РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

Наумова Наталья Евгеньевна
Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу¬ча¬ю¬щи¬хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу¬ча¬ю¬щи¬хся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»; - Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»; - Авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000. и Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000. Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются: - формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях; - выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности; - формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»; - освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры. - формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений; - формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета; - воспитание социально значимых качеств личности. Общая характеристика учебного предмета. Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи возможно не обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах». В программе представлены несколько разделов: 11класс: : «Человек как потребитель», «Человек как член общества». « Повторение» . Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы. Учителю следует опираться на учебные и популярные издания , продумывая и иллюстрируя каждое занятие конкретными примерами, наглядностью, вовлекая самих учащихся в беседу, рассуждения, т.е. отойти от стереотипа урока. Работа над терминологией и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются. Как и по другим предметам , так и в данном случае учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь (альбом) Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа. Рабочей программой предусмотрено проведение: - контрольных работ и практических работ . С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_pr_11kl_17-18.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001

                  РАССМОТРЕНО

ПЦК старших классов

Протокол № _1_ от «_25    ___августа _______2017 г.

Председатель ПЦК

_____________ И. А.Терехова

                                   ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБПОУ КМБ № 4

Протокол № __1__ от «30» августа 2017 г.

                          УТВЕРЖДЕНО

       Директор ГБПОУ КМБ № 4

    _____________Т.П. Антонова

   «___» ______________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по экономическому практикуму

11 класс

(для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

 

Составила:

учитель Наумова НЕ.

Москва 2017 г.

  1. Пояснительная записка   

Рабочая программа по экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

 - Учебного плана ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»;

- Авторской программы И.М. Бгажноковой «Экономический практикум» в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000.

- Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.

Основными целями рабочей программы по экономическому практикуму являются:

- формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

- выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;

- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры;

- формирование специальных и обще учебных умений и навыков;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета.

 Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Необходимость включения указанной дисциплины в учебный план школы для детей с особыми образовательными потребностями объясняется, с одной стороны, общими тенденциями развития современного общества, а с другой – коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни. Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер. По словам И. М. Бгажноковой  «Практикум» следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи  возможно не  обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах».

В программе представлены несколько  разделов:  «Человек как потребитель», «Человек как член общества». « Повторение» . Общий объем курса -68 часов, по 2часа в неделю.

Содержание каждого из разделов распределено по четвертям и имеет соответствующую тематическую рубрикацию. В соответствии с темами предлагается словарь терминов и понятий, а также указаны возможные виды практических занятий для повторения и закрепления: деловые игры, описания, викторины, рассказы, наблюдения, экскурсии. К отдельным темам даны примерные вопросы для повторения, что не является типичным для построения учебной программы. Учителю следует опираться на учебные и популярные издания , продумывая и иллюстрируя каждое занятие конкретными примерами, наглядностью, вовлекая самих учащихся в беседу, рассуждения, т.е. отойти от стереотипа урока.

Работа над терминологией  и словарём является неотъемлемой частью каждого занятия. Учащиеся должны понимать значения таких слов, а также когда и где они используются. Как и по другим предметам , так и в данном случае учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь (альбом)

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Экономический практикум» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно учебному плану Колледжа.

Рабочей программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ - 4

- практических работ - 12

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий.

 Программа может быть использована в 10-11 классах. Материал можно распределить на 2 года обучения.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 10 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование уважительного отношение к культуре других народов;
  3. формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

            4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  1. развитие элементарных навыков самостоятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  6.  формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психо активные вещества, инфекционные заболевания).

Предметные результаты освоения программы по Экономическому практикуму обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

Минимальный уровень освоения программы по Экономическому практикуму (максимальная помощь учителя):

- Знакомство с элементарными экономическими терминами;

- обсуждение  повседневных жизненных ситуаций, связанных  с экономикой;

- называть, что семья сама производит и сама же потребляет;

- обсуждение  ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

           Достаточный уровень освоения программы по Экономическому практикуму:

- отличать экономические термины от неэкономических;

- объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

- различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

  1. Содержание учебного предмета

Рабочая программа по Экономическому практикуму 11 класс состоит из трёх  разделов:

Раздел 1(4): Человек как потребитель (52ч.)

4.1 Торговля

Цели:

дать понятие о видах торговли и товаров, о товарном знаке. О сертификате качества товара, об экспорте и импорте;

сформировать умения ориентироваться в символах, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах , в таблицах международных  размеров одежды и обуви, облегчающих покупателю задачу выбора импортного товара в магазине; решать задачиэкономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит; выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов в пределах определённой суммы с целью обеспечения полноценного питания семьи в течении 1-3 дней.

Основные понятия:

Бартер, торговля за наличные и безналичные деньги, государственная и частная торговля, оптовая и розничная торговля, комиссионная торговля, кредит, фирменный магазин, универсальный магазин, супермаркет, товарный знак, сертификат качества товара, этикетка, экспорт, импорт, таможня.

4.2 Реклама

Цели:

дать понятие о рекламе как источнике информации для потребителя, о недопустимых видах рекламы, о способах оценивания рекламы потребителем;

сформировать умения в случае необходимости создать рекламу тому или иному предмету, опираясь на памятку составителю рекламы.

Основные понятия:

Реклама, рекламный агент, недобросовестная реклама, недостоверная реклама.

4.3 Деньги

Цели:

Дать понятие о видах современных денег, валюте, валютном курсе, покупательной способности валюты, твёрдой валюте;

Сформировать умения адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах, решать задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов, различать элементы защиты российских банкнот образца 1997 года.

Основные понятия:

Товарные деньги, наличные(бумажные и металлические) деньги, безналичные деньги (вексель, пластиковые карты), валюта, валютный курс, твёрдая валюта, элементы защиты банкнот.

4.4 Семейная экономика

Цели:

Расширить и углубить представления воспитанников о доходных и расходных статьях семейного бюджета, об операциях планирования и учёта семейного бюджета;

Сформировать умения определять совокупный расход семьи; планировать расходы на один день, на месяц; выполнять упражнения по учёту семейных расходов посредством записив тетради учёта(по образцу); регулировать стоимость питания путём рационального подбора продуктов в пределах определённой суммы; сокращать время на хлопоты по дому.

Основные понятия:

Доходные и расходные статьи бюджета, текущие (обязательные) статьи расхода, расходы на крупные покупки, одноразовые расходы, сбережения, уравновешенный бюджет, планирование и учёт семейного бюджета, дефицит бюджета.

4.5. Потребности. Потребитель. Потребление.

Цели:

Дать понятие об основных видах потребностей, о социальных отраслях экономики, о вредном потреблении;

Сформировать умения рассуждать о рациональности своего гардероба.

Основные понятия:

Потребности, бюджетные ограничения.

4.6. Права потребителя. Защита прав потребителя.

Цели:

Дать понятие об основных правах потребителя и статьях закона, закрепляющих эти права; о гарантийном сроке и сроке годности; о порядке и сроках замены недоброкачественного товара; о товарах надлежащего качества, подлежащих и неподлежащих обмену; о сроках и условиях обмена качественного товара; о правах потребителя в сфере услуг; о службах ( органах), защищающих права потребителя;

Сформировать умения по конкретным признакам судить о качестве товаров; анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, с нарушением прав потребителя в сфере услуг; рассуждать о правомерности поведения продавца и покупателя в конкретных обстоятельствах.

Основные понятия:

Гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара, Закон РФ «О защите прав потребителей», претензия, организация по защите прав потребителей.

4.7. Финансовые услуги. Банк.

Цели:

Дать понятие об основных видах финансовых услуг банка, о депозитном и кредитном (ссудном) проценте, о простых и сложных процентах по срочным вкладам, о порядке предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан , об обязательных условиях выдачи банковского кредита, о кредитном договоре;

Сформировать умения заполнять ордера на денежный вклад, рассчитывать доходы по вкладу, размер начислений сложных процентов по срочным вкладам и платы за банковский кредит.

Основные понятия:

банк; ломбард; вклад  до востребования;  срочный вклад; простой, сложный, депозитный (процент по вкладу), кредитный( ссудный) проценты; банковский кредит; кредитный договор.

4.8. Страховые услуги. Страхование.

Цели:

Дать понятие об обязательном и добровольном страховании, о видах страховых услуг, о договоре страхования, страховых взносах, страховой сумме, страховом случае, о способах получения информации о надёжности страховой компании;

Сформировать умение различать обязательное страхование от добровольного; заполнять бланки страхового полиса(договора); анализировать реальные случаи, предостерегающие от всевозможных каверз со стороны страховых компаний.

Основные понятия:

Обязательное, добровольное страхование; страховой договор; страховой взнос; страховая сумма; страховой случай, страховая компания.

4.9 . Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.

Цели:

Дать понятие о государственном и частном нотариусе; о наиболее распространённых нотариальных сделках (договор купли-продажи, дарении, обмене, разделе имущества, о наследовании приватизационного жилья); о наследниках первой и второй очереди; о госпошлине за нотариальные услуги; о платных медицинских услугах и правах потребителей, воспользовавшихся платной медицинской помощью;

Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение размера госпошлины за нотариальные услугис учётом конкретных тарифов; анализировать реальные ситуации о порядке наследования приватизационного жилья, сюжеты, связанные с претензией пациентов к медицинским учреждениям по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи.

Основные понятия:

Нотариус(государственный и частный); договор мены; дарственная; договор о дарении, о купле- продаже, о разделе имущества, о наследовании приватизационного жилья; пошлина за нотариальные услуги; наследники первой и второй очереди.

Раздел 2 (5) Человек как член общества (12ч)

5.1 Налоги

Цели:

Дать понятие о налогах; о льготном налогообложении; о декларации доходов; о целях взимания налогов и направлениях расходования денег, собранных с помощью налогов;

Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке.

Основные понятия:

Прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, акциз, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция.

5.2. Социальная защита населения

Цели:

Дать понятие о первоочередных задачах правительства в области социальной политики; об основных категориях нуждающихся граждан; о видах и адресной направленности государственной социальной помощи; о критериях оценки нуждаемости семей, претендующих на адресную помощь; о недостатках системы социальных выплат;

Сформировать умения решать задачи экономического содержания на определение размера социального пособия малоимущим путём путём вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося, оценивать нуждаемость семей на конкретных примерах,

Основные понятия:

Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь, органы соц. Защиты, адресная социальная помощь, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум.

Раздел 3(): Повторение (4ч.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Название раздела и темы

Кол-во часов

11 класс

68

4

Человек как потребитель

52 51?

4.1 Торговля

4.2 Реклама

4.3 Деньги.

4.4 Семейная экономика.

4.5 Потребности. Потребитель. Потребление.

4.6 Права потребителей. Защита прав потребителей.

4.7 Финансовые услуги. Банк.

4.8 Страховые услуги. Страхование.

4.9 Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.

5

Человек как член общества

12

5.1Налоги.

5.2Социальная защита населения

6

Повторение

4

итого

68

. Тематическое планирование рабочей программы

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание раздела

№ темы п/п

Наименование темы урока

Основные виды деятельности учащихся, практические работы

Контроль,

проверка достижений учащихся

Планируемые результаты обучения по теме

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  1. (4 ) Человек как потребитель (51ч )

4.1 Торговля.

1-4

Товар. Торговля. Виды торговли.

Этикетка. Сертификат.

Экспорт и импорт товаров.

Закрепление по теме : «Торговля».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  торговля за наличные и безналичные деньги, кредит, универсальный магазин, супермаркет, этикетка,.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о видах торговли и товаров, о товарном знаке, о сертификате качества товара, об экспорте и импорте, о символах, эмблемах, обозначениях, указанных на товарах , в таблицах международных  размеров одежды и обуви, облегчающих покупателю задачу выбора импортного товара в магазине; с помощью учителя решать задачи экономического содержания, связанные с покупкой товаров в кредит; выполнять практические упражнения на рациональный подбор продуктов в пределах определённой суммы с целью обеспечения полноценного питания семьи в течении 1-3 дней

4.2 Реклама.

5-8

Реклама.         

Как верно оценить рекламу?        

Закрепление по теме : «Реклама».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Реклама».        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Реклама».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  реклама, рекламный агент, недобросовестная реклама, недостоверная реклама.

 Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о рекламе как источнике информации для потребителя, о недопустимых видах рекламы, о способах оценивания рекламы потребителем;

 Уметь представление об основных правилах создания рекламы тому или иному предмету в случае необходимости .

4.3 Деньги.

9-15

Товарные деньги, наличные(бумажные и металлические) деньги, элементы защиты    банкнот.        

Безналичные деньги (вексель, пластиковые карты).        

Валюта. Валютный курс.        

Закрепление по теме : «Деньги».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Деньги».        

Контрольная работа №1 по теме: «Человек как потребитель: торговля, деньги».        

Работа над ошибками.        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Деньги».        

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №1 по теме: «Человек как потребитель: торговля, деньги

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

деньги, наличные (бумажные и металлические) деньги, безналичные деньги ( пластиковые карты), валюта.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о видах современных денег, валюте, валютном курсе, покупательной способности валюты, твёрдой валюте;

пытаться  адекватно объяснять смысл пословиц о деньгах, решать с помощью учителя задачи экономического содержания на соотношение валютных курсов, различать элементы защиты российских банкнот образца 1997 года.

4.4 Семейная экономика.

16-29

Бюджет. Доходные и расходные статьи бюджета.        

Текущие (обязательные) статьи расхода, расходы на крупные покупки, одноразовые расходы.        

Сбережения, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета.        

Планирование и учёт семейного бюджета.        

Закрепление по теме : « Семейная экономика».        

Практикум: решение экономических задач по теме: « Расчёт бюджета семьи».        

Практикум: деловые игры по теме: «Обустройство жилища», « Приём гостей».        

Практикум: деловые игры по теме: « Любимый Щенок», « Домашние обязанности».        

Практикум: деловые игры по теме: «Стоимость питания можно регулировать».        

Практикум: деловые игры по теме: «Лишние вещи в вашем доме»        

Практикум: деловые игры по теме: "Ведём хозяйственную книгу".        

Практикум: деловые игры по теме: «Полезные советы»        

Контрольная работа №2 по теме: «Семейная экономика».        

Работа над ошибками.        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: « Расчёт бюджета семьи».        

Практикум: деловые игры по теме: «Обустройство жилища», « Приём гостей».        

Практикум: деловые игры по теме: « Любимый Щенок», « Домашние обязанности».        

Практикум: деловые игры по теме: «Стоимость питания можно регулировать».        

Практикум: деловые игры по теме: «Лишние вещи в вашем доме»        

Практикум: деловые игры по теме: "Ведём хозяйственную книгу".        

Практикум: деловые игры по теме: «Полезные советы»

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №2 по теме: «Семейная экономика».        

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  доход ,расход,текущие (обязательные) расходы, расходы на крупные покупки, одноразовые расходы, сбережения, планирование семейного бюджета.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о доходных и расходных статьях семейного бюджета, об операциях планирования и учёта семейного бюджета;

как  определять совокупный расход семьи; как планировать расходы на один день, на месяц; выполнять упражнения по учёту семейных расходов посредством записи в тетради учёта(по образцу); о регулировки стоимости питания путём рационального подбора продуктов в пределах определённой суммы; о возможностях сокращения  времени на хлопоты по дому.

4.5 Потребности. Потребитель. Потребление.

30-33

Потребности.

Бюджетные ограничения.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Хорошо ли мы знаем продукты

Практикум: решение экономических задач по теме: « Рационален ли ваш гардероб?»

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Хорошо ли мы знаем продукты

Практикум: решение экономических задач по теме: « Рационален ли ваш гардероб?»

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  потребности, ограничение потребностей.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление   об основных видах потребностей, о социальных отраслях экономики, о вредном потреблении;

 о рациональности своего гардероба.

4.6 Права потребителей. Защита прав потребителей.

34-36

Гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара.

Закон РФ «О защите прав потребителей», претензия, организация по защите прав потребителей.  

Практикум: решение экономических задач по теме: «Права потребителя».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Права потребителя».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

 срок годности, претензия, организация по защите прав потребителей.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  об основных правах потребителя и статьях закона, закрепляющих эти права; о гарантийном сроке и сроке годности; о порядке и сроках замены недоброкачественного товара; о товарах надлежащего качества, подлежащих и неподлежащих обмену; о сроках и условиях обмена качественного товара; о правах потребителя в сфере услуг; о службах ( органах), защищающих права потребителя;

как по конкретным признакам судить о качестве товаров; пытаться анализировать реальные ситуации, связанные с обменом качественных товаров, с заменой товаров ненадлежащего качества, с нарушением прав потребителя в сфере услуг; рассуждать о правомерности поведения продавца и покупателя в конкретных обстоятельствах.

4.7 Финансовые услуги. Банк.

37-43

Банк; ломбард        .

Вклад  до востребования;  срочный вклад; простой, сложный, депозитный, процент по вкладу.        

Банковский кредит; кредитный договор.        

Закрепление по теме : « Финансовые услуги».        

Практикум: решение экономических задач по теме: « Как открыть счёт в банке».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Как рассчитать процент по вкладу?»        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Начисление платы за кредит».        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: « Как открыть счёт в банке».        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Как рассчитать процент по вкладу?»        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Начисление платы за кредит».        

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

банк; ломбард; вклад  простой, банковский кредит; кредитный договор.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление   об основных видах финансовых услуг банка, о депозитном и кредитном (ссудном) проценте, о простых и сложных процентах по срочным вкладам, о порядке предоставления банковского кредита для личных бытовых нужд граждан , об обязательных условиях выдачи банковского кредита, о кредитном договоре;

Ознакомится с правилами заполнения  ордера на денежный вклад.

С помощью учителя решать задачи на расчёт доходов  по вкладу, размер начислений сложных процентов по срочным вкладам и платы за банковский кредит.

4.8 Страховые услуги. Страхование.

44-47

Обязательное, добровольное страхование; страховой договор; страховой взнос; страховая сумма.        

Страховой случай, страховая компания.        

Контрольная работа №3 по теме: «Человек как потребитель».        

Работа над ошибками        .

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа №3 по теме: «Человек как потребитель».

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:

страхование; страховой договор; страховой взнос.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  об обязательном и добровольном страховании, о видах страховых услуг, о договоре страхования, страховых взносах, страховой сумме, страховом случае, о способах получения информации о надёжности страховой компании;

Об различии обязательного страхования от добровольного; ознакомиться с правилами заполнения бланков страхового полиса(договора); анализировать ( с помощью учителя) реальные случаи, предостерегающие от всевозможных каверз со стороны страховых компаний.

4.9 Нотариальные услуги. Платные медицинские услуги.

48-51

Нотариус(государственный и частный); пошлина за нотариальные услуги.        

Договор мены; дарственная; договор о дарении, о купле- продаже, о разделе имущества.        

Договор о наследовании приватизационного жилья, наследники первой и второй очереди.         

Практикум: решение экономических задач по теме: «Определение пошлины за нотариальные услуги».        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Определение пошлины за нотариальные услуги».        

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:  

нотариус; дарственная; договор  о купле- продаже, о разделе имущества, о наследовании , наследники ,плата за услуги нотариуса.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление   о государственном и частном нотариусе; о наиболее распространённых нотариальных сделках (договор купли-продажи, дарении, обмене, разделе имущества, о наследовании приватизационного жилья); о наследниках первой и второй очереди; о госпошлине за нотариальные услуги; о платных медицинских услугах и правах потребителей, воспользовавшихся платной медицинской помощью; решать задачи экономического содержания ( с помощью учителя) на определение размера госпошлины за нотариальные услуги с учётом конкретных тарифов; анализировать ( с помощью учителя) реальные ситуации о порядке наследования приватизационного жилья, сюжеты, связанные с претензией пациентов к медицинским учреждениям по поводу ненадлежащим образом оказанной платной медицинской помощи.

                                         2. (5)    Человек как член общества

5.1Налоги.

1-4

Прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство.

Акциз, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция.

Практикум: решение экономических задач по теме: « Определение величины налога».

Закрепление по теме : «Налоги».

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: « Определение величины налога».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя читать, записать в словарь понятия: налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, декларация о доходах, налоговая инспекция.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника. Иметь представление  о налогах; о льготном налогообложении; о декларации доходов; о целях взимания налогов и направлениях расходования денег, собранных с помощью налогов; решать задачи экономического содержания ( с помощью учителя ) на определение величины подоходного налога граждан по конкретной налоговой ставке.

Основные понятия:

Прямые и косвенные налоги, подоходный налог на граждан, налог на имущество и наследство, акциз, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция.

5.2Социальная защита населения

5--12

Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь.        

Органы соц. защиты, адресная социальная помощь.        

Декларация о материальном положении семьи.        

Прожиточный минимум.        

Практикум: решение экономических задач по теме: «Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Прожиточный минимум».

Контрольная работа№4  по теме «Человек как член общества».        

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Практикум: решение экономических задач по теме: «Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь».

Практикум: решение экономических задач по теме: «Прожиточный минимум».

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

Контрольная работа№4  по теме «Человек как член общества».

С помощью учителя читать, записывать в словарь понятия:

 поддержка, денежная и натуральная помощь, органы соц. защиты, прожиточный минимум.

Самостоятельно пользоваться оглавлением и рубриками учебника.

Иметь представление  о первоочередных задачах правительства в области социальной политики; об основных категориях нуждающихся граждан; о видах и адресной направленности государственной социальной помощи; о критериях оценки нуждаемости семей, претендующих на адресную помощь; о недостатках системы социальных выплат; решать задачи экономического содержания ( с помощью учителя) на определение размера социального пособия малоимущим путём  вычисления разницы между прожиточным минимумом и фактическим доходом нуждающегося, оценивать ( с помощью учителя) нуждаемость семей на конкретных примерах,

Основные понятия:

Социальная поддержка, денежная и натуральная помощь, органы соц. Защиты, адресная социальная помощь, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум.

                                         4. Повторение.

Повторение.

1-4

Повторение пройденного.

Решение задач экономического содержания.

Работа с учебником. Решение задач экономического содержания. Деловая игра.

Нахождение в учебнике необходимого материала, пользуясь оглавлением и рубриками учебника (по заданию учителя).

Фронтальный опрос.

С помощью учителя повторить основные понятия из курса.

Повторить основные понятия.

4. Планируемые результаты освоения курса «Экономический практикум»

Планируемые результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- Знакомство с элементарными экономическими терминами;

- обсуждение  повседневных жизненных ситуаций, связанных  с экономикой;;

- обсуждение  ситуаций, связанных с разделением домашнего труда;

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

( с помощью учителя)

- отличать экономические термины от неэкономических;

-объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;

-различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет);

- принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с разделением домашнего труда;

- решать задачи экономического содержания;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.

- устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;

- иметь представление о заполнении  формы документов на приватизацию жилья;

- с помощью учителя ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;

- иметь представление о заполнении  бланка трудового контракта;

- иметь представление о  правилах заполнения  бланка  для постановки на учет в службе занятости

-воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

- формирование уважительного отношение к культуре других народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;

- развитие элементарных навыков самостоятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, тетрадь на печатной основе и др.);

- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности по предмету.

5.1 Учебно-методическое обеспечение программы

Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. - №5. – с.37-43.

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003

5.2 Интернет-ресурсы:

•        http://www.edu.ru/

•        http://school-collection.edu.ru/

•        http://fcior.edu.ru/

•        http://katalog.iot.ru/index.php

•        http://window.edu.ru/

•        http://rusedu.ru/

•        http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

.

5.3 Материально-техническое обеспечение рабочей программы

1. Персональный компьютер с выходом в интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 5 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 5 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 7 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 9 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Математике для 9 классов составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

Рабочая программа по этике 7,9 класс для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по этике для 7,9 класса составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (инт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 8 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптиро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 6 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адап...