"Выступление на методическом объединении"
материал по экономике (10, 11 класс) на тему

Русинова Светлана Михайловна

«Использование информационных

технологий в учебном процессе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie_2015.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей естествознания

учителя экономики
МКОУ Венгеровской СОШ № 2

 Русиновой Светланы Михайловны

«Использование информационных

технологий в учебном процессе»

16 февраля 2015 года

  1. Дан урок экономики в 10 классе по теме  «Предельные издержки» (план-конспект урока прилагается)
  2. Самоанализ урока:

Урок экономики по теме «Предельные издержки» проводился в 10 классе общеобразовательной школы, в котором экономика изучается по общеобразовательной программе (1ч в 10 классе +1ч в 11 классе) по программе Липсица И.В.

В разделе «Фирма и конкуренция» уже было дано 4 урока: 1) Виды фирм; 2) Что такое акционерное общество; 3)Экономический подход к понятиям издержек и прибыли; 4) Виды издержек и их экономическое значение.

Данный урок проводился в компьютерном классе с использованием компьютерного класса (8 рабочих мест учащихся + рабочее место учителя), мультимедийного проектора, экрана и принтера. Правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические нормы были соблюдены, так как эти учащиеся занимаются в компьютерном классе и прошли инструктаж по технике безопасности в начале года. Время, проведенное учащимися за компьютерами,  не превышало, как  и положено,  20 минут; кроме того, оно было разделено на две части во время урока. Были использованы следующие пособия и материалы: тест в электронном виде, тест «Впишите слова», подготовленный в текстовом редакторе Word и распечатанный на бумаге, задачи, подготовленные для решения в электронной таблице Excel, мультимедийная презентация.

Основные этапы урока традиционны: организационный момент, сообщение темы, целей и задач урока, мотивация обучения, актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания, объяснение нового материала, проверка первичного понимания и восприятия, решение задач с использованием нового понятия и понятий, изученных ранее, подведение итогов урока, обсуждение домашнего задания и рефлексия.  

Целью данного урока было знакомство с понятием предельных издержек, выяснение экономического смысла этого понятия, а также повторение понятий, связанных с фирмами, и отработка навыков решения задач на нахождение издержек фирмы.

Мотивация учебной деятельности была проведена с помощью обнаружения противоречия между имеющимися знаниями и поставленными задачами.

Были использованы опорные знания:

  • виды фирм, их отличие, преимущества и недостатки;
  • члены товариществ (полные товарищи и коммандисты);
  • виды акций (обыкновенные и привилегированные);
  • субсидарная и солидарная ответственность товарищей;
  • экономическая и бухгалтерская прибыль;
  • экономические и бухгалтерские издержки;
  • постоянные и переменные издержки;
  • средние издержки фирмы
  • формулы для расчета постоянных, переменных и средних издержек.

С точки зрения общедидактических принципов содержание урока было

научным (использованы сообщения о новейших достижениях и событиях в сфере экономики);

логичным (материал излагался последовательно и циклично);

доступным (весь материал изложен просто и понятно для учеников);

связано с практикой (в задачах использованы реальные факты);

В ходе урока использованы различные формы обучения: монологическая, диалогическая и полилогическая. Учеников привлекли различные, в том числе и нестандартные формы работы: индивидуальные ответы на вопросы теста, фронтальное обсуждение правильных ответов; знакомство  с новым материалом при помощи мультимедийной презентации; решение задач в парах.

На уроке были использованы различные информационные технологии:

1) интерактивный тест при проверке домашнего задания;

2) карточки, подготовленные и распечатанные в текстовом редакторе Word при актуализации опорных знаний;

3) мультимедийная презентация для проверки тестов и объяснения нового материала;

4) файлы электронной таблицы Excel, подготовленные для решения экономических задач.

Учащиеся заинтересовались на уроке интересными фактами и нестандартными ситуациями, проявляли активность и самостоятельность, были организованы и дисциплинированы.

Учитель уважительно и внимательно выслушивал всех учеников, все задания были проверены и выданы правильные ответы. Использовалась на уроке ситуация успеха, одобрения, поддержки. Обращение к учащимся по именам, беседа строилась на равных. Оценки за урок мотивированы и объективны. Как показал этап подведения итогов урока, основная масса учащихся сознательно и достаточно глубоко усвоила материал.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, было подробно объяснено учащимся. Также было проведено обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учащихся.

В конце урока проведена рефлексия. Ее итоги:

2 чел    (12,5 %)  – интересно, но не все понятно;

12 чел  (75 %)     – понятно и интересно,

2 чел    (12,5  %) – понятно, интересно и хочу еще почитать по этой теме.

Считаю, что основные цели урока достигнуты.

3. Отдельно хочу обратить внимание на применение информационных технологий на уроке:

На уроке были использованы:

1) интерактивный тест при проверке домашнего задания;

2) карточки, подготовленные и распечатанные в текстовом редакторе Word при актуализации опорных знаний;

3) мультимедийная презентация для проверки тестов и объяснения нового материала;

4) файлы электронной таблицы Excel, подготовленные для решения экономических задач.

Компьютерная революция, совершившаяся на наших глазах в течение двух последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Уникальное положение в этой системе занял персональный компьютер: с одной стороны он стал естественным объектом учебного процесса, с другой – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

Информатизация образования, как процесс интеллектуализации деятельности обучающегося и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств информационных и коммуникационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды,  сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения. Этот процесс в сфере образования инициирует:

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования в соответствии с современными достижениями науки, техники, производства, информатизации и коммуникации различных сфер жизнедеятельности;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных умений и навыков в соответствии с будущим профилем деятельности;
  • совершенствование организационных форм и методов учебной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого;
  • совершенствование управления образованием на основе автоматизированных банков данных;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информационные технологии стали одним их наиболее эффективных средств, используемых при реформировании и совершенствовании системы образования, поскольку знания, умения и навыки, связанные с обработкой информации, приобретают все большую важность для современного человека.

Работу с компьютером и прикладными программами изучают в школах, училищах, техникумах и ВУЗах. В стране действует разветвленная сеть независимых курсов компьютерной грамотности. Учителя физики и химии, математики и биологии, русского языка и истории все шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Неоценимую пользу оказывают компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, рефератов и других работ. Круг практического применения компьютеров, ранее ограничивавшийся занятиями по информатике, сегодня разорван. Персональный компьютер на уроках следует рассматривать как современное средство технического обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся.

Что дает компьютер для обучения?

  • повышает мотивацию учения за счет новизны деятельности;
  • реализует принцип индивидуального подхода в обучении;
  • повышает активность и самостоятельность каждого учащегося в познавательном процессе;
  • совершенствует навыки рефлексии собственной познавательной деятельности;
  • повышает оперативность обучения, тренингов, опроса;
  • осуществляет дифференцированный, личностно-ориентированный подход к учащимся;
  • развивает навыки творческой, проектной деятельности;
  • воспитывает культуру использования информационных технологий;
  •  формирует единую информационную картину мира.

В образовательных учреждениях информационные технологии осваиваются и используются обучающимися и преподавателями на уроке, при подготовке к уроку (при подготовке домашнего задания, раздаточного материала, информационных или технологических карт, выступления ученика и т.п.), в рамках групповой, проектной, исследовательской деятельности.

Возможности использования средств информационных и коммуникационных технологий позволяют прогнозировать возникновение принципиально нового  информационно-учебного между обучающимися, обучающим и средствами обучения, ориентированного на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности, с объектами предметной среды, их моделями и имитациями.

Активное информационно-учебное взаимодействие учебного между обучающимися, обучающим и средством обучения, функционирующим на базе информационных и коммуникационных технологий, осуществляется тремя компонентами системы:

Это информационно-учебное взаимодействие предполагает проявление партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществления возможного влияния, оказываемого каждым из них на другие. Эта особенность является одним из существенных признаков учебного процесса с использованием средств информатизации и коммуникации и определяет суть инноваций, реализуемых при этом.

Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной:

  • видео- и анимационные фрагменты с демонстрацией явлений, опытов, технических приложений;
  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного, диагностического);
  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
  • лабораторные, практические работы;
  • прикладные программы вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей;
  • модели технических устройств и процессов в специальных средах;
  • исторический, справочный, табличный материал;
  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, когда ученикам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
  • анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы.

Подготовка компьютерного урока – вещь трудоемкая, зачастую даже один такой урок «стоит» не один десяток часов: надо придумать сценарий, включить его в цепочку последовательно изучаемых тем, найти и отработать подходящую программу, настроить параметры программы, «прогнать» ее, подготовить раздаточные материалы. И все это не спасет от многочисленных непредвиденных ситуаций в системе компьютер - программа – ученик.

Обучение, даже с использованием современных технологий, без учета требований педагогики не приносит желаемого результата. Для эффективного обучения исключительно важен человеческий фактор. Необходимо использовать возможности, представляемые компьютером, так, чтобы создать обратную связь между учителем и учениками.

Итак, что же дает применение информационных технологий в школе?

Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению любой дисциплины, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера дает возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с соратниками, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Дает возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Стимулирует процесс совместного творчества с учителями других предметов. Компьютер позволяет создать базу данных мониторинга успеваемости учащихся, с помощью которой можно более эффективно следить за динамикой своих результатов. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Родителям. Дает уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребенку, ценя его знания и умения.

Таким образом, информационные технологии могут и должны обеспечить более высокую эффективность учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ТЕМА:  «  РАЗВИТИЕ    УСТНОЙ  РЕЧИ  У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ                  СРЕДСТВАМИ ...

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».

В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....

выступление на методическом объединении "Дидактические основы развития одарённости учащихся"

Дидактические основы развития одаренности учащихся.         Вполне очевидно, что важнейшей проблемой прогресса общества  является сохранение и развитие ода...

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...