Творческий отчет педагога-психолога
учебно-методический материал

Дудуп Наталья Алдын-ооловна

Творческий отчет педагога-психолога для аттестации на высшую квалификационную категорию 

Творческий отчет

педагога-психолога

 

Общие сведения о педагоге:

Ф.И.О. педагога: Дудуп Наталья Алдын-ооловна

Место работы и должность: МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын Эрзинского кожууна Республики Тыва, педагог-психолог

Стаж работы в должности: 10 лет

Стаж работы в ОУ: 15 лет

Квалификационная категория: первая

Категория, на которую аттестуется педагог: высшая 

                                                                                                                                                               Пояснительная записка

Введение

Деятельность педагога-психолога в рамках психологического сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Основная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

•          создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

•          анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

•          содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;

•          формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,

•          профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.

•          повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;

•          сопровождение процесса адаптации учащихся к обучению в школе в 1, 5, 10 классах;

  •      оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

Моя работа осуществляется по следующим основным направлениям:

1.         Психодиагностическая работа.

2.         Коррекционно-развивающая работа.

3.         Консультативная работа

4.         Просветительская работа 

5.         Профилактическая работа

6.      Организационно-методическая работа

Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школы для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога, на основе республиканского плана профилактических мероприятий на учебный год. Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Уверена, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха.

Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

Консультативная работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.  Мною проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов, родителей, учащихся.

На данный момент, актуальной является консультативная помощь родителям нашей школы в рамках реализации федерального проекта «Помощь семьям, имеющим детей». Данная форма работы помогает взрослым и родителям  в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, учащимся  помогает, своих профессиональных способностей,  в раскрытии самого себя.

 Просветительская деятельность осуществляется мною  в разной форме (лекции, семинары, тренинги, родительские собрания и др.), основная профилактическая программа работы с родительской общественностью является программа «Заботливый родитель».  В ходе работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделирую ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов школы, классных руководителей. Выступаю на семинарах для педагогов, готовлю выступления на педагогические советы, провожу тренинги, классные и общешкольные родительские собрания.

Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы.

Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике вредных привычек  и пропаганде здорового образа жизни школьников, формированию навыков уверенного поведения, умениям и навыкам справляться с агрессией и конфликтным поведением.

Также мною проводятся профилактические мероприятия по подготовке к государственной итоговой аттестации  для выпускников, реализуется программа «Эффективный учитель - успешный ученик», ведется системное сопровождение участников губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием».

Организационно-методическая работа, проводимая мной включает в себя следующие направления деятельности:  анализ и планирование, разработка развивающих и коррекционных программ, разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов, оформление психологических игр, пополнение стимульного материала, оформление тематических папок,  ведение отчетной документации, работа с методической и научно-популярной литературой, создание стимульного материала к программам, подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями, использование интернет ресурсов, ЦОР, ЭОР, участие в работе кожуунного методического объединения педагогов-психологов, обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.

 

Аналитическая часть.

Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные особенности. В своей работе я использую следующие технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные  технологии,  личностно-ориентированные, игровые  технологии, также активно применяю метод сказкотерапии в начальной школе.  В целях снятия напряжения часто применяю в работе методы арт-терапии и метод рисования мандал. Наиболее любимый мною метод, применяемый в работе это – музыкотерапия, достаточно часто практикую групповые музыкальные, танцевальные переменки, пятиминутки, игры, часто в этом мне помогают члены отряда ЮППП «Psyline».

Среди применяемых мною психодиагностических методик можно назвать следующие методики: методика «Шкала тревожности» Кондаша, Спилберберга-Ханина, анкеты для определения школьной мотивации, опросник «Чувства в школе», «Цветные письма», опросник ДДО Климова,  анкета готовности к выбору профессии Успенского, опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши, анкета Чибисовой «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ», опросник «Подверженность экзаменационному стрессу» Гусакова и Семенова, тест Айзенка на определение типов темперамента, Филипса на определение школьной тревожности, опросник Басса-Дарки, тест-опросник родительского отношения, тест Мюнстенберга, методика «10 слов» Лурия, тест интеллектуальной лабильности Козлова, интенсивность интеллектуальной потребности Фридмана и т.д.

            Основными профилактическими программами, используемые мной являются региональные подпрограммы «Несущая свет», «Тропинка к своему Я», «Заботливый родитель», адаптированные для нашей школы, муниципальные и школьные программы по профилактике суицидального поведения школьников, развитию навыков здорового образа жизни, также ведется психологическое сопровождение детей с ОВЗ  по адаптированной образовательной программе «Лучик света».

Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, проектов.

  • Реализация мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», региональных проектов «Шаг в профессию», «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», «Кыштаг для молодой семьи»;
  • Методическая профилактическая программа «Кристаллы здоровья», основанная на психологическом сопровождении с использованием философии буддизма (1 место в республиканском конкурсе проектов «Кристаллы здоровья») – авторская разработка.

Психолого-педагогическая работа проводится соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога на основе республиканского календаря профилактических событий. 

Количество проведенных коррекционно-развивающих занятий за три учебных года, включая внеурочные занятия в рамках психолого-педагогического сопровождения

ФГОС начального образования

Учебный год

Количество занятий

Индивидуальных

Групповых

2016-2017

98

8

90

2017-2018

                    123                   

17

106

2018-2019

140

4

136

Количество проведенных консультаций за три учебных года

Уч. год

Всего

консул.

Кол-во

консультаций

Педагоги

Обучающиеся

Родители (лица, их заменяющие)

 

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

2016-2017

90

 68

22

10

4

40

12

18

6

2017-2018

102

84

18 

6

68

8

12

4

2018-2019

116

90

26

6

7

69

14

15 

5

Статистические данные детского суицида и попыток его совершения

 в разрезе трех учебных лет

№ п/п

Формы суицидального поведения

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

Завершенный суицид

0

0

0

2

Парасуицид

0

0

1

 

Итого:

0

0

1

С ученицей, совершившей попытку суицида реализована программа индивидуального сопровождения, консультирование родителей, работа по нормализации детско-родительских отношений в семье, девочка прошла курс реабилитации в Центре психологического здоровья детей и подростков Республики Тыва, успешно сдала ОГЭ в основной период сдачи ГИА, на данный момент, обучается в ССУЗе РТ.

В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика два раза в год в период проведения республиканского месячника психологического здоровья (октябрь, март каждого года) по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом, по итогам тестов велась коррекционная работа с детьми «группы риска». Отмечается стабильное снижение детей «группы риска», выявленных в период первого этапа МПЗ (октябрь), на второй период МПЗ (март), так как с ними проводились мероприятия по сопровождению, снижению факторов риска, тревожности, нормализации детско-родительских отношений.

Результаты диагностики МПЗ за три учебных года

Учебный год

1 этап

2 этап

Всего снято с учета педагога-психолога

2016-2017

12

3

9

2017-2018

16 

5

11

2018-2019

23

3

20  

Ежегодно проводится тестирования учащихся 8-11 классов по профориентации по различным методикам в целях выявления более точного определения профессиональных склонностей и интересов, индивидуальные консультации для учащихся по итогам тестирования, консультирование родителей по результатам теста, выработка рекомендаций.

В 2019 году проведено социально-психологическое тестирование в режиме онлайн по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы. Среди 64 участников тестирования «группы риска» не выявлено. 

Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.  Так же коррекционно-развивающая работа велась и в индивидуальном режиме. Коррекционно-развивающая работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. С учащимися были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, совместные развивающие игры, наблюдения, беседы, методы арт-терапии, сказкотерапии, релаксации, участие в акциях «Детский телефон доверия», «Голубь мира», «Мы за ЗОЖ». Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы.

В рамках консультирования большую роль играет работа с родителями, которая в основном сводилась к индивидуальным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка; проблемам межличностных отношений в семье и детском коллективе; о развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

        Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формировании потребности и готовности к труду в условиях современного рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Оно реализуется через учебно-воспитательный процесс,  внеурочную и внешкольную работу.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. Поэтому одним из направлений работы в МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын  по социальной адаптации детей, подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.

Основные задачи профориентационной работы в МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с.Нарын:  

· Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;

 · Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

· Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;

 · Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Основные направления работы в данном направлении:

Социальное партнёрство – эффективное решение желаемых результатов в профориентационной работе.

 Информирование обучающихся о востребованных на рынке труда профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства.

 Создание социального партнерства.  Изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств обучающихся.

Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации обучающихся по вопросам выбора профессии.

Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда.

 Организация встреч с представителями учебных заведений.

Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами, с которыми заключен договор о сотрудничестве (ТГУ)

Посещения дней открытых дверей учебных заведений.

 Работа с родителями: выступления представителей вузов/колледжей, педагогов-психологов, классных руководителей, администрации.

 Профессиональная ориентация в школе, проходит через профессиональное просвещение и профессиональные консультации.

Для профориентационной работы выделены 4  возрастные группы:

  1.  1 - 4 классы,
  2. 5 - 7 классы,
  3. 8 – 9  классы
  4. 10-11 классы

Значительную и особую часть моей деятельности занимает профориентационная работа в 1-11 классах.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание проводимой мною профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе игровую, трудовую и социальную.

5-7 классы: развитие у школьников личностного роста, смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности: представления о собственных возможностях и способностях, формирование положительного социального опыта, приобретение первоначального опыта в профессиональной деятельности. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса учащихся, групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии, формирование образовательного запроса, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям каждого ребенка.

 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде трудовой деятельности, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной профессии.

Информационное обеспечение обучающихся осуществляется через:

Информирование о профессиях обучающихся школы посредствам классных часов.

Информирование через сайт школы, информационный стенд.

Встречи обучающихся 10-11 классов с представителями вузов

Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и обучающихся группы риска о жизненных планах и перспективах

Информационные выступления педагога-психолога и завуча в рамках родительских собраний

 Оформление информационного стенда в фойе школы «Куда пойти учиться»

Тренинги по теме: «Какая профессия твоя и именно твоя?».

Помогаю учащимся  изучить самих себя, свои склонности, особенности внимания, мышления, памяти, для чего использую такие методики, как: «Тест Айзенка», «Кто думает левым?», «Уровень тревоги», игра-тренинг «Кораблекрушение»,   методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», Климова «ДДО», методити Йовайши в модификации Резапкиной.

 Знакомлю учащихся с миром профессий. В 10-11 классах мною реализуется программа по развитию навыков уверенного поведения «Путь к успеху». Данная программа реализуется мною с 2017 года в 10-11 классах. Проводимая  профориентационная работа помогает выпускникам определиться с выбором и поступить в соответствующие учебные заведения. С 2018 года мною было сделано обращение в Хурал представителей Эрзинского кожууна, членам Всероссийской партии «Единая Россия», мировому суду Эрзинского кожууна, межрайонному отделу полиции «Тандинский» о сотрудничестве и проведении профориентационных встреч с выпускниками старших классов. Данное предложение было принято данными организациями с большим энтузиазмом, В 2018 году под моим руководством учащиеся 10 и 11 классов нашей школы принимали участие в кожуунной «Своей игре», проводимой Судом Эрзинского кожууна, данное мероприятие было посвящено 25-летию Совета Судей РТ. Команды заняли 1 и 3 места в кожуунной «Своей игре».

С 2017 года мы  с выпускниками 10-11 классов ежегодно принимаем участие в кожуунных профориентационных встречах  с представителями Тувинского Государственного Университета и Бурятского Государственного Университета.

В 2018 году по устному обращению педагога-психолога в ВП «Единая Россия» удалось организовать профориентационную встречу выпускников 11 класса с представителями Хурала Представителей Эрзинского кожууна, врачами Эрзинской ЦКБ, начальником межрайонного отделения полиции «Тандинский», инспектором по делам несовершеннолетних кожууна, заместителем по социальной политике кожууна, заместителем директора Центра занятости населения кожууна, работниками военкомата и пожарной службы нашего кожууна на базе администрации Эрзинского кожууна. Данное мероприятие вызвало большой интерес выпускников и участников встречи, такой формат представляется работникам нашего кожууна достаточно востребованным, актуальным и жизнеспособным.

В 2019 году нами, учителями школы было принято участие в кожуунной педагогической  «Своей игре», также проводимой Судом Эрзинского кожууна. Данное мероприятие прошло в кожуунной детской библиотеке с привлечением наших выпускников с целью поднятия интереса к профессиям в области права и государственной службы.

Считаю, что проводимая мною работа по психолого-педагогическому сопровождению профессиональных способностей и склонностей, профориентации способствовала тому, что выпускники нашей школы 2018 года – учащиеся моего класса 100 % поступили в ССУЗы и ВУЗы Республики Тыва и России. На данный момент, выпускники 2018 года – учащиеся Аракчаа Аги обучается в Бурятском Государственном университете, Шириндиви Бямбасурэн и Демир-оол Туяна обучаются в Тувинском государственном Университете, золотая медалистка моего класса Хорчун Айгуль учится в Саратовском Государственном юридическом университете,  остальные выпускники этого года обучаются в Тувинском педагогическом колледже и медицинском колледже нашей республики.

Выпускники 2019 года Дудуп Диана, Серен Сай-Суу, Балган Наина и Кунаажап Алина также обучаются в ТГУ, ВУЗах Сибири и Монголии.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения губернаторского проекта  «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» в МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын является оказание профориентационной помощи, поддержки, развитие навыков саморегуляции, уверенности в собственных силах,  адресная подготовка обучающихся 11 класса, в чьих семьях нет членов семьи с высшим образованием. Сопровождение учащихся данной категории начинается уже в начальных классах, к 11 классу ученик полностью определяется с типом и направлением будущей профессиональной деятельности, учителя и родители (законные представители) также оказывают помощь в профессиональном самоопределении учащихся.  Деятельность педагога-психолога по сопровождению данного проекта включает в себя: групповые тренинги по психологической готовности к сдаче ЕГЭ, индивидуальное консультирование участников проекта, диагностика, беседы, консультации  с учащимися и членами их семей по требованиям данного проекта,   индивидуальное консультирование участников проекта:  подготовка рекомендаций по поступлению, буклеты по правилам поступления в Тувинский Государственный Университет, направлениям обучения бакалавриата и специалитета, ознакомление родителей участников с правилами и порядком проведения итоговой государственной аттестации, анализ и самоанализ подготовленности выпускников к предстоящим экзаменам, релаксация, усиленная методическая работа с учителями-предметниками выбранных предметов по выбору для получения оптимального количества баллов, необходимых для поступления в ТГУ. Сопровождение выпускников идет в тесном взаимодействии с реализацией проектов «Эффективный учитель – успешный ученик».

По итогам проведенных мероприятий отслеживается динамика по реализации губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием», в целом, следует отметить положительную динамику поступления выпускников 11 класса – участников губернаторского проекта в Тувинский государственный Университет. Ежегодно участники проекта «ОРВО» из нашей школы поступают на обучение в Тувинский Государственный Университет, отмечается стабильная динамика в данном направлении.

Ф.И. выпускника

Куда поступил

Факультет

Учебный год

1

Маажый Буяна

ТГУ

ЕГФ, химия и биология

2015

2

Чаанмай Чайна

ТГУ

ФМФ, математика, информатика

2015

3

Кожевникова Айслана

ТГУ

ЕГФ, химия и биология

2016

4

Седи Туяна

ТГУ

ФФ, русский язык и литература

2017

5

Демир-оол Туяна

ТГУ

ФФ, русский язык и литература

2018

6

Серен Сай-Суу

ТГУ

ИФ, специалист по работе с молодежью

2019

Проектная часть.

В дальнейшем, планирую продолжить профориентационную работу с учащимися 1-11 классов, особое внимание при этом уделяя диагностике и развитию познавательного интереса к выбранным профессиям. Особое внимание при этом, планирую уделить повышению компетентности культуры в области профориентации педагогов, классных руководителей и родителей МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын.

В  2020-2023 годах  совместно с организациями Эрзинского кожууна  нами, социально-психологической службой МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын под руководством заместителя председателя кожууна по социальной политике,  планируется проводить кожуунные квесты для выпускников «Один день из жизни работника…», Единые Дни профориентации, на данный момент, план взаимодействия с данными организациями находится на стадии согласования с Управлением администрации образования Эрзинского кожууна.

Целями данной деятельности являются массовая пропаганда общественного труда, развитие стойкого и осознанного интереса к рынку труда, наиболее востребованным профессиям, восполнение рынка труда нашего кожууна необходимыми специалистами по согласованию с Центром занятости населения, развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие навыков уверенного поведения, развитие социально зрелой и самодостаточной личности выпускников.

В рамках развития данного опыта мною планируется расширить профориентационную, просветительскую  работу с родителями школы, планирую привлечь к проведению профориентационных встреч знаменитых и авторитетных жителей нашего села, мастер-классов по приготовлению блюд нашей национальной кухни родителей нашей школы.

Также планирую начатую совместную продолжить работу по профориентации и нравственному воспитанию школьников в традициях буддийского мировоззрения  с представителями молодежного движения нашего села «Субедей агымы», священнослужителями Эрзинского кожууна.

Также мною периодически пополняется и обновляется пакет методических рекомендаций, памяток по профориентации для учащихся, родителей и классных руководителей школы, данные материалы опубликованы на сайте нашей школы, в социальных сетях, моем мини-сайте.

Заключение.

       В  МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын ведется целенаправленная и системная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества, потребностей Республики Тыва в квалифицированных кадрах. 

В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии, психолого-педагогические приемы и методы.

       Проводимая педагогом-психологом деятельность в области профориентации является достаточно эффективной, востребованной и актуальной. Поскольку именно педагог-психолог может более точно и полно рассказать учащимся об их способностях, умениях и склонностях, рекомендовать родителям и выпускникам направление профессиональной деятельности, в которой выпускник будет наиболее востребован и успешен.

       Данный опыт в области профориентационной деятельности актуален, ввиду того, что зачастую профориентационная деятельность не выходит за рамки образовательного учреждения, а привлечением специалистов именно нашего кожууна в качестве примеров успешных, состоявшихся личностей у учащихся вызывает большой интерес, стремление получить профессию, быть востребованным на рынке труда, помогает развить стойкую профессиональный интерес к определённому виду деятельности.  

      Далее планируется продолжить свою работу по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественной службы школы в профориентационной деятельности, содействие формированию у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

    Приложение: материалы на персональной странице https://nsportal.ru/dudup-natalya-aldyn-oolovna

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет

педагога-психолога

Общие сведения о педагоге:

Ф.И.О. педагога: Дудуп Наталья Алдын-ооловна

Место работы и должность: МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын Эрзинского кожууна Республики Тыва, педагог-психолог

Стаж работы в должности: 10 лет

Стаж работы в ОУ: 15 лет

Квалификационная категория: первая

Категория, на которую аттестуется педагог: высшая  

Пояснительная записка

Введение

Деятельность педагога-психолога в рамках психологического сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Основная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

•        создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

•        анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

•        содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;

•        формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,

•        профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.

•        повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;

•        сопровождение процесса адаптации учащихся к обучению в школе в 1, 5, 10 классах;

  •      оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

Моя работа осуществляется по следующим основным направлениям:

1.        Психодиагностическая работа.

2.        Коррекционно-развивающая работа.

3.        Консультативная работа

4.        Просветительская работа  

5.        Профилактическая работа

6.      Организационно-методическая работа

Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школы для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога, на основе республиканского плана профилактических мероприятий на учебный год. Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.

Уверена, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха.

Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

Консультативная работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.  Мною проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов, родителей, учащихся.

На данный момент, актуальной является консультативная помощь родителям нашей школы в рамках реализации федерального проекта «Помощь семьям, имеющим детей». Данная форма работы помогает взрослым и родителям  в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, учащимся  помогает, своих профессиональных способностей,  в раскрытии самого себя.

 Просветительская деятельность осуществляется мною  в разной форме (лекции, семинары, тренинги, родительские собрания и др.), основная профилактическая программа работы с родительской общественностью является программа «Заботливый родитель».  В ходе работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделирую ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов школы, классных руководителей. Выступаю на семинарах для педагогов, готовлю выступления на педагогические советы, провожу тренинги, классные и общешкольные родительские собрания.

Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы.

Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике вредных привычек  и пропаганде здорового образа жизни школьников, формированию навыков уверенного поведения, умениям и навыкам справляться с агрессией и конфликтным поведением.

Также мною проводятся профилактические мероприятия по подготовке к государственной итоговой аттестации  для выпускников, реализуется программа «Эффективный учитель - успешный ученик», ведется системное сопровождение участников губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием».

Организационно-методическая работа, проводимая мной включает в себя следующие направления деятельности:  анализ и планирование, разработка развивающих и коррекционных программ, разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов, оформление психологических игр, пополнение стимульного материала, оформление тематических папок,  ведение отчетной документации, работа с методической и научно-популярной литературой, создание стимульного материала к программам, подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями, использование интернет ресурсов, ЦОР, ЭОР, участие в работе кожуунного методического объединения педагогов-психологов, обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.

Аналитическая часть.

Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные особенности. В своей работе я использую следующие технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные  технологии,  личностно-ориентированные, игровые  технологии, также активно применяю метод сказкотерапии в начальной школе.  В целях снятия напряжения часто применяю в работе методы арт-терапии и метод рисования мандал. Наиболее любимый мною метод, применяемый в работе это – музыкотерапия, достаточно часто практикую групповые музыкальные, танцевальные переменки, пятиминутки, игры, часто в этом мне помогают члены отряда ЮППП «Psyline».

Среди применяемых мною психодиагностических методик можно назвать следующие методики: методика «Шкала тревожности» Кондаша, Спилберберга-Ханина, анкеты для определения школьной мотивации, опросник «Чувства в школе», «Цветные письма», опросник ДДО Климова,  анкета готовности к выбору профессии Успенского, опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши, анкета Чибисовой «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ», опросник «Подверженность экзаменационному стрессу» Гусакова и Семенова, тест Айзенка на определение типов темперамента, Филипса на определение школьной тревожности, опросник Басса-Дарки, тест-опросник родительского отношения, тест Мюнстенберга, методика «10 слов» Лурия, тест интеллектуальной лабильности Козлова, интенсивность интеллектуальной потребности Фридмана и т.д.

        Основными профилактическими программами, используемые мной являются региональные подпрограммы «Несущая свет», «Тропинка к своему Я», «Заботливый родитель», адаптированные для нашей школы, муниципальные и школьные программы по профилактике суицидального поведения школьников, развитию навыков здорового образа жизни, также ведется психологическое сопровождение детей с ОВЗ  по адаптированной образовательной программе «Лучик света».

Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, проектов.

  • Реализация мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», региональных проектов «Шаг в профессию», «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием», «Кыштаг для молодой семьи»;
  • Методическая профилактическая программа «Кристаллы здоровья», основанная на психологическом сопровождении с использованием философии буддизма (1 место в республиканском конкурсе проектов «Кристаллы здоровья») – авторская разработка.

Психолого-педагогическая работа проводится соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога на основе республиканского календаря профилактических событий.  

Количество проведенных коррекционно-развивающих занятий за три учебных года, включая внеурочные занятия в рамках психолого-педагогического сопровождения

ФГОС начального образования

Учебный год

Количество занятий

Индивидуальных

Групповых

2016-2017

98

8

90

2017-2018

        123         

17

106

2018-2019

140

4

136

Количество проведенных консультаций за три учебных года

Уч. год

Всего

консул.

Кол-во

консультаций

Педагоги

Обучающиеся

Родители (лица, их заменяющие)

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

Инд.

Груп.

2016-2017

90

 68

22

10

4

40

12

18

6

2017-2018

102

84

18  

4  

6

68

8

12

4

2018-2019

116

90

26

6

7

69

14

15  

5

Статистические данные детского суицида и попыток его совершения

 в разрезе трех учебных лет

№ п/п

Формы суицидального поведения

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

Завершенный суицид

0

0

0

2

Парасуицид

0

0

1

Итого:

0

0

1

С ученицей, совершившей попытку суицида реализована программа индивидуального сопровождения, консультирование родителей, работа по нормализации детско-родительских отношений в семье, девочка прошла курс реабилитации в Центре психологического здоровья детей и подростков Республики Тыва, успешно сдала ОГЭ в основной период сдачи ГИА, на данный момент, обучается в ССУЗе РТ.

В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика два раза в год в период проведения республиканского месячника психологического здоровья (октябрь, март каждого года) по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом, по итогам тестов велась коррекционная работа с детьми «группы риска». Отмечается стабильное снижение детей «группы риска», выявленных в период первого этапа МПЗ (октябрь), на второй период МПЗ (март), так как с ними проводились мероприятия по сопровождению, снижению факторов риска, тревожности, нормализации детско-родительских отношений.

Результаты диагностики МПЗ за три учебных года

Учебный год

1 этап

2 этап

Всего снято с учета педагога-психолога

2016-2017

12

3

9

2017-2018

16  

5

11

2018-2019

23

3

20  

Ежегодно проводится тестирования учащихся 8-11 классов по профориентации по различным методикам в целях выявления более точного определения профессиональных склонностей и интересов, индивидуальные консультации для учащихся по итогам тестирования, консультирование родителей по результатам теста, выработка рекомендаций.

В 2019 году проведено социально-психологическое тестирование в режиме онлайн по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы. Среди 64 участников тестирования «группы риска» не выявлено.  

Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.  Так же коррекционно-развивающая работа велась и в индивидуальном режиме. Коррекционно-развивающая работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. С учащимися были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, совместные развивающие игры, наблюдения, беседы, методы арт-терапии, сказкотерапии, релаксации, участие в акциях «Детский телефон доверия», «Голубь мира», «Мы за ЗОЖ». Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы.

В рамках консультирования большую роль играет работа с родителями, которая в основном сводилась к индивидуальным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка; проблемам межличностных отношений в семье и детском коллективе; о развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.

         

    Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию учащимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формировании потребности и готовности к труду в условиях современного рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Оно реализуется через учебно-воспитательный процесс,  внеурочную и внешкольную работу.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи. Поэтому одним из направлений работы в МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын  по социальной адаптации детей, подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.

Основные задачи профориентационной работы в МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с.Нарын:  

 Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся;

  Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

 Оказание помощи школьникам в решении профессионального самоопределения;

  Содействие формированию самостоятельного и осознанного выбора профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив.

Основные направления работы в данном направлении:

Социальное партнёрство – эффективное решение желаемых результатов в профориентационной работе.

 Информирование обучающихся о востребованных на рынке труда профессиях, путях их получения, возможностях трудоустройства.

 Создание социального партнерства.  Изучение с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств обучающихся.

Коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации обучающихся по вопросам выбора профессии.

Организация экскурсий на предприятия с целью знакомства с профессиями и организацией труда.

 Организация встреч с представителями учебных заведений.

Организация совместных мероприятий с вузами и колледжами, с которыми заключен договор о сотрудничестве (ТГУ)

Посещения дней открытых дверей учебных заведений.

 Работа с родителями: выступления представителей вузов/колледжей, педагогов-психологов, классных руководителей, администрации.

 Профессиональная ориентация в школе, проходит через профессиональное просвещение и профессиональные консультации.

Для профориентационной работы выделены 4  возрастные группы:

  1.  1 - 4 классы,
  2. 5 - 7 классы,
  3. 8 – 9  классы
  4. 10-11 классы

Значительную и особую часть моей деятельности занимает профориентационная работа в 1-11 классах.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание проводимой мною профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе игровую, трудовую и социальную.

5-7 классы: развитие у школьников личностного роста, смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности: представления о собственных возможностях и способностях, формирование положительного социального опыта, приобретение первоначального опыта в профессиональной деятельности. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные способности с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса учащихся, групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессии, формирование образовательного запроса, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям каждого ребенка.

 10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде трудовой деятельности, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной профессии.

Информационное обеспечение обучающихся осуществляется через:

Информирование о профессиях обучающихся школы посредствам классных часов.

Информирование через сайт школы, информационный стенд.

Встречи обучающихся 10-11 классов с представителями вузов

Индивидуальные беседы с «трудными» подростками и обучающихся группы риска о жизненных планах и перспективах

Информационные выступления педагога-психолога и завуча в рамках родительских собраний

 Оформление информационного стенда в фойе школы «Куда пойти учиться»

Тренинги по теме: «Какая профессия твоя и именно твоя?».

Помогаю учащимся  изучить самих себя, свои склонности, особенности внимания, мышления, памяти, для чего использую такие методики, как: «Тест Айзенка», «Кто думает левым?», «Уровень тревоги», игра-тренинг «Кораблекрушение»,   методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», Климова «ДДО», методити Йовайши в модификации Резапкиной.

 Знакомлю учащихся с миром профессий. В 10-11 классах мною реализуется программа по развитию навыков уверенного поведения «Путь к успеху». Данная программа реализуется мною с 2017 года в 10-11 классах. Проводимая  профориентационная работа помогает выпускникам определиться с выбором и поступить в соответствующие учебные заведения. С 2018 года мною было сделано обращение в Хурал представителей Эрзинского кожууна, членам Всероссийской партии «Единая Россия», мировому суду Эрзинского кожууна, межрайонному отделу полиции «Тандинский» о сотрудничестве и проведении профориентационных встреч с выпускниками старших классов. Данное предложение было принято данными организациями с большим энтузиазмом, В 2018 году под моим руководством учащиеся 10 и 11 классов нашей школы принимали участие в кожуунной «Своей игре», проводимой Судом Эрзинского кожууна, данное мероприятие было посвящено 25-летию Совета Судей РТ. Команды заняли 1 и 3 места в кожуунной «Своей игре».

С 2017 года мы  с выпускниками 10-11 классов ежегодно принимаем участие в кожуунных профориентационных встречах  с представителями Тувинского Государственного Университета и Бурятского Государственного Университета.

В 2018 году по устному обращению педагога-психолога в ВП «Единая Россия» удалось организовать профориентационную встречу выпускников 11 класса с представителями Хурала Представителей Эрзинского кожууна, врачами Эрзинской ЦКБ, начальником межрайонного отделения полиции «Тандинский», инспектором по делам несовершеннолетних кожууна, заместителем по социальной политике кожууна, заместителем директора Центра занятости населения кожууна, работниками военкомата и пожарной службы нашего кожууна на базе администрации Эрзинского кожууна. Данное мероприятие вызвало большой интерес выпускников и участников встречи, такой формат представляется работникам нашего кожууна достаточно востребованным, актуальным и жизнеспособным.

В 2019 году нами, учителями школы было принято участие в кожуунной педагогической  «Своей игре», также проводимой Судом Эрзинского кожууна. Данное мероприятие прошло в кожуунной детской библиотеке с привлечением наших выпускников с целью поднятия интереса к профессиям в области права и государственной службы.

Считаю, что проводимая мною работа по психолого-педагогическому сопровождению профессиональных способностей и склонностей, профориентации способствовала тому, что выпускники нашей школы 2018 года – учащиеся моего класса 100 % поступили в ССУЗы и ВУЗы Республики Тыва и России. На данный момент, выпускники 2018 года – учащиеся Аракчаа Аги обучается в Бурятском Государственном университете, Шириндиви Бямбасурэн и Демир-оол Туяна обучаются в Тувинском государственном Университете, золотая медалистка моего класса Хорчун Айгуль учится в Саратовском Государственном юридическом университете,  остальные выпускники этого года обучаются в Тувинском педагогическом колледже и медицинском колледже нашей республики.

Выпускники 2019 года Дудуп Диана, Серен Сай-Суу, Балган Наина и Кунаажап Алина также обучаются в ТГУ, ВУЗах Сибири и Монголии.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения губернаторского проекта  «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием» в МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын является оказание профориентационной помощи, поддержки, развитие навыков саморегуляции, уверенности в собственных силах,  адресная подготовка обучающихся 11 класса, в чьих семьях нет членов семьи с высшим образованием. Сопровождение учащихся данной категории начинается уже в начальных классах, к 11 классу ученик полностью определяется с типом и направлением будущей профессиональной деятельности, учителя и родители (законные представители) также оказывают помощь в профессиональном самоопределении учащихся.  Деятельность педагога-психолога по сопровождению данного проекта включает в себя: групповые тренинги по психологической готовности к сдаче ЕГЭ, индивидуальное консультирование участников проекта, диагностика, беседы, консультации  с учащимися и членами их семей по требованиям данного проекта,   индивидуальное консультирование участников проекта:  подготовка рекомендаций по поступлению, буклеты по правилам поступления в Тувинский Государственный Университет, направлениям обучения бакалавриата и специалитета, ознакомление родителей участников с правилами и порядком проведения итоговой государственной аттестации, анализ и самоанализ подготовленности выпускников к предстоящим экзаменам, релаксация, усиленная методическая работа с учителями-предметниками выбранных предметов по выбору для получения оптимального количества баллов, необходимых для поступления в ТГУ. Сопровождение выпускников идет в тесном взаимодействии с реализацией проектов «Эффективный учитель – успешный ученик».

По итогам проведенных мероприятий отслеживается динамика по реализации губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием», в целом, следует отметить положительную динамику поступления выпускников 11 класса – участников губернаторского проекта в Тувинский государственный Университет. Ежегодно участники проекта «ОРВО» из нашей школы поступают на обучение в Тувинский Государственный Университет, отмечается стабильная динамика в данном направлении.

Ф.И. выпускника

Куда поступил

Факультет

Учебный год

1

Маажый Буяна

ТГУ

ЕГФ, химия и биология

2015

2

Чаанмай Чайна

ТГУ

ФМФ, математика, информатика

2015

3

Кожевникова Айслана

ТГУ

ЕГФ, химия и биология

2016

4

Седи Туяна

ТГУ

ФФ, русский язык и литература

2017

5

Демир-оол Туяна

ТГУ

ФФ, русский язык и литература

2018

6

Серен Сай-Суу

ТГУ

ИФ, специалист по работе с молодежью

2019

Проектная часть.

В дальнейшем, планирую продолжить профориентационную работу с учащимися 1-11 классов, особое внимание при этом уделяя диагностике и развитию познавательного интереса к выбранным профессиям. Особое внимание при этом, планирую уделить повышению компетентности культуры в области профориентации педагогов, классных руководителей и родителей МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын.

В  2020-2023 годах  совместно с организациями Эрзинского кожууна  нами, социально-психологической службой МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын под руководством заместителя председателя кожууна по социальной политике,  планируется проводить кожуунные квесты для выпускников «Один день из жизни работника…», Единые Дни профориентации, на данный момент, план взаимодействия с данными организациями находится на стадии согласования с Управлением администрации образования Эрзинского кожууна.

Целями данной деятельности являются массовая пропаганда общественного труда, развитие стойкого и осознанного интереса к рынку труда, наиболее востребованным профессиям, восполнение рынка труда нашего кожууна необходимыми специалистами по согласованию с Центром занятости населения, развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие навыков уверенного поведения, развитие социально зрелой и самодостаточной личности выпускников.

В рамках развития данного опыта мною планируется расширить профориентационную, просветительскую  работу с родителями школы, планирую привлечь к проведению профориентационных встреч знаменитых и авторитетных жителей нашего села, мастер-классов по приготовлению блюд нашей национальной кухни родителей нашей школы.

Также планирую начатую совместную продолжить работу по профориентации и нравственному воспитанию школьников в традициях буддийского мировоззрения  с представителями молодежного движения нашего села «Субедей агымы», священнослужителями Эрзинского кожууна.

Также мною периодически пополняется и обновляется пакет методических рекомендаций, памяток по профориентации для учащихся, родителей и классных руководителей школы, данные материалы опубликованы на сайте нашей школы, в социальных сетях, моем мини-сайте.

Заключение.

       В  МБОУ СОШ имени Кыргыс Идама с. Нарын ведется целенаправленная и системная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества, потребностей Республики Тыва в квалифицированных кадрах.  

В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии, психолого-педагогические приемы и методы.

       Проводимая педагогом-психологом деятельность в области профориентации является достаточно эффективной, востребованной и актуальной. Поскольку именно педагог-психолог может более точно и полно рассказать учащимся об их способностях, умениях и склонностях, рекомендовать родителям и выпускникам направление профессиональной деятельности, в которой выпускник будет наиболее востребован и успешен.

       Данный опыт в области профориентационной деятельности актуален, ввиду того, что зачастую профориентационная деятельность не выходит за рамки образовательного учреждения, а привлечением специалистов именно нашего кожууна в качестве примеров успешных, состоявшихся личностей у учащихся вызывает большой интерес, стремление получить профессию, быть востребованным на рынке труда, помогает развить стойкую профессиональный интерес к определённому виду деятельности.  

      Далее планируется продолжить свою работу по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественной службы школы в профориентационной деятельности, содействие формированию у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

    Приложение: материалы на персональной странице https://nsportal.ru/dudup-natalya-aldyn-oolovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет педагога-психолога

Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет педагога-психолога.

Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.

Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Аналитическая справка-отчет педагога-психолога по результатам диагностики учащихся 4 классов в рамках внедрения ФГОС

В статье даётся отчёт о том, какие методы диагностики были использованы школьным психологом в ходе исследования, а также о том, какие результаты были получены....