Урок по теме: «Инвестирование. Анализ доходности и рисков»
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Шапкина Елена Викторовна
Что такое инвестиции. К шестой главе курса «Основы финансовой грамотности» посвящена инвестициям. Рассматриваются вопросы: - для чего нужны инвестиции; - во что можно инвестировать; - как работают инвестиции; - что можно инвестировать кроме денег; - какой доход приносят разные активы; - как управлять рисками при инвестировании и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shapkina_rabota_investirovanie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областная научно-практическая конференция обучающихся и педагогов образовательных организаций Самарской области «Финансовая грамотность: финансовая безопасность и финансовая стабильность»

Методическая секция для учителей

Тема: «Инвестирование. Анализ доходности и рисков»

Автор: Шапкина Елена Викторовна

Учитель экономики

Высшей квалификационной категории

 МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара

Самара 2018

Содержание.

  1. Введение

Изучение основ финансовой грамотности

  1. Уроки по финансовой грамотности
  1. Школьный курс  «Основы финансовой грамотности»
  2. Что такое инвестиции.
  3. Урок по теме: «Инвестирование. Анализ доходности и рисков»
  1. Выводы
  2. Приложение
  3. Список литературы

1.        Введение

Изучение основ финансовой грамотности

                     Актуальность данной тематики продиктована  особенностями  развития  финансового рынка на современном этапе: с одной стороны,  информационные  технологии  открыли  доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому  рынку  для  неподготовленного  потребителя  приводит  к  дезориентации  в вопросах собственной ответственности за  принятие  решений.  Это,  в  свою  очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке,  жизни  не  по  средствам.  Кроме  того,  отсутствие  понимания  важности  финансового  планирования  с  помощью  накопительных,  страховых,  пенсионных  программ может создавать дополнительные проблемы у населения

               Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли  в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.  

             Обучение основам финансовой грамотности в школе является современным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

2. Основная часть.

        2.1.        Школьный курс  «Основы финансовой грамотности»

                  В рамках пилотного Проекта минфина "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", в нашей Гимназии с прошлого учебного года введён курс  «Основы финансовой грамотности». Основной целью которого  является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся общеобразовательных школ. Основные содержательные линии курса:

•        личное финансовое планирование;

•        депозит;

•        кредит;

•        расчётно-кассовые операции:

•        страхование;

•        инвестиции;

•        пенсии;

•        налоги;

•        финансовые махинации.        

            Каждый раздел включает, как теоритическую часть, так и практическую: практикумы, тренинги, моделирующие и деловые игры. Так как  лучший способ стать финансово грамотным – заниматься практикой как можно больше. Данные навыки помогут человеку более уверенно чувствовать себя в ситуациях экономической нестабильности, помогут выработать у себя полезные финансовые привычки: планировать и учитывать свои финансы, рационально использовать их, создавать сбережения и капитал для инвестирования; сформируют умения налаживать отношения с банками, страховыми компаниями и другими участниками финансового рынка.

2.2.        Что такое инвестиции.

Шестая глава курса «Основы финансовой грамотности» посвящена инвестициям.

Рассматриваются вопросы:

- для чего нужны инвестиции;

- во что можно инвестировать;

- как работают инвестиции;

- что можно инвестировать кроме денег;

- какой доход приносят разные активы;

- как управлять рисками при инвестировании и т.д.

В широком смысле инвестиции – это вклад в будущее. Многие люди считают, что настоящими инвестициями могут быть только вложения в реальные активы, такие, как недвижимость, золото, драгоценные камни, предметы искусства. Большинство реальных активов можно увидеть и потрогать, а это даёт психологическую уверенность, что их ценность не пропадёт. В то же время к реальным инвестициям также относятся вложения в нематериальные активы, такие, как патенты, авторские права и ваш собственный человеческий капитал, например, хорошее образование. Но инвестиции не ограничиваются реальными активами. Многочисленные финансовые активы значительно расширяют возможности для вложений. Инвестируя в какой-либо финансовый актив, вы приобретаете право на получение дохода, который определяется согласно заранее оговоренным правилам. Например, банковский депозит даёт вкладчику доход в виде процентов, при этом вы можете выбрать срок, валюту, возможность пополнения и другие опции. Необходимо отметить, что финансовые активы подходят для инвестирования как крупных, так и незначительных сумм. Едва ли вам удастся  приобрести на тысячу рублей реальные активы в виде драгоценных камней или недвижимости, а через финансовые инструменты это сделать можно.

2.3. Урок по теме: «Инвестирование. Анализ доходности и рисков»

Целевая аудитория: 9 класс, 14-15 лет

План занятия:

1. Оргмомент, вступительное слово учителя

2. Информационная часть.

3. Практическая часть

4. Аналитическая часть.

5. Итог занятия.

Цель:

- способствовать формированию представления об инвестировании  как способе распоряжении деньгами;

- развивать умение анализа доходности и рисков разных инвестиционных продуктов;

- способствовать формированию ответственности за принимаемые финансовые решения.

1. Сначала  предлагаем ученикам  обучающую  игру.  Для  игры  нам  

понадобятся  игральные  кости  (вы  можете  заранее  попросить  учеников  

принести их из дома). Разбиваем класс на 4-5 команд, каждая  из  которых  на старте имеет свои  1000 р. И  может  приобрести  5  любых  акций:  напри-

мер, 1 акцию «Тюльпана», 2 «Розы» и 2 «Астры» — или вложить все деньги

в «Розу».

2.Оцениваем ситуацию на фондовом рынке:

Акции компании  «Роза»,  «Тюльпан»  и  «Астра» сегодня стоят одинаково – по 200 руб. за акцию. Но через месяц цена каждой акции может измениться и принять любое из пяти значений с равной вероятностью

Роза

Тюльпан

Астра

180

160

190

190

190

200

210

210

210

230

250

220

250

270

230

3.Ход игры:

3.1 Команды определяются, во что инвестируют свои средства

3.2 Затем команды бросают игральную кость за каждую из акций

 Выпадает  «1»  —  значит,  реализовалось  самое  низкое  из  возможных  значений  цены, «5» — значит, самое высокое, «6» — перебрасываем.

Пример: команда покупает 3 акции «Розы» и  2 акции «Астры». Кидаем за «Розу», выпадает «3», записываем: 210 х 3 = 630. Кидаем за «Астру», выпадает «6», перебрасываем, выпадает «1», записываем: 190 х 2 = 380. Итого у команды оказалось 380 + 630 = 1010 р. Выигрыш составил 10 р.

3.3 Команды подсчитывают, сколько они заработали или  потеряли.

3.4 Определяем  победителей,  после чего они рассказывают,  какую  стратегию выбрали и почему.

  1. Анализ.

 Теперь,  когда  учащиеся  на  своём  собственном  опыте  испытали  

понятие риска, приступаем к анализу ситуации

4.1 Так как каждый из 5 случаев происходит с равной вероятностью,

ожидаемую  цену  акций  можно  посчитать  как  среднее  арифметическое.  

Ожидаемая  цена  акций  «Розы»  равна  (180  +  190  +  210 +  230 +  250) : 5  =  212 руб. Тогда ожидаемая доходность равна (212 – 200) / 200 = 0,06 или 6 %.

           Для «Тюльпана» ожидаемая  цена  равна  (160  +  190  +  210  +  250  +  270) : 5 =  216 руб,  а  доходность  —  (216  –  200)  /  200  =  0.08 или 8  %.

          Для  «Астры»  ожидаемая  цена  равна  (190  +  200 + 210 + 220 + 230) : 5 = 210 руб, а доходность — (210 – 200) / 200 = 0.05 или 5 %. 

          Таким образом, самая высокая ожидаемая доходность — у «Тюльпана».

4.2  При этом разброс потенциальных значений больше всего  у  «Тюльпана».  Поэтому  «Тюльпан»  самый  рискованный:  с  вероятностью  20  %  вы  можете  потерять  10  р.  (это  характерно  для  всех  трёх  акций),  с  вероятностью 20 % — 40 р. (такие большие потери возможны только при вложении  в  «Тюльпана»).  Наименьшим  риском  обладает  «Астра».  У  вас  есть только 20 %-ная вероятность потерять 10 р. В остальных исходах вы либо  улучшаете  своё  финансовое  состояние,  либо  остаётесь  на  прежнем уровне

 4.3  На этом этапе, с учётом проведённого анализа учащимся можно предложить повторить игру и предложить проигравшей команде отыграться

5. Подведение итогов.

Ответ на вопрос: «Какие же акции покупать выгоднее?»

Это провокационный вопрос, так как единого правильного ответа на него нет. Так как среди акций нет акции, обладающей строгим преимуществом  (т.  е. одновременно  и  с  низким  риском,  и  с  высокой  доходностью),  выбор  будет  индивидуален.  Ученики,  более  склонные  к  риску,  могут  выбрать  акции  компании  «Тюльпана»,  обладающие  самой  высокой ожидаемой доходностью. Другие же предпочтут самую надёжную  «Астру»  или  сбалансированную  «Розу».  Опросите  учеников,  что  они  выбрали  и  почему.  Также  можно  попробовать  диверсифицировать  риски и разделить деньги между тремя компаниями. К сожалению, из условия задачи непонятно, являются ли эти три компании независимыми или все они принадлежат одной отрасли, тесно связаны между собой и растут или падают вместе. Поэтому неясно, насколько сильно диверсификация поможет снизить риски. Но хуже от неё точно не будет.

  1. Выводы

При инвестировании невозможно избежать рисков, поэтому нужно научиться  ими грамотно управлять.  Важнейшая задача  каждого инвестора – найти оптимальный баланс между приемлемым уровнем риска и желаемой доходностью. «Осведомлён – значит, вооружен» - так говорили в Древнем Риме. Применив этот принцип к инвестициям, можно сказать: вкладывайте только в те инструменты, суть которых вам понятна. Постарайтесь получить как можно больше информации о том активе, в который вы собираетесь вложить свои деньги. Определите источники, за счёт которых этот инструмент приносит доход. Проанализируйте риски, которые угрожают вашему доходу. Выясните стимулы, которыми руководствуется финансовый посредник, предлагая вам свой продукт. Все это не гарантирует, что выбранный вами актив всегда будет в плюсе, однако это поможет вам уберечь свой капитал от потерь по заведомо невыгодным предложениям.

  Управление рисками – это ключ к успешному инвестированию. Лучшие инвесторы – не те, кто избегает рисков, а те кто осознанно их принимает и правильно распределяет свои вложения между разными инструментами.

  1. Приложение

Технологическая карта урока.

Действия педагога

Содержание

Действия обучающихся

1. Организация урока

 

 

2. Проведение обучающей игры

1. Теоретическая часть: Что такое инвестиции? Как выбрать активы

Понимать, что такое инвестирование, их виды и формы.

 

2. Практическая часть: организация и проведение игры

Инвестирование своих средств в акции трёх компаний

3. Подведение итогов.

 Расчёты и анализ сложившихся ситуаций на фондовом рынке

Подсчёт доходов (убытков). Формулирование вопросов по теме.

  1. Список литературы:

1.Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций – 2-е издание – М. Просвещение, 2017

2. Жданов А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО – М.: ВИТВ-ПРЕСС, 2015

3. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: Учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев – М.: Просвещение, 2017 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах...

Урок по теме"Обучение анализу лирического текста" 5класс

Повторение и закрепление знаний по теме "изобразительно-выразительные средства", проверка знаний терминолгии и умения находить в тексте. Данная работа может  быть использована в  5...

Урок по теме "Лингвистический анализ текста" в 10 классе

Содержит материалы для лингвистического анализа текста в 10 классе по программе С.И.  Львовой....

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ Тема: Урок - деловая игра «Инвестирование. Анализ доходности и рисков»

Технологичная карта урока по теме :"Инвестирование. Анализ доходности и рисков" Предмет: Финансовая грамотность Продолжительность занятия : 40 минут. Класс: 9 Тема: «Инвестирование. Анализ доходно...

Семинар-практикум для одарённых детей. Урок по теме "Этимологический анализ слов русского языка""

Этимология определяется как совокупность исследовательских методов, направленных на раскрытие происхождения слов...

Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...