

20-21

Фирма и ее коммерческая деятельность

2

22-23

Потребитель и его поведение на рынке

2

24

Урок обобщения

1

25-26

Государство и его роль в экономике

2

27

Г осу дарственные финансы

1

28

Экономический рост

1

29

Глобальные проблемы человечества в 21 веке

1

30-31

Международная торговля и валютный рынок

2

32-33

Экономика России на современном этапе

2

34

ЛиДеР (Личность. Деятельность. Результат)

1

35

Итоговое занятие

1

35часов

Перспективно-тематическое планирование уроков экономики в 11-ом классе

№ п\п

Дата

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Формы и методы

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

1

Вводное занятие

Определить место учебной дисциплины в образовательном процессе, вызвать интерес к изучению нового предмета.

Ознакомление с новым материалом

Беседа, рассказ, анкетирование

Ответы на вопрос теста «Знаешь ли ты экономику?»

В тетради проанализировать высказывание Уинстон Черчилля «Социализм –это равное распределение убожества, а капитализм –распределение блаженства»

2

Что такое экономика?

Помочь в усвоении понятия «экономика», развивать умения ориентироваться в экономической ситуации и аргументировать свой ответ

Ознакомление с новым материалом

Беседа, рассказ,

Решение заданий разного уровня сложности

Стр. 13-15, 17, 20-24.

3

4

Главные вопросы экономики

Определить те проблемы, которые порождены ограниченностью ресурсов, развить умение анализировать

Сформировать умение анализировать экономическую ситуацию

Комбинированный

Беседа, рассказ, письменный опрос

Работа с учебником стр. 23

Выполнение контрольных заданий по карточкам

Стр. 27-30

Написать эссе по высказыванию

5

Типы экономических систем

Познакомить с основными типами экономических систем и теми методами, посредством которых различные экономические системы решают вопросы экономики

Комбинированный

Беседа, рассказ, письменный опрос

Составление таблицы «преимущества и недостатки экономических систем»

Стр.30-33, 41-42

6

Контроль знаний

Проверить усвоение программного материала

Контроль знаний

Контрольная работа

Задания разного уровня сложности

Подготовить эссе по предложенному тексту

7-8

9

Механизм рыночного функционирования

Познакомить с законами спроса и предложения, эластичностью спроса и предложения, рыночным равновесием, колебанием цены под влиянием изменений спроса и

предложения

Закрепить знания о законах спроса и предложения

Комбинированный

Комбинированный

Беседа, рассказ,

Беседа, рассказ, анкетирование

Решение задач

Работа с текстами, выполнение тестового задания

Стр. 44-47,49-52,55-59

Написать эссе

10

Конкуренция. Основные тины рынка

Объяснить взаимосвязь конкуренции и монополии, использование государством гарантий для создания гарантий конкуренции

Изучение нового материала

Рассказ

Краткая запись по каждому вопросу

Выучить конспект

11

12

Деньги и денежное обращение

Уточнить в чем сущность денег, рассмотреть виды денег и их свойства, функции денег в современной экономике

Закрепить умение применять знания на практике

Комбинированный

Урок игра

Рассказ, беседа

беседа

Запись в тетради

Глава 5

Составить план ответа на вопрос «роль денег как средства измерения»

13-14

Банковская система

Рассмотреть виды банков и их роль в современной экономике

Изучение нового материала

Рассказ, беседа, письменный опрос

Терминологический диктант

Глава 6

15-16

17

Рынок труда

Объяснить особенности формирования спроса и предложения труда, рассмотреть социальные проблемы рынка труда

Комбинированный

Беседа, рассказ, анкетирование

Работа с трудовым кодексом РФ

Глава7-8

Разработать проект «Рынок труда и молодежь»

18

Экономические проблемы безработицы

Рассмотреть особенность безработицы современной России

Изучение нового материала

Беседа, рассказ

Тестирование

Глава 9

19

Экономические проблемы безработицы

Рассмотреть особенность безработицы современной России

Изучение нового материала

Беседа, рассказ

Тестирование

Глава 9

20-21

Фирма и ее экономическая деятельность

Рассмотреть понятие «фирма», ее основные виды, а также экономические условия деятельности фирмы

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, анкетирование

Тест на оценку способности к риску в коммерческой деятельности

Глава 10

22-23

Потребитель и его поведение на рынке

Помочь в усвоение доходы, расходы, сбережения, кредиты в семейном бюджете.

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, анкетирование

Тестирование

Глава 11

24

Урок обобщения по теме: «потребитель и его поведение на рынке»

Систематизировать изученный материал, развивать критическое мышление, умение аргументировать собственное мнение.

Обобщение изученного материала

Беседа, анкетирование

Работа с предложенным текстом

Написать эссе по самостоятельно выбранной теме

25-26

Государство и его роль в экономике

Рассмотреть основные вопросы государственного регулирования экономической деятельности

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, анкетирование

Записать главные выводы по материалу

Глава 12

27

Государственные финансы

Рассмотреть структуру и виды государственного бюджета, как основного финансового плана государства, принципы и методы налогообложение

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, анкетирование

Анализ разделов налогового кодекса

Глава 13

28

Экономический рост

Рассмотреть проблемы экономического развития, цикличность экономического роста и методы ее регулирования

Комбинированный

Беседа, рассказ, анкетирование

тестирование

Стр. 228-235

29

Глобальные проблемы человечества в XXI в.

Обобщить знания о глобальных проблемах человечества, показав их взаимосвязь

Урок обобщения

Беседа, рассказ, анкетирование

Работа по материалам СМИ

Стр. 232-235

30-31

Международная торговля и валютный рынок

Рассмотреть главные принципы внешней торговли, взаимосвязь валютного курса и внешней торговли

Изучение нового материала

Беседа, рассказ, анкетирование

Записать основные термины

Глава 15

32-33

Экономика России на современном этапе

Рассмотреть современное состояние основных сфер экономики России на современном этапе и проблемы экономического развития

Изучение нового материала

Беседа, рассказ,

Анализ текста

Глава 16

34

ЛиДеР (Личность. Деятельность. Результат)

Обобщить и закрепить материал курса, развивать навыки самоанализа

Урок обобщения

Выполнение практического задания

35

Урок повторения,

итоговое занятие

Закрепить навыки творческого мышления в самопознании

Урок игра

Тестирование «Оценка предпринимательских способностей»

Описание материально- технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

Для реализации данной рабочей программы используется следующий учебник:  Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1, 2.- М.: Вита-пресс, 2013 г.

УМК:

  1. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2008 г!;
  2. Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2009 г.;
  3. Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. -СПб.: Питер, 2007;
  4. Шевцова С, Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет. - СПб.: Питер, 2006;
  5. Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто. - СПб.: Питер, 2006;
  6. Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ. - СПб.: Питер, 2005;
  7. Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России. - СПб.: Бояныч, 1997;
  8. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;

           9) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;

  1. Антология экономической классики. - М., 1993;
  2. Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное пособие. - М.: Инфа-М, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике для 10 класса

Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...

Рабочая программа по экономике для 5 класса

Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...

Рабочая программа по экономике для 6 класса

Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...

Рабочая программа по экономике для 7 класса

Рабочая программа разработана на основе программы непрервного социально - экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт.И.А.Сасова), учебника Л.Э.Новикова.Моё ближайшее окружение.7 ...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...