Урок обществознания. 10 класс. Тема: Налоги
учебно-методический материал по экономике (10 класс)

Тема урока: Налоги

Цель урока: раскрыть сущность и роль налогов в жизни человека, общества, государства.

Задачи урока:

дать представление о налоговой системе и налоговой политике, научить оперировать знаниями и понятиями в конкретной ситуации, уметь выделять проблемы, учить отстаивать свою точку зрения;

развивать речь (расширение словарного запаса за счет новых понятий), развивать умения и навыки логического мышления, анализа фактов;

формирование гражданской позиции относительно позитивного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu_nalogi_kuzmin_va.docx308.66 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмин Владислав Александрович,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга

Класс: 10

Тема урока: Налоги

Цель урока: раскрыть сущность и роль налогов в жизни человека, общества, государства.

Задачи урока:

дать представление о налоговой системе и налоговой политике, научить оперировать знаниями и понятиями в конкретной ситуации, уметь выделять проблемы, учить отстаивать свою точку зрения;

развивать речь (расширение словарного запаса за счет новых понятий), развивать умения и навыки логического мышления, анализа фактов;

формирование гражданской позиции относительно позитивного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов.

личностных:

понимание значения и роли государства в регулировании экономической жизни общества, социальной ответственности участников экономической деятельности; сформированность экономических ценностных ориентаций;

метапредметных:

критическое осмысление социально-экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации социально-экономических изменений;

— совершенствование умения сравнивать различные точки зрения на роль государства в экономике;

— способность анализировать реальные экономические ситуации и определять собственное отношение к ним, оценивать их последствия;

— развитие способностей выполнять познавательные и практические задания на исследование несложных реальных экономических связей и зависимостей;

предметных:

Научатся давать определение понятиям: налоги, налоговая система, Налоговый Кодекс Российской Федерации.

1. Проверка домашнего задания письменно по вариантам.
Вариант 1.
 Инструменты государственного регулирования.
Вариант 2.
 Функции государства в современной рыночной экономике.

2. Актуализация знаний и опыта. Мотивация.

О. У. Холмс писал: «Налоги — эта та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе»

Как выдумаете, в чем смысл высказывания?

Что такое налоги? Как появились налоги?

Какие налоги платят ваши родители? Как они к этому относятся?

3. Изучение нового материала.

Учитель: Государственная власть во все времена нуждалось в средствах д л я своего содержания. Методы привлечения этих средств менялись в зависимости от уровня развития общества.

Представление презентации «История налогов» (индивидуальное домашнее задание учащегося).

 Учитель: Да, современная налоговая система — продукт длительного развития цивилизации. Она тесно как с развитием экономики, так и с развитием государства. Уплата налогов —конституционная обязанность граждан страны. Поэтому следует знать, какие налоги и когда надо платить.

Налоги— это установленные законом платежи в государственный и местные бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

Порядок и условия налогообложения определяются. Налоговым кодексом РФ и другими законодательными актами.

Любой налог имеет определенную структуру.

Выполнение задания на закрепление в формате ЕГЭ.

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

                       ПРИМЕРЫ                                                                 ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА

А) 1 см рабочего объёма двигателя                                 1) субъект налога

Б) легковой автомобиль                                                      2) объект налога

В) заработная плата                                                              3) источник уплаты налога

Г) земельный участок                                                           4) единица налогообложения

Д) Борис Михайлович                                                                          

                                                                                                                                               42321

Налоги выполняют различные функции.

Ознакомьтесь с материалом в учебнике, составьте и заполните в тетради таблицу.

Проверка таблицы.

функция

содержание

фискальная

Налоги формируют доход госбюджета

контрольная

Налоги позволяют контролировать деятельность фирм и учитывать доходы граждан

регулирующая

Налоги могут стимулировать или развитие

социальная

Налоги сглаживают неравенство доходов

поощрительная

Налоги отражают признание особых заслуг граждан

Учитель: Приведите конкретный пример проявления одной из функций налогов.

Какая из налоговых функций является, на ваш взгляд, самой главной? Почему?

Проанализируйте данные таблицы. Определите, какие функции налогов отражены в таблице.

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд р.

Вид поступлений

2015

2016

Налог на прибыль организаций

2598,8

2770,2

Налог на добычу полезных ископаемых

3226,8

2929, 4

Налог на доходы физических лиц

2806, 5

3017,3

Налог на добавленную стоимость

2448,3

2657,4

Акцизы

1014,4

1293,9

Имущественные налоги

1068, 4

1116,9

Учитель: Чтобы разобраться в разновидностях налогов, надо определить основные принципы их классификации. Выделяют следующие виды налогов:

• прямые и косвенные (по способам взимания);

• федеральные, региональные и местные (по уровням бюджета, в который они зачисляются);

• налоги с физических и юридических лиц (по налогоплательщикам).

Сегодня мы познакомимся с налогами по способу взимания (прямые и косвенные)

Принцип взимания налогов в зависимости от платежеспособности налогоплательщика породил следующие системы налогообложения:

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Известный французский актёр Жерар Депардьё решил покинуть родную Францию сразу после того, как к власти пришёл социалист Ф. Олланд. Как только Олланд решил ввести налог на роскошь в размере 75% от дохода более 1 млн евро в год, Депардьё отказался от французского гражданства. Этот налог планировали ввести сроком на два года начиная с января 2013 г. Цель — пополнить государственный бюджет, который пострадал в результате финансово-экономического кризиса. Налог на роскошь признали противоречащим Конституции Франции.

В России с предложением ввести налог на роскошь и перейти к прогрессивному налогообложению выступает партия «Справедливая Россия».

Как вы относитесь к инициативе введения налога на роскошь? Свой ответ аргументируйте.

4. Закрепление

Если налоги станут слишком большими для вас, то вы:

— скорее перестанете работать, чтобы не платить лишнего;

— будете платить налоги из последних возможностей, экономить, сокращать потребление;

— будете искать способы уклонения от уплаты налога;

— будете законными способами бороться за изменение системы налогообложения или предоставление себе налоговых льгот.

К каким последствиям может привести каждое из этих решений?

5. Рефлексия.

Учитель. В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить необходимо.

Составили ли вы свое мнение о налогах?

 (Учащимся предлагается выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов, которые находятся на столах.

Красный жетон: Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства.

Белый жетон: Нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

Синий жетон: Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж.

Подводятся итоги голосования).

5.Домашнее задание.

Обязательное: выучить материал по записям в тетради.


Вариативное: выполнить любое задание

1. «Налоги — зеркало экономики». Что означает эта фраза, с какой

функцией налогов она связана?

2. Вводя налог на отхожие места, римский император Веспасиан заявил,

что «деньги не пахнут». С какой функцией налогов связан этот афоризм?

Дополнительное: написать эссе по одному из высказываний

«Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.»

Екатерина II, российская императрица

 «Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.»

Николай Иванович Тургенев,

русский экономист,

 основоположник

 финансовой науки в России

«Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное.»

Франсуа Вольтер,

французский философ,

 писатель, историк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс

УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Методические материалы к уроку обществознание 11 класса тема:Налоги

Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы сегодня с вами должны составить об этом свое собственное мнение и выразить его с помощью весов, где на одну чашу вы соберете аргументы в польз...

Презентация по обществознанию на тему: "Налоги"

Презентация по обществознанию на тему: "Налоги"...

Разработка урока обществознания по теме: урок-практикум «Учимся дружно жить в классе» 6 класс

урок-практикум "Учимся дружно жить в классе" нацелен на создание общего проекта через проектную деятельность в группах, общий проект позволит учащимся решить межличностные проблемы, которые ...