Элективный курс «Экономика».
методическая разработка по экономике (10 класс) на тему

Мамонтова Елена Алексеевна

 

Данная программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю)

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Исходя из концепции современной школы, не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывающей базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamontova_e.a._elektivnyy_kurs_ekonomika.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

программы элективного курса «Экономика».

Данная программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю)

Актуальность проблем школьного экономического образования обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и отсутствием единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании.

Исходя из концепции современной школы, не столько наделяющей выпускников конкретными знаниями и навыками, готовыми ответами, сколько закладывающей базу мышления и культуры, создающей условия для всестороннего развития личности, можно выделить

Цель  данного курса:

  • Формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников;

Задачи курса:

  • формирование культуры экономического мышления: выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи.
  • умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни;
  • формированию способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у учащихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.

     Данный элективный курс рекомендуется для учащихся старшей школы в рамках профильного и предпрофильного обучения, ориентирован на изучение школьниками базовых экономических понятий и законов.Такая направленность программы соответствует концепции современной школы, целям и задачам экономического образования.

 

Методическое обоснование программы

Программа элективного курса «Экономика» разработана на основе: программы "Современная экономика" (разработанная специалистами Международного Центра Экономического и Бизнес Образования в 1994 году, рекомендована Министерством образования РФ) авторы: С.А. Равичев, С.Э. Григорьев, Т.А. Протасевич.

Основные формы проведения занятий – лекции, беседы, практикумы, активные формы проведения занятий.

Для более эффективной реализации программы используются:

  • опорные конспекты;
  • современные статистические данные для анализа текущих экономических событий и ситуаций;
  • видеофрагменты;
  • периодическая литература;

Контроль результативности:

Предложенные формы контроля (подбор тестов и задач, составление опорных схем, систематизирующих таблиц) способствуют активизации мыслительной деятельности всех учеников, не зависимо от их РУВ.

Система оценки – рейтинговая.

Образовательный продукт:

В процессе освоения программы этого элективного курса планируется создать презентацию по  основным темам, составителями которого будут сами учащиеся.

Учащиеся должны:

  1. Знать значение понятий «экономика». Понимать существо ограниченности ресурсов и объяснять последствия для экономической жизни общества.
  2. Представлять особенности различных видов  экономических систем и различия между ними по способам решения основных экономических вопросов.
  3. Понимать существо закона спроса и предложения. Знать факторы формирования спроса и предложения, и уметь прослеживать их влияние на российских товарных рынках.
  4. Знать, как формируются рыночные цены и какова их роль  в регулировании экономических процессов. Понимать, что такое рыночное равновесие.
  5. Понимать природу и функции денег в экономике. Знать виды денег.
  6. Знать, что такое «рынок труда». Уметь объяснять механизмы формирования заработной платы и причины ее дифференциации. Знать, как используется минимальная заработная плата в России.
  7. Понимать принципы работы фирмы.

Используемая  литература:

Экономика. в двух книгах. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.

И.В. Липсиц. Издательство "Вита-Пресс" Москва - 2001. рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности.  

Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений.

И.В. Липсиц. Издательство "Вита-Пресс" Москва - 2001. рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая тетрадь по экономике. 9 класс. Е.В.Савицкая. Издательство "Вита-Пресс"

Москва 2003 год.

Современная экономика. программа и сборник учебных материалов. 8-11 класс. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин. МЦЭБО 1998 год.

Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 класс. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин. МЦЭБО 1998 год.

Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 класс. С. Равичев, С. Григорьев, Т. Протасевич, А. Свахин. МЦЭБО 1998 год.

               

Учебно-тематический план элективного курса «Экономика».

П.П

Наименование

разделов

Всего часов

Форма контроля

Введение

1

Презентация

1

Тема 1

Главные вопросы экономики.

2

1.1

Что такое "экономика"

1.2

Главные вопросы экономики

Конспект

2

Тема 2

Типы экономических систем.

2

2.1

Типы экономических систем.

Презентация

2.2

Типы экономических систем.

Составление систематизирующей

таблицы

3

Тема 3

Силы, которые управляют рынком.

1

3.1

Силы, которые управляют рынком.

Что такое спрос.

Беседа, составление блок-схемы

4

Тема 4

Как работает рынок.

2

4.1

Формирование рыночных цен.

Решение задач

4.2

Как достигается рыночное равновесие.

Нарушение рыночного равновесия.

5

Тема 5

Мир денег.

5.1

Причины возникновения денег.

5.2

Факторы формирования денежной массы.

Рассмотрение основных формул

6

Тема 6

Человек на рынке труда.

2

6.1

Формирования заработной платы.

Составление опорного конспекта

6.2

Экономическая природа рынка труда.

7

Тема 7

Социальные проблемы рынка труда.

2

7.1

Прожиточный минимум и минимальная зарплата.

Составление презентации

7.2

Договоры и контракты на рынке труда.

8

Тема 8

Что такое фирма.

2

8.1

Фирма, виды фирм.

Урок-игра

8.2

Виды прибыли.

Обобщение

1

Тестирование

Всего часов:

17

Содержание программы

элективного курса «Экономика».

Тема 1. Главные вопросы экономики. (2 часа)

Что такое "экономика"

Зачем нужна экономика? Что изучает экономика?

Виды благ. Специализация.

Главные вопросы экономики

Виды экономических ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Тема 2. Типы экономических систем. (2 часа)

Типы экономических систем.

Виды экономических систем. История формирования.

Основные отличия экономических систем.

Тема 3. Силы, которые управляют рынком. (1 часа)

Силы, которые управляют рынком. Что такое спрос.

Кривая спроса. Первый закон экономики. Кривая предложения.

Тема 4. Как работает рынок. (2 часа)

Формирование рыночных цен.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке.

Как достигается рыночное равновесие.

Нарушение рыночного равновесия.

Дефицит и избыток. Причины возникновения.

Тема 5. Мир денег. (2 часа)

Причины возникновения денег.

Основные элементы современных денежных систем. Функции денег в экономике.

Факторы формирования денежной массы.

Формы денежной массы. Бартер. Активы. Ликвидность.

Инфляция. Покупательная способность денег. Инфляция спроса. Гиперинфляция. Инвестирование.

Тема 6. Человек на рынке труда. (2 часа)

Формирования заработной платы.

Экономическая природа рынка труда.

Тягость труда. Сложность труда.

Ограниченность талантов.

Степень риска.

Тема 7. Социальные проблемы рынка труда. (2 часа)

Прожиточный минимум и минимальная зарплата.

Установление прожиточного минимума. Структура системы заработной платы.

Договоры и контракты на рынке труда.

Трудовой контракт. Генеральное соглашение. Пенсионное стимулирование.

Тема 8. Что такое фирма. (2 часа)

Фирма, виды фирм.

Фирма, виды фирм. Предприниматель. Товарищество. Акционерное общество.

Виды прибыли.

Общие затраты. Экономические затраты. Бухгалтерские затраты. Постоянные затраты. Средние затраты.

Тема: Что такое "экономика"?

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы: Зачем нужна экономика?  Почему люди сотрудничают? Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1 "Экономика": _____________________________________________________

2 Главные из действующих лиц экономики: _____________________________

3 Основные разделы экономической науки: рассмотреть рисунок 1-2

А)  _____________________________________

Б)  _____________________________________

В)  _____________________________________

Г)  _____________________________________

Д)  _____________________________________

Е) ______________________________________

4 Блага: _________________________________

А) даровые _____________________________

Б) экономические________________________

5 Факторы производства: _________________

А) труд _________________________________

Б) земля ________________________________

В) капитал ______________________________

6 Специализация: ________________________

А)______________________________________

Б)______________________________________

В)______________________________________

7 Товар: ________________________________

8 Услуга: _______________________________

 Контрольные вопросы:

  1. Какие два значения имеет слово "экономика"?
  2. Что изучает экономическая наука?
  3. Для чего люди создали экономику?

Тема: Главные вопросы экономики.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1 Основные потребности людей: (рис. 1-5)

А) _____________________

Б) _____________________

В) _____________________

Г) _____________________

Д) _____________________

2 Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов.

(Рис. 1-6)

Ограниченность: _______________

Ограниченность труда: __________

Ограниченность земли: _______________

Ограниченность капитала: _______________

Ограниченность предпринимательства: _______________

Ограниченность ресурсов: _______________

3 Альтернативные затраты: ___________________________________________

рассмотреть рисунок 1-7 и сделать выводы.

4 Главные вопросы экономики: _______________________________________

А) _________________________

Б)  _________________________

В) _________________________

Контрольные вопросы:

  1. Какие основные проблемы должна решать экономика любой страны?
  2. Какие принципы распределения вы знаете и чем они различаются?
  3. Как изменится вид кривой производственных возможностей страны, если в ней начнут разрабатываться новые месторождения полезных ископаемых?

Тема: Понятие об экономических системах.

Традиционная экономическая система.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1) Экономическая система _____________________________________

2) Экономические системы различаются _________________________

а) _________________________________

б) _________________________________

3) Четыре основных типа экономических систем _________________

а) _________________________________

б) _________________________________

в) _________________________________

г) _________________________________

4) В любой стране общество решает три взаимосвязанные проблемы:

  • Что нужно производить (какие товары и услуги, в каких количествах).
  • Как производить эти товары и услуги (с использованием каких технологий и каких ресурсов).
  • Для кого они предназначены (как эти товары и услуги будут распределены).

5) Традиционная экономическая система _____________________________

6) Составить краткую характеристику Традиционной экономической системы.  

Контрольные вопросы:

  1.  Какие экономические системы известны человечеству?
  2.  Какие элементы традиционной экономической системы существовали в России  еще в начале 20 века?

Тема: Понятие об экономических системах.

Рыночная, командная, смешанная  система.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1.  Определение:

а) Рыночная система ___________________________________________

б) Командная система __________________________________________

в) Смешанная система __________________________________________

2. Заполнить таблицу:

Сравнительные особенности рыночной и командной экономики.

План

Рыночная экономика

Командная экономика

1

Формы собственности

2

Конкуренция  

3

Динамика

4

Географическое разделение труда

5

Цена

6

Оплата труда

7

Рынок

8

Криминал

9

Страны  

3. Типы экономических систем  в странах мира (рисунок 2-3).

Контрольные вопросы:

  1. Каковы  основные отличия смешанной экономической системы от командной и рыночной?
  2. Какой тип собственности является преобладающим в смешанной  системе?
  3. Чем деятельность государственных предприятий в смешанной экономической системе отличается от деятельности таких же предприятий в командной системе?

Тема: Понятие об экономических системах.

Рыночная, командная, смешанная  система.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Ход урока:

1) Заполнить таблицу: Сравнительные особенности рыночной и командной экономики.

План

Рыночная экономика

Командная экономика

1

Формы собственности

Частная, коллективная, акционерная, государственная

государственная

2

Конкуренция  

Развитие эффективных производств при ликвидации нежизнеспособных

Монополия. Уравнительное сохранение всех производств.

3

Динамика

Постоянное изменение межотраслевых и внутриотраслевых пропорций. Цикличность.

Застывшие формы и пропорции.

Инертность.

4

Географическое разделение труда

Изменения от условий.

Г.Р.Т. как результат ведомственных решений.

5

Цена

Результат спроса и предложения.

Утвержденные сверху.

6

Оплата труда

Неравномерная, в зависимости квалификации и качества (50%)

Уравнительная оплата труда (20%)

7

Рынок

Система рынков.

Отсутствие рынка.

8

Криминал

Криминализация в экономике на начальном этапе экономики.

Скрытая коррупция.

9

Страны  

Великобритания.

Куба, Северная Корея, бывший СССР

2 Рыночная экономика с элементами государственного регулирования:

Украина, Китай, Россия, США, Япония, Франция, Польша.

   

Тема: Силы, которые управляют рынком.

Что такое спрос.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

  1. Спрос _________________________________________________
  2. Величина спроса _______________________________________
  3. Кривая спроса   ( рис. 3-2)
  4. Различие между понятиями "величина спроса" и "спрос"?
  5. Эластичность спроса ___________________________________
  • Эластичный спрос __________________________________
  • Неэластичный спрос ________________________________
  1. Закон спроса __________________________________________
  2. Факторы влияющие на спрос:
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________
  • _________________________________________________

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие величины спроса от величины потребности?

2. Какую роль цена играет в формировании величины спроса?

3. Что гласит "первый закон экономики"?

Тема: Формирование рыночных цен.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

  1. Избыток _____________________________________
  2. Дефицит _____________________________________
  3. Равновесная цена ______________________________

Ответить на вопросы:

  • В чем различие между дефицитом и затовариванием?
  • Что такое рыночное равновесие?
  • Назовите товары, которые в вашем городе дефицитны или, наоборот, имеются в избытке?

Решите задачу:

В 9 "А" классе действует мини-рынок компакт-дисков. Продавцами являются Маша, Саша, Даша и Паша. В таблице указано, сколько дисков готов продать каждый из них.

Продавец

Количество дисков, которое готов продать продавец (штук)

Цена, по которой продавец готов продавать свои диски (за один диск)

Маша

1

2

Саша

2

4

Даша

3

6

Паша

5

10

Покупателями являются Коля, Оля, Толя и Поля. В таблице указано, сколько дисков готов купить каждый из них.

Покупатель

Количество дисков, которое хочет купить покупатель (штук)

Цена, которую готов заплатить покупатель (за один диск)

Коля

1

10

Оля

2

8

Толя

3

4

Поля

5

2

А) Постройте графики спроса и предложения компакт-дисков в классе, определите равновесную цену и равновесное количество.

Б) Как изменятся равновесная цена и равновесное количество, если Коля не придет в школу?

Тема: Как достигается рыночное равновесие.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1 Механизм цен ________________________________________________

  • Если цены повышаются _____________________________________
  • Если цены снижаются ______________________________________
  • Если цены остаются почти неизменными ______________________

2 Рынок в состоянии равновесия  _____________ формируется свободная система цен.

3 Изменение ситуации на рынке при росте спроса (сдвиг в кривой спроса)

   рис. 4-5, 4-6.

4 Изменение ситуации на рынке при росте предложения.

   рис. 4-7.

5 Динамика цен.

   Рис. 4-8

6 Вывод:

  В конкурентной борьбе побеждает тот, кто:  

  • _______________________________________________________________
  • _______________________________________________________________
  • _______________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Как сдвинется кривая спроса на графике, если доходы граждан страны упадут?
  2. Почему туристические агентства изменяют цены путевок в зависимости от сезона года?

Тема: Причины возникновения, формы и функции денег.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы.

Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1 История возникновения денег:

  • ________________________________________________________
  • ________________________________________________________
  • ________________________________________________________

2 Эмиссия денег ______________________________________

3 Наличные денежные средства ________________________

4 Безналичные денежные средства _____________________

  • ________________________________________________________
  • ________________________________________________________
  • ________________________________________________________

5 Функции денег в экономике:  

  • ________________________________________________________
  • ________________________________________________________
  • ________________________________________________________

Контрольные вопросы:

  1. Каковы главные признаки товара, способного играть роль денег?
  2. Почему в качестве денежного товара лошади менее удобны, чем золотой песок?
  3. Из каких основных элементов состоит денежная масса?

Тема: Факторы формирования величины денежной массы.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы.

Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

1 Денежная масса

  • ______________________________
  • ______________________________
  • ______________________________

2 Факторы формирования денежной массы

  • ______________________________
  • ______________________________
  • ______________________________

3 Закон обмена

   М х V = P x Q

M ________________________________

P ________________________________

Q ________________________________

V ________________________________

 4 Инфляция _____________________________________________

5 Покупательная способность денег _______________________

6 Изменение покупательной способности денег _____________

Ипсд=1:Иц

Ипсд _______________________________________

Иц _________________________________________

7 Инфляция спроса _____________________________________

8 Инфляция затрат _____________________________________

9 Гиперинфляция ______________________________________

10 Инвестирование _____________________________________

Тема: Экономическая природа рынка труда.

Цели и задачи: Изучить новые понятия и термины. Рассмотреть основные вопросы темы. Сделать выводы (Что вы узнали нового за урок?)

Рынок труда ______________________________________________

Особенности рынка труда

  1. _____________________________________________________
  2. _____________________________________________________
  3. _____________________________________________________

Мобильность рабочей силы

  1. _____________________________________________________
  2. _____________________________________________________

Ставка заработной платы _________________________________

Производный спрос _______________________________________

(рис 7-1 стр. 118)

Задание:

Стр.119-121  

Какие основные факторы формируют спрос на рынке труда?

Контрольная работа.

Тестовые задания:

1) В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?

а) что производится, как производится, кем потребляется

б)  что потребляется, как производится, кто производит

в)  что производится, как потребляется, кто производит

г)  что потребляется, как производится, кто потребляет

2) При рыночной экономической системе средний уровень заработной платы программистов определяется

а) количеством работников, имеющих профессию программиста и готовых работать по этой специальности при существующем уровне оплаты труда.

б) спросом на работников имеющих профессию программиста

в) взаимодействием предложения и спроса на работников, имеющих профессию программиста

г) трудовым законодательством

3) Четыре типа экономических систем - это:

а) традиционная, рыночная, централизованная и смешанная

б) демократическая, анархическая, авторитарная и тоталитарная

в) рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая

г) развивающаяся, развитая, стагнирующая и загнивающая

4) В каком утверждении слово "спрос" следует заменить выражением "величина спроса"?

а) когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на проезд железнодорожным транспортом вырос

б) летом 1991 ожидаемое увеличение цены на хлеб вызвало резкое увеличение спроса на макаронные изделия

в) летом после Чернобыльской аварии спрос на клубнику в г. Киеве резко упал

г) когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на услуги Аэрофлота упал

5) Увеличение спроса на горячие домашние пирожки, продающиеся возле станций метро, вызвало однозначную реакцию - печь и продавать пирожков стало больше. В результате цена на пирожки …

а) повысилась

б) могла не измениться

в) упала

г) удвоилась

6) Признаки какого из типов экономических систем нельзя было найти в экономике СССР в 70 -х годах?

а) традиционной

б) рыночной

в) централизованной

г) в экономике СССР в 70 -х годах можно было найти признаки всех перечисленных выше типов экономических систем

Задача  

Считая, что потребительская корзина состоит из 6 товаров, на основании приведенных в таблице данных рассчитайте значения индекса потребительских цен для:

Товар

Средне статическое потребление

Год 1

(базовый)

Год 2

Год 3

Цена за ед долл

Цена за ед долл

Цена за ед долл

1

12

7

5

6

2

9

9

8

8

3

4

15

20

15

4

3

40

30

35

5

2

80

50

70

6

2

250

200

220

А)года 1,

Б) года 2,

В) года 3.

Г) О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование элективного курса "Экономика и право"

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234Центрального административного округа города Москвы...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Элективный курс "Экономика и социальная экология"

География - единственная учебная дисциплина, призванная изучать природ­ные и социально - экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Но в базовом курсе географии эти взаимосвязи рассматрива...

Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"

Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов...

Элективный курс "Экономика и право" 10, 11класс

Рабочая программа по элективному курсу "Экономи и право". Курс может использоваться как в 10 , так и в 11 класса. Рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Элективный курс “ Экономика предприятия ”

Элективный курс “ Экономика предприятия ” предназначен для предпрофильной подготовки школьников девятых классов. По школьному учебному плану на изучение данного курса от...